Земляки
6.4
6.7
1974, драма
СССР, 1 ч 27 мин
В ролях: Михаил Кокшенов, Михаил Глузский, Анатолий Соловьев, Борис Кудрявцев, Елена Кузьмина
и другие
Братья Громовы - Иван и Семен - после долгой разлуки встретились на похоронах отца. Добрый и трудолюбивый парень Сенька страдает от неразделенной любви к Валентине. Сельская красавица становится виновницей раздора между братьями.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Земляки

год: 1974
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Роман Веселер
композитор:
художник: Ирина Шретер
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 14 июля 1975 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 27 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Земляки», 1974

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Земляки», 1974

ВСЕЛЕННАЯ ШУКШИНА — Сельские заметки

Этот фильм проникнут текстами Шукшина, но в нем нет очевидного неуемного авторского темперамента. Перед нами лишь забавные герои, но никак не столкновение цивилизаций. Просто сельские забавные мужички с их странными жизненными принципами. Увы, повествование не вышло складным. Вначале мы получаем яркую интригу – встреча двух братьев Ивана и Семена перерастает в любовный треугольник. Семен очарован местной красавицей Валей Ковалёвой, а она выбирает уже совсем немолодого Ивана. И это интересно. Тем более, что у Вали есть неимоверно колоритный почитатель в исполнении Михаила Кокшенова.

Однако в середине темп замедляется и нам рассказывают о делах колхозных, связанных с поисками коленного вала. Эта линия получается слишком обособленной. Не слишком уместная сатирическая карикатура выводит на первый план блестящего Сергея Никоненко, который выдает вариацию на тему «Живет такой парень», но теряется основная линия. Наш фильм ведь совсем о другом. Так смешиваются стили, а заодно и разрушается повествовательная структура – точно не альманах, но уже и не самостоятельная история. Многое определял финал, но он вышел блеклым.

Галина Чурилина замечательно представила образ сельской красавицы. В ней есть и природная красота, и некоторая местячковая милая статичность, заторможенность. Она будто и не понимает, что происходит вокруг нее. Но по воле авторов фильма этот образ так и остался без должного развития. И в сущности, это касается всех персонажей ленты. Колоритные образы тонут в потоке часто избыточных действий. Потому и не совсем понятны такие значимые моменты как действия (а точнее говоря – пассивность) Ивана и выбор Вали. Потому и таким непонятным вышел Иван – актеру Леониду Неведомскому было попросту нечего играть.

В этой ленте были задействованы шукшинские» артисты. Это и Михаил Глузский, и Сергей Никоненко. Каждый добавил ленте очарования благодаря прежде всего своей харизме. Однако по-настоящему тут блеснул молодой Кокшенов. Его непосредственность все определяет в сцене, где он сообщает отцу о намерении свататься. Эти важные слова молодого парня в семье попросту не замечают. И Кокшенов передает все – недоумение, раздражение, обида, волнение. Как принять от отца слова о возможном позоре, связанном с отказом девушки. «Да не пойдет она за него» - говорит пожилой мужчина. Так мы получаем один из самых ярких моментов ленты.

Фильм сложно назвать выдающимся, даже интересным. Но он по-своему удался. Тут была шукшинская словесность, были шукшинские персонажи, были даже «шукшинские актеры». Но не было той пламенной авторской Вселенной Василия Макаровича, которая очаровывала всех своим размахом и откровенностью. Лишь сельские заметки на полях, не более

5 из 10

3 мая 2025

Жизнь не драматическое произведение.

Поэтому:'...красавица становится виновницей раздора между братьями.', как в синопсисе, не происходит. Всё гораздо сложнее, чем в животном мире. Нет битвы самцов. Возможно, отрицая в себе животное, младший находит себе максимально сложное дело в тех условиях, чтобы быть занятым всё время - найти запасной коленвал во время уборочной. Чтобы быть подальше от места действия. Ведь не мог он, вопреки свое эмоциональности, не почувствовать то, что понял его друг и соперник. Даже не оформленное в мысли и слова ощущение могло погнать его как можно дальше, как можно больше оттягивая момент внутреннего конфликта между двумя чувствами: влюблённости и братской любви.

Если и было что-то подобное в задумках у авторов, то мы можем догадываться об этом только на собственном житейском опыте. Менее житейски опытный зритель увидит лишь мешанину сюжетных линий, не догадываясь об их незримой связи. Понимание/ощущение Семёна никак не показали, не вывели на экране. О том, что его готовность тратить время на заранее обречённое на неудачу дело это обусловлено происходящим у него внутри конфликтом или является следствием его привычной взбалмошности, можно только гадать.

Так же у авторов и с показом таинства. Таинства возникновения острого влечения у женщин, в основном у девушек к новому мужчине, отличному от окружающих кавалеров, нередко к старшему по возрасту. Таинство, возможно, возникшее на заре цивилизации, когда новый гость, как новая кровь в племя (сейчас можем сказать: новые гены) появлялся на пороге пещеры редко и ненадолго. В последствии на данную псих. закладку природы, возможно, наложились следующие этапы формирования общества и разума. Так желание удержать, стать семьёй - это более позднее наслоение. А возможность отказа от этого, как и происходит в кадре, ещё более позднее.

Только если этап увлечения и вовлечения мужчины авторы показали великолепно, то момент отхода от этой жизненной программы, момент, когда над участниками тяготеют века социализации, показаны слабо. Но ведь это наиболее интересная фаза из всего конфликта! Когда современная мораль борется с природой! и кто из них прав не известно. За одну и другую стороны можно приводить множественные доводы. Наиболее полно и точно эти процессы были разыграны Инной Гулая и Кириллом Лавровым у Шпаликова в 'Долгая счастливая жизнь'. Нет, само начало видели и описывали во множествах работ, и наших, и зарубежных. Но полностью весь процесс от начала до конца удалось воспроизвести только там.

Жизненная история, воспроизведённая точно, но без житейского же опыта, непонятна. Слишком отлична она от прямой логики, основанной на поверхностных суждениях современности. И недоработка авторов, что не смогли художественными способами ярче подсветить, объяснить происходящее. Здесь, возможно, авторам надо было не только привычно прочувствовать, но и иметь некоторые знания по социологии и рядом прилежащим дисциплинам. Что могло бы (знания) помочь ещё ярче представить очевидный конфликт и выход из него.

5 из 10

17 апреля 2025

Драма Земляки появился на телеэкранах в далеком 1974 году, его режиссером является Валентин Виноградов. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Михаил Кокшенов, Михаил Глузский, Анатолий Соловьев, Борис Кудрявцев, Елена Кузьмина, Леонид Иудов, Галина Чурилина, Татьяна Решетникова, Леонид Неведомский, Владимир Заманский, Любовь Калюжная, Елена Вольская, Александра Денисова, Сергей Никоненко, Геннадий Юхтин.

Страна производства - СССР. Земляки — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,4 из 10.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.