Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Джабервоки |
английское название: |
Jabberwocky |
год: | 1977 |
страна: |
Великобритания
|
слоган: | «Jabberwocky: the monster so horrible that people caught the plague to avoid it» |
режиссер: | Терри Гиллиам |
сценаристы: | Льюис Кэрролл, Чарльз Элверсон, Терри Гиллиам |
продюсеры: | Санфорд Либерсон, Джон Голдстоун, Джулиан Дойл |
видеооператор: | Терри Бедфорд |
художники: | Милли Барнс, Хэйзел Петиг, Чарльз Ноуд, Рой Форж Смит |
монтаж: | Майкл Брэдселл |
жанры: | ужасы, фэнтези, комедия, приключения |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 500000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 28 марта 1977 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 45 мин |
Фэнтези #6
- Пошли, ребята! Быстро! И даже не думайте присылать мне счет…
Я уже иногда начинаю жалеть, что в своем кинематографическом путешествии забрался так далеко, в 70-е годы. Понятное дело, что отдельные жанры кино не могут быть качественными в тот период времени. Я и так не большой любитель фэнтези, а в семидесятых, чтобы найти что-то годное в этом жанре надо очень постараться. Фильм 1977-го «Джаббервоки» привлек меня своим синопсисом, вот только частенько за интересным описанием скрывается пустота.
В одном королевстве появилось страшное чудовище, которые держит в страхе округу. Местные жители покидают свои деревни и уходят в город. Тоже самое решил сделать и Деннис, чтобы разбогатеть и тем самым впечатлить отца своей возлюбленной, на которой он хочет жениться…
Как я уже сказал, я не являюсь поклонником жанра фэнтези, особенно когда действие происходит в средневековье. Меня не привлекают все эти замки, драконы, рыцарские турниры и прочее. А когда в нечто подобное еще замешивают второй жанр (в данном случае комедию), то это вдвойне меня озадачивает.
Фильм мне не понравился. Настолько примитивного сюжета я не видел уже давно. Несмотря на то, что хронометраж не так велик, мне пришлось просматривать его в несколько подходов, поскольку от этого скучного и унылого зрелища меня клонило в сон. К тому же я постоянно терял нить повествования.
Единственным положительным моментом стали костюмы и декорации. Хоть что-то в этом фильме не отталкивает. Все сделано очень реалистично и чувствуется атмосфера средневековья. Замки, дома обычных жителей, проселочные дороги от всего так и веет той эпохой. А костюмы только добавляют антуража. Здесь даже доспехи черного рыцаря выглядят получше, чем во многих других фильмах на подобную тематику.
Фильм хоть и является комедийным, но я ни разу не улыбнулся. Юмор здесь настолько плоский и примитивный, что даже не вызывает никаких эмоций, не то что улыбку. Мне нравится черный юмор, вот только когда он уместен. В этом же фильме естественно “комедийный” сцены и диалоги всегда не в тему.
А вот что действительно вызвало у меня смех, так это чудовище. Ростовой костюм, как в ранних японских фильмах о Годзилле, сделан настолько отвратительно, что хочется спросить – кого вы этим испугать надеетесь? Если у той же Годзиллы мелкие детали костюма не позволяет разглядеть постановка кадра (крупных планов очень мало), то здесь на весь этот ужасный костюм без смеха нельзя смотреть.
Как и в большинстве фэнтези о средневековье, в «Джаббервоках» есть поединки ни мечах. Я думал, что хоть боевая хореография здесь не подведет. И конечно же это оказалось не так. Бои вялые, ленивые, и, такое ощущение, что их постановкой вообще никто не занимался. Чего только стоит финальный бой.
Больше половины актеров даже не пытаются играть, а лишь бродят по различным локациям как сонные мухи, и проговаривают текст. Но есть и те, которые, наоборот, слишком уж вжились в роль и откровенно переигрывают. Иногда даже сильно раздражают своей чрезмерно энергичной игрой. Насколько я знаю, съемки этого фильма проходили параллельно со «Звездными войнами», и некоторые актеры засветились и там, и там. Вот только уровень актерской игры этих двух проектов не сравним.
