Солдат и слон
7.8
6.8
1977, комедия, военный
СССР, 1 ч 19 мин
12+

В ролях: Фрунзик Мкртчян, Владимир Пицек, Ованес Ванян, Валентина Давтян, Стяпонас Космаускас
и другие
Во время ожесточенных боев на территории Германии, в самый разгар штурма одного из особняков, бойцами был обнаружен... слон. Рядовому Арменаку было приказано вывести животное из-под огня. Чего только не пришлось пережить Арменаку, прежде чем он с честью выполнит задание, осознает всю серьезность и гуманность своей миссии.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Солдат и слон

год: 1977
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Левон Атоянц
композитор:
художники: Михаил Антонян, Г. Манукян, М. Максапетян, Александр Добрягин, Ш. Гаспарян, М. Багдасарян
монтаж:
жанры: комедия, военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 11 марта 1978 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 19 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, военный

Постеры фильма «Солдат и слон», 1977

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Солдат и слон», 1977

Мой слон голодный!

Арменаку Гаспаряну приходится сопровождать слона, попавшего в центр боевых действий, в тыл. А ведь до Берлина два шага! Арменак очень сильно расстроен и разозлен на слона, которому дал имя Габуш в честь прожорливого соседа. Фильм добрый и милый, но как-то очень уж наспех сделанных на киностудии Арменфильм. Мкртчян тащит фильм на себе, но один в поле не воин. На детали создатели фильма просто плюют. Да, даже в эпопеях Озерова имеются анахронизмы, и в «Они сражались за Родину» бойцы строчат из автоматов ППШ, которые появятся только через два года после описываемых событий, но в Солдате и слоне фактурная часть просто на отвяжись - танки Т-62 даже не удосужились прикрыть фанерой, чтобы они изображали «тридцатьчетверки», современные пушки тащит ЗиЛ-131, на фронт идут целые армянские полки чтобы Арменак мог их пообнимать, а ведут их офицеры в тупо советской полевой форме 70-х годов. Короче на Арменфильме сказали, как Вовка в тридевятом царстве - ааа, и так сойдет. Это очень испортило впечатление от в целом трогательной истории, которая, впрочем, тоже очень слабо раскручена, хотя материал просто шикарный.

Цитата фильма: «Я русский солдат, мой слон голодный!»

16 мая 2022

Слон это новая жизнь

Фильм очень философский, добрый, фильм-аллегория, иногда сказка или притча, иногда показывается гранью некая фантасмагория.

Ведет слона солдат или потихоньку возвращается мир на разоренные войной земли? И кто кого ведет на веревке — солдат слона или слон солдата?

Сколько доброты, юмора, размышлений заключены в монологах главного героя — простого солдата.

Голод, разруха, ожесточенность, потерянность — что мы видим на экране? Историю, которую нельзя предавать забвению или иносказанию…

Я не помню, что «Солдат и Слон» показывали по телевизионным каналам, в конце концов сама я посмотрела его, увидев в интернете созданный кем-то мем из кадров этого фильма и заинтересовавшись источником. Печально все это.

И пишу эту короткую рецензию, просто потому что её надо написать. Никакие современные фильмы не смогут рассказать о войне так, как нам показывает режиссер Дмитрий Кесаянц.

Надо сказать, что так как сыграл Фрунзик Мкртчан, наверное, не могу представить никого иного — роль, типаж, образ, своеобразный разговорный язык — точное гармоничное восприятие актерской игры.

Можно порассуждать, конечно, что сейчас мир спецэффектов побеждает душевное кино. Но это не так. Этот фильм заставляет задуматься, сопереживать, оценивать.

Однозначно к просмотру! Можно с детьми — отношение к Родине, природе, другому человеку показано в правильном ключе.

8 из 10

10 апреля 2018

Вторая мировая война близится к завершению — наши уже в Германии. В одной из перестрелок, между двумя враждующими армиями оказывается слон. Солдату Арменаку приказано вывести животное на безопасную территорию.

Просматривая кино прошлых лет, порой откапываешь такие несистемные фильмы, которые одновременно с одной стороны являются чёткими и понятными, а с другой стороны до ступора неудобные, что невольно переходит со зрителем на откровенный диалог, оставляя многие вопросы открытыми. Тогда ты еще раз убеждаешься, что в то время не обязательно нужно было притворяться и вуалировать свои взгляды на «святые» события, можно было говорить и впрямую. Конечно, «Мосфильм» не мог себе позволить отклонятся от намеченного и единого правильного курса, хотя мы знаем что были и такие фильмы в разной степени отклоненные, а вот «Ленфильм» с этим грешил, а на «Арменфильме» так вообще была почти что свобода и это как раз тот самый случай. Действительно, в фильме «Солдат и слон» показаны иные взгляды на войну, на врага, на советского человека, на подвиг — все это стилизовано во что-то среднее между явным итальянским неореализмом и французским кино новой волны. Война как обыденность, герой переживает, что у него теперь практически нет шансов «пойти на Берлин» и вот этот бытовой реализм, где на первом плане человек, его нетипичные для советского военного поступки, мечты и воспоминания о довоенном времени всё это ставится на самый первый план во многом противореча интересам государственным.

