Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Портрет с дождем |
год: | 1977 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Гавриил Егиазаров |
сценарий: | Александр Володин |
видеооператор: | Валерий Шувалов |
композитор: | Алексей Мажуков |
художник: | Анатолий Кузнецов |
жанр: | мелодрама |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 марта 1978 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
Вот вроде бы такие, как Клава – это соль земли, на них держится мир, их неравнодушием и самоотверженностью спасается человечество. Действительно, таких клав сейчас очень мало, наш глаз больше не фокусируется на чужих бедах, да и мысли по большей части тривиальные.
Но всё же розовая картинка в этом фильме не складывается. Виной ли тому недоработанная литературная основа или огрехи самой картины – Бог весть. Хотя упрекнуть актёров можно лишь в немногом (например, неестественно и даже не театрально звучат реплики дочери Клавы). Сама история заслуживает внимания: бескорыстная женщина помогает совершенно чужому ей человеку (связующая ниточка одна – он двоюродный брат её спутницы по одному из отпусков) организовать и провести похороны матери. Тот не понимает её намерений, пытается найти то расчёт, то женскую хитрость. Ни то, ни другое не оправдывается, и у героев начинаются странные отношения. Попутно Клава успевает и за своей семьёй следить, и к друзьям наведываться, и на работе решать дела.
Внутри этого кольца (от момента, когда Клава выбегает из дома Анатолия, до момента, когда она с собакой бежит в порт) поднимается ещё несколько важных вопросов. Правда, они только поднимаются, к сожалению, но не решаются. Например, не может Костя, сын Клавы, принять того факта, что его девушка-официантка обсчитала пьяного посетителя. Но аргумент Зины «а что мне, на одну зарплату жить?» так и остаётся «неотбитым». Костя только возмущается этим событием, но ни страстной речи, ни поступка от него не дождаться. Даже решение в конце фильма принимает сама Зина. Другой любопытный пример – взаимоотношения Лены, дочки, с её школьной «подругой» – безмолвной и гонимой Мариной. Видно, что Марине удобна Лена: она и поможет, и утешит, и маму привлечёт – чтобы постирала и погладила закиданное грязью платье. Но вот последняя встреча показывает, как далеки девушки друг от друга. Сцена «благодарности» от Марининой мамы, блестяще сыгранной С. Немоляевой, демонстрирует всё отношение «обычных людей» к таким сердобольным, как Клава. Этот узел тоже остаётся на месте.
И так во многих частях этого фильма. Есть очень много над чем задуматься, но нельзя же весь сюжет отдавать на откуп зрителю. В целом кино можно посмотреть (может быть, даже раза два-три), чтобы понаблюдать за изображением эпохи (а здесь она показана сугубо с бытового и – немного – с производственного плана), за работой актёров, послушать приятную музыку Мажукова, но всё-таки больше пересматривать его не захочется.
7 из 10
27 августа 2024
Кино о том, как здорово быть суперпозитивным человеком; судьба сводит героиню исключительно с идиотами, инфантилами и садистами мужского пола, но она ничуть не парится по этому поводу и продолжает идти по жизни с огоньком, широкой улыбкой и верой в людей. Неудивительно, что на такой источник несгибаемой жизненной силы, как зачарованные, слетаются всё новые и новые идиоты, инфантилы и садисты.
Отличное кино в смысле обличения поганой мужской натуры; и, пожалуй, одно из лучших в плане демонстрации огромного напряжения, от которого крючило и ломало советское общество в предперестроечные годы; тщательно подавляемое государственной идеологией стремление людей жить красиво в фильме неудержимо лезет изо всех щелей; чувствуется, что ситуация вот-вот должна перевернуться, и на народном алтаре вместо бюста Ленина засияет Айфон-в-кредит…
20 декабря 2018
Режиссёр Гавриил Егиазаров по сценарию драматурга Александра Володина, снял сказочное, не в смысле фантастики, а такое трепетное, доброе кино, при просмотре которого оттаиваешь сердцем и душой. Это правда. Вроде бы вполне типичная, бытовая история, а как рассказа, показана и преподнесена!!! А всё почему ? Правильно! Старые мастера советской актёрской школы халтуру не гнали, а трудились на совесть, как и их экранные герои.
Нам не скажут название города, в котором разворачиваются события, но это не столь и важно. Впрочем, это не город на Неве и не столица, а морской порт, со всеми вытекающими отсюда картинами, пейзажами и людьми. У Клавдии Сергеевны (Галина Польских) двое взрослых детей. Сын трудится в типографии, как и его мать, главная героиня картины, а дочь школьница старших классов. Дети от разных мужей, но живут и существуют вполне дружно. Дочь Лена (Ирина Малышева) вообще красавица и умница. Вот смотришь на это светлое и юное создание и на душе становится светло, как будто тебя коснулись лучики солнца. Правильное воспитание плюс внутренний стержень, заложенный матерью в своей дочери рисуют идеальный образ девушки. Она нянчится со своей школьной подругой Мариной, которую если мне не изменяет фотографическая память играет Дина Германова, ныне известная российская актриса Евдокия Германова. У сына (Юрий Васильев), никак не складываются отношения с официанткой из ресторана (Галина Манухина). Но самое главное ждёт зрителя, когда он увидит красавца моряка в исполнении Игоря Ледогорова. У Анатолия (Игорь Ледогоров) умерла мать и остался он практически один, не считая двоюродной сестры. Сестра сестрой, а щемящее чувство одиночества заполнило душу. Но Господь сделал так, что на поминках оказалась подруга этой самой двоюродной сестры. Вы наверно уже догадались, что речь идёт о героине Галины Польских. Русская сердобольная женщина проявила свои самые лучшие душевные качества и не бросила Анатолия. Это отнюдь не означает, что она кинулась ему на шею. В фильме этого и в помине нет. Напротив их отношения — это вулкан непонимания. И никаких постельных сцен, хотя героя Игоря Ледогорова можно заподозрить в неких домогательствах. Но черту и границу он не переступает, за что спасибо сценаристу и режиссёру.
Фильм очень музыкальный. Постарался композитор Алексей Мажуков. На протяжении всей картины звучит его чудесная музыка. Также мы услышим гитарные перезвоны ведь в руках моряка Анатолия гитара. А помимо всего прочего нашему вниманию будет представлен четвероногий друг Бэми, которого Анатолий, уходя в море оставит на попечении Клавдии Сергеевны. Галине Польских не впервой сниматься с животными. Сразу видно, что у них есть общий язык. Украсят эту картину и актёры второго плана. Это друзья нашей Клавдии Сергеевны: Игорь Петрович и Ирина, которых исполнили Алексей Петренко и Валентина Талызина. Старое доброе советское кино, которое по своей душевной теплоте не уступает лучшим советским кинокартинам шедеврам. Разумеется высший балл!
10 из 10
2 января 2015