Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Капитан Немо |
год: | 1975 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Василий Левин |
сценаристы: | Василий Левин, Эдгар Смирнов, Жюль Верн |
видеооператор: | Федор Сильченко |
композитор: | Александр Зацепин |
художники: | Георгий Юдин, Григорий Волошин |
монтаж: | Этна Майская |
жанры: | фантастика, боевик, фэнтези, приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 января 1975 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Жюль Верн – писатель, чьё влияние на мировую литературу сложно переоценить. Благодаря тому, что автор не отставал от своей эпохи, его произведения даже сейчас пользуются популярностью. «20 000 лье под водой» одно из таких произведений. Привычные в наши дни документальные передачи про подводный мир появились только в последней трети XX века, а раньше мы могли лишь догадываться о том, как устроен глубинный мир. Тем более в XIX веке, когда само наличие подводных аппаратов казалось таким же фантастическим как космические корабли. В своём романе Верн описал встречу французского профессора с капитаном Немо и много интересных событий, подчас не согласующихся с более поздними открытиями, но оттого произведение не становится хуже. А вот трёхсерийный «Капитан Немо» хуже, без всяких сомнений.
Одно лишь словосочетание, и вы угадаете страну-производителя: коммунистическая революция. При чём тут, вы спросите, «20 000 лье под водой»? А фильм основан не только на этом произведении, но ещё и на «Паровом доме», автором которого тоже является Верн. Советская пропаганда порой воплощалась настолько неожиданно, что от удивления и откровенного возмущения волосы дыбом встают. Но если фильмы, подобные «Новому Гулливеру» и первому «Острову сокровищ» хотя бы выходили в конце 1930-х гг, то «Капитан Немо» создавался в середине 1970-х гг, когда советский коммунизм уже прошёл свой самый радикальный этап. Фильмы и сериалы, которые опаздывают с выходом на много лет, часто вызывают жалость.
Но так ли всё плохо с «Капитаном Немо»? Не могу не отрицать того, что актёрский состав тут довольно сильный: Немо играет Владислав Дворжецкий, Аронакса Юрий Родионов, Конселя Михаил Кононов, а на втором плане тут даже появляются Марианна Вертинская и Владимир Басов. Последний, правда, говорит не своим голосом не понятной причине. Большие глаза и строгая внешность капитана Немо вызывают восхищение, и, наверное, было правильным решением показать его менее суровым, чем в книге. Здешний Немо не такой сухой, поскольку живёт в воде… Это была попытка пошутить, не обращайте внимания. В общем, образ капитана субмарины Наутилуса получился таким же красивым как и подводные сцены. Спустя четырнадцать лет после «Человека-амфибии» советский кинематограф ещё раз показал, что подводные съёмки ему по плечу. Причём, в «Капитане Немо» всё зашло дальше: мы видим настоящих морских животных и настоящие коралловые рифы. Тропическое побережье с пальмами, судя по всему, тоже настоящее. Возможно, на помощь пришли индийские коллеги, тем более что часть событий происходит в Индии, и декорации этой страны, равно как и костюмы персонажей, тоже оставляют хорошее впечатление.
И вот я плавно подошёл к недостаткам сериала. Оговорюсь, что я не читал «Паровой дом», но, в общем-то, и не обязан был, поскольку название ленты отсылает только на «20 000 лье под водой» – роман, в соответствии с которым Немо представляется в первой серии как сознательный отшельник, порвавший связи с наземным миром. Всё здорово до тех пор, пока в сюжет не вступает коммунистическая пропаганда, разрушающая всё хорошее, что успело накопиться в первой серии. Выясняется, что Немо не такой уж отшельник и время от времени его навещают старые друзья с суши, да и сам он иногда поддерживает связи с людьми. Причём, с людьми, которым требуется активная поддержка. Революция требует большого участия, как-никак. Как только сериал начинает разрываться между «20 000 лье под водой» и коммунистической линией, повествование наполняется сильнейшими противоречиями. Перепрыгивая с одного сюжета на другой, режиссёр описывает нам Немо устами Неда Ленда (Владимир Талашко) как подозрительного и зловещего человека уже после того, как персонажи узнали его происхождение и истинную мотивацию. Сам Немо тоже себе противоречит: общается с сухопутными друзьями, но при этом ограничивает свободу передвижения невольным пленникам. Революционер и отшельник – это несочетаемые характеристики, но уж если режиссёр выбрал коммунистическое направление сюжета, то лучше бы и придерживался его до самого конца. А то получилась ни рыба, ни мясо.