Я даже не знаю кому этот фильм посоветовать. Разве что страстным поклонникам средневековья, поскольку та атмосфера, это единственное что более-менее неплохо получилось у создателей «Джаббервоков».
2 из 10
18 апреля 2022
Мрачное Средневековье. В одном царстве-государстве, населённом капризными принцессами, сладкоголосыми трубадурами, невменяемыми рыцарями и неотесанными пейзанами, завелось прожорливое чудовище, порождённое сном какого-то каннибальского разума. Звали этого монстра Джаббервоки, или, говоря русским языком, — Бармаглот (если вы, конечно, читали «Алису в Зазеркалье»). Нанося огромный урон народному хозяйству, этот Джаббервоки безнаказанно терроризировал всю округу, получая в качестве отступного девственниц-невест. Хотя не брезговал и остальной человечинкой: хватал всякого, кто попадался на глаза.
Объятые страхом жители города, спрятавшись за высокими стенами крепости, от безысходности и голода начали вытворять всяческие непотребности. Никто не рисковал выйти и сразиться с чудовищем-людоедом. Но храбрые люди, в отличие от умных, всё же встречались в те времена. Участь избавить город от осады и жертвоприношений Бармаглоту выпала придурковатому деревенскому бондарю Деннису. Если бы не смерть папаши, большого мастера бочарных дел, сын, наверно, так бы и валял Ваньку у него в подмастерьях, обхаживая в свободное от работы время любовь своего сердца — многопудовую деву Гризельду.
Но как только отец откинулся, Деннис отправился в город, чтобы начать новую жизнь и добиться богатства и славы. И тут весьма кстати король объявил турнир, победителю которого предстояло сразиться с чудовищем и получить в случае выигрыша руку принцессы и полцарства как бонус. Всё как в нашем фольклоре про Иванушку-дурачка. Попадая в нелепые и анекдотические ситуации, английский крейзи, как и наш, уверенной поступью шёл к своей славе…
Уникальная в своём роде «чёрная сказка для взрослых», исполненная в сюрно-абсурдистском ключе с добавками раблезианского юмора, сразу сделала известным Терри Гиллиама, выходца из британской комической группы «Монти Пайтон». В этом бурлескном гиньоле он натуралистично и грубо обыграл базовые фольклорные архетипы и клише классических фэнтази, при этом всякий раз будто выворачивая их наизнанку. После тёплого приема зрителями и критиками первого фильма английских комиков («Монти Пайтон и Святой Грааль»), Гиллиам решил единолично выступить в роли режиссёра, но не рискнул отказаться от услуг своей шутовской компании.
Задействовав в главной роли Майкла Палина, как самого очевидного идиота в команде отпетых придурков, он повторно углубился в фольклорное прошлое, отчасти потому, чтобы было легче следовать по уже проторенному пути. Взяв в свои руки бразды правления, Гиллиам расстарался вовсю: Средневековье получилось у него таким грязным, что «портянки можно сушить, не стирая», а шутки — такими скабрёзными, что поручик Ржевский удавился бы от зависти. Как вы думайте в те времена ходили по-большому? Ответ: спиной к воде. То есть, те, кто проплывали в это время по реке, могли во всей красе наблюдать голые зады «засранцев»…
Короче, Гиллиаму было, где разгуляться и проявить свою фантазию. И в «Джаббервоки» он не преминул этим шансом воспользоваться…
21 января 2014
Всем известный на сегодняшний день режиссер-сказочник Терри Гиллиам дебютировал в давние-давние времена, а точнее в конце семидесятых, с полнометражным фильмом «Джабервоки». «Джабервоки» представляет собой малобюджетный хоррор с элементами драмы.
