Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.9 |
IMDb | 5.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Холокост 2000 |
английское название: |
Holocaust 2000 |
год: | 1977 |
страны: |
Италия,
Великобритания
|
слоган: | «He will destroy the world. No man can stop him. No man will even try. He is The Chosen.» |
режиссер: | Альберто Де Мартино |
сценаристы: | Серджо Донати, Альберто Де Мартино, Майкл Робсон |
продюсеры: | Маурицио Амати, Эдмондо Амати |
видеооператор: | Эрико Менцер |
композитор: | Эннио Морриконе |
художники: | Уберто Бертакка, Энрико Саббатини |
монтаж: | Винченцо Томасси |
жанры: | ужасы, фантастика, триллер, мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 ноября 1977 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 46 мин |
Нет смысла спорить с тем, что на сценарий «Холокоста 2000», имеющего еще одно название — «Огненный дождь», оказал огромное влияние вышедший годом ранее оскароносный «Омен». Сходство налицо. Тут и явившийся в наш мир Антихрист, и внезапные смерти всех, кто стоит на пути осуществления его планов, и опора на некие цифры и числа, означающие имя Антихриста, хотя это и не пресловутое число 666 (логические цепочки тут сложнее), а также наличие пророчества, указывающего на скорое пришествие Антихриста и последующий Апокалипсис. Все это приправлено страхом перед атомной энергией и протестами «зеленых»: пикетами в защиту окружающей среды, очень актуальными в то время. Третья составляющая сценария — это все еще популярное в семидесятых движение хиппи со своими идеями возвращения к природе, отказа от прогресса и цивилизации, жизни в гармонии среди цветов, питаясь плодами деревьев и играя с животными, не боящимися человека, что смыкается с экологической и антиядерной тематикой. Вот из этих трех составляющих: религиозной (приход Антихриста), экологической (страх перед развитием атомной энергетики) и идеями хиппи (отказ от цивилизации и прогресса) — состоит сюжетная основа истории, рассказанной нам Альберто Де Мартино.
Вообще-то Альберто Де Мартино не впервые снимал фильм на волне интереса к модной тематике. В 1974 году он снял своего «Антихриста», через год после шумного успеха «Изгоняющего дьявола», тоже на тему одержимости девушки злым духом, исследуя в нем как частный случай, так и тему вселения нечистого вообще, как религиозного феномена. И если атмосфера «Антихриста» серьезна, стремящаяся почти к документальности, то «Холокост 2000», при всей увлекательности сюжета и искренней тревоге за будущее Земли и человечества в целом, сквозит наивностью и излишне идеалистическим подходом к решению проблемы ядерного Апокалипсиса, неизбежно грозящему людям на Земле. Даже в конце 70-х лозунги движения хиппи многим казались утопическими. Что уж говорить о нашем времени, когда человечество плотно подсело на такую штуку, как Интернет, и не согласится расстаться с этим чудом прогресса даже под страхом Конца света? И еще одна мысль сквозит в фильме: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».
Именно благими намерениями был охвачен миллионер Роберт Кейн, когда решил построить на Ближнем Востоке огромную атомную станцию, которая дала бы дешевую электроэнергию странам третьего мира, помогла бы победить в них голод, нищету и безработицу. Ведь это дало бы мощный толчок развитию промышленности, транспорта, подняло бы экономику бедных развивающихся стран до невиданных доселе высот. В этом стремлении его горячо поддерживает сын Энджел, всем своим обликом и поведением оправдывающий имя. Носящий белые и светлые одежды, с тихим приятным голосом и ясными, чистыми, как у ангела, разве что холодноватыми глазами. А вот те, кто выступает против этого проекта, погибают один за другим случайными, но ужасными смертями. И перед этими самыми смертями мы видим уже знакомые нам приметы: внезапно поднимается ветер, мигает и гаснет свет, вдруг включается вентиляция, заклинивает автоматические двери, отказывают приборы в самолетах… Не отсюда ли черпали свое вдохновение создатели «Пункта назначения»?
Услышав библейское пророчество о приходе Антихриста, который уничтожит мир, залив его огненным дождем, Роберт Кейн погружается в пучину сомнений и страхов. Ему снятся кошмары, в которых человечество гибнет в море огня, извергаемого выходящим из моря змеем о семи головах, как на старинной гравюре в книге. И головы его так похожи на семь турбин его станции, которую планируют строить как раз на берегу этого моря. А головы змея украшены десятью коронами, как верхушки десяти коммутаторов — системой контроля и защиты. Все, как в пророчестве. Согласно этому пророчеству, Антихрист — это второй сын Роберта Кейна. И тут, очень кстати, его подруга, журналистка Сара Голан, сообщает, что беременна. При этом она категорически отказывается от врачебных осмотров, а предложение посетить церковь вызывает у неё истерику и панический побег, что только подтверждает опасения Роберта и верность пророчества. Что также подтверждается словами араба -убийцы, пытавшегося зарезать Кейна со словами: «От твоего семени родится зло!»