Коммунистическая пропаганда замещает собой главные сцены первоисточника, которые так и не нашли здесь воплощения: у Верна присутствовали путешествие в Антактиду, охота на стаю кашалотов, путешествие по подземному туннелю между двумя океанами и даже находка одного легендарного затонувшего города. А что в «Капитане Немо»? Тут есть сцены с гигантским осьминогом и нападением акулы, но они мелькают так быстро, что зрители не успевают ими насладиться. Девяносто процентов времени уделено медленным сценам и медленным разговорам.
Самое обидное, что даже интересные моменты портит невнимательность режиссёра, операторов и сценаристов. Осьминог впечатляет, вот только в следующей сцене выясняется, что это как бы и не осьминог, а кальмар. Видимо, режиссёру хотелось показать, как монстр уплывает в толще воды, и кроме как записи с кальмаром не нашлось ничего подходящего. В первой серии присутствует короткая сцена в доме Аронакса, где есть ляп уже другого характера: мы видим статуэтки мегалозавра и какого-то завропода (очевидно, апатозавра), которые соответствуют реконструкциям, принятым во времена так называемых «войн костей». Начались они в 1877 году, уже после смерти Наполеона III, который по сюжету ещё жив и царствует. Живя в эпоху Наполеона III, Аронакс не мог знать, что завроподы обитали на суше, а мегалозавры, как и все тероподы, передвигались на прямых задних ногах, подобно зверям. Термин «тероподы», означающий «звероногие», появился вообще в 1881 году. Таким образом, у нас самый настоящий анахронизм.
Я не могу любить этот сериал, поскольку он натурально издевается над книгой. Чисто за хорошую актёрскую игру и красивые подводные сцены могу поставить среднюю оценку.
5 из 10
28 мая 2023
Подростком я любил книги Жюля Верна (как и многие в этом возрасте, думаю). '20 000 лье под водой' не относится к числу моих любимых книг автора, но тем не менее в моей домашней библиотеке она была.
В советской экранизация 1975 года, как, впрочем, и в прочих добавляет кучу отсебятины. Тайна личности капитана Немо раскрывается лишь в конце романа 'Таинственный остров'. Здесь же целая серия посвящена истории принца Дакар. Причём для этого использовали сюжет романа 'Паровой дом'. Который не издавался в СССР. Так как восставшие сипаи там показаны как злодеи (впрочем, герои-англичане тоже не вызывают особых симпатий).
Режиссёр Василий Левин и соавтор сценария Эдуард Смирнов просто сделали из злодея книги Нана-саиба положительного героя соединив его с капитаном Немо. А полковника Мунро заменили на Бунро, сделав главным злодеем телефильма и приписав ему злодеяния Нана-саиба. Да и вообще вся вторая серия сделана в традициях индийского кино.
Также решили в традициях прочих экранизаций добавить мелодраматических мотивов. Профессор Аронакс, по сравнению с книгой, изрядно помолодел. На поиски 'Наутилуса' он отправляется прямо со свадьбы с очаровательной Жаклин в исполнении Марианны Вертинской. Которая потом весь телефильм тосковала по мужу.
В целом, актёрский состав тут неплохой. Юрий Родионов, конечно, чересчур молод, но в роли Аронакса смотрится удобоваримо. Владимир Талашко как Нэд Лэнд на уровне. Да и Михаил Кононов в роли слуги Аронакса неплох. Также тут Владимир Басов, Марианна Вертинская, Александр Пороховщиков, Геннадий Нилов.
Но главной удачей стал образ капитана Немо в исполнении Владислава Дворжецкого. Внешне он идеально подходит под роль. Да и под описание в книге подходит.
Технически он и раньше особо не впечатлял. Заметны некоторые ляпы и небрежности, типа советской формы на британских моряках. В целом, смотрибельно, но не особо увлекает и выглядит устарело.
6 из 10
10 апреля 2022
Это один из тех фильмов, о которых очень трудно писать. Можно разложить его на плюсы и минусы, но впечатлений от фильма этот разбор нисколько не передаст. Но я всё-таки попробую. Начну с минусов. Их, по моему мнению, два.
