Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Пропавшая экспедиция |
год: | 1975 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Вениамин Дорман |
сценаристы: | Исай Кузнецов, Авенир Зак |
видеооператоры: | Анатолий Буравчиков, Вадим Корнильев |
композитор: | Микаэл Таривердиев |
художники: | Марк Горелик, Мариам Быховская |
жанры: | драма, приключения, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 декабря 1975 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 13 мин |
В последние три дня (когда я ещё во всю болела и лежала с температурой) так нестерпимо, просто до дрожи захотелось приключений и романтики. Вот лежу я, болею и невозможно скучно, хочется какого-то драйва, невероятных приключений и романтики, чтобы прямо до слёз (особенно когда дома никого нет). И вот за эти три дня пересмотрела много разных приключенческих фильмов, советского производства естественно. Начала с «В поисках капитана Гранта» (до безумия люблю этот фильм, в нём столько приключений, столько романтики и благородства, что хочется смотреть его всегда), в первый же день посмотрела его полностью, все 7 серий, а потом на ночь ещё «Человек с бульвара Капуцинов». А на следующий день «Сердца трёх», «Достояние республики» и вечером в качестве десерта с повышенной дозой романтики, перед сном «Амели». И вот сегодня были ещё «Кортик» и теперь вот «Пропавшая экспедиция». Только что закончила её смотреть. На все вышеназванные фильмы я здесь уже писала, и теперь вот пишу на «экспедицию».
«Золотая лихорадка» — болезнь международная и вневременная, что наглядно доказал режиссёр Вениамин Дорман в своей приключенческой дилогии о советских старателях 1918 года. В сибирские земли на поиски золотых самородков отправились профессор Смелков (Николай Гринько), и комиссар Красной Армии Арсен Кибахидзе (Вахтанг Кикабидзе). В условиях истощённой казны и всенародного разорения комиссары Совнаркома вспоминают о некогда забракованном предложении геолога Смелкова, который призывал заняться поисками золота на реке Ардыбаш, для страны и революции. Наказав организовать экспедицию в Сибирь, правительство не может снабдить её ни деньгами, ни людьми. Команда старателей собирается произвольно, из разных слоев постреволюционного общества, включая помимо профессора, его утонченную дочку Тасю, юнца-партизана Митю, бывшего царского офицера Зимина и красноармейца Куманина. Разные цели и чаяния заставляют героев разделить один тяжёлый путь через тайгу.
Господи, когда пересматриваешь этот фильм настолько сопереживаешь героям, как будто это ты участвуешь в экспедиции! Сильные личности, потрясающая музыка, природа, аж сердце щемит. Настолько всё настоящее! Посмотришь, как родниковой воды напьёшься. Сразу жить хочется. Ни одного фальшивого кадра, что ни роль, то жизнь человеческая, со всеми её страстями. Браво! Хороший, интересный приключенческий фильм. Рада была увидеть в большой роли Сергея Шевкуненко — Митя. В конце фильма красивый кадр, когда Митя с Куманиным (Б. Сморчков) скачут на конях — тайга, река — удивительно красивый пейзаж.
Отлично сыграл Вахтанг Кикабидзе. Пара Александр Кайдановский и Евгения Симонова — вообще прелесть! Удивляло, что Тася в экспедиции в тайге — надевала разные наряды, красивые платья. Зачем это добро было везти с собой?! А ну да, она же девушка, да к тому же урождённая дворянка, привыкла всегда выглядеть отлично, чтобы не происходило вокруг.
Очень я люблю наши отечественные приключенческие фильмы советской эпохи. Их ни с какими другими фильмами не спутаешь. Есть в них какой-то свой особый шарм, чем-то они цепляют и остаются в сердце навсегда. Всегда смотрю этот фильм с удовольствием. Замечательная игра актёров, прекрасная музыка Микаэла Таривердиева, операторская работа Вадима Корнильева и дух того времени. Завораживает фильм… как грамотно вплели в начало фильма вальс «На сопках Маньчжурии». И конечно воспитательный эффект — золото не для себя, а для народа… не для олигархов, а для всех. За это и умереть счастье. И не дать бандитам давно за этим золотом охотящимся, завладеть им.
