Строшек
Stroszek
7.6
7.7
1977, комедия, драма
Германия (ФРГ), 1 ч 55 мин
В ролях: Ева Маттес, Бруно С., Клеменс Шайц, Клэйтон Шалпински, Эли Родригез
и другие
Бруно Строшек, недавно вышел из тюрьмы и подрабатывает в качестве уличного музыканта. Вместе со своей подругой-проституткой и своим давним знакомым, милым старичком, Бруно отправляется искать счастья в Америку. Однако вместо сверкающей небоскребами «американской мечты» они оказываются среди бескрайних и унылых равнин Висконсина.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Строшек

английское название:

Stroszek

год: 1977
страна:
Германия (ФРГ)
слоган: «A Ballad»
режиссер:
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператор: Томас Маух
композиторы: ,
монтаж:
жанры: комедия, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 12 января 1977 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 55 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма

Видео к фильму «Строшек», 1977

Видео: Трейлер (Строшек, 1977) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Строшек», 1977

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Строшек», 1977

Старая жизнь в «Новом свете»

В первую очередь, стоит отметить, что хотя 'Строшек' и не снискал себе такой славы в фильмографии Герцога как 'Фицкеаральдо' или 'Носферату: призрак ночи', но все же является наверное одной из пяти лучших его картин. История создания фильма занимательная и объясняет многое в части сюжета. Тот момент творческой биографии Герцога знаменуется тотальным увлечением и, можно сказать, полной поглощенностью личностью актера Бруно С. Это совершенно нетипичный артист без всякого актерского образования, который пленил режиссера своей естественностью и органичностью в кадре. Его нелегкая судьба сложилась таким образом, что он большую часть жизни провел в психиатрической лечебнице, частично потерял слух из-за побоев матери в детстве и, очевидно, был не от мира сего. Тем не менее, это не мешало ему играть на музыкальных инструментах и получать удовольствие от жизни даже в самых ее неприглядных аспектах.

Для Герцога это была находка - он просто снимал Бруно, как бы наслаждаясь его невероятной, чистой энергией, выстраивая вокруг историю и декорации по своему усмотрению, давая волю фантазии. Скорее, он делал это даже не из-за искусства, а пытаясь в очередной интерпретации разгадать тайну существования этого человека, а через него - и тайну человека как такового. Поэтому две картины 'Каждый за себя, а Бог против всех' и 'Строшека' следует рассматривать как своеобразную дилогию, объединенную тематически.

В этих фильмах раскрывается тема чистого субъекта, лишенного примесей цивилизации, социальных ролей и пошлого лицемерия нашего высокоцивилизованного существования. 'Каждый за себя' повествовал о человеке, воспитание и развитие которого прошло вне рамок культурного существования. Грубо говоря, это благородный дикарь, чья душа - tabula rasa, не испорченная липкой сетью коммуникаций. По сути дела, он сам по себе являет уникальный закрытый, субъективный универсум внутри нашего строго герметичного общества. Действие фильма происходит в девятнадцатом веке, когда господствовали строгие правила поведения, нормы морали и права. Однако само существования дикаря как бы ставит под сомнение легитимность всех систем бытия, детерминирующих нашу жизнь. Их ценность тем более падает, когда люди начинают замечать, что по-настоящему порядочен, откровенен, простодушен, честен и добр именно загадочный пришелец, и, что самое невероятное - он счастлив в своем мире, лишенном цивилизации. Но, естественно, что наш мир не может потерпеть такого фиаско. Существование незнакомца само по себе является дискредитирующим все наши социальные системы явлением, потому, вполне естественно, что кончается все трагически. В фальшивом, симулирующем счастье мире, производящем людей по единой схеме, настоящему человеку места быть не может.