1. Устаревшие на сегодняшний день спецэффекты и некоторая общая затянутость сюжета. Конечно, аквариумные рыбки на дне океана немного не соответствуют тому, чего Вы ожидаете от приключенческо-фантастического фильма. 'Наутилус' в начале фильма (когда герои находятся на военном корабле) представлен абстрактным светящимся пятном (впрочем, для крупных планов, по-видимому, режиссёр всё-таки выклянчил подводную лодку у Черноморского флота).
2. Образ профессора Аронакса. В романе профессор - это энтузиаст-учёный с горящими глазами, который попал в родную стихию. Он до последнего колеблется, стоит ли бежать, и даже думает о том, как отговорить товарищей по несчастью от побега. Меняет своё мнение он лишь после того, как становится свидетелем потопления английского военного корабля. В фильме - это совершенно амёбный персонаж, которому толком ничего не интересно, весь фильм он бродит с одинаковым кислым выражением лица, недовольный всеми и всем.
Теперь плюсы. Точнее, плюс. Один, но настолько огромный, что разом перевешивает все минусы. Это сам капитан Немо в исполнении потрясающего Владислава Дворжецкого. Замечательный, романтический образ сильного человека с трагической судьбой, страдающего, не не сломленного, не ожесточившегося, а наоборот, ставящего целью своей жизни помощь угнетённым людям. На мой взгляд, этого героя ни один другой артист так бы не сыграл (и уже не сыграет). В этом образе всё настолько цельно (и поведение, и жесты, и слова), что искренне веришь, что такой человек существовал и был он именно таким. Про глаза Немо-Дворжецкого я вообще молчу. В них вся боль и печаль мира, но одновременно и готовность бороться за свои идеалы до конца. И этот образ настолько сильный, искренний и одухотворённый, что остальное уже не имеет значения. Поэтому однозначно ставлю высший балл!
21 февраля 2022
Что может быть общего между французами и русскими: между тающими круасанами и кислыми щами, утончёнными беретами и лохматыми ушанками, живописным провансом и суровой деревней? Наглядный ответ дал советский режиссёр из Узбекистана Василий Левин, который в 1975 году на Одесской киностудии воссоздал дух Франции, а на экране — события научно-фантастических произведений французского писателя Жюля Верна. Мини-сериал «Капитан Немо» — пример того, как человеческая тяга к познанию и прекрасному в виде литературы стирает всякие границы.
Профессор Аронакс в день своей свадьбы вынужден отправиться в экспедицию на военном корабле, чтобы защитить от жестокости людей невиданное морское чудище. Горячая враждебность людей ко всему непонятному и хладнокровный ответ морского обитателя на стрелы гарпуна и пушечные ядра выливаются в сражение. Корабль тонет, а трое его пассажиров — профессор Аронакс, его слуга Консель и китобой Нед Лэнд — оказываются внутри чудовища…
Многосерийный фильм снят по мотивам двух произведений Жюля Верна: «20 тысяч лье под водой» (1869—70) и «Паровой дом» (1880). Однако, кажется, что режиссёр в соавторстве с Эдгаром Смирновым включил в кадровое повествование ещё одну книгу писателя, где упоминается имя Немо, — «Таинственный остров» (1874). Так, первая серия практически повторяет начало «20 тысяч» и носит ознакомительный характер с ситуацией и героями и разгоняет сюжет к кульминационной второй серии. Которая и погружает зрителя вместе с героями на дно морское и удивляет чудесами природы или техники. Они, в свою очередь, служат лишь основой для ретроспекции в события «Парового дома»: восстание сикхов в Северной Индии и личная трагедия не полковника Мунро, как по сюжету диковинного дома, а Немо из «Таинственного острова». Третья серия возвращает из Индии в настоящее время и, минуя ещё несколько опасных приключений «20 тысяч лье под водой», доводит до своего логичного завершения борьбу капитана Наутилуса за свои идеалы, а борьбу его пленников за свою свободу.
Советское время не самая лучшая эпоха для научно-фантастического кино, где всегда высоки и недостижимы требования спецэффектов. Но в чём нельзя отказать советским создателям, так это в изобретательности и оригинальности. Декорации, костюмы, грим, актёры поддерживают общий антураж Франции, и только отсутствие иноязычных реплик под русскоязычными диалогами выдаёт оригинальность советской экранизации по Жюлю Верну. Также интересно решение команды все взрывы, крах, чудище, зарубежные пейзажи и достопримечательности перенести на бумагу в виде рисунков: они как будто из чьего-то личного дневника или корабельного журнала. Или вкратце рассказать о событиях не закадровым голосом рассказчика или участника, а песней. Невероятным и непонятным до сих пор остаётся такая быстрая подводная съёмка и её приличный монтаж в окна Наутилуса.