В главной роли Фрунзик Мкртчян, один из самых ярких типажей советской комедии, и это довольно странно наблюдать, когда актер ассоциирующийся у вас с чем-то веселым и мило нелепым предстает на экране в каком-то чужом амплуа, совсем маленько смешон и, как впрочем и любой из нас, в любой жизненной ситуации бывает нелеп. Поверхность бывает обманчива, так и героев Мкртчяна выдают печальный, знающий взгляд. Главный персонаж фильма был как будто написан специально для Мкртчяна, или даже, наоборот, Мкртчян был специально, что бы сыграть и эту роль, рассказать нам эту историю.

Путешествие героев напоминает что-то из области мифологии насыщенная встречами с типажами, где герою, что бы дойти до дома (заветной цели) нужно подобрать нужный ключ, перехитрить Циклопа, пройти все круги ада. В фильме слона можно, но совсем не обязательно, воспринимать как образ, как метафору, как в тяжелое время войны, тяжелое бремя, несмотря ни на что, оставаться быть человеком.

2 сентября 2016

Война и мир рядового Арменака

Кино о войне для меня тема неприкосновенная, и в ней, как чудо, нахожу порой фильмы, в которых нет ни героического пафоса, ни анестезирующего в данном случае юмора. Фильмы о буднях тех лет, когда само понятие повседневности, казалось, перестало существовать.

В 1977 году на киностудии «Арменфильм» Дмитрий Кесаянц снял фильм «Солдат и слон» — удивительно простое и трепетное повествование с неожиданной завязкой: рядовому Арменаку приказано доставить в тыл слона, который был найден во время боев за один из немецких городов. Выполнив задание, советский солдат узнает, что слона прислал в Германию генерал для своего сына: во время войны его пытались переправить в Ереван советские войска для создания в городе зоопарка.

Чуть не плача, Арменак начинает обратный путь домой, не дойдя до Берлина считанных километров. Этот путь и есть главный парадокс фильма — сочетание несочетаемого: в этой необычной истории так много негероической повседневной истории войны. Но с другой стороны в выполнении этого не вполне боевого задания и раскрывается главная сила, способная сберечь сердце во время войны, — простота, любовь к человеку, любовь к родине. Эта любовь к небольшому клочку земли, на котором ты родился и вырос, растил своих детей, который ты сам возделываешь, с которого собираешь урожай, именно эта любовь дает сил человеку любить весь мир и бороться за его свободу.

Все этого нет в кадре — большую часть экранного времени мы видим солдата и слона, которому он пытается постоянно найти еду. Все это мы видим в глаза Арменака, сыгранного Фрунзе Мкртчаном. Удивительно тонкий и какой-то уязвимый, несмотря на видимую снаружи «крепкость», трагичный, несмотря на внешность комического героя, человек с огромными печальными глазами, в которых отражалась столько боли и любви. Фрунзе Мкртчан исполняет эту сольную партию так легко и виртуозно, что на нашем лице улыбка и плач сменяют друг друга помимо нашей воли. В его простых действиях выражено титаническое сопротивление человека стихийному бедствию войны и — возможность для него не только выстоять, но и победить в этой борьбе. От досады за это небоевое задание он приходит к пониманию, что именно за возможность выполнить такое задание он и воевал четыре года. Слон — это метафора мира, настолько необычная и полная, что она заполняет наше восприятие и, кажется, словами не выразить этот образ.

Боевое пекло, из которого Арменак выводил слона, бомбежки, предательские засады, километры разрытой снарядами земли, обнищавшие деревни — все это проходит солдат, думая о том, что его место в армии, а не в тылу. Но лишь увидев детей, которые вновь учатся смеяться и верить в сказку, наблюдая за слоном, он понимает, насколько важная миссия ему доверена.

