| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7.2 |
IMDb
|
6.9 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Смешные люди! |
| год: | 1977 |
| страна: |
СССР
|
| режиссеры: | Михаил Швейцер, Софья Милькина |
| сценаристы: | Михаил Швейцер, Антон Чехов |
| видеооператор: | Михаил Агранович |
| композитор: | Исаак Шварц |
| художник: | Абрам Фрейдин |
| жанр: | комедия |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
11 декабря 1978 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 33 мин |
Перед нами экранизация ранних рассказов Чехова, которые переплетаются между собой. Зритель знакомится с участниками одного хора, поэтапно получая представление об особенно колоритных героях в их личных историях.
Кто-то скажет, что экранизировать классика, Чехова, имея в обойме золотой фонд актеров советского времени – это не так сложно. Отчасти я, конечно же, соглашусь, ведь прекрасные, забавные и ироничные, гениальные в своей простоте повествования и глубине мыслей этого повествования, истории являются прекрасными сценариями, а замечательный профессионализм актеров золотого фонда советского кинематографа позволяет изумительно воспроизводить на экране образы персонажей. Однако, давайте не будем забывать, что многие рассказы Антона Павловича по тексту размером со страницу или чуть более. И для того, чтобы превратить это в полноценный кино этюд тоже надо постараться. Поэтому режиссер Михаил Швейцер, автор большого количества прекрасных фильмов, и здесь показывает себя с самой профессиональной стороны.
Перечислять фамилии всех замечательных актеров, которые здесь собраны, уж слишком долго. Все их роли примечательны и заметны. Даже не слишком большие, даже эпизодические. Я смотрел эту ленту из-за участия в ней Евгения Леонова, который играет роль дирижера того самого хора. Но, при всей ожидаемой колоритности его работы, она не сильно выделяется на фоне остальных прекрасных образов и персонажей, представленных в этом бенефисе советской актерской и режиссерской школы и классической русской литературы.
25 марта 2025
Среди многочисленных экранизаций русской классики «Смешные люди» занимают не последнее место, тем более, что Михаил Швейцер классику любил и часто обращался к ней в своем творчестве. На этот раз он выбрал для своего нового фильма материал внешне простой, но на самом деле очень капризный для воплощения на экране — ранние рассказы Чехова.
Казалось бы, что трудного в том, чтобы перенести на экран коротенькие новеллы русского писателя, некоторые из которых едва переваливают за страницу в плане объема? Напротив, складывается впечатление, что их можно экранизировать тотально, вплоть до последней запятой. Но не тут-то было. Анекдотическая по своей природе структура ранних рассказов Чехова хороша именно в словесном воплощении, но для кино требуется ее усложнение, возведение лаконичного анекдотического типа героя, почти социальной маски, до персонажа как более объемной и масштабной категории.
Прекрасно понимая это, Швейцер, во-первых, обрамляет ряд разношерстных рассказов фабульной рамкой: хор певчих усиленно тренируется перед приездом высокого начальства. Поэтому отдельные рассказы оказываются привязанными к фабуле: их действие соотносится с различными временами года и событиями из жизни лейтмотивных персонажей. То, как отдельные герои перемещаются из фабульной рамки в сюжеты отдельных киноновелл и обратно, еще крепче сшивает разнородный литературный материал. Есть и просто удачные режиссерские решения. Например, пользуясь хрестоматийной известностью рассказа «Толстый и тонкий», Швейцер очень хитро выстраивает экспозицию своей интерпретации, из-за чего зрителя ждет сильное удивление из-за неожиданного эффекта, которого сумел добиться режиссер. Или же чисто фотографически решенная интермедия о жизни чиновника, начиная с первых шагов и заканчивая последними, блестяще воплощенная при помощи актерского Альберта Филозова, который даже в совершенно статичном мире фотографии удачно проживает жизнь своего персонажа, которая как бы сфокусирована в изменении выражения его глаз в разные возрасты жизни.
При этом укрупнение анекдотического типа в развернутый характер сослужило фильму и плохую службу. Это как будто бы ранний Чехов глазами позднего. В фильме почти нет беспримесного смеха от созерцания средних и мелких пороков героев. Нет, тут доминирует смех сквозь слезы, рефлексия о достаточно пустой и бесполезно проживаемой судьбе, что подчеркивается и доминирующей темной цветовой гаммой фильма. Такая проекция более позднего писательского видения мира на видение более раннее делает фильм несколько анемичным, из-за чего пропадает веселый абсурдизм положений, в которых оказываются герои, а на смену им приходит лишь тягостная рефлексия о том, что жизнь устроена так, что в ней никогда не достичь желаемого результата.
7 из 10
26 февраля 2014