Если картина 'Каждый за себя' повествовала о столкновении незамутненной, стихийной человечности в ее чистом виде с европейским, цивилизованным обществом девятнадцатого века, то 'Строшек' является идейным продолжением, отражающим перспективы бытия этой крайне нетипичной личности в современном мире эпохи развитого капитализма. Стоит отметить, что главный герой картины несколько видоизменился как субъект сравнительно с прошлой лентой. Ранее, это была, фактически абсолютно метафизическая фигура, противная всему земному, формально чистый дух, посланный на землю с посланием, которое никто не захотел прочесть. Строшек же фигура много более реальная, из плоти и крови. Это персонаж из области милых простаков, максимально приближенных к святости, образ которых впоследствии будет блистательно эксплуатироваться Голливудом в таких фильмах как 'Человек дождя' или 'Форрест Гамп'. Естественно, что его открытость, простота и великодушие делают его беззащитным перед этим жестоким миром.

Герцог в свойственной ему манере обнажает все язвы современного капитализированного существования. Строшек, вместе со своей подругой Евой, работающей девушкой по вызову, выброшены на самое социальное дно, с которого невозможно никуда оттолкнуться. Затерянные в самых трущобах Берлина, они вынашивают план побега из загнивающей старушки Европы в мир волшебных грез молодой Американской мечты. И однажды, им действительно представляется шанс начать все с чистого листа. Друг Строшека устраивает их на работу в Америке у своего племянника, работающего в автомастерской. И поначалу все складывается как нельзя лучше - они обзаводятся собственным домом, мебелью, техникой, работают не покладая рук и вполне обеспечивают свое существование. Но, за иллюзорной пеленой тихой жизни скрывается все та же неумолимая рука рынка и капиталистических отношений. Совсем скоро становится понятно, что такая жизнь оказывается для них не по карману, и единственным способом ее поддерживать является противозаконная деятельность. Выясняется, что они вовсе не оттолкнулись от дна существования, а просто переместились по нему в другую локацию. Как только их начинает покусывать капиталистический зверь, будучи ослабленными, они замечают, что их друзья и знакомые собираются вокруг подобно стае диких собак, готовых ментально растерзать свою жертву. Примечательно сравнение Строшеком своего нынешнего положения с жизнью в интернате. Он вспоминает, что надзиратели были грубы и жестоки, физически истязая своих подопечных, но в Америке истязания еще страшнее - они ментальные, медленные, мучительные и совершаются под маской добродушной улыбки. Вскоре, жизнь Строшека и Евы окончательно и бесповоротно летит под откос. И все, что им остается - память о невыносимо коротком времени, когда их личная американская мечта воплотилась в реальность, пока не пришло другое время - платить по счетам.

По факту, сюжет в этом фильме невероятно прост и формально играет роль своеобразной декорации. Сценарий картины был написан Герцогом всего за несколько дней и вряд ли претендует на философскую глубину образности 'Стеклянного сердца'. Однако, фильм выделяется двумя другими важнейшими чертами. Первой является, конечно, главное действующее лицо. Он олицетворяет собой как бы новый фокус бытия, точку зрения, с которой также можно смотреть на жизнь, видеть ее и любить такой, какая она есть. Вторым моментом является стилистика и манера подачи. В отличие от всех прочих картин режиссера, снятых ранее, в 'Строшеке' Герцог казалось бы уступил чьей-то невидимой воле и создал на тот момент свой самый 'универсальный' фильм. Тут нет характерных для режиссера символических перегрузок, чисто арт-хаусных, авторских зарисовок, вводящих зрителя в ступор, или асинхронности повествования. Напротив, это самая прямолинейная в композиционном плане, драматически прозрачная, самосогласованная с логической и нарративной точки зрения картина Герцога на тот момент. С такой картиной уже можно было смело выходить к массовому зрителю и завоевывать его сердце. И режиссер действительно продолжил работу в этом направлении, обратившись через год к популярному жанру ужасов и одной из самых известных литературных работ этого направления - 'Дракуле' Стокера.

Резюмируя, отметим, что 'Строшек' невероятно красив, музыкален и ритмичен. С чисто эстетической точки зрения можно получить огромное удовольствие просто качаясь на волнах этого одиозного проекта. Содержательно же это первоклассная новелла из философии Герцога, которая снова показывает наш прогнивший мир сквозь призму 'других' людей. Ведь только 'они' и могут научить нас его понимать.

