Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
На край света... |
год: | 1975 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Родион Нахапетов |
сценарий: | Виктор Розов |
видеооператоры: | Владимир Климов, Константин Супоницкий |
композитор: | Богдан Троцюк |
художники: | Сергей Портной, Татьяна Вадецкая |
монтаж: | Полина Скачкова |
жанр: | мелодрама |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 апреля 1976 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
Порой бывает очень трудно отделить личностные впечатления при просмотре от истинной ценности картины. Лента «На край света…» — именно из этой довольно непростой по восприятию категории. Родион Рафаилович Нахапетов снял её, когда ему исполнилось 30 лет. «Золотой возраст» — уже давно не мальчишка, но ещё и не «муж», для которого было бы непросто экспериментировать с формой и содержанием. Но Нахапетов рискнул, взяв за основу сценарий Виктора Розова «А, б, в, г, д…», опубликованный полутора десятками лет ранее в журнале «Юность» и почему-то тогда не поставленный. Именно разница в написании сценария и временем его воплощения на экране делает картину несколько противоречивой. То, что было «остро-вопиющим» в 1960 году, пятнадцатью годами позднее выглядит несколько наивно. Разумеется, Нахапетов всё это прекрасно понимал, но всё-таки сделал картину о Володе, ушедшем из родительского дома «на край света» в поисках духовной самостоятельности.
Фильм сразу стал предметом дискуссий, как и должно быть, если речь заходит о нигилизме молодого поколения. Нигилизм — вещь опасная. В широком смысле представляющий собой умонастроение, связанное с установкой на отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры, он может завести человека очень далеко. Чтобы подобного не произошло с главным героем, сценарист «дарует» ему в попутчики чудесную девушку Симу — невероятно обаятельную в своей молодости Веру Глаголеву. Но Сима слишком молода, к тому же, по выражению Володи, — «периферия», поэтому никак не может являться для него авторитетом. Впрочем, у нигилистов авторитетов быть просто не может. Они появятся лишь в том случае, если изменится мировоззренческая позиция главного героя. Именно для того, чтобы она менялась «в нужную сторону» воля режиссёра сводит Володю с разными людьми: хорошими и плохими, добрыми и злыми, благородными и подлыми. Герой должен на личном опыте убедиться в правоте или неправоте слов представителей старшего поколения.
«На край света…» сильно отличается от «среднестатистических» картин середины 70-х годов, когда «наиболее заметными явлениями молодёжного кино становились фильмы сурово аналитические, критические, подчас не без скепсиса взирающие на поколение. Движущей пружиной фильма Розова и Нахапетова было нечто прямо противоположное- вера в это «загадочное поколение», трудное, не устающее шокировать взрослый мир своими непостижимыми вкусами, пристрастиями, привычками и манерами, но полное сил и энергии, умеющее — утверждали авторы — и мечтать, и работать, и любить, и бороться. Фильм не пытается идеализировать героя, в нем сознательно сгущены краски, наше внимание заостряется на тревожных чертах. И сквозь эти наслоения нам предстоит разглядеть зерна настоящего, прочного и серьезного». (В. Кичин) При всём при этом, главенствующая мысль несколько иная. Вот как Нахапетов сформулировал главную тему своей картины: «освящение жизни любовью». Лаконично и весьма ёмко, потому что нигилизм кончается там, где начинается любовь…
16 февраля 2016