Актёры молодому зрителю малоизвестны, что, впрочем, не умаляет их вклада в картину, значимости и популярности. Артисты добротной советской закалки не раздражают, не переигрывают и не фелонят даже в понимании избалованной чужаком Томом Хэнксом молодёжи. В Юрие Родионове из «Братьев Карамазовых» (1968) сразу узнаётся взвешенный профессор Пьер Аронакс. В брутальном Владимире Талашко, старшем лейтенанте Скворцове из фильма «В бой идут одни «старики», — взбалмошный охотник. В Михаиле Кононове, или Несторе Петровиче с «Большой перемены» (1972), — податливый слуга. А в звезде «Бега» (1970) и «Соляриса» (1972) Владиславе Дворжецком — хладнокровный и принципиальный капитан Немо. Несуществующую в книгах любовную линию отображает и воплощает очаровательная Марианна Вертинская в образе Жаклин, которая всегда становится той веской причиной режиссёра вернуть зрителя на сушу хотя бы на время.
Сегодня «Капитан Немо» не впечатляет теми неожиданными поворотами, трагедией, драмой или даже динамикой, которые бесспорно были для современников. Мешают тому затянутые по нынешним меркам сцены, частые лирические отступления и желание режиссёра объяснить зрителю всё досконально, до последней мысли и идеи: исконно русская черта. Не менее значительным препятствием служит и время: всё меньше остаётся тех, для кого эта картина — ностальгия. Для большинства, увы, это просто старый, почти древний фильм. И потому смотреть его весьма экзотично, а экзотика по вкусу истинным ценителям. Чего же не отнять у «Немо» даже спустя столько лет, так это его душевной простоты, красоты и мелодичного соло скрипки за кадром, под которые домашние дела спорятся, а еда готовится. И если не быстрее, то веселее и приятнее точно.
6 из 10
20 марта 2017
Мини-сериал «Капитан Немо» снят по роману новатора, пионера жанра «научная фантастика» Жюля Верна, «Двадцать тысяч лье под водой». В титрах также указано произведение «Паровой дом».
Как и по роману «Двадцать тысяч лье под водой» в мини-сериал «Капитан Немо» начинается с того, что становится известно, что на морских просторах появляется некий объект, который доставляет беспокойство путникам. Для того, чтобы выяснить, что это за объект, какова реальность угрозы от него, собирается экспедиция в число которой входят профессор Артонакс, его слуга Консель, канадский гарпунер Нед Ленд.
Именно эти трое джентльменов в результате определенных обстоятельств оказываются на борту неизвестного объекта, который и доставлял беспокойство путникам моря.
Этот таинственный объект есть подводная лодка «Наутилус», руководит им не менее таинственный капитан Немо, создавший эту конструкцию.
«Наутилус оказывается там, где в нем больше всего нуждаются» — сказал потом об этом капитан Немо.
Статус пассажиров тоже не ясен до конца: они свободны, но в пределах данного судна, по сути пленники, которые вынуждены принять предложение капитана Немо, а по сути приказ — отправится вместе с ним в кругосветное путешествие, познав в нем много нового. Однако для кого-то из путников это будет даже полезно и увлекательно.
Позже Немо раскрывает то, как был построен «Наутилус» по теории Жюля Верна.
Показана и библиотека с множеством книг. И портреты борцов за свободу, среди которых, например, Авраам Линкольн. Все это сформировало Немо как личность.
В мини-сериале показано дальнейшее кругосветное путешествие героев.
Зрителям показан Тадж-Махал, когда «Наутилус» в Индийском океане, рядом с Индией, пирамиды, когда он рядом с Египтом, Парфенон, когда он рядом с Грецией. И решающая роль одного морского течения. Но все же не показан проход «Наутилуса» к Южному полюсу, Антарктиде, постановки там флага. Этого нет.
Подводная экспедиция на плантацию жемчуга, где показано все разнообразие подводного мира, великолепно раскрытое на страницах романа, достоверно переданное в экранизации: спруты, которых приручили, черепахи, чем-то напоминающие «Наутилус», помощники-дельфины. Медузы, раковины, крабы, рыбы (правда, не в этой экспедиции).
Также выход героев на золотые россыпи. И когда дело касается золота, обстановка накаляется. Нед Ленд полагает, что получив в руки золото, Немо использует его во зло.
