Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тёмная Звезда |
английское название: |
Dark Star |
год: | 1974 |
страна: |
США
|
слоган: | «What Do You Say To A Talking Bomb? All Systems Snafu!!!» |
режиссер: | Джон Карпентер |
сценаристы: | Джон Карпентер, Дэн О’Бэннон |
продюсеры: | Джон Карпентер, Джек Х. Харрис, Дж. Стейн Каплан |
видеооператор: | Дуглас Нэпп |
композитор: | Джон Карпентер |
художник: | Дэн О’Бэннон |
монтаж: | Дэн О’Бэннон |
жанры: | фантастика, комедия |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 60000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 марта 1974 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 22 мин |
Антагонист фильма «Тёмная звезда» - бомба, которая, услышав цитаты из феноменологической редукции, отказалась поражать цель и впала в само рефлексию. А протагонисты – четыре пилота космолёта: семидесятники, пост-хиппи, посмотревшие «Беспечного ездока» Дениса Хопера и «Космическую одиссею» Стэнли Кубрика. Есть еще капитан экипажа, замороженный в холодильной камере, гуру, мертвец, сохранивший дар речи и аналитическое мышление. Теперь его мозг используют для консультаций в критических ситуациях.
Экипаж космолета занимается черновой работой: уничтожает планеты, которые могут в будущем представлять опасность для землян, когда те начнут колонизировать звездные системы. Командировка экипажа длится уже двадцать лет и всех давно достала, что даже бриться и стричься экипажу в лом. Пинбэк бесконечно рассказывает коллегам одну и ту же надоевшую историю, Бойлер стреляет из лазерной винтовки и дегустирует сигары, Талби смакует виды космоса и мечтает соединится со скоплением сияющих астероидов. Ну а управляющий экипажем Дулиттл забыл свое имя, и давно мечтает вернуться на пляж Малибу, чтобы поймать на серфе хорошую волну.
Но только как? Ведь экспедиция, кажется, не закончится никогда. А единственная женщина на корабле – это бортовой компьютер с вкрадчивым голосом. Хорошо хоть не Hall 9000. Но явная ему цитата. А отсек для сна и отдыха на космолете «Тёмная звезда» похож на сквот хиппи из книги Тома Вулфа «Электро-прохладительный кислотный тест». В общем, тоска.
Этот бесконечный космический день сурка так бы и длился, но между бомбой и астронавтами случился конфликт. А то и вполне себе философский батл, с обилием цитат из Рене Декарта и Эдмунда Гуссерля. Как же без них на стыке двух самых кинематографично-психоделических десятилетий. Хотя сюжет ленты развернут в веке двадцать втором. Ну так вот: очередная бомба, которую астронавты собираются сбросить на нестабильную планету, отказавшись подчиняться, грозится взорваться прямо на борту космолета и уничтожить экспедицию. Джон Карпентер в своем дипломном фильме поднимает, конечно не впервые, но все же острую тему: само рефлексию искусственного интеллекта. Бомба, которая наделена микро разумом, тем не менее оказывается способной к самоанализу в отличие от обалдуев, управляющих ею: «Сначала была тьма. Звезд не было, и тьма была пуста. И кроме тьмы была я! И я витала над тьмой. И видела, что я совсем одна… Да будет свет!» - такой монолог произносит смертельное орудие перед суицидом.
Возможно когда-нибудь бомбы действительно научатся уничтожать своих же хозяев. И тогда наконец-то все войны будут быстро сведены на нет.
Фильм изначально был короткометражкой и постепенно, заручаясь поддержкой продюсера Джека Харриса вырос в полный метр. «Тёмную звезду» на выходе назвали жалкой пародией «Космической Одиссеи 2001». А соратник Джона Карпентера и один из создателей «Тёмной звезды» Дэн О`Бэннон признал, что из талантливой короткометражки фильм превратился в никчемный полный метр. Но очень обаятельный и остроумный полный метр, пусть и оглядывающийся на шедевры недавнего прошлого.
