Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 5.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Земля, забытая временем |
английское название: |
The Land That Time Forgot |
год: | 1974 |
страны: |
Великобритания,
США
|
слоган: | «THE ADVENTURE YOU WILL NEVER FORGET!» |
сценаристы: | Джеймс Которн, Эдгар Райс Берроуз, Майкл Муркок |
продюсеры: | Роберт Х. Гринберг, Сэмюэл З. Аркофф, Джон Певералл, Джон Дарк, Милтон Суботски, Макс Розенберг |
видеооператор: | Алан Хьюм |
композитор: | Дуглас Геймли |
художники: | Берт Дэвей, Джули Харрис, Морис Картер |
монтаж: | Джон Айрлэнд |
жанры: | фантастика, триллер, фэнтези, драма, приключения |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 1500000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 ноября 1974 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
Были времена, когда в мире можно было что-то открыть — истоки Нила, новые острова… Теперь, когда считается, что всё можно углядеть с недремлющих на орбите спутников, открывать стало нечего. Осталось пялиться в экран и зевать. Правда, и спутники не всевидящи — скажем, ядерные испытания ЮАР и Израиля, произведённые у островов Принс-Эдуард в 1979 году, морально устаревший спутник Vela засёк лишь случайно. И прочие системы ой не всегда могут дать исчерпывающий ответ — например, когда гидроакустическая сеть отследила в 1997 году чудовищной силы низкочастотный вой в субантарктических водах (знаменитый Bloop), истолковать это явление никто не смог. То ли киты хором взревели, то ли Ктулху пробудился… к слову, Bloop прозвучал невдалеке от точки, отмеченной Лавкрафтом как местоположение Р’льеха.
Но кинематограф с некоторых пор упрямо придерживается мнения, что ничего нового на Земле найти нельзя. Разве из космоса что прилетит. Или в дикой американской глубинке мутанты восстанут. Ну, и духи-призраки, само собой. Мумии там всякие.
Потому ещё раз спасибо Кевину Коннору за его «затерянные миры». Он — в русле традиций Weird Tales, Лавкрафта и Берроуза, — не давал остыть угасающей вере в возможность открытий.
Этот фильм — второй, после «From Beyond the Grave», режиссированный Коннором, — как раз по Берроузу, по одноимённому роману из цикла о Каспаке. В создании сценария участвовал прославленный писатель-фантаст Майкл Муркок (вспомним всех «муркокнутых», появившихся после прорыва fantasy на наш книжный рынок).
Приключение началось далеко-далеко за кадром, в 1721 году, когда итальянский путешественник Капрони, каким-то ветром занесённый в субантарктические воды (имхо, итальяно так далеко не плавали), нашёл скалистый заснеженный остров, к берегам которого он пристать не смог — и уплыл восвояси, назвав остров по своему имени — Капрона. Правда, во многих источниках Капрону называют субконтинентом, хотя существует собственноручно Берроузом нарисованная карта острова с масштабной линейкой в милях. Островок не маленький, но в субконтиненты не годится. Это гигантский вулканический кратер, в котором из-за подземного тепла процветает разные доисторическая флора и фауна, включая гоминидов разной степени разумности (о сём подробнее смотри в фильме «The People That Time Forgot»).
Почти двести лет спустя, в 1916 году, до окружённой льдами и туманами Капроны добирается подводная лодка U33 из состава Кайзермарине под командованием капитана Фон Шонворта (Джон МакИнери). Хотя Фон Шонворт не по доброй воле туда приплыл — сказалась целая череда событий. Сперва U33 торпедировала британский пароход. Потом спасшиеся с парохода умудрились захватить U33, всплывшую с перископной глубины «подышать». Хорошо отыгранные разборки на борту подлодки (с трёхкратной сменой власти) завершились тем, что U33 ушла вместо запада далеко на юг и потопила немецкий пароход — единственный, который мог пополнить запасы топлива и продовольствия на субмарине. Героям, со скрежетом зубовным достигшим вынужденного взаимопонимания, осталось только плыть вперёд в надежде куда-нибудь высадиться. А впереди была Капрона, куда вела подземная река.
Надо заметить, что сцены на подлодке, вид подземной реки и проход U33 по тоннелю сделаны блестяще. Но ещё лучше удались отношения персонажей — корректный, сдержанный и рассудочный, но внутри довольно пылкий и даже романтичный Фон Шонворт, деловой и решительный Боуэн Тайлер (Даг МаКлёр), вожак группы с парохода, высокомерно-мрачный и внутренне злобный старпом Дитц (Энтони Эйнли), а для умиления — спасшаяся с парохода Лиз Клейтон (Сьюзен Пенхалигон), очень няшная и самой природой созданная щеголять в пижамном костюмчике. Да и остальные персонажи, вплоть до безымянного третьего ряда, подобраны и играют хорошо. Даже пойманный и приручённый на Капроне неандерталец Аш — не проходная фигура дикаря, а личность, развивающаяся по ходу фильма и вызывающая интерес.
А вот загадки Капроны — повышение уровня эволюции с юга на север, наличие в воде странных микроорганизмов, подобный алтарю источник воды в стойбище дикарей (явно рукотворный каменный шар-гигант с бассейном наверху и четырьмя стоками), — прошли в фильме как-то мельком, не сумев развиться и найти ответ. Так же случилось и в сиквеле. Жаль!
Однако герои принимаются за дело — скорее в луи-буссенаровском или жюльверновском, чем в берроузовском духе, — расстреляв водяного динозавра из винтажного пистолета-пулемёта M18 и зажарив ящера на обед, они высаживаются на берег кратерного озера, находят природные выходы нефти на поверхность и налаживают кустарное производство дизтоплива для U33, попутно отстреливая ископаемых чудищ (даже из палубной пушки!) и вступая в стычки с дикарями. Естественно, Лиз попадает в лапы неандертальцев, до кучи просыпается вулкан, всё горит и взрывается. В итоге Боуэн и Лиз остаются на Капроне, интегрированные в среду местных кроманьонцев. Продолжение следует — «The People That Time Forgot».
Фон Шонворт чрезвычайно хорош — дворянин, дипломат, джентльмен с выразительным взглядом и богатейшей мимикой, передающей все оттенки чувств. Такой может спокойно отправить на дно пароход вместе с людьми, быть предельно любезным с дамой, вести научные дискуссии и по-юношески восхищаться тем, что он повторно открыл легендарную Капрону. Пока движется сюжет, немецкий капитан меняется — воинственный и непреклонный вначале, затем он втягивается в научные беседы с Лиз, всё чаще поглядывает на неё, старается быть к ней поближе, заговаривает о том, что он не прочь сдать субмарину какой-нибудь нейтральной стране… Так и кажется, что он хочет выйти из войны, вернуться к мирной жизни. Недаром в конце, в момент катастрофы, Фон Шонворт обречённо повторяет: «Поздно! Слишком поздно!..» По-своему хорош и старпом Дитц — эдакая чёрная тень за плечами Фон Шонворта, мистер Хайд при докторе Джекиле… Как всегда у Коннора, великолепен Даг МаКлёр — прирождённый лидер, парень на все руки, спокойный и чуткий, способный даже динозавра пожалеть (хоть и посмертно). Сьюзен Пенхалигон — милашка, но из тех умниц, которые играют жестом и лицом, не выпячивая красноречивое тело. Да и остальной состав, включая малозаметную матросню — настоящий сыгранный ансамбль.
Рекомендации: смотреть. Хорошее кино.
7 из 10
26 сентября 2012