Фильмы киностудий закавказских республик обладали особой теплотой и ненавязчивой, но глубокой философией, понимание глубоких связей сил, которые влияют на нашу жизнь. Не случайно, Арменак своим отношением к миру, к войне, к людям, ко всему живому напоминает Георгия Махарашвили — героя Серго Закариадзе в фильме «Отец солдата» (1964). Эти два солдата, дошедшие почти до Берлина, перетерпевшие все, что принесла война, остались любящими и глубоко человечными. Наверное, ни Арменак, ни Георгий не знали слово гуманизм, но, на мой взгляд, именно они наиболее полно воплощают его; и их боевой путь — это самый антивоенный манифест. Потому что главная побудительная сила для них — это любовь.

27 мая 2015

Самый антивоенный фильм

Не стоит ожидать от этого фильма комедии, хотя великолепного, мягкого и тонкого юмора в нем достаточно. Это в то же время печальный и драматический фильм, и Фрунзе Мкртчян, сыгравший в нем единственную главную роль (роль второго плана играет слон, остальные — эпизодники), с его особым трагедийно-комическим даром — способностью быть одновременно грустным и очень смешным — как нельзя лучше подходит для этого необычного, особенного, совершенно уникального по идее и исполнению кино.

Сама идея поначалу кажется дикой и искусственной. Какой-то слон, возникающий посреди войны, которого надо зачем-то доставить в Ереван. Но когда смотришь фильм, мысли об искусственности в голову не приходят, разве что поначалу, — настолько искренне и просто все снято.

В результате получился, пожалуй, самый антивоенный фильм на свете. Во-первых, в нем действительно возникает слон. Посреди войны, прямо на линии перекрестного огня. И мужики, только что остервенело стрелявшие друг в друга, с растерянными детскими улыбками опускают оружие. Потому что нельзя же стрелять в слона. Слон — это нечто само по себе абсолютно антивоенное. Это что-то из детства, из прекрасных воспоминаний о походах в цирк, в зоопарк. И воспоминания эти одинаковы у большинства бывших детей любой национальности.

Поэтому, когда герой Мкртчяна, увозящий слона на железнодорожной платформе из-под огня, кричит — по-русски, естественно, — «Не стреляйте! Здесь слон! Слон!!!», его понимают все, в том числе и немцы. И на какую-то минуту два мальчишки в военной форме, наш и немец, действительно возвращаются к своему подлинному естеству, в котором им никого не хочется убивать, а хочется смотреть на слона и по-дурацки улыбаться своим лучшим воспоминаниям. Так что они даже обмениваются понимающей улыбкой. Ну а потом, естественно, возвращаются в ту, другую, искаженную реальность войны, в которой они должны убить друг друга.

Во-вторых, помимо слона здесь есть Мкртчян! Его герой, герой во всех смыслах, человек, прошедший всю войну, ничего не боящийся, привыкший к смерти и ужасам, в глубине души так и не принял эту другую, искаженную реальность, в которой человек человеку зверь. Он настолько отчаянно отрицает эту грязную правду, что ему проще удивляться, разговаривая со слоном: «Ты подумай, до чего этот Гитлер людей довел?» То, что иные люди могли только и ждать прихода Гитлера к власти, ему лучше не говорить. Это человек до такой степени чистый внутри, что рассуждения о глубинной аморальности другого человека могут быть восприняты им почти как личная обида.

Герой Мкртчяна вообще по-детски забавно обидчив. И наивен. И очень добр. И следить за его при- и злоключениями в этом необычном путешествии в компании слона одновременно страшно (ну страшно же за такого по-детски беззащитного душой человека! Пусть герой, но страшно же!) и временами очень смешно. Потому что он не только наивный, но и изобретательный, почти как Фигаро.

В общем, простой, лаконичный, короткий черно-белый фильм, который стоит посмотреть, чтобы прикоснуться к чему-то очень глубокому, чистому и подлинному.

10 из 10

2 июля 2011

Философия, а не комедия!

Я не знаю почему в здесь написано в строке жанр — комедия, просмотрев фильм, я не нашел ни одного смешного момента, фильм нельзя назвать и мелодраматическим, скорее он философский, чем-то похож на фильм «Убить дракона»

В этом фильме слона, скорее всего, надо воспринимать не как животное, а как метафору, которая означает — тяжелый и большой груз возложенный на плечи простого рядового советского солдата во время Второй Отечественной войны.

8 из 10

29 марта 2011

Комедия Солдат и слон появился на телеэкранах в далеком 1977 году, его режиссером является Дмитрий Кесаянц. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Фрунзик Мкртчян, Владимир Пицек, Ованес Ванян, Валентина Давтян, Стяпонас Космаускас, Вадим Грачев, Алексей Бахарь, Алексей Дмитриев, А. Морковскис, Игорь Медведев, Г. Кришталь, Армен Хостикян, Елена Максимова, В. Алмазова, С. Берилла.

Страна производства - СССР. Солдат и слон — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.