Из всего сумбура и медитативного хаоса, происходящего на космолете, пожалуй, самым обаятельным видится эпизод с кормлением нелепого инопланетянина, представляющего из себя надутый шар с драконьими лапами. Или музыкальный номер – игра на ксилофоне из бутылок, в течение которой полностью забываешь, что действие фильма происходит в далеком космосе, а не в любительской музыкальной студии Манхэттена. На фоне сегодняшней фантастики, просчитывающий каждый эпизод и визуальное решение с точки зрения коммерции, этот жанр середины прошлого века видится наивным, но идейным, выбиравший за точку отсчета качественную полусинтетику и непоколебимую веру в реальность полётов к далеким звездам.
Картонная, низкобюджетная анимация на фоне в ручную нарисованной вселенной, которую бороздят печальные хиппи-астронавты. Таким получился дебют выпускника Лос-анджелесской киношколы Джона Карпентера.
«Тёмная звезда» - B-movies, местами своей искренностью превосходящий пафосные эпизоды великой «Космической одиссеи», особенно своим ироничным финалом, в итоге закрепился в качестве культового Sci-Fi.
«А что вы сказали бы говорящей бомбе?» - задает вопрос слоган картины из 1974 года.
14 апреля 2022
Как Джон Карпентер щелкнул по носу Стэнли Кубрика!
Темная Звезда
Смотрел специально из-за режиссера. Карпентер (в очередной раз) меня порадовал. Он посмеялся над всей фантастикой и вывернул «Космическую одиссею» наизнанку. Дебютное кино. Дипломная работа приличного ученика лос-анджелесской киношколы.
Сюжет. Четверо космонавтов летят на космическом корабле под названием «Темная Звезда». Вместе с ними летит инопланетянин (а вы говорите Чужик, кто это, через пять лет только вылупится из Херта, а-ха-ха), похожий на шар (наполненный газом) и замороженный капитан, погибший при крайне странных обстоятельствах. Космонавты сбрасывают (говорящие!) бомбы на планеты, которые не подходят для колонизации.
Согласитесь, что юморист Карпентер — это редчайшая штука. Да, у него есть «Большой переполох» и «Мешки для трупов», но все-таки режиссер не любит улыбаться. Поэтому, «Темная Звезда» становится еще ценнее. Какой Джон юморист? Смеяться во все горло не будете, хотя улыбка обязательно появится. Это Кубрик показывал, как у него все чистенько и серьезно. Герои Карпентера уже на первых минутах жалуются, что туалетная бумага закончилась. А-ха-ха.
У Кубрика голос компьютера был мужским, а у Карпентера — женский. Посмотрите на сам корабль, забавно. А еще лучше, посмотрите на бюджет фильма. Вот оно мастерство. Карпентер вместе со своим друганом О’Бэнноном (инопланетянина пытался догнать, будущий создатель «Return of the Living Dead» и просто крутой дядька) доказали — хорошей фантастике не нужны деньги, хорошей фантастике нужно сердце (как и всему кинематографу).
Атмосфера на высшем уровне. Если кто-то говорит про серфинг, то даже такая маленькая деталь, обязательно обернется чем-то значимым. Т. е. у Карпентера нет холостых выстрелов. По дебютному фильму уже можно понять, что в кинематограф завалился нереально крутой режиссер. Это не «Нечто», это не «Человек со звезды», но «Темная Звезда» может быть их младшим братом. Спокойно.
Рекомендую тем, кто любит фантазировать и космос.
P.S.
Про музыку. Ребятушки, кантри в космосе! Казалось бы, разные вселенные, Карпентер как-то умудрился их объединить, круто.