Однако, фильм всё же не чисто авантюрно-приключенческая история в глухой тайге. Он несёт и размышления о характерах главных героев, по степени их приближения к Божьей правде, так сказать. В самом низу стоят, конечно, безусловные злодеи: Силантий, Суббота, Харитон. Это низкие алчные люди, ослеплённые пагубными желаниями. А из их желаний главные — обрести золото, богатство. Хотя что-то светлое в их душе всё-же есть, Суббота очень религиозен, а муки совести Силантия и его сильнейшее раскаяние в конце — потрясающи. Следом идёт бывший офицер Зимин — вполне благородный интеллигентный человек, однако также мечтает о золоте! Это сатанинское желание у него даже сильнее любви к женщине. Его возлюбленная Тася — добрая и искренняя девушка, влюблена в Зимина. Красноармеец Куманин — просто тупой исполнитель чужой большевицкой воли, своего мнения у него нет, это подтверждает эпизод с письмом, и как всё это отразилось на всей экспедиции. С противоположной стороны стоит белогвардейский прапорщик Алексей, он тоже послушное орудие в руках вышестоящего полковника и когда получает приказ командовать расстрелом, даже помимо воли, он вынужден подчиниться, т. к. честь, присяга и т. д. Комиссар Арсен — большевицкий фанатик, «очаровательный грузин». Он вполне бескорыстный борец за идею, но светлая и человеколюбивая идея бесклассового коммунистического общества обернулась потом, как мы знаем, постройкой страны-тюрьмы, раковой опухолью лагерей смерти по всей многострадальной России. А на приисках, подобных Смелковскому на Ардыбаше, работали и умирали от голода и истощения миллионы заключённых ГУЛага. В общем один лишь профессор Смелков — по-настоящему хороший, цельный и благородный человек. Он не служит ни красным, ни белым, а лишь благу всех людей. Ужасно, но такие люди действительно беспомощны в этом мире и часто становятся жертвой разного зверья. Ну а фильм… Его можно смотреть и пересматривать всегда! Сейчас такого замечательного кино уже не делают. Увы…
9 из 10
22 марта 2020
Вышло длинно. Но хороший фильм и прекрасные актеры стоят того!
На правом берегу Борзи, притока Онона (это приличное слово, река в Сибири, в свою очередь — приток Амура) стоит городок Борзя. До Читы две с лишком сотни километров. Рядом живописное озеро и Даурский заповедник. Город небольшой. Порядка тридцати тысяч пестрого народу: русские, буряты, монголы… Впрочем, я забежал вперед.
«- Не уберегла?
- Бог тебя наказал, Ефим! За жадность. Хоть бы о дите подумал!
- Ты роди его сначала!»
Есть фильмы, которые, в общем-то, если разобрать на детали — критики не выдерживают.
А если не разбирать — шедевры.
Какую экспедицию отправил в середине семидесятых Вениамин Дорман из советского Петрограда восемнадцатого года на поиски золота Ардыбаша, в Сибирь!
Комиссар-большевик-грузин, профессор геологии, воспитанница Высших женских курсов, беглый каторжник…
А на экране?
Толстовский Папа Карло, шварцевская принцесса, сталкер, Мимино!
Николай Гринько, Борис Сморчков, Александр Кайдановский, Вахтанг Кикабидзе! И юная Евгения Симонова.
«- Где же вы этому научились?
- В Смольном!
- У большевиков?
- В институте благородных девиц!..»
В фильме «Пропавшая экспедиция» Вениамин Дорман собрал фантастическую команду.
Да там даже в эпизоде — и то Юрий Каюров! Один из кино-Ильичей СССР.
Сюжет — почти вестерн. Точнее — истерн! Белые, красные, партизаны, бандиты, старатели… Все вперемешку. Мало кто помнит автора сценария. Исая Кузнецова. А ведь его из-под его пера вышли «Москва-Кассиопея» и «Достояние республики»!
А характеры?
Либеральный профессор-геолог, для которого норма фрондировать при одной власти, отстаивая своих политически активных студентов, и против другой, для которой его друг, полярный исследователь адмирал Симбирцев — контрреволюционер. Не было такого адмирала. Кого имел в виду автор? Колчака?
«-… я вспомнил… вы похожи на одного моего студента. Он тоже со своими товарищами пытался сочетать занятия наукой с политической деятельностью… не знаю, что там выиграла политика, но наука проиграла…»
Бывший офицер, а ныне маргинал Зимин, пошедший на каторгу из-за униженного солдата.
«-…А на фронт не попал. Угодил на каторгу.
- За что?
- Стрелял в своего отца-командира.
- Убили?
- Нет… Ранил. Я никогда не отличался сентиментальностью, но смотреть, как он издевался над солдатами… не мог. Однажды он поставил моего вестового на три часа в ледяную воду. Ну, я и не выдержал… стрелял в него. Потом трибунал… каторга.»
Грузин-комиссар, для которого революция — жизнь (*).
«- Я, Аркадий Николаевич, прибыл в Петроград на неделю позже. И Зимний был взят без меня! А Ардыбаш — это мой Зимний!
