Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Школа господина Мауруса |
год: | 1976 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Микк Микивер |
сценаристы: | Арво Круусемент, Лембит Реммельгас, Антон Хансен Таммсааре |
продюсер: | Кулло Муст |
видеооператор: | Михаил Дороватовский |
композитор: | Вельо Тормис |
художники: | Халья Клаар, Хильда Крууси, Хейкки Халла |
монтаж: | Кай Шонберг |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 февраля 1976 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 25 мин |
В золотой фонд эстонского кино по праву входит картина Мики Микивера «Школа господина Мауруса» (в оригинале «Indrek»), снятая по мотивам второй части книги Таммсааре «Правда и справедливость» («Tõde ja õigus»). Картина рассказывает о правде и тяжелых людских потерях в поиске справедливости.
Сюжетная линия картины проста и знакома каждому из нас. Наивный и чистый деревенский парень Индрек Паас попадает в частную школу господина Мауруса. Пройдя через сложный лабиринт правды и лжи, Индрек приходит к отрицанию буржуазной морали и религии. Действие фильма происходит в Эстонии в начале девяностых годов XIX века.
Центральная идея картины — мысль о том, что правда — понятие эфемерное. У каждого своя правда. Обвинять людей в неискренности, называя их фальшивыми и лицемерными нельзя, ведь в их глазах таковыми можете предстать и вы. Вспомогательными инструментами раскрытия центральной идеи картины выступают учителя школы господина Мауруса. Каждый верит во что-то своё, считая свои убеждения единственно правильными. Однако каждый из педагогов ведёт и свою невидимую зрителю человеческую борьбу за справедливость. И в этой внутренней борьбе лучше всего отражается эстонский народ. Многие называют эстонцев скрытными и апатичными. Но это не так… Жители Эстонии просто не привыкли демонстрировать свои переживания на людях, они лишь ведут внутреннюю борьбу с миром и собой, но эта борьба похожа на страшную гражданскую войну сердца и разума.
Говоря о достоинствах картины, следует упомянуть великолепную работу оператора Михаила Дороватовского. Его приёмы нельзя назвать модными и оригинальными, однако статичные кадры и фрагменты с использованием трансфокатора, соединяясь воедино, помогают погрузиться в атмосферу фильма. А выразительные крупные планы и многочисленные детали, такие как битая посуда, вносят художественно-эстетическую ценность.
Безусловным плюсом картины является актёрская игра исполнителя главной роли Индрека — Гарри Кырвитса (Harry Kõrvits). Его работа отличается естественностью и простотой. Он не наигрывает, а проживает каждый эпизод картины, и кажется, он правда меняется, чего нельзя сказать о других персонажах. Герои-учителя находятся в школе представления, они заскорузлые, погруженные в свои мнимые идеалы и убеждения люди, они остаются прежними. Однако мы воспринимаем этих героев, как что-то очень близкое и понятное, может быть, потому что все когда-то учились в школе и видели разные архетипы учителей.
Естественно в каждой картине встречаются плохо проработанные моменты. На мой взгляд, эта картина слаба с точки зрения шумового оформления. Мы слышим диалоги и лишь некоторые очевидные шумы. Звук здесь не является полноценным участников истории, а скорее выступает в роли вспомогательного средства. Возможно, такое простое звуковое решение обусловлено камерностью истории, а быть может, звуком пожертвовали из-за маленького бюджета фильма.
На мой взгляд, фильм идеально подходит для тех, кто хотел бы познакомиться с литературой и кинематографом Эстонии и разобраться в том, какие эти загадочные жители Прибалтики — эстонцы.
6 июня 2020