7 из 10
15 января 2019
Будучи сыном главы музыкального факультета университета Кентукки, Джон Карпентер не мог обойти стороной искусство и с малых лет стал проявлять повышенный интерес к созданию собственных мелодий, а также съемкам различных любительских видео-работ. И уже в возрасте восьми лет будущий создатель «Хэллоуина» и «Побега из Нью-Йорка» отметился своим дебютным короткометражным фильмом «Гордон — космическое чудовище!». Безмерно уважая профессию своего отца, Карпентер тем не менее посчитал, что в наилучшей форме он сможет реализовать свой творческий потенциал, очутившись в кресле режиссера, о чем мечтал с юных лет. Поступив в Университет Южной Калифорнии, Карпентер не только интересовался предложенными ему предметами, но и принимал активное участие в написании различных сценариев, один из которых был создан на пару с еще одним перспективным молодым кинематографистом Дэном О’Бэнноном, впоследствии прославившемся в качестве одного из создателей нетленного фантастического хоррора «Чужой». Но перед тем, как со всей громкостью заявить о себе мировой общественности, Карпентер и О’Бэннон с головой ушли в работу над «Темной звездой», перспективной короткометражной лентой, которая обрела немалую популярность в студенческих кругах. Защитив по «Темной звезде» диплом, Карпентер посчитал, что его первая полноценная работа в большом кино должна выстраиваться именно на том, что он соорудил вместе с Дэном О’Бэнноном, и сделал все необходимое для того, чтобы в него поверил продюсер Джек Х. Харрис, известный своей смелостью в финансировании рисковых, но при этом многообещающих проектов. Сам же Харрис смог выделить на полнометражную адаптацию «Темной звезды» 60 тысяч долларов, что даже по меркам 70-х годов было сущими копейками, и тем не менее Джон Карпентер ухватился за возможность продемонстрировать свое творческое видение как можно большему количеству зрителей, и соорудил из лаконичной, можно даже сказать камерной истории более продолжительное, наполненное различными смысловыми деталями зрелище, которое пускай и не в состоянии похвастаться особыми эффектами и масштабом, однако завлекает свою аудиторию атмосферой, юмором и загадочностью, удерживающей внимание к происходящему на экране до тех пор, пока не побегут финальные титры.
Итак, сюжет фильма переносит нас в дебри далекого 22-го века, когда люди наконец научились преодолевать огромные космические расстояния и колонизировать подходящие для земной жизни планеты. Однако для того. Чтобы обезопасить человечество от всевозможных рисков, связанных со столь дальними и несомненно опасными перелетами, ответственные за колонизацию чиновники отправляют в специальную миссию экипаж космического челнока «Темная звезда». В обязанности путешественников по бесконечности входит обнаружение опасных планет и их скорейшая ликвидация. Действуют герои согласно утвержденному алгоритму, однако каждый конкретный случай должен быть отдельно рассмотренным внутренней коллегией «Темной звезды». Успешно слоняясь по Галактике на протяжении целых двадцати лет, бесстрашные исследователи не имели особых проблем с выполнением своего задания, но вполне понятно, что рано или поздно у них бы начались проблемы. Однако никто не ожидал, что в результате несчастно случая они лишается своего непосредственного командира, чей мозг при всех полученных повреждениях еще способен функционировать, а потому капитана в экстренном порядке доставляют в морозильную камеру ради сохранности и возможных консультаций в будущем. И на этом неприятности «Темной звезды» на самом деле только начинаются. Оставшись вчетвером, лейтенант Дуллитл (Брайан Наррелл), сержант Пинбэк (О’Бэннон), Бойлер (Кэл Кунихолм) и Тэлби (Дре Пахич) вынуждены ликвидировать различные последствия технических неполадок, гонять по челноку за шарообразным инопланетянином, который то и дело демонстрирует свой строптивый норов, а также вести диалог с одной не в меру напыщенной бомбой, которая вдруг посчитала, что сама вправе распоряжаться своей судьбой и самостоятельно выбирает время и место, когда ей стоит взорваться. А так как подобный эксцесс носит первоочередный характер, экипажу «Темной звезды» придется нешуточно постараться чтобы остаться в живых и продолжить выполнение миссии, у которой, судя по всему не намечается ни конца, ни края.