-… и найденное нами золото не будет иметь никакой ценности, если не победит революция…»
А какие съемки. Один курумник сего стоит. А сопки, а тайга, а перевалы… а речки, быстрые и ледяные… Фильм снимали близ города Белозерска, в ЗАГСе которого Кайдановский и Симонова поженились во время съемок.
«- Скажи, Куманин! А долго на геолога учиться?
- да одних гимназий лет на десять… а еще университетов…»
И какая музыка… Таривердиевская… И поет герой Льва Прыгунова, юный и влюбленный прапорщик Казанков лермонтовское «Я к вам пишу, случайно, право…». Правда, голосом Сергея Тараненко.
«- Вдарить бы сейчас по беляку из винтаря…
- Погоди, Куманин. Вдарим…»
И какие негодяи? Каков олялинский Силантий? Обиженный женским отказом на всю жизнь. Каков захарченковский глуповатый Харитон? А каков Ефим Суббота? Настоящий сибирский буржуа! Пенсне, хронометр, часы с музыкой, да чай из самовара на блюдечке с сахаром вприкуску… и фирменное урало-сибирское «однако!». И жадность, властность, злоба.
«- Скажи, а как Суббота узнал, что нам лошади и мука нужны?
- Так слух по тайге прошел…»
Кино, посмотренное раз сто. Кино про любовь. К делу. К людям. К идее. К золоту… А чем не любовь?:-)
Экспедиция идет к Ардыбашу, еще не зная, что погибнет, а золото прикарманит таежный трактирщик. И будет продолжение — «Золотая речка»…
«…- У меня золота нет, а месторождение — это не моя собственность.
- Чья же? Твоя, комиссар?
- Нет. Не моя.
- Стыд потеряли. Кабы не я, лежать бы вам всем на камнях заместо солдат. Ну да ничего… Терпением меня бог не обидел, подожду маленько. Может, одумаетесь. А не одумаетесь, силой возьму…»
Восемнадцатый год.
И там же, в Сибири, где-то на притоках Амура, уже стоит поселок, будущий город Борзя.
И вот в этом далеком поселке Борзя родился 24 ноября 1934 года, 85 лет назад, прекрасный советский актер Виктор Сергачев. Самый лучший Ефим Суббота в мировом кинематографе: мудрый, практичный, гибкий.
Сволочь? А кто там в то время и в тех местах не сволочь?
Злой. Да. А кто там добрый, если задуматься?
Все же роли негодяев — лучшее испытание для актеров.
Сергачев — актер мирового класса.
Вечером смотрим «Пропавшую экспедицию». И следом — «Золотую речку».
(*) (*) Есть тонкость. В книге Арсен оказывается тем самым отчисленным и отданным в солдаты студентом…
24 ноября 2019
Золотая лихорадка отечественного производства лишний раз доказала, что у сия чума не выбирает национальность, хотя и первое, что приходит на ум при ее произношении — лихие времена первооткрывателей Америки, когда жизнь стоила не дороже золота.
В сложное для страны время, среди смутьянов находятся умы, мыслящие дальновидно и понимающие важность нестандартных идей для общего развития, отправляющие экспедицию под эгидой папы Карло, как сейчас скажут, «к черту на рога», определяя неравнодушных, и напротив, в авантюрное путешествие, в которое затянет незатейливого зрителя — вся душевность советского кинематографа.
Но и на всякое благое дело всегда найдется чья-то алчная корысть, особенно, когда в дело вступает личная вражда и жажда мелочной наживы для себя родимого, без личной мысли о том, что покушаясь на груду геологических пород, златолюб ставит под удар целую страну и будущее потомков. И вот эта ложка дёгтя заплывает в наш медовый горе-отряд, идущий строем под девизом «Наука превыше политики»
В этом же походе, самим его участникам предстоит разобраться в себе, в друг друге. Он проверит каждого на сущность его идеологических взглядов и готовность сдержаться в решающий момент находки, когда все животное внутри человека будет бить ключом, оправдывая любые жестокие шаги.
Мораль сей басни такова.
1. На любое благое дело — всегда найдется чья-то корысть.
2. Кто не любит политику — тот дольше живет.
3. Лучше умереть с честью и с чистой совестью, чем жить — кусая локти (вспоминая прапорщика)
7 из 10
30 сентября 2017
Довольно занимательный фильм, и хоть мне его стилистика не импонирует, считаю, что не помешает написать пару слов. Не знаю, почему он не был популярен в Союзе и не особо известен сейчас. Изъянов в этом и следующем фильме («Золотая речка») гораздо меньше, чем во многих любимых народом приключенческих пустышках.
