Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Уличный боец |
английское название: |
Gekitotsu! Satsujin ken |
год: | 1974 |
страна: |
Япония
|
слоган: | «The First X Rated Fight Scenes in Screen History!» |
режиссер: | Сигэхиро Одзава |
сценаристы: | Мотохиро Тории, Steve Autrey, Кодзи Такада |
продюсер: | Норимити Мацудаира |
видеооператор: | Кэн Цукакоси |
композитор: | Тосиаки Цусима |
художники: | Такатоси Судзуки, Тамоцу Ивасако, Hisashi Yamada |
монтаж: | Кодзо Хориикэ |
жанры: | боевик, триллер, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 февраля 1974 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
Боевики с Брюсом Ли, четырьмя мощными пульсациями распространившиеся в начале 70-х по всему окрестному миру, наследили в кинематографе так, что какие-либо сомнения в их жанровой значимости отсутствуют даже у самых закоренелых развенчателей полумифического образа известного актёра. Но если этот самый «образ» после смерти Брюса начал, практически, жить своей собственной жизнью, находя воплощение в самых разных киноматериалах, то вот общий стиль его ключевых боевиков в максимально нетронутом виде ожидаемо осел на огромный пласт чуть более нишевых фильмов, пытавшихся примерно в те же года отхватить свою долю на эксплуатационном рынке.
«Уличный боец» (не путать с одноимённым кошмаром по мотивам кэпкомовских игр) — кино максимально честное. Главный герой по имени Терри Цуруги в исполнении Сонни Тибы является японской копией Брюса Ли, но с повышенной степенью боевой экспрессии и антигеройства. Выполняющий грязную работу за деньги, готовый убить или даже продать не заплативших ему вовремя клиентов — местный мастер карате немногим отличается от противостоящих ему бандитов, благо, что весьма своеобразные кодексы чести есть практически у любого подонка или мафиози. Возводить подобное в категорию недостатков, разумеется, будет слишком опрометчиво. Реалистичный и, в чём-то даже жёсткий подход, который Ли привнёс в постановку экшн-сцен четырьмя своими знаменитыми фильмами здесь повёрнут в куда более маньячное русло, где кровавая натуралистичность идёт вразрез с лёгким абсурдом некоторых ситуаций и героев. От этого и животный цинизм Терри в окружающей героя действительности смотрится не более чем вполне уместная отличительная черта. Ну а то, что его трудно назвать доблестным героем — такая ли уж проблема, когда садящийся за просмотр боевика зритель и без того изначально рассчитывает на наслаждение аморальным пиршеством насилия?
Обладание чёрным поясом по карате, несомненно, помогло Тибе держаться в кадре на достойном уровне, когда его герой был окружён вихрем неуклюжих вражеских ударов. И хотя ни о каком новаторстве тут речи не идёт, «Уличный боец» выдаёт вполне конкурентный уровень экшн-съёмок, смотреть на который приятно не только сквозь ширму винтажности. Ну, а в качестве небольшого бонуса по сравнению с мейнстримными собратьями, ожидаемо выступает щепотка слегка эксцентричной жестокости. Терри не просто колотит противников до синяков, он ещё и выбивает им зубы, давит глаза, отрывает гениталии и даже, задолго до Стивена Сигала, вырывает противнику кадык, сражаясь на палубе корабля. В итоге, смотреть на то, как главной герой с зашкаливающей маскульностью и лишь к финалу уменьшающимся эгоцентризмом идёт к своей цели — занятие поистине упоительное. А длительный экшн-сегмент, в котором Тиба в декорациях ржавого судна пробивается сквозь вновь и вновь приходящих бандитов — практически идеальный способ завораживающего погружения в мир азиатских боевиков, в котором каждое поднесение руки к телу другого человека сопровождается звонким «шмяк!»
Слова о неважности грамотного сюжетного повествования в оправданиях таких картин обычно мелькают не реже, чем Джеки Чан получает свои травмы. В «Уличном бойце» ситуация примерно такая же, разве что самое главное — темп и чередование боевых эпизодов с разговорными — авторам удалось сбалансировать. Но куда более забавным начинает видеться всё происходящее, если рассматривать показываемые события с точки зрения кинематографической взаимосвязи фильма с гонконгскими боевиками, которыми он всячески вдохновлялся.
Возможно и не случайно, что преступный синдикат, славящийся своими лучшими в мире киллерами и вынужденный объявить охоту за главным героем, базируется во всё том же Гонконге. И момент, когда его глава лично решает приехать в Японию, чтобы проконтролировать убийство персонажа Сони Тибы — во многом является эдакой первой ласточкой к признанию значимости и своеобразному уважению к герою, которую лидер синдиката ещё не раз в дальнейшем продемонстрирует. От этого и финал ленты, казавшийся странным и обрывочным, обретает подобие закономерности. Терри Цуруги, может, и не было суждено одолеть в смертельном поединке предводителя гонконгских убийц, но это и не так важно. Уже толком не стоящего на ногах, едва ли не мёртвого главного героя в последний момент поддерживает не только девушка, которую он пытался спасти, но и сам главарь синдиката. И поэтому, нет ощущения трагичности или же особой тревоги за судьбу Терри в финале ленты. Может он и не выполнил своего задания в полной мере, но точно показал себя достойным бойцом перед конкурентами из Гонконга. А оттого, уважение в глазах самого умелого киллера — в данном случае, главная награда и наилучший исход для посягнувшего на их территорию выскочки из Японии.
26 марта 2017
Я считаю, что это самый лучший фильм из серии про уличного бойца. Именно здесь мы видим настоящего японского героя, балансирующего между добром и злом, смелостью и безрассудством, кодексом чести и совестью.
Схватка Терри и мастера Кендо в школе боевых искусств показывает то, каким должен быть настоящий уличный боец. Всегда идти до последнего и никогда не отступать перед лицом опасности. Здесь же поднимается вопрос о том, что должно руководить действиями настоящего мастера: злость, жажда мести и воспоминания о прошлом, или же состояние заншин. Мы видим, как Терри из тори становится уке, из нападающего защищающимся.
Финальный поединок двух заклятых врагов, двух мастеров карате — гениальнейшая, на мой взгляд, постановка боя. Здесь вы не увидите то, что обычно показывают на соревнованиях по спортивному карате. Никакой суеты, суматохи и лишних движений. Каждый шаг тщательно обдуман, каждый удар смертоносен, а блок отточен до автоматизма.
Любой ценитель японских боевиков и единоборств не останется равнодушным.
29 ноября 2010
Если бы Брюс Ли не скончался в расцвете сил, а продолжил бы сниматься, то судьба рано или поздно свела бы его в кадре с Сонни Чиба. И это был бы главный фильм о боевых искусствах 70-х. Но всё это имело место к сожалению только в альтернативной реальности.
Уличный боец — идеальный фильм для знакомства с Сонни. И рекомендации Квентина здесь совсем не при чём. Ну почти не причём. У всех кто видел «Настоящую Любовь» так или иначе возникало желание узнать кто же такой этот Сонни Чиба. Хаттори Ханзо в Убить Билла не в счёт, — это камео. А Сонни Чиба в фильме Уличный Боец — это Брюс Ли + Чарльз Бронсон. Мастер карате на грани и за пределами добра и зла. Кодекс чести и запредельная жестокость. Персонаж с собственной системой ценностей. Абсолютный антигерой. Такие водились только в 70-х. Рекомендуется.
7 из 10
19 октября 2010