Зарядившись энтузиазмом прорвать брешь между несколько приевшимся коротким метром и полноценным кинематографом, в работе над «Темной звездой» Джон Карпентер был вынужден придумать различные художественные ухищрения и оригинальные находки, чтобы скрыть от требовательного зрителя минимальный бюджет постановки, от которого напрямую зависела зрелищность. И для того, чтобы отвлечь аудиторию от критики несовершенства технологии полета космического челнока и прочих неоднозначных деталей, режиссер решил всецело сконцентрироваться на персонажах, диалогах и то и дело проскальзывающих шутках, которые здорово приободрили имеющееся зрелище. Поместив в центр повествования четверку откровенно уставших от своей миссии астронавтов, Карпентер щедро одаривает каждого из них вниманием, демонстрируя каким образом длительная командировка отражается на их характерах. Оказавшись заточенными в строгих стальных рамках «Темной звезды», наши герои не понаслышке знают, что такое апатия. В их взгляде проскальзывает немой вопрос, гласящий о том, что же именно они делают в космосе и зачем конкретно им это необходимо. Но при всей печали, которая то и дело одолевает сознание, тот же сержант Пинбэк продолжает излучать оптимизм, стараясь вытянуть товарищей по полету из сонливого состояния, постоянно обращаясь к ним за советом и рассказывая свои особенные истории, о которых коллеги несомненно знают, но закрыть рот разговорчивому другу не в состоянии. Благодаря энтузиазму Пинбэка заложенному в него самим исполнителем роли и по совместительству соавтором сценария, в сюжете появляются отчетливые комические нотки, разбавленные изрядной долей иронии, без которой воспринимать происходящее на экране было бы сложно. Конечно, Джон Карпентер не сумел избежать затянутых моментов, так как ему было необходимо выстроить именно полнометражную ленту за откровенно смешные деньги, но стоит признать, что ради парочки невероятно эксцентричных эпизодов можно смело стерпеть все то, что к ним постепенно и неспешно подводит.
Одним из самых сильных эпизодов «Темной звезды» можно смело считать диалог одного из участников экспедиции с разумной бомбой, решившей сыграть духовную сестру незабвенного компьютера HAL-9000 из культовой фантастики Стэнли Кубрика «2001: Космическая Одиссея». Но в отличии от напряженного противостояния космонавта с непреклонным космическим интеллектом, история разумной бомбы носит куда более развлекательный характер и способна вызвать смех даже у тех зрителей, которые до этого момента сидели перед экраном без особых эмоций. Карпентер и О’Бэннон постарались вложить в данную зарисовку абсолютно все, что знали о хорошем юморе и у них в действительности получилось непревзойденное зрелище, на которое стоит обратить особенное внимание. Свой интерес вызывает и несколько бессмысленная и странная, но все равно забавная погоня за шарообразным пришельцем, слоняющимся по челноку. Особого влияния на глобальное повествование она не имеет, но порадовать обаятельными глупостями вполне в состоянии.
В итоге хочу сказать, что «Темная звезды» далеко не так просто, как может показаться и в ее художественных странностях находится истинная прелесть, которую просто необходимо раскусить и познать.
7 из 10
19 ноября 2018
Космическая комедия «Темная звезда» стала отправной точкой для двух талантливых людей: Джона Карпентера и Дэна О’Бэннона. Вдвоём они написали сценарий будучи ещё студентами. Карпентер занял пост режиссёра и записал саундтрек (в том числе написал песню «Benson, Arizona», которая звучит во время титров), а О’Бэннон занимался спецэффектами, декорациями и сыграл одну из главных ролей. Неудивительно, что фильм носит культовый статус.