Средневековая Англия настолько отвратительна, что почти привлекательна. На улицах столицы королевства продают жареных крыс и репу, а стражники справляют нужду, не отходя от главных ворот дальше, чем на метр. Прекрасная златовласая принцесса, находящаяся, как ей и положено, в высокой башне, и днями и ночами вышивающая гобелен, неожиданно оказывается очень расчетливой. Она мечтает не о большой и светлой любви волоокого юноши, а о замужестве, причем будущий муж непременно должен быть королевской крови. С этими и другими несовершенствами мира сталкивается юный бондарь Деннис. Здесь Гиллиам весьма тонко прорисовывает столкновение лирического героя с закоснелым обывательским невежеством. Инвентаризатор Деннис, мечтающий наладить семейное дело и жениться на своей возлюбленной Гризельде, с самого начала терпит неудачи. За скромное желание подчинить работу упорядоченной системе Деннис жестоко наказан. Отец отвергает его, будучи уже на смертном одре. Светлоликая Гризельда встречает нареченного холодно и бесстрастно. Она растаптывает его чувства и унижает, хладнокровно кидая в сторону Денниса гнилую картофелину. Но наш романтик слеп. Он полон жажды новых свершений и оптимистичных надежд. Гнилую картофелину Деннис принимает за дар любви и отправляется в столицу на заработки, нежно прижимая овощ к самому сердцу. В наивности Денниса и заключается трагизм произведения. Трагизм, почерпнутый режиссером явно из произведений Гофмана, Гёте, Гейне.
А где-то в чаще притаился ужасный монстр Джабервоки, и Гиллиам не спешит нам его показывать. Но так ли страшен этот Джабервоки? Гиллиам понимает, что внешний вид чудовища — козырь, который следует держать в кармане до последнего, а леденящий ужас зритель испытывает от ощущения неизвестности. Вот авантюрист и искатель сокровищ схвачен порождением тьмы, но мы не видим, что происходит с героем. А несколькими секундами позже откуда-то с неба сваливается разодранный в клочья и частично обглоданный труп. Однако и на нем режиссер не заостряет внимания, и камера сразу показывает крупным планом искаженное гримасой страха лицо главного героя Денниса. Деннис заливается слезами и тоненько поскуливает. Гиллиам пользуется той самой системой координат, где в центре находится человек с его эмоциями и чувствами. Зритель сопереживает Деннису и возносит свои молитвы создателю картины. Только бы наш наивный бондарь выжил! О, спасительный смог, окутай Денниса клубами дыма, не дай чудовищу разорвать его на куски!
Терри Гиллиам искусно играет жанрами, задевая то одни, то другие струнки души наблюдающего за действом. Зритель, готовый зарыдать, уже через несколько секунд полон испуга. И только юмористическая составляющая фильма, одно из важных слагаемых, в сумме дающих успех, подкачала.
3 сентября 2013
'… Сэнди [Либерсон] спросил, что бы мне на самом деле хотелось сделать. Я рассказал ему, что у меня есть идея фильма под названием «Бармаглот», и он ответил: «Так давай его снимем.» (Интервью Терри Гиллиама с Иеном Кристи)
Первый самостоятельный фильм Терри Гиллиама как режиссёра, попытка отойти стиля «Пайтонов», не совсем, правда, удачная. Как оправдывает Гиллиам финансовый неуспех картины — продюсеры так и не поняли как продвигать картину, и, в итоге, всё-таки повесили на эту «непайтоновскую» вещь клеймо Пайтонов.
' Я был наивный и самонадеянный, я полагал, что можно сделать средневековую картину с массой комических эпизодов, снять в ней трёх «пайтонов», но при этом избежать обвинений в производстве очередного «пайтоновского» фильма.» (оттуда же)
Но, в отличие от «Священного Грааля» (где Гиллиам отвечал за художественное оформление, анимацию и частично режиссуру), это уже не набор скетчей, а более самостоятельная и продуманная (особенно визуально) вещь. Хотя абсурда и комичных ситуаций здесь много, и это, как мне кажется, разваливает сюжетную канву фильма, которому совсем не помешало бы стать покороче.