29 января 2022

Идиот? «А я маленький — ниже стремени…»

«Рыцарь печального образа» перед нами? Несчастный сирота из приюта, в рассказе изгаженной жизни, никому ненужного существа? Похоже, что так.

Это было в самом деле,

Было в жизни, но в чужой-

Кони в яблоках летели,

Не касаясь мостовой.

По-над крышами квартала,

Где кончалась суета,

Там мечта моя летала,

В серых яблоках мечта

Кто из Великих демиургов сцены, культуры не брался за судьбу маленького «человека»? Это всегда притягательно. Это всегда интересно. Песчинка в огромном мире. Звено единого социума в попытке противопоставления. По течению ли скользящее или поломанное, покорёженное, в схватке с Левиафаном мира. Фантазия принимает самый разный окрас. Тут можно «без по порядку», тут лучше без перечисления в иерархической околесице. Кто придёт на ум, того и пиши. Как придёт на ум, того и упоминай. Любая страна. От «А» до «Я». У Э. Рязанова это Юрий Деточкин, сражающийся подобно Дон Кихоту с ветряными мельницами. У Ф. М. Достаевского князь Мышкин с посылами добра души в каждого встречного. И Мигель де Сервантес с его «Хитроумным идальго Ламанчским» подходит под означенный стандарт… Да, сотни-тысячи… «Фактотум»(2005) пьяница-писатель. «Почтовый мусор»(1997) почтовик-затейник. «Догмэн»(2018) собачий парикмахер. «Хрусталь»(2018) девочка-белоруска в грёзах «об американском счастье»… А здесь трагикомедия о маленьком человеке в германском обрамлении.

Кони в яблоках, кони серые,

Как мечта моя — кони смелые,

Скачут-цокуют да по времени,

А я маленький — ниже стремени.

Есть такое кино, где потоком вопросов, заложенных в картину, автор не сшибает зрителя с ног в первые десять-пятнадцать минут экранного времени. Минуло полчаса, ясности всё ещё нет. Сюжетная киноварь перевалила экватор, ты всё ещё в прострации. А затем, и час, и два спустя. После окончания. И позже, «и потом», тоже. И что самое удивительное, возврат в ту же самую среду, от которой, казалось бы освободился, избавился вспышками то затухающих, то разгорающихся конвульсий растревоженной черепной подкорки. Покоя нет. Остыть не можешь. Чайником, вскипающим на плите, прибываешь. Снимите же меня? Отключите питание… Что же я проглотил? Чем меня накормили? Мысль, как гончая, стелется в погоне бега за ускользающим зайцем. Ну, сейчас. Ну, вот-вот настигну. Ещё чуть-чуть. Ещё самую малость…

Словно светоч какой-либо хитрой дисциплины науки, «ковыряешь» и «ковыряешь» проблему раз за разом. Возвращаешься к решению вновь и вновь. Миры Ландау? Глубины Эйнштейна хочу постичь через призму увиденного? Боже упаси. Всё проще. Гораздо проще. Понять. Но колея движения, в поиске ответов для получения озарения, схожа. Думаете хочу осчастливить человечество открытием? Поразить? Нет. И мыслей таких нет. Покой душе дать, вот смирительная рубашка для чехарды восклицаний внутреннего я. Найдя выход, устранив проблему заглушу внутренние вопли нетерпения.

Так что же «учудил» Вернер Херцог? Что за шараду загадал? Приступом, с наскока, «крепость» не взята. Как действовать теперь? Длительная осада? Взять измором? Подкоп устроить? Предателя поискать? Нет. Стоит поразмыслить малость. Это не американское кино нынешнего формата, развлечения полного. Тут иная канва. Задать работы серому веществу необходимо. Исходное — под лупу микроскопа. И «компьютер», переработает, перемолет в себе все варианты. И выдаст безошибочную квинтэссенцию. Осмысление выходит на первый план. С чем имел дело? Что мне было продемонстрировано автором? Какую или может быть — какие, идеи заложены в ленту для осознания?

