Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Обычный месяц |
год: | 1976 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Искандер Хамраев |
сценаристы: | Илья Штемлер, Альбина Шульгина |
продюсер: | Юрий Голынчик |
видеооператор: | Александр Чечулин |
композитор: | Марат Камилов |
художник: | Алексей Федотов |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 декабря 1976 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 3 ч 12 мин |
СССР; середина 70-х годов XX века
Геннадий Захарович /Кирилл Лавров/ - главный инженер приборостроительного завода, честный и ответственный, решивший полностью изменить работу завода, прибегнув к автоматизации
Татьяна /Наталья Фатеева/ - экономист завода, замужняя женщина, воспитывающая взрослого сына, бывшая любовь Геннадия Захаровича
Я достаточно хорошо отношусь к производственным драмам, но эта картина не вызвала во мне никакого отклика. Фильм представляет собой мини-сериал, состоящий из трёх серий. Вы только вдумайтесь – я смотрела его несколько месяцев. Даже мне, любительнице советского кино, было откровенно скучно. Я и досмотрела-то его исключительно, чтобы гештальт закрыть.
Не спасла картину и второстепенная любовная линия с красавицей Фатеевой, в середине жизненного пути вдруг вспомнившей о старой любви и практически решившей уйти из семьи. А не спасло по простой причине – между нею и Лавровым не было ни капли химии, всё казалось искусственным и ненастоящим.
В целом же фильм представляет собой сборник сцен разгуливаний по заводу, обсуждений на собраниях ошибок в производстве и бесконечных споров о том, стоит ли стремиться к новизне, если итак всё норм. Буду честна – скукота скукотичная, не тратьте время.
25 июля 2023
Начну издалека… В одно время с этой картиной страна по ТВ смотрела такие многосерийные фильмы, как «Старший сын», «Дневной поезд», «Дни хирурга Мишкина», «Ольга Сергеевна», «Ирония судьбы..». И много ещё хорошего кино, которое помнят до сих пор. И сутью своей близкой ЭТОМУ фильму. А кто-нибудь его видел? Я, к примеру, посмотрел только сейчас, через 40 лет с момента создания. И то, случайно. Почему его не показывают публике?
Думаю — тема. Слишком уж производственная тема. Управление, структуризация и мотивация. Это, понимаешь, не здравствуйте, я ваша тётя (тоже того года телефильм). А лирический мотив, который мог как-то зацепить массового зрителя, здесь не мотив, а мотивчик, да ещё и дурацкий. Пожалуй, лучше бы его вообще не было. Фильм хорош и без лирики. Тем более, что она (лирика) в СИСТЕМУ не вписывается.
А вот СИСТЕМА захватывает! Автоматическая СИСТЕМА Управления производством! Прорыв из текучки к зияющим высотам! Скайп по дисковому телефону и накладные по телевизору! Думаю, многих тема эта и в наши дни живо волнует. Невольно начинаешь примеривать ситуацию на себя и видишь схожесть. Как выясняется и через 40 лет проблема с АСУ не решилась. Даже при наличии компов на каждом столе. Похоже, сейчас ситуация у нас ещё и ухудшилась. И слова героя Лаврова: «Самый производительный труд, это труд любимый. Это одно из условий личного счастья…» сегодня для многих звучат, как издевательство. Но это так, к слову…
Теперь, собственно, о фильме, как о явлении Кино. Как явление, он конечно слабоват. Но как отражение времени просто уникален. Режиссёр похоже отказался от декораций. Снимал, как есть. В природном естестве и интерьерах. Для Кино это — слабость, для духа Времени — сила. Чего стоят эти вечно свисающие провода на стенах, кривые створки во всех шкафах, незакрывающиеся окна и двери, пляшущие кафельные плитки, унылая обстановка квартир, потрепанность контор, гостиничных номеров и кабинетов, разнообразные призывы и однообразные лозунги на стенах. Возможно, это хитрая задумка режиссёра, чтобы на сравнении показать благоустроенность Института Кибернетики (воплощение всего светлого будущего). Возможно… Но, и Институт этот тоже какой-то затрапезный. Не смотря на наличие портрета Н. Винера в красном углу и красивых девушек в коридоре.
В общем, в течение всего фильма не покидало меня чувство, что забросили меня в 1976 год на машине времени, как какого-нибудь аватара, с полным погружением. И честно говоря, пожил бы я там, как ни странно, с удовольствием. Наверное. Только, конечно, не долго. Не люблю убогую стилистику тогдашней моды. Даже Джеймсу Бонду в те годы с трудом удавалось держать фасон. Чего уж про обычных совслужащих говорить.
Теперь об актёрах. Коротко — высший класс! Играют правдиво. Точнее, неуловимо естественно. Однако, повторюсь, лирическая тема здесь фальшива, идёт довеском к производственной и в ней актеры дают сбой. Хотя и пытаются честно её вытянуть.
Задумывал ли режиссёр противопоставить пару Лаврова с Владимировым им же самим из «Укрощения огня» (1972)? Не знаю. Но получилось хорошо.
Лавров — великий мастер, умело держит на себе весь фильм и при этом не «затыкает» других. Его герой одной интонацией сглаживает практически инфарктные конфликты. Одним взглядом даёт понять, что не все потеряно. Есть сцена, которую я теперь уж точно никогда не забуду. Герой Лаврова обаяет женщину-судью Арбитражного суда. Какое великолепие! Волна очарования смывает даму без остатка! Кадры надо включить в анналы обольщения за 2 минуты!
Короче, удачно я фильм посмотрел. Он стал для меня неожиданным подарком. Удивительно, но вполне себе динамичная и даже интригующая картина на производственную тему из далекого СССР. За финал, вообще, 5 из 5. А в целом:
9 из 10
19 июля 2016