Сентиментальный роман
6.6
6.2
1976, мелодрама, драма
СССР, 1 ч 37 мин
6+

В ролях: Николай Денисов, Станислав Любшин, Тамара Абросимова, Иван Бортник, Михаил Боярский
и другие
1920-е годы. Страна жила в русле «мирной» революции – бурлила молодая жизнь, не знающая усталости и компромиссов. Так же жил и молодой газетчик Шура Севастьянов – жадно, взахлеб. И вдруг… пришла к нему любовь.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Сентиментальный роман

год: 1976
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Дмитрий Месхиев
композитор:
художники: Марк Каплан, Наталья Васильева
монтаж:
жанры: мелодрама, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 1 декабря 1976 г.
Дополнительная информация
Возраст: 6+
Длительность: 1 ч 37 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма

Постеры фильма «Сентиментальный роман», 1976

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Сентиментальный роман», 1976

Любовь в 20-е годы

Скучная, вялая история о влюбленности и внутреннем созревании на фоне романсов и эстетики начала двадцатых годов двадцатого века. Авторы решили не делать ставку на увлекательность. Они предпочли погружение в эпоху и лишь общие очертания истории. Минуте на 50 еще были ожидания на яркий финал, но они не оправдались. Впрочем... В ленте промелькнуло несколько звезд первой величины - это и Людмила Гурченко, и Олег Янковский, и Михаил Боярский, и Николай Караченцов, и Борис Галкин.

Но все это растворяется в скучном и монотонном повествовании. К примеру наш герой вполне может напомнить своей даме, как уронил платок, а она его подняла. Она же чинно напомнит ему о его прежней подруге. Вот и вся история.

Ну а пока зритель пытается осознать сотые доли процента эротизма и страстности в приведенном выше диалоге мы получаем неожиданно нечто действительно взрывное. Парадоксально, но диалог о соотношении материального и возвышенного актуален и сейчас:

- Значит ты считаешь, что жить нужно ради наслаждения? Неужели ты считаешь, что жить надо ради собственного удовольствия? Шура, как ты считаешь жить нужно для того, чтобы работать или работать нужно для того, чтобы жить?

- Я считаю, что нужно работать, для того, чтобы жить.

- Какая же ты комсомолка, если ты так считаешь? Какая же ты комсомолка после этого? Только мещанин способен жить ради наслаждения.

- Значит ты считаешь, что шелковые чулки носить нельзя? И лакированные туфли тоже нельзя?

- Тоже нельзя.

- А замшевые перчатки? Белье с кружевами?

А ведь на самом деле сама история обладала большим потенциалом. Нам рассказывают о послевоенном времени сквозь лирические отступления, невнятные потуги молодых устроить свою личную жизнь. И это вечная тема, даже несмотря на совсем неуместные сцены партийных заседаний.

Авторы делают ставку на визуальный импрессионизм в ущерб рациональному сюжету. И эта задача оказывается непростой. Вместо поэтического погружения мы получаем нечто обрывочное, размытое и невыразительное. Как итог, человеку, который никогда не видел этой ленты сложно пояснить о чем ее сюжет, в чем интрига и чем она может быть интересна. Политически выверенные фрагменты об утверждении Советской власти лишь уводят в сторону и усиливают озвученные недостатки. Тот случай, когда 'Циники' 1991 года или 'Первая встреча, последняя встреча' оказываются в одном тематическом диапазоне, но на несколько уровней выше.

3 из 10

10 мая 2024

Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…

В одном из своих незаслуженно забытых фильмов режиссёр Масленников обратился к молодым годам советского государства — к 20-ым. Странное, но интересное время. НЭП, ликбез, электрификация. Конструктивизм, коммунизм, рационализм и неуёмный энтузиазм. В то время полуобразованная молодёжь бредила возвышенными идеями мирового устройства по новым правилам. Почему-то им казалось, что именно у них получится «наш, новый мир» построить. Но им было к чему стремиться, им было о чём мечтать, им есть в чём позавидовать.

Один из многих пылких юношей, олицетворявших время — Шура Севастьянов. Сирота-детдомовец, имеющий за плечами невзрачное прошлое в виде двух классов церковно-приходской школы, живущий в сером настоящем — на скромной должности в небольшой типографии, но твёрдо верящий в своё славное будущее. Поэтому он смотрит свысока на свою подругу Зойку, отличающейся поразительной наивностью в делах революционных, и снисходительно-терпеливо наставляет её на путь истинный, объясняя, как важно понимать Компанеллу, как построить быт, свободный от устаревшего рабства (бишь семьи), мешающего развитию общества и т. д., шокируя девочку, выросшую в семейной ласке, своими безапелляционными принципами «свободной любви» и заявлениями, что «все эти кофточки и скатёрочки — хуже Врангеля». Типаж Базарова — не меньше.