Бруно, почти идиот. Хотя почему, почти? Ах, да. Если бы врачи поставили диагноз, всё было бы официально. А так… Человек. Несколько выпадающий из струи жизни. Не вписывающийся в общий стандарт. Он беззлобен. Он словно евнух вблизи предмета платонического обожания. Ева — возведена им на недосягаемый пьедестал. Любить, но не обладать. Быть рядом, но секс отсечь напрочь. Заботиться, угождать, преклоняться. И так далее, и тому подобное. Всё в том же духе. Да, Юрий Деточкин. Да, князь Мышкин. Да, Дон Кихот Ламанчский перед зрителем. У одного Дульсинея Тобосская в обожании, у другого Настасья Филипповна в фаворитках, у третьего «просто» Люба (водитель троллейбуса) музой. Музами…

Перед нами тип мужчины с недоразвитыми функциями. Где то на эволюционном пути детства произошёл сбой программы. Они застряли не получив урока. Пропустив мимо самое важное, самое необходимое. Это как в школе. Следовало нагнать товарищей, разобрать упущенное, понять «тему» и двигаться в том же направлении что остальные. Но обстоятельства сложились по другому. И они «отпочковались» от основной ветви. Ушли в бок. Полноценные ли они теперь? «Доношенные» ли? Доведённые до стандарта? Только на первый взгляд. Они даже внешне, по подачи себя, «нечно». Они «другие». В женщине видят мать, но никак не биологического партнёра для продолжения рода. И это лишь один, возможно основополагающий фактор особенностей их характеристики. Милы? Артистичны? Тонкие романтики заставляющие и улыбаться, и негодовать при их виде.

Отозвались карусельно

Бубенцы в ночной тени,

Там, где лошади отдельно,

Там, где яблоки одни.

Но давно по травостою,

По степи мечты моей

Все гоню я к водопою

Серых в яблоках коней.

«Строшек» — это «Приключения Бруно», трактат из двух частей. Где первая — «отчий» дом в декорациях берлинской Европы. Вторая — пьянящий воздух свободы с Американской мечтой под руку. Примечательно, что два громилы материализуются в двух дегенератов стоило лишь пересечь океан. А проститутка всегда остаётся лишь падшей женщиной и не более. А вот искуситель, он кто? Социальная или всё таки мистическая фигура? Подобно чёрту, вынырнувшему из табакерки, подобно искусителю, подтолкнувшему на затею он здесь. Мефистофель наших дней? Возможно. Или один из ближайших подручных чёрной свиты Мессира? Точно. Сделал своё дело и… удалился. Пропал вовсе. Весьма необычно.

Кони в яблоках, кони серые,

Как мечта моя — кони смелые,

Скачут-цокуют да по времени,

А я маленький — ниже стремени.

Трагикомедия. И фермеры с ружьями на тракторах с поднятыми плугами, в насмешке. И аукцион с «пением» председателя, воспринимается «на ура»! И курица пляшет. И утка бьёт в барабан. И заяц несётся на машине. Тут все при деле. Все в заработке. Тут Америка! Свобода!

8 из 10

15 июля 2019

Красота по-американски

В ленте «Строшек» режиссер Вернер Херцог прибегает к актуальной для 70-х годов теме нищенства. Герой Бруно С. — бродячий музыкант, только что вышедший из заключения и вынужденный волочить существование в поисках своего места в обществе. По пути из тюрьмы он заходит в трактир, где встречает свою давнюю знакомую Еву, с которой начинает строить жизнь с нуля. Но как зритель увидит в процессе просмотра — не всё складывается так, как хотелось бы, и жизнь для героя примет плачевный оборот.

Сюжет строится по классическому принципу драмы «взлет-падение-взлет-падение» и делает это без каких-либо отступлений от жанра. Это достойно похвалы, так как кинематограф ФРГ того времени не позиционировал себя как строго придерживающийся строгих рамок. Актеры справились со своими ролями без нареканий: Ева Маттес не блистает харизмой, что есть беспроигрышный вариант для её героини, перестраивающей свои семейные принципы на капиталистический манер. Клеменс Шайц из тройки главных героев мне понравился больше всего — у него харизмы хоть отбавляй, а что касается Бруно Шлейнштайна — ему бы я добавил немного меланхоличности. Но в триаде все элементы компенсируют друг друга.