Изначально «Темная звезда» была 45-минутным студенческим проектом с бюджетом в шесть тысяч долларов. Затем Карпентер и О’Бэннон скооперировались с продюсером Джеком Харрисом и решили расширить кино до полнометражного. Хронометраж «Темной звезды» вырос до 83 минут, а бюджет до шестидесяти тысяч. После чего Дэн О’Бэннон сказал: «у нас был самый впечатляющий студенческий фильм, и он стал самым не впечатляющим профессиональным фильмом».
В центре сюжета находится команда космического корабля под названием «Темная звезда». Они бороздят просторы космоса и уничтожают нестабильные планеты. В первой части фильма один из членов экипажа пытается поймать на корабле инопланетянина (в будущем О’Бэннон использует эту концепцию для написания сценария «Чужого»). Вторая часть, в которой происходит диалог члена команды с бомбой, обладающей интеллектом, скорее всего пародирует «Космическую одиссею» Стэнли Кубрика.
Сценарий, написанный О’Бэнноном и Карпентером оригинальный и продуманный. Особенно остроумным получился финальный диалог с искусственным интеллектом.
Несмотря на небольшой бюджет, эффекты и декорации выглядят креативно. Большой хронометраж, на мой взгляд, фильму на пользу не пошёл. Некоторые сцены мне показались неоправданно затянутыми.
«Темная звезда» это необычная, местами умная и забавная фантастическая комедия. К сожалению, чувствуется нехватка бюджета. Хотя, фильм и показался мне скучноватым, от просмотра удовольствие я получил.
7 из 10
21 марта 2018
Фильм хорош. Да, так просто. Фильм честно хорош. Несмотря на мизерный бюджет, несмотря на убогие декорации, несмотря на мегадешёвые спецэффекты, фильм хорош. Оно и понятно. Фильм снят всего за 60000$. Конечно, это огромные деньги, даже если на дворе не 1974 год. Но для фильма этого мало. Даже Роджер Корман снимал на больше денег. Но у Кормана, хоть и фильмы категории В, все же сняты достаточно качественно, и даже больше, они стоят на голову выше многих нынешних (и не только) блокбастеров, хотя бы потому, что у него свой стиль, а не безликий конвейер. Но хватит о Кормане, тут речь о Карпентере и его фильме с мизерным бюджетом. А бюджет у него мизерный, потому что это студенческий фильм Карпентера и Дэна О`Бэнона, которым немерено повезло показать свой дебют на больших экранах кинотеатров. Хотя, это ни есть везение, это талант.
И так, о чём мы? Ах да, фильм хорош. Несмотря на то, что декорации выглядят, словно их собирали из дешёвых пластиков и самой обычной фольги. Несмотря на то, что коридоры выглядят как в дешёвых ТВ-сериалах, ориентированных на детей младших классов, фильм хорош. Но вспоминаются и советские фильмы о космосе, где декорации выглядят не лучше, несмотря на то, что у руля стояли профессионалы, за плечами которых несколько работ, и с большим бюджетом. А у Карпентера было мало средств, он выкручивался как мог.
И всё же, фильм хорош. Хоть космос и достаточно красивый, но инопланетянин всё же шарик, а не инопланетянин. И выглядит как шарик, и летает как шарик, и лопается как шарик. Но и это Карпентер обыграл весьма удачно и с юмором.
Всё равно фильм хорош. А самое главное, то что делает фильм хорошим — это сюжет. Четыре астронавта летают на корабле «Тёмная Звезда», с миссией уничтожение нестабильных планет, способных помешать колонизации других, близлежащих (близлетающих? близпарящих? близстоящих?) планет. Разумеется, на борту бомба, умная бомба, ИИ. Иначе, чем бы они уничтожали планеты? А так как на дворе XXII век, то ясен пень у всего есть интеллект. Это общая концепция фильма. Но фильм состоит из двух частей.