Визуально фильм отличный. Тут уже проглядывают любимые Гиллиамом мотивы и образы. Красивый утренний лес в первом эпизоде «Бармаглота» сменяется натуралистично обглоданным трупом, милая избушка на воде — отвратительной толстухой и летящими в воду помоями, а вместо утренней росы гл. героя (Майкл Пэлин) будит облегчающийся сверху стражник. Контраст прекрасного и отвратительного, который с разной долей явности присутствует во всех фильмах этого замечательного режиссёра проявляется тут может быть не в первый раз, но очень красочно. Тут же и маленький неамбициозный человек, бюрократ по натуре, который вскоре перерастёт в гениально сыгранного Джонатаном Прайсом Сэма Лоури («Бразилия»). Сам Гиллиам признаёт что всю жизнь снимает один и тот же фильм. У него это получается интересно. И тем более выглядит достойно на фоне борьбы со студийной американской системой за массового зрителя, который по мнению Гиллиама может быть гораздо умнее, чем его представляют.
В «Бармаглоте» режиссёр также беспощаден к своим героям, как Коэны в «Большом Лебовски» или «Фарго», только действие происходит на сказочной территории.
Впоследствие, эта беспощадность, которая подтверждается натуралистично показанными гадостями, будет смягчатся богатым фантазийным миром героев. Здесь таких нет, тут фантазирует только Гиллиам, а герои наделены совершенно чёткими неразвивающимися характерами. Отчасти поэтому фильм скорее «пайтоновский», чем «гиллиамовский».
Но, по сути, это не так важно, смотреть интересно, смотреть стоит.
29 января 2011
Историко-приключенческая комедия абсурда
Вот именно с этого фильма и началось самостоятельное творчество великолепного, талантливого английского американца Терри Гиллиама. Один из великих Пайтонов, решил опробовать себя, так скажем, «сольно», срежиссировал этот фильм и, видоизменив сказку Кэррола, написал сценарий к нему. Кстати, слово «видоизменил» не отражает и доли того, что представил в своём воображении Гиллиам и в итоге, показал нам.
Так же, нельзя и не сказать, что полностью «расстаться» с Пайтонами нам не пришлось, ведь Гиллиам снял «Джаббервоки» в стиле этой абсурдно-сюрреалистической комик-труппы. Да и Майкл Пэлин с Терри Джонсом не отказались принять участие в этом фильме, который к слову сказать снимался в Британии, так что труда сделать это им не составило.
Хоть Гиллиам и принимал раньше участие в постановки фильмов Монти Пайтона и явно видно, что он перенял от них огромный опыт, но всё же дебют есть дебют. Заметно, что оставишь один-на-один с фильмом, он немного растерялся и подошёл к режиссуре очень робко и осторожно. И после его твердых шагов в помощи с режиссурой в «Монти Пайтон и священный Грааль» и просто убойной и смелой анимации в «Летающем цирке» и прочих работах Пайтонов, сам немного теряешься при просмотре этого фильма. Вроде бы чувствуется Пайтоновская атмосфера с новшествами привнесенными самим Терри, но в тоже время всё это окажется лишь некими отголосками того, что ожидаешь изначально. Сюжет кажется, во многих местах довольно сырым и непродуманным, фильм не сильно изобилует некими режиссерскими находками.
Но главными плюсами в этом фильме являются, естественно, актеры. Которые ни смотря ни на что выложились на максимум. Своей игрой, латая дыры в сюжете и обыгрывая сценарий по высшему разряду. Главный «деревенский лыцарЬ» в исполнении Майкла Пэлина, самый запоминающийся из всех персонаж. Найти фильмов на подобную тематику, даже в комедийном жанре, можно немало, но такого становления королевской личность, вряд ли где можно увидеть. Операция «из грязи в князи» завершается полнейшим успехом, как и для лиц королевской крови так и для самого рыцаря в помятом железе.
И всё таки, это самостоятельный дебют Терри Гиллиама. Этим фильмом он освоился и закрепил себя в мире кино, как режиссера. Сей фильм нельзя назвать плохим, ведь сделан он качественно и грамотно. Просто не полностью оправданные ожидания, которые впрочем, полностью оправдают себя и даже превзойдут все начальные предположения его будущими лентами.
7 из 10
6 октября 2010