Но больше всего о приходе Антихриста и грядущем Апокалипсисе свидетельствует формула 2?231, выданная компьютером в ответ на введенную в него программу проекта станции на предмет анализа её опасности. В зеркале эта формула, написанная светящимися цифрами на табло компьютера, читается как IESVS. То есть 2?231 — это имя Иисуса, прочитанное наоборот, а значит — это имя Антихриста. Кстати, тут мы видим число 23, входящее в имя Антихриста. Не это ли одна из причин, благодаря которой число 23 считают роковым? И именно слово IESVS высечено на стене пещеры у морского берега, рядом с высеченным тут же рисунком выходящего из моря семиглавого Зверя Апокалипсиса. И Роберт Кейн решает помешать приходу в мир Антихриста и строительству станции, пусть даже ценой собственной жизни.
Очень необычная и очень интересная роль тут у Кирка Дугласа, сыгравшего Роберта Кейна. Показав мятущегося, раздираемого сомнениями, страдающего от предательства и ужасающегося от страшной истины о личности Антихриста, Кирк Дуглас, несомненно, является украшением фильма. Этот поистине великий актер крайне редко радует своим появлением в фильмах жанра хоррор, и уже одним этим картина может быть нам интересна. Сыгравший его сына Энджела Саймон Уорд здесь очень выразителен в образе ангела-демона, главного врага Роберта и всего человечества, до поры до времени скрывающего свои цели и свой истинный облик. Жаль, что этому безусловно талантливому актеру капризная актерская судьба так и не дала проявить свои способности в полной мере.
Образ Сары Голан прописан значительно слабее, чем у ведущей пары Дуглас — Уорд. Агостна Белли красива, и этого для роли в принципе достаточно, но Белли постаралась наполнить роль эмоционально, сделать образ живее и объемнее. Особенно в той части фильма, где она защищает своего будущего ребенка от уничтожения. Хотя, конечно, до жути «Ребенка Розмари» тут далеко, да и задача такая режиссером не ставилась.
Сегодня «Холокост 2000» малоизвестен. И это кажется несправедливым, ведь фильм зрелищен, сюжет интересен, несмотря на некоторую его наивность и утопический финал, а актерская игра, без сомнения, способна порадовать зрителей. И смотря этот фильм сегодня и глядя на кадры с Ближнего Востока, поневоле задумаешься, будь там, в самом деле, тогда построены мощные атомные электростанции, не стали бы наши двухтысячные временем Апокалипсиса? Тем самым пророческим огненным дождем, сметающим человечество с лица Земли?
8 из 10
27 мая 2014
Начиная писать эту рецензию, я долго не мог подобрать слова… Этот фильм, снятый в 70-е годы смотрится на одном дыхании и нет ни одного момента, где бы хотелось зевнуть и отвлечься от экрана. Блестящий актерский состав, прекрасная музыка, интригующая сюжетная линия, качественная съемка — в этой ленте завораживает абсолютно всё.
А сегодня, спустя несколько десятилетий после создания фильма, в глазах современного зрителя у него добавилось ещё одно качество — непередаваемая атмосфера ушедшей эпохи. Более чем тридцатилетняя выдержка данного фильма, словно качественного вина идет ему лишь на пользу.
В особенности стоит отметить актерскую работу Кирка Дугласа (Роберт Кейн). В отличие от современных киногероев, нередко играющих с каменным выражением лица на протяжении всего фильма, игра Дугласа заставляет воскликнуть: Верю! Игра Саймона Уорда, сыгравшего сына Кейна (Эйнжел) и Агостины Белли, исполнившую роль его пассии (Сара) также, безусловно, на высоте. Блестящая игра актеров заставляет переживать за героев этого фильма.
Надо отдать должное и красивому музыкальному сопровождению — работы итальянского мэтра Эннио Морриконе. Его музыка словно последний мазок кисти завершает весь интригующий образ фильма.
Безусловно, данный фильм, что называется из серии с неожиданным концом. Предугадать исход фильма практически невозможно, а все шаблонные догадки в этой истории рассыпаются как карточный домик.
В целом этот фильм, со столь явно незаслуженной заниженным рейтингом является классикой, которую однозначно рекомендую к просмотру. Тема дьявола, пришествия в мир Антихриста и сопутствующий ему конец света будет будоражить умы зрителей ещё долго. Фильм «Холокост 2000» по праву займет почетное место в коллекции поклонников таких шедевров данной тематики как «Омен» и «Ребенок Розмари».
1 февраля 2013