Первая Часть: забавная история о том, как один из астронавтов гонялся за подобранным им же инопланетянином, которого они держали в качестве домашнего питомца и талисмана. Все эти нелепые ситуации, в которые он попадает, гоняясь за животным выглядят ничуть не хуже, чем погоня двух неудачников-воров за Кевином Маккалистером в первых двух частях «Один Дома».
Вторая Часть: чуть более серьёзнее первой. Тут история об одной из бомб, повреждённых при прохождении кольца астероидов. Вторая история чем то напоминает историю с НАL 9000 из «2001 год: Космическая Одиссея» Стэнли Кубрика. А словесный дуэль бомбы с одним из астронавтов шикарна, да настолько, что бомба начала считать себя ни кем иным, как самим Богом и начинает обратный отсчёт. Да фильм стоит посмотреть хотя бы ради того, что бы увидеть Космический Сёрфинг от одного из астронавтов.
И так, о чём мы? Ах да, фильм хорош. Да не просто хорош, он шикарен.
14 августа 2016
«Темная звезда» — дебют Карпентера в полнометражном кино, выполненный с мастерством фильмов класса «Б», прежде всего, научной фантастики 50-х. Главное достоинство этой незаурядной ленты — философский юмор, пародирующий «Космическую одиссею» Кубрика. Конфликт человеческого и искусственного разумов — главная проблема обеих лент. Автономизация искусственного разума, его солипсистские рассуждения на основе картезианских выводов в финале — философское украшение «Темной звезды».
Карпентеру удается, как и Фуллеру, сделать кино из «топора», т. е. из подручных материалов, без бюджета и спецэффектов, всего за 150 тысяч долларов. То, что фильм получился напряженным и захватывающим — свидетельство большого мастерства постановщика, его фантазии и виртуозности при полном отсутствии технического оснащения. Это действительно чудо для синефила — столкновение с образцами независимого кино, которые преодолевают финансовые рамки и радуют глаз необычностью режиссерских решений. Именно в этой картине надо искать причину грядущих финансовых успехов Карпентера — его почти фуллеровское мастерство делать кино из ничего, но при этом с философским подтекстом.
14 января 2016
Эта замечательная фантастическая чёрная комедия — дипломная работа Джона Карпентера, которую он создал в соавторстве со своим другом Дэном О’Бэнноном. Их имена хороши известны любителям фантастического кино: Карпентер снял такие фильмы, как «Нечто», «Побег из Нью-Йорка» и «Чужие среди нас», а О’Бэннон прославился, написав сценарий к «Чужому». Их дебютная работа — «Тёмная звезда» — между тем известна немногим, хотя, на мой взгляд, она задала такой высокий уровень, которого ни один из них не достигал впоследствии.
Впрочем, поговорим о сюжете. В фильме рассказывается о космической экспедиции на корабле «Тёмная звезда», целью которой является уничтожение нестабильных планет. Изначально в составе экипажа было пять человек, но командир Пауэлл погиб в результате нелепого несчастного случая незадолго до того, как начинается действие фильма. Беда, как известно, не приходит одна: радиационная защита на корабле нарушена, обшивка повреждена после столкновения с астероидным фронтом, бортовой компьютер нервничает, а оснащённые искусственным интеллектом бомбы капризничают и отказываются исполнять приказы. Мотивированный экипаж, быть может, сумел бы справиться с ситуацией, но нашим героям — лейтенанту Дулиттлу (Найрелл), сержанту Пинбэку (его играет сам О’Бэннон), Бойлеру (Кунихолм) и Тэлби (Пахич) настолько обрыдла эта экспедиция, которая длится уже ни много ни мало двадцать лет, и всё, что с ней связано, что они уже совершенно не пытаются что-либо исправить.
