Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Житейское дело |
год: | 1976 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Юрий Соловьев, Сергей Потепалов, Михаил Ордовский |
сценаристы: | Валерий Приёмыхов, Владимир Тендряков |
видеооператоры: | Владимир Иванов, Владимир Васильев, Анатолий Бахрушин |
композитор: | Вадим Биберган |
художники: | Борис Бурмистров, Марксэн Гаухман-Свердлов |
монтаж: | Т. Иванова, Тамара Денисова, И. Смирнова |
жанр: | мелодрама |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 26 мин |
В этом альманахе 3 военные новеллы, каждая из которых раскрывает эмоциональную сторону происходившей трагедии. Чего только стоит вступление от известного писателя Тендрякова. Он, нарушая все законы игрового кино, предваряет рассказ своими устными комментариями. Мужчина подтверждает, что данная история действительно происходила именно с ним. Это задает особый реалистичный подтекст скромному сюжету о случайной переписке двух солдат с девушкой одного своего товарища. Невинная переписка задает тон для того, чтобы познакомиться. Но встретятся ли они после артиллерийского обстрела?
Более выразительна история о мужчине и женщине. Случайная встреча при эвакуации приводит к неторопливым разговорам и неловкому молчанию. Кажется, что эти двое так много могут друг другу рассказать. Но... важнейшая деталь ленты заключается в том, что эти двое - подростки. И в этом оборотная сторона войны, заставляющей детей стремительно взрослеть и вести себя не по годам обстоятельно.
Впрочем... Приведенные новеллы были литературно превосходны, но исполнены незатейливо. На мой вкус, совсем иной уровень продемонстрировала зарисовка по рассказу Платонова. Одинокий, уставший, потерянный солдат бродит по разрушенной стране в поисках потерянного сына. Случайная беседа с незнакомкой... Олег Иванович Борисов играет в полном соответствии с рассказом Платонова показывая человека, который свыкся жить без радости. И яркий финал, и актерская работа Мастера выдвигают эту новеллу на первый план, как наиболее психологически насыщенную.
Но, ни в коей мере не снижая значимость темы, сравнение ленты с аналогичными картинами идет не в ее пользу. Тут нет военного напалма 'Балтийского неба', или неудобной правды из 'Сашки', или откровенности, которую достигли 'Брызни шампанского' или 'Двадцать дней без войны'. Рядом с этими аналогами 'Житейское дело' выглядит куда односложнее.
6 из 10
31 января 2024
Разные режиссёры, разные сценаристы, но фильм получился единым целым, благодаря искренности и человечности поднятой альманахом темы. Притом, что все три истории абсолютно непохожи друг на друга и касаются войны совершенно разными гранями, их роднит теплота, с какой режиссёры сняли свои новеллы.
Новелла первая: «Житейское дело». Снята по одноимённому рассказу Андрея Платонова, написанному в 1946 году. Очень больная тема — поиск уцелевших родственников. В данном случае фронтовик Антон Гвоздиков разыскивает своего сына. Поиски осложняются тем, что солдат не видел его почти пять лет и весьма смутно представляет себя, каким стал его сын сейчас. Из его описаний он получается одним, а на самом деле… В данной новелле финал показался для меня недосказанным, ведь здесь нет закадрового голоса, который мог бы всё прояснить. Пришлось обратиться к первоисточнику, чтобы у самого Платонова прочитать финальные строки: «Гвоздарев прильнул к оконному стеклу и всматривался внутрь сумеречной избы; он увидел, что делает Евдокия Гавриловна, он увидел, как под её руками проясняется бледное, прекрасное лицо его сына.»
Новелла вторая: «У тебя есть я». У войны — не женское лицо. У войны — не детское лицо. У войны вообще нет лица — только звериный оскал. Валерий Приёмыхов, закончивший сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии в 1973 году хорошо знал тему, за которую брался. Именно это знание позволило 8 лет спустя за роль Паши Антонова в фильме «Пацаны» (1984) получить свою первую Государственную премию. Очень искренняя и трогательная история о том, как детдомовский мальчишка Витя (Константин Смирнов) неожиданно почувствовал свою значимость для девочки Саши (Ирина Фоминская). И эта значимость заставила мальчишку мгновенно повзрослеть, ведь теперь он отвечает не только за себя, но за того, кто ему доверился. История почти сказочная, а сказка, как известно, редкая гостья в нашей жизни. Так и с Витей — ворвался он в жизнь Саши, согрел её своим теплом и участием, при этом, совершенно ничего не прося для себя лично…
Новелла третья: «Где ты, Любовь Дуняшова». Самая эмоционально сильная новелла благодаря тому, что основана на реальных событиях, а рассказывает эту историю сам писатель Владимир Фёдорович Тендряков. Яркая, весёлая, отчасти задорная история, за которой стоит продолжение, растянувшееся на десятилетия. В конце Тендряков говорит, что посредством журнала «Новый мир» он написал ответ на последнее письмо Любови Дуняшовой, но отклика на это сообщение не было. Тогда он обратился со своими словами к зрителям данного фильма и… Чудеса тоже случаются. «В памяти всплывают её рассказы о том, как через этот фильм она нашла своего фронтового товарища, как, спустя много лет, они встретились в Москве. Помню фото, сделанное на Красной Площади, где Тендряков и Любовь Михайловна держались за руки.» (Мария Иваненко)
«С берёз неслышен, невесом слетает жёлтый лист, старинный вальс «Осенний сон» играет гармонист. Вздыхают, жалуясь, басы, и, словно в забытьи, сидят и слушают бойцы, товарищи мои.» («В лесу прифронтовом» слова М. Исаковский музыка М. Блантер)
28 апреля 2016