По сути, оба фильма — художественное переложение настроений в разных слоях общества в первой четверти XX века. Произведения наполнены простыми символами, читать которые легко и приятно. Они также посвящены очень сложным взаимоотношениям между социальными классами, и постоянная борьба и трагизм заставляют в должной мере задуматься. Эти составляющие как бы предполагают причастность к «поэтичному кино»; или (в худшем случае) к пафосному. Однако ни от Довженко, ни от Эйзенштейна у постановки ничего нет.
Актёры играют очень живо, в духе соцреализма, и действительно изо всех сил стараются, чтобы им верили. И таковое их рвение, признаться, несколько перебивает поэтичный настрой заложенных идей. Если добавить к этому динамичный сюжет, постоянное чередование сцен насилия с диалогами и отсутствие достаточно долгих пауз, чтобы зрителю пережить описываемую на экране катастрофу, — выходит, что постановка становится излишне развлекательной и мешает сопереживать действующим силам и образам. Но это лично для меня, и возможно, вы этого вообще не заметите, либо не посчитаете недостатком.
Перейду к символизму. По сути женский персонаж только один — юная девушка, дочь интеллигента. Обычно такой, выставляемый в центр и окружённый борьбой, женский образ обозначает страну. (Есть ещё одна женщина, за которую в самом начале сражаются честный человек и бесчестный — похоже, имеется в виду постоянная борьба таковых людей в народе.) Итак, вокруг прелестной девушки красные революционеры, белые офицеры, простые люди из народа, бывшие белые офицеры, рвущиеся в бой дети… Конечно же, хорошие и честные люди любят свою страну, суть молодую красавицу, и хотят сделать её счастливой.
Все эти герои идут сквозь тьму бушующей гражданской войны, то есть сквозь неведомую тайгу, к заветному кладу — золотому месторождению. Приземлённые и недалёкие крестьяне (или как их назвать? представители народа, в общем, движимые эгоистичными мотивами) не всегда разделяют благородные цели руководителей экспедиции. И постоянно в походе разворачивается борьба за светлое будущее, за идеалы, за принципы, за благосклонность и благополучие других людей или собственную наживу; в конце концов даже борьба за жизнь и будущее. И, как и страна из настоящей революции, неведомо, выйдет ли героиня из всего этого живой.
Пусть вас не смущает моё яркое описание в других условиях абсолютно «бытового» приключенческого сюжета. Пафос в действие привносится строго тогда, когда нужно, и не превращает кинокартину в постылую агитацию. Образы, конечно, выпячены (это нормальное явления для приключенческого кинематографа), но не далеки от реальности: идеалисты живут идеями, а деревенский мужик может и топориком рубануть, чтоб нажиться.
Итого: неожиданно хорошее, одновременно в меру глубокое и наивное произведение, которое даже может заставить задуматься, но в некоторой мере само мешает этому. Ругать особо, в общем-то, не за что ругать, но и однозначно советовать его я не могу — возможно, вам тоже не понравится галопный ритм. Так что я бы рекомендовал посмотреть первые полчаса и потом уже сделать вывод: досмотреть до конца обе серии «Пропавшей экспедиции» плюс «Золотую речку» или бросить. Никаких чрезвычайных идейных посылов и неожиданностей фильмы не несут, но написаны и сняты достаточно качественно, чтобы выйти за рамки бессмысленных приключенческих рассказов в разряд приятного художественного кино.
31 января 2015
Как обычно, буду кратка.
Сюжет.
Смутное время. Гражданская война. Партия направляет небольшой отряд в тайгу, на поиски золота для строительства коммунизма. Во время поисков экспедиция сталкивается не только с романтикой таежных красот, но и жадностью, предательством, жестокостью..
Актерский состав.
Говорить, не переговорить!
Каждый по своему замечателен.
Николай Гринько. Сразу вспоминается его чудесный папа Карло. Здесь же он не менее чудесный геолог и человек с железными принципами.
Вахтанг Кикабидзе. Молод, бодр и целеустремлен. Настоящий партиец!
Евгения Симонова. Каждый раз, когда я вижу ее в кино, мне кажется, что ей немного скучно играть свою роль. Не смотря на это, она внесла в этот фильм необходимую лиричность.
Александр Кайдановский. Велеколепен в своей трагичности. Неизменно.
Об остальных не буду писать, просто скажу, что все хороши и на своих местах.
Мне понравился фильм. Разве что немного смущали временные и пространственные несовпадения.
Хорошее кино для пятничного вечера.
7 из 10
19 ноября 2013