Всё, что касается взаимоотношений членов экипажа, показано в фильме очень талантливо и с большим юмором. Создатели фильмов на космическую тематику очень редко задумываются над тем, как чувствуют себя люди, вынужденные существовать в ограниченном пространстве в обществе друг друга многие месяцы, а то и годы. А вот Карпентер и О’Бэннон эту тему раскрыли, и ещё как! Особенно хороший персонаж получился — сержант Пинбэк. Он ещё сохранил в себе какие-то человеческие чувства, и так трогательно пытается подружиться с другими членами экипажа: пристаёт к ним с дурацкими шутками, пересказывает старые анекдоты — при полном безразличии с их стороны. И всё это было бы очень грустно и даже трагично, если бы не было так смешно…
К сожалению, я не хочу портить впечатление от фильма тем зрителям, которые его не смотрели, а поэтому очень о многом буду вынужден умолчать — в том числе и о шикарном финале, в котором выстреливают буквально все расставленные по ходу действия ружья. Скажу лишь, что О’Бэннон и Карпентер не перестают удивлять на протяжении всего фильма, а в эпизоде, когда Дулиттл пошёл за советом к мёртвому командиру Пауэллу, у меня случилась натуральная смеховая истерика (что, вообще говоря, случается крайне редко).
Спецэффекты в фильме, как вы догадываетесь, просто жуткие. Когда нам показывают летящий сквозь звёзды космический корабль, мы, скорее всего, видим детскую игрушку и фонарики. Но это совершенно неважно. Ведь что такое настоящая фантастика? Это вовсе не беспрерывный экшен и не дорогущие спецэффекты, как считают многие современные режиссёры. Это, прежде всего, неожиданный, парадоксальный взгляд на окружающие нас вещи, возможность увидеть их под новым углом. Именно такую возможность нам в своё время давали рассказы Азимова, Гаррисона, Хайнлайна, Саймака и прежде всего — Роберта Шекли, пожалуй, самого выдающегося фантазёра из всей этой компании. «Тёмная звезда» снята как раз в стиле рассказов Шекли, и я бы не удивился, если б она оказалась экранизацией или компиляцией нескольких из них.
Ну и, конечно, фильм доставит отдельное удовольствие людям, ностальгирующим по семидесятым-восьмидесятым годам. Простенькая, но очень атмосферная музыка, написанная самим Карпентером, мигающие огоньками ЭВМ и сами космонавты — небритые, уставшие и похожие на хиппи — всё это перенесёт вас в те годы, когда дальние космические полёты казались возможными, а другие миры — реальными и достижимыми.
Так что, талант, помноженный на чувство юмора, оказывается во сто крат важнее денег и технических средств. Что и требовалось доказать.
9 из 10
5 января 2015
Команда из четырех апатичных астронавтов шатается от одной звездной системы к другой, выискивая и взрывая планеты, готовящиеся налететь на небесную ось. Задание их, и без того рутинное, перманентно находится на грани провала. Сама природа вероятностей встала на пути незадачливого экипажа. Безо всякой видимой причины взрывается отсек с туалетной бумагой, а капитан, еще мгновение назад бодро отдававший приказы, падает замертво, сраженный статическим электричеством из собственного кресла. Астероиды, мирно дрейфующие в космических глубинах, так и норовят разрядить накопленное электромагнитное поле прямо в отсек с лазером, обрубив единственную ниточку, связывающую бездушный механизм разумной бомбы с миром «реальной действительности». А командование, безучастное к проблемам экипажа, без устали шлет только соболезнования, да и те выражены неуместно бодрым тоном.
Сценарии в 70е годы еще не было модно покупать у Нью-Йоркских таксистов, а если и было, то у Карпентера все равно не хватило бы денег на этих мастеров пера. Весьма ограниченный бюджет подразумевал только одно — работу человеком-оркестром, что, кстати, и раскрыло режиссерские таланты самым удачным образом. Сочетание музыки и кадра, особенно если музыка своего исполнения, обостряет чувство «того самого» момента, подчеркивая атмосферу, что без сомнения ценно для жанра триллер. Тем не менее, это совершенно не объясняет странного пиетета, обнаруживающегося вокