Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 5.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
SOS над тайгой |
год: | 1976 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Валентин Перов, Аркадий Кольцатый |
сценаристы: | Арнольд Витоль, Владимир Кузнецов |
видеооператор: | Николай Большаков |
композитор: | Никита Богословский |
художник: | Семен Ушаков |
жанры: | боевик, драма, приключения, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 мая 1976 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 24 мин |
«SOS над тайгой» — картина, судьба которой сложилась благодаря формату, в котором она была снята. Стерео-70 — это кинематографическая система, разработанная в СССР и предназначенная для съёмки стереоскопических кинофильмов 3D. Именно данная особенность фильма и определила её внутреннее содержание. В основе сюжета лежит повесть Владимира Алексеевича Чивилихина «Над уровнем моря», о которой писатель говорил следующее: «На моём письменном столе давно уже обретается сухая щепка — маленький сколок с большого дерева. Она ещё хранит едва уловимый аромат кедровой смолы. Стоит мне только взглянуть на этот простой сувенир, как я переношусь в глубокое и мрачное урочище Тушкем, на бурливую алтайскую речку Кыгу, на гольцы, на Телецкое озеро, и всякий раз меня охватывает волнение, с которым я не в силах сладить… История, заставившая меня написать повесть, произошла в Горном Алтае 7—17 июля 1964 года. Работая над повестью, я разместил события в реальном географическом районе и постарался соблюсти все главные обстоятельства. Однако эта в некотором смысле поисковая повесть не является документальной, «фотографичной», тождества её героев с живыми участниками столь редкой и столь обыденной сибирской эпопеи нет — я воспользовался своим правом на домысел и отбор.»
Помимо писателя «домысел и отбор» провели и два сценариста Арнольд Витоль и Владимир Кузнецов, сделав из отличной повести, пропитанной духом начала 60-х годов, довольно посредственный фильм, чьё главное достоинство заключается в отличной операторской работе и красивых панорамных съёмках — всё то, что должно привлекать зрителя на стереоскопическом сеансе. В погоне за «выгодным» кадром режиссёр упростил и сильно «выхолостил» повесть, сделав из выпуклых книжных персонажей «среднестатистических» героев времён соцреализма. Если Чивилихин писал о том, что хорошо знал: «Осенью 1964 года я побывал в тех местах, встретился почти со всеми участниками и свидетелями событий, подробно разобрал обстоятельства, в которых оказались эти люди. В предзимнюю тайгу на Тушкем со мной ходили лесник из Беле Геннадий Ложкин и кедроградский охотовед Аго Юст. На заснеженных гольцах у меня тогда сдало сердце, и я низко кланяюсь своим спутникам за крепкое товарищество в том трудном походе». То режиссёры Валентин Перов и Аркадий Кальцатый ограничились внешней «красивостью», совершенно отдалившись от правдоподобности изображаемых событий.
Касается это, прежде всего, поведения героев и их внешнего вида. Мало того, что они ведут себя в тайге, словно дети: бродят, где хотя, произвольно меняют маршрут. Так они ещё и одеваются точно на прогулку в парке! Совершенно несерьёзной выглядит «обувка» Катерина Уваровой — туфельки! Да и короткое платье — не самый подходящий наряд для ночёвки у костра. Совершенно непонятно, зачем режиссёрам потребовалась такая «расхристанность» в одежде инспектора милиции лейтенанта Кравченко и рабочего партии Александра Жамина. Они что, «на пузе» преодолели все эти километры? При всей серьёзности происходящего подобные «неувязочки» сильно портят впечатление от картины, отдаляя её от драматических приключений и приближая к легковесной комедии.
«Поспела по лесам ежевика, таёжный бесконечен простор. И горы выше птичьего крика, а люди — выше леса и гор. Дорога нас куда-то забросит, но всюду есть закон у тайги: и если кто-то помощи просит, ты откликнись и ему помоги.» («Есть закон у тайги», музыка — Н. Богословский, слова — М. Танич)
16 февраля 2016