Наш пылкий юноша пишет возвышенные статьи, произносит пламенные и безапелляционные речи, производя огромное впечатление на своего простоватого старшего товарища Кушлю и друзей. «Забота о детях отпадает от семьи и становится заботой государства… — Ты ж талант! Я б так не смог» Но как красиво всё на словах, а как сложно всё на деле. И Шура попадает в совершенно невообразимый любовный треугольник, оказавшись между двумя Зоями — лучшими подругами, такими непохожими друг на друга. Одна — мягкая и немного робкая, внемлющая каждому его слову, но всё ещё живущая в мире «вредных» грёз и фантазий, смеющая верить в высокую любовь и нежные чувства. Вторая — красивая, но эгоистичная, не брезгующая самолюбованием и не способная жить ради чего-то или кого-то кроме себя. И как горько Шуре, что он — целеустремлённый борец, ставящий себе и окружающим высокие цели, «опустился» до сентиментального романа.

А дальше всё в то кошмарном, то сладостном водовороте: Шуре постоянно приходится действовать вразрез со своими идеалами и со своей моралью, делать выбор, противоречащий своей такой простой и строгой логике, обжигаться и предавать, любить и унижаться. Как сложно оказалось жить в буйном мире страстей по своим правилам, как грустно, что стройное мировоззрение может вмиг разбиться о какие-то совершенно необъяснимые и нелогичные чувства. Шура должен многое понять и переосмыслить, Шура должен повзрослеть…

- Что же такого особенного в этом кино? — совершенно резонно спросите меня вы. А особенного много. В первую очередь — режиссура Игоря Масленникова. Удивительно, как этому режиссёру удаётся создать свою неповторимую атмосферу, в которую зритель верит сразу и бескомпромиссно. Как будто в машине времени мы переносились с ним сквозь время и пространство в Англию XIX века в знаменитом «Шерлоке Холмсе». И так же легко и просто «Сентиментальный роман» окунёт нас в 20-е гг. в Советскую Россию. И пусть то, что мы увидим, будет несколько стереотипно, всё же уверен — мы поверим увиденному и прочувствуем его значительно больше, чем если бы на самом деле перенеслись в то время. Может, как раз именно благодаря выделению в картине этих самых стереотипов — но так гармонично и ненавязчиво, как умеет делать только Масленников, снимающий фильмы про Англию лучше, чем англичане.

Эту неповторимую атмосферу дополняют совершенно бесподобные диалоги вроде:

- Девочка! Иди сюда… Как звать-то?

- Баррикада!

- Баррикада?! Очень хорошо… А раньше как звали?

- Маруся…

- Маруся, слушай…

К сему добавим прекрасную музыку Дашкевича и отличный актёрский состав. Игра молодых и многообещающих актёров — Николая Денисова, Елены Прокловой, Елены Кореневой — прямо завораживает. Кто-то из них позже станет известным и популярным, а кому-то с ролями повезёт меньше. Но тогда все они играли воодушевлённо и с отдачей, их герои жили и дышали полной грудью. Совсем ещё юный Сергей Мигицко — в очень подходящем ему образе улыбчивого, немного стеснительного, задумчивого юноши. Несравненный Станислав Любшин — Актёр с большой буквы. Его Кушля, простоватый, живущий своей житейской мудростью, но пасующий перед активной и амбициозной молодёжью, обладающий своим особенным обаянием — на мой взгляд одна из лучших и самых самобытных его ролей, несомненное украшение фильма. Его взгляд, его речь, его сопоставление и противопоставление с Шурой — образ настолько продуман и ясно очерчен, что время от времени выходит на первый план, соперничая с главными героями за внимание зрителя. Гурченко и Янковский, появляющиеся в эпизодах, и этот лучистый взгляд почти по-детски наивных глаз Людмилы Дмитриевой также никого не оставят равнодушными.

Неспешное развитие сюжета, плавная смена времён года, крупные события, отчерчивающие жизнь героя от всего, что было с ним до того — у всего у этого есть одна особенность — некоторая намеренная недосказанность. Режиссёр пропускает объяснения и происшествия, о которых зритель может догадаться и сам. Всё это, как совершенно тривиальное и ненужное для раскрытия главных героев — автор опустил. Сцены, в которых происходит что-то важное, как будто оборваны, как штрих художника, оставившего лишь намёк на строгий контур. Их зритель додумывает или узнаёт о них со слов героев. Таким образом, режиссёр сделал акцент на мотивах персонажей и их чувствах, убрав следствия этих мотивов на задний план.

В итоге: «Сентиментальный роман» — очень качественная мелодрама, рекомендованная для всех любителей советского кино и поклонников творчества задействованных актёров. Приятного просмотра.

5 ноября 2008

Мелодрама Сентиментальный роман появился на телеэкранах в далеком 1976 году, его режиссером является Игорь Масленников. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Николай Денисов, Станислав Любшин, Тамара Абросимова, Иван Бортник, Михаил Боярский, Людмила Дмитриева, Николай Караченцов, Марина Мальцева, Владимир Марков, Анна Масленникова, Вадим Михайлов, Федор Никитин, В. Россаткевич, Владимир Сидоров, Любовь Тищенко.

Страна производства - СССР. Сентиментальный роман — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 6 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.