Вообще говоря, своей популярностью картина обязана Йену Кертису, солисту группы Joy Division, который после просмотра повесился на бельевой веревке и тем самым повысил интерес многих зрителей к просмотру. Так или иначе фильм смотрится с ярко выраженным депрессивным настроением. Мы можем видеть легкие комические нотки, уравновешивающие происходящее на экране, иными словами — «вычерчивающие контуры». Мне это доставило полное эстетическое удовольствие, я люблю эти фильмы.

Рекомендую к просмотру всем любителям кино, специализирующимся в кинематографе ФРГ и, конечно же, всем тем, кто больше любит наблюдать за изменением характеров персонажей и их влиянием на окружающую действительность, чем за сюжетными поворотами. После просмотра остается приятный подавленный осадок в пределах катарсиса. Любители авангарда оценят. Фанаты блокбастеров — мимо.

15 августа 2016

Строшек

В ленте «Строшек», снятой Херцогом вновь с Бруно С. в главной роли, перед нами разворачивается одиссея странноватого героя в Америку в поисках счастья. Как и Каспар Хаузер, он простодушен и доверчив, не знает английского, однако, смело отправляется навстречу своим мечтам. Американская реальность, разворачивающаяся перед его взором, далека от трагической, скорее она трагикомична, порой абсурдна (чего стоит только сцена аукциона, на которой обманом продается с молотка вся собственность Строшека).

Привычные для кино скорее Вендерса, чем Херцога жизненные реалии, менее экстраординарные и более прозаические, однако, исполненные драматизма от крушения надежд простодушного героя, делают эту картину если не выдающейся, то, по крайней мере, достойной упоминания при анализе режиссерского пути Херцога.

1 января 2016

Земля обетованная

«Строшек» появился благодаря тесным отношениям Херцога и Бруно С., сложившимся во время их первой совместной работы. Бруно как-то пожаловался режиссёру на бесперспективность жизни в Германии, страны, сделавшей его маргиналом и изгоем. Все надежды на спасение он связывал с переездом в Америку, ставшую в его представлениях чем-то вроде Земли обетованной. Так к Херцогу пришла идея создать картину, в которой бы проигрывалась данная ситуация. Не мудрствуя лукаво, он обратился непосредственно к «сюжету судьбы» самого Бруно С. предложив ему как бы проиграть её дальше.

После очередной отсидки на свободу возвращается исполнитель сентиментальных уличных песенок Бруно Строшек. Вскоре судьба сводит его с проституткой Марией, в дружбе с нею он обретает смысл жизни. Но сутенеры Марии не оставляют их в покое, и тогда вместе с соседом Шайтцем они втроём отправляются в Америку: по общему мнению там они должны быстро разбогатеть. В захудалом провинциальном местечке в Висконсине начинается их новая жизнь: Бруно работает в автомастерской, а Мария в придорожной забегаловке.

Но необходимость регулярно выплачивать взносы за приобретенный в рассрочку дом, делает Бруно апатичным к жизни. Чтобы выправить финансовую ситуацию Мария решает вернуться к прежней профессии, всё чаще отправляясь в рейсы с дальнобойщиками. И вот уже передвижной домик идёт с молотка: аукцион по продаже предстаёт в образе шоу, в котором нет места для неудачников. В ответ Бруно и старик Шайтц совершают ограбление, и с 22 добытыми долларами Строшек уезжает, куда глаза глядят…

Иллюзорность счастья передается и через образ курицы, выплясывающей мелодию в музыкальном автомате-клетке, около которого делает свою последнюю остановку «Каспар Хаузер ХХ века». Мотив предательства Марии и утраты последних надежд Бруно С., так и не научившийся отличать настоящую жизнь от кино, «отыгрывает» с такой степенью отчаянья, что эта близкая к документальной история обретает масштабы почти что шекспировской трагедии.

