Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Медной горы хозяйка |
год: | 1975 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Олег Николаевский |
сценаристы: | Павел Бажов, А. Добрович, Александр Тимофеевский |
продюсер: | Ф. Антонов |
видеооператор: | Валентин Баженов |
композитор: | Владислав Казенин |
художники: | Ф. Антонов, Валерий Лукинов, Юрий Ушаков, А. Берестецкий, П. Куфтин, Н. Рудаков, Г. Шендеров, В. Васенкин |
монтаж: | И. Орлов, Л. Пермякова, О. Хомяков |
жанры: | мультфильм, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 21 мин |
В семидесятые годы Свердловская киностудия и Союзмультфильм выдали на-гора больше десятка короткометражных мультфильмов по сказам Павла Бажова. Здесь и «Огневушка-поскакушка», и «Серебряное копытцо», и «Синюшкин колодец». Но наиболее известна трилогия о жизни камнерезов и рудокопов под эгидой Каменной Девы, Хозяйки Медной Горы.
В первой части, названной созвучно имени главной героини, речь идёт про обычного парня Степана, попавшего под чары потусторонней силы. Благодаря Хозяйке, он получает способность добывать малахита немерено и даже удостоился предложения сочетаться браком с ящеркой в обличье женском. Впрочем, это потом было подано как испытание номер два. Забегая вперёд, скажу, что третье испытание Степан не прошёл.
Павел Бажов ассоциируется у нас со временами, если не Александра Пушкина, то где-то Петра Ершова с его «Коньком-Горбунком». На самом деле Бажов современник Чуковского, Маршака и Михалкова-старшего, пережил Великую Отечественную. Даже отметился небольшой обязательной программой — сказом о Ленине («Богатырева руковица», если кому интересно). Кроме того, в его арсенале подавление восстаний в Гражданскую и родство с Аркадием Гайдаром через общего внука Егора.
Но творчество Павла Петровича было нетипично для социалистического реализма. Мифология Урала, нечистая сила рудников, к которой писатель относился с большой долей симпатии, поэзия горно-добывающей жизни нанесла на творения Бажова ровный слой патины, который весьма ценится в антикварной среде.
Этот дух очень чувствуется в мультфильме. Режиссер Олег Николаевский (выступающий одновременно в роли сказителя) сделал все возможное, чтобы уральский фольклор лег на душу советского зрителя. Хотя возможности Свердловской киностудии всегда котировались невысоко. Кукольные мультфильмы уступали в популярности рисованным или пластилиновым собратьям. Хотя в статике персонажи смотрятся, но в динамике проигрывают и сильно.
Поэтому создатели фантазируют с планами, накладывают чудесную музыку — и добиваются нужного. После начальных минут упорной настройки в предложенные образы, дальше вкатываешься и созерцаешь, сопереживая персонажам в их лирических (и жизненно опасных) терзаниях. Русоволосый Степан, его возлюбленная и темноглазая Хозяйка горы разыгрывают не совсем привычный любовный треугольник, в котором не нашлось победителей. И небольшая, но актуальная для социалистического государства, тема угнетения человека человеком в лице самодура-приказчика.
Вообще, не так много примеров в мультипликации, когда сугубо промышленный сюжет (пусть и с волшебной силой) подают столь лирически. С принцессами на балу и зверушками на поляне это намного проще. Сюда бы ещё пластику движений и мимику. Но советские куклы есть советские куклы, ничего не попишешь.
Холодный отблеск самоцветов отразился искорками в глазах повелительницы рудников и каменоломен. Против этого взгляда не устоять простому смертному. И пусть это будет лишь в сказках. Потому что худому человеку с Медной горы хозяйкой встретиться — горе, и доброму — радости мало.
12 сентября 2011