А профессор Аронакс рассуждает о том скольким беднякам будет помощь, если это золото будет отдано им, тем, кто так в нем нуждается.
Но в данной экранизации раскрыта «дальнейшая судьба» этого золота, которая связана, возможно, с личностью самого капитана Немо. Какова же она?
И кто такой сам таинственный капитан Немо — одиночка, выбравший путь отшельника, изгнанника, на стороне добра или зла он. От этого зависит судьба его открытий, его таланта, гениальности.
В сериале подробно раскрыто прошлое капитана Немо. Достаточно большое время второй серии посвящено этому. Но каково его прошлое, тесно, неразрывно переплетенное с его настоящим, сформировав его характер, личность, мировоззрение, идеалы, нравственность. Кто же он? В сериале дан ответ на этот вопрос. И в этом его отличие от текста самого романа «Двадцать тысяч лье под водой», в котором таки до конца не раскрывается суть личности капитана Немо. Жюль Верн делает это в финале другого романа, в котором будет задействован еще один из героев данной экспедиции под именем Сайреса Смита.
В образе профессора Артонакса актеру удалось передать внутреннюю суть этого образа — это отважный ученый, первооткрыватель, исследователь, который во всем хочет дойти до самой сути, докопаться до истины благодаря эрудиции, тяги к знаниям. Но обладающий и твердой основой характера, бескорыстностью, нравственностью. Такой тип характера нередок у Жюля Верна в произведениях.
В образе Неда Ленда актеру удалось передать образ отважного человека — труженика, честного и так же благородного.
Немного неожиданно было видеть Михаила Конова в роли мягкого и покладистого слуги Консэля. Актер также блистательно справился со своей ролью.
И передан в экранизации дух той юношеской романтики, страсти к приключениям, преобразованию мира, что вложены в роман великого французского писателя — всего, что обессмертило его имя.
7 из 10
4 августа 2016
Жюль Верн, без сомнений, величайший французский писатель. Автор таких замечательных произведений как «Дети капитана Гранта», «С Земли на Луну», «Путешествие к центру Земли», «Пять недель на воздушном шаре», «Вокруг света в 80 дней»(и многих, многих других!), он навсегда останется лучшим среди своих современников, и одним из лучших писателей вообще в истории.
Я встречала его произведения, напечатанные под лозунгом «Отцы-основатели», и это сущая правда.
Собственно, он первым и придумал эту идею с подводной лодкой.
Сразу оговорюсь: фильм сделан на основе двух книг : «Двадцать тысяч лье под водой» и «Паровой дом». Последнюю, к сожалению, не читала.
«Придумал», я говорю так, потому что многие люди считают, что всё это ему грёзилось, давалось «с выше», так сказать, хотя это, конечно, полная ерунда.
Жюль Верн был очень умным человеком, он много читал, много путешествовал, много знал из статей других различных путешественников, исследователей, учёных.
А теперь представьте себе такую картину: предположим, Жюль Верн зашёл в какой-нибудь порт и наблюдает как пришвартовываются коробли. И вдруг, писателю приходит в голову вполне логичный вопрос: а можно ли сделать такие корабли, которые плавали бы под водой? Почему бы и нет? А может такие уже есть? Кто знает?!
И вот, началось-понеслось. Остаётся дело за расчётами и безграничной фантазией, а уж с этим у Жюль Верна всё в порядке, кто читал, те знают.
Я видела несколько экранизаций знаменитого романа «Двадцать тысяч лье под водой», и эта осталась самой лучшей. Актёры были убедительны, все — от гарпунёра Неда Ленда до самого Капитана Немо, мне представлялись именно такими, когда я читала книгу или слушала аудио-кассету или же радиоспектакль «Клуб знаменитых капитанов». Музыка очень подходит под атмосферу всего фильма, кажется, ты слышишь сами звуки недосягаемого, глубокого Океана.
Некоторые моменты в фильме немного изменены (будь то название коробля, на котором отправлялись охотиться то ли на рыбу-меч, то ли на военную подводную лодку, например), но в основном сюжет книги и фильмы, идут «по одной дороге», что очень радует.
Я познакомилась с этим фильмом в раннем детстве, и вот уже спустя столько лет, он остаётся самой лучшей экранизацией романа Жюля Верна, и безусловно, это десятка. Просто и гениально.
10 из 10.
19 апреля 2010