Мнимость материального благополучия героев лишь подтверждает иллюзорность их мечтаний о прекрасном и безоблачном мире, который так и не смогли отыскать паломники из Германии. За «Строшека», рисующего один из самых безжалостных портретов современной Америки, Херцогу и Бруно С. была присуждена премия немецких критиков.

16 апреля 2014

Transmission

Америка — великая утопия! Чей «идеальный» образ «благодатной дали» покоится на костях миллионов. Тотальный геноцид коренного населения, а потом и завезённых чернокожих рабов стоит самых изощрённых фантазий Адольфа Алоизьевича Шикльгрубера. А вообще Германия и США чем-то даже схожи, пусть и косвенно, но пересекаясь в плоскостях перманентного милитаризма, жесткой протестантской этики и сурового духа капитализма.

Вернер Херцог в итоге предпочёл жить, в наши дни, именно в Америке, да и снимать картины ныне предпочитает именно там. Однако, в отличии от своего создателя, герой Бруно С. не смог поймать за хвост «американского журавля», ибо США очень специфическая страна, эдакая пустыня, где каждый творит себя сам, отражаясь в блеске фальшивого «счастья» похожего на серебряный доллар. Подруга главного героя, как была проституткой в начале фильма, так ею в конце и останется (как-бы не стремилась быть официанткой), ибо Америка задействует именно те способности (качества), которые более всего у человека выходят.

Строшек — это кто-то средний между аутичным инвалидом детства и «идиотом» Достоевского, юродивый стоящий на грани несовершенного мира, дитя Рейховских интернатов, взрослый с душой ребёнка, музыкант-бродяжка, куплетист, «пивняк»… Выброшенный в жизнь, как недоношенное существо, он идёт спотыкаясь чтобы в конце своего пути превратиться в невесомого ангела. Хотя наверное, он вообще не должен был рождаться.

Фильм немца настолько аутентичный, что можно говорить о его псевдо-документальности, иные сцены, как например в родильном покое или берлинские частушки Бруно, настолько живые и фактурные, что аж чешешься перед экраном. Крутой мужик Херцог, как всегда снимает историю о человеке беззащитном перед миром, только если в других его лентах человек был беззащитен перед самой природой, то здесь коротыш Бруно оказывается беззащитен перед природой человеческой, да ещё и помноженной на доминацию общества потребления.

Что способно разорвать замкнутый круг «кастрированного существования» в современной урбании? Попытка обрести Бога или пуля в висок? Большой вопрос для каждого. Ясно только одно: надкусывая очередной чизбургер, надо свято помнить, что за милой улыбкой Рональда МакДональда маячат вполне себе осязаемые тени концентрационных лагерей.

8 из 10

1 апреля 2013

Опустошенная Америка была одной из излюбленных тем для многих режиссеров в 70-ые годы. Не обошел ее и весьма знаменитый в свое время немец Вернер Херцог, сделав свой второй проект с актером Бруно С. Его герой — только что отсидевший в тюрьме пьяница и безработный музыкант, отправляется вместе со своей подружкой и дедушкой-соседом начинать новую жизнь в Америке. Но вместо небоскребов он оказывается среди бескрайних пустош Висконсина.

Выбор пейзажа не случаен — Херцог делает ссылку на знаменитый фильм Терренса Малика «Пустоши», где главные герои также оказываются на краю жизни среди безжизненных пейзажей Америки. Природа вокруг прямо символизирует сущность эпохи, а конкретно — место человека в государственной системе. Бессмысленное существование с пустотой в душе, когда остается либо смириться, либо бежать — из Европы в Америку, в этакое мнимое последнее убежище, которое на деле оказывается даже еще хуже, чем покинутые места. И Строшек вынужден снова отправиться в путь, покинутый всеми, только уже без конкретной цели, навстречу неминуемой гибели. Героям Херцога не место в обычном мире.

28 января 2012

Трагическая притча об обществе потребления.

Уличный музыкант и пьяница Бруно Строшек в первый же день освобождения из тюрьмы идет в бар, где встречает свою давнюю знакомую — проститутку Эву. Эва переезжает к Бруно, пытаясь избежать проблем с сутенерами, но проблемы настигают самого Бруно, он, пытаясь заступиться за Эву подвергается избиению в своей собственной квартире, на своем любимом рояле. Тогда они вместе с милым старичком Шайцом, соседом Бруно, решают уехать в спасительную Америку.

Кажется, что жизнь в Америке пошла в гору, они купили скромное жильё, Эва нашла приличную работу, Шайц делает научные открытия в сфере магнетизма животных. Но их радужная жизнь прерывается посещениями кредитора, который мягко намекает, что в случае неоплаты конфискует дом. Эва возвращается к своему ремеслу, чтобы оплатить дом, но позже сбегает, бросает Бруно на произвол судьбы, дом ушел с молотка. Единственного друга старичка Шайца арестовывают после нелепого ограбления. Что делать ранимому, беззащитному и покинутому всеми человеку без денег, работы и жилья в незнакомой стране?

Вялотекущее повествование, приправленное сценами дорог, песен и немых закатов, взрывается какой-то тихой бомбой в конце фильма. Кинематограф Херцога похож на повести Чехова, проблемы маленького человека, искренне надеющегося на счастье, протекают до того безмолвно, и до того незаметно зреет в нем то семя отчаяния, что взрывается оно столь же тихо и неожиданно. Чтобы совсем уж не шокировать зрителей, Херцог вставляет сцену с пляшущими курочками, утками и кроликами, на мой взгляд самая лучшая и символичная сцена фильма. Все эти животные подобны людям, окружающим Бруно, он поднимается на фуникулере ввысь, куда-то в небо, оставляя их делать одно и то же по кругу. Есть мнение, что именно этот фильм смотрел Ян Кёртис (Joy Division) перед тем, как совершить самоубийство.

Сценарий к фильму был написал за несколько дней, специально для непрофессионального актера Бруно С., который безупречно сыграл свою роль. Бруно в фильме всегда говорит о себе в третьем лице, то ли чтобы отразить типичность образа героя, то ли наоборот — чтобы подчеркнуть необычный и детский нрав Бруно. Много ненавязчивых говорящих деталей — врач показывает Бруно недоношенного ребенка, Шайц измеряет магнетизм Эвы и Бруно, магнетизм Бруно оказывается больше. Сам Бруно похож на недоношенного ребенка в мире больших взрослых и сильных людей, которые способны урвать свой кусок пирога, не оставляя ему ни крошки. Магнетизм Бруно больше, чем у окружающих его чело-животных (опять же символическая сцена с пляшущей курочкой), потому что он человечен. Он — единственный человек, сохранивший в себе живую душу, не способен выдержать этой борьбы за выживание в цивилизации материальных ценностей.

22 июля 2011

Американская мечта Бруно.

После таких фильмов всегда сложно что-то писать. Кинематограф Херцога вообще похож на хорошую литературу, некоторые строчки которой хочется перечитывать. Поэтому и фильмы у этого режиссера, который профессионально никогда не учился на это ремесло, больше выглядит как книга. При этом они, как это не странно не лишены экшена. Херцог смотрится на одном дыхании, ну за исключением пожалуй «И карлики начинают с малого». Все его фильмы лично для меня пролетают как одно мгновение.

Не стал исключением и Строшек. Он с первых секунд втягивает в такой узнаваемый «наш» мир. И оторваться невозможно. Особенно когда в этом самом «нашем» мире появляется совсем «не наш» Бруно Строшек или просто Бруно С. Вообще Херцог очень последователен и можно написать целую статью (и возможно она даже уже написана) про параллели между Историей Каспера Хаузера, Бруно С., Войцегом, Строшеком и женщинах, которые присутствуют в одной и той же ипостаси и в одном и том же лице, в последних двух фильмах. Но вот почему-то сейчас не хочется проводить эти параллели, а хочется вспомнить совсем другую историю.

Ян Кертис молодой и талантливый музыкант, лидер легенды пост-панка и идни-рока группы Joy Division. О нём написаны книги, он нем снято кино, его песни до сих пор будоражат умы молодых музыкантов и просто меломанов. В общем, фигура равная Курту Кобейну и Сиду Вишесу. Но самое главное, что их объединяет — это смерть. А точнее самоубийство… К чему б я все это?

А дело в том что Строшек — это тот фильм, которой Ян Кертис смотрел перед тем, как повесится или за день до этого — разные источники, говорят по разному. Суть то — что смотрел.

Одна из излюбленных тем Херцога это люди вне эпохи, вне времени, и, по мнению режиссера — как раз нормальные люди. Таким был Строшек, таким был и непрофессиональный актер Бруно С., таким был Кертис. Строшек не может жить в этом мире, он не приспособлен, алкоголь его губит, злые сутенеры издеваются и избивают, а он знай, играет на своем любимом рояле, да на баяне.

Да — Строшек музыкант (еще одна параллелька). Строшек, как тот недоношенный ребенок, которого ему показывает врач. У него есть рефлексы, у него есть будущее (или нет?), но он навсегда будет не таким как все…. потому что в этот мир он пришел тоже не так, как остальные. А остальным не нравится непохожие. Они готовы делать все, лишь бы уничтожить что-то непонятное. А что может противопоставить беззащитная жертва хищнику — только одно — бегство. Бегство в то место, где можно быть свободным, где можно заработать много денег, место, где сбываются мечты. Это место — Америка.

Интересно, что Кертис покончил с собой как раз перед первой поездкой туда же в эту страну грез и несбыточных желаний. В Америку, которую там замечательно представил Кафка, в своем одноименном и конечно ж незаконченно романе. Хотя по его задумкам он должен был закончиться смертью (самоубийством?). Да Херцог действительно великий режиссер, который может уловит тончащую материю жизни.

И что ж вот она Америка, перед Строшеком казалось бы открыто все… Все дороги все мосты. У него новый дом, красивая девушка и цветной телевизор. Но хищники уже расплодились по всему миру, а уж в этом «райю» и подавно. Красавица-спутница превращается в то, чем она была и в Германии — в чудовище-проститутку, которая уезжает с первым встречным. При этом Строшек её искренне любит… чистой непорочной любовью

Деньги заканчиваются, за дом платить нечем, цветной телевизор продают с молотка. Бежать больше некуда, оказывается земли обетованной не существует и тут наступает… отчаяние. Отчаяние — это главное слово характеризующее этот фильм. Отчаяние того, кто не хочет жить по законам «нашего» мира, но и недостаточно силен, чтобы установить «свои». Надев глупую ковбойскую шляпу, Строшек не стал американцем, но зато он всегда был человеком. А вот люди вокруг больше напоминают кроликов, петухов и уток, которые появляются в конце фильма и делают одно и тоже по кругу, по чье-то указке, даже не задумываясь, почему так, а не иначе.

Фуникулер уносит Строшека вдаль, туда к небесам, потому что он не свой, он не настоящий. «Is this really me» — гласит надпись на этом самом объекте вознесения. Да Строшек ты не «наш»…

Кертис не стал ждать разочарования от Америки и от любви, он просто засунул в голову в петлю и ушел туда же на небеса к Строшеку… Я, конечно, не знаю что думал в последний момент музыкант, но мне кажется, посмотрев фильм я стал немножко ближе к тому, чтобы это понять.

P.S. Сид Вишес покончил с собой после первого турне по Америке. А Курту Кобейну, если внимательно читать его предсмертную записку мозги вышибли американские звукозаписывающие компании, которые все готовы превратить в продукт.

9 из 10

16 февраля 2009

Комедия Строшек появился на телеэкранах в далеком 1977 году, его режиссером является Вернер Херцог. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Ева Маттес, Бруно С., Клеменс Шайц, Клэйтон Шалпински, Эли Родригез, Скотт МакКэйн, Ральф Вэйд, Вацлав Войта, Yüksel Topkugürler, Боб Эванс, Der Brave Beo, Аль, Вильгельм фон Хомбург, Буркхард Дрист, Михаэль Гар.

Страна производства - Германия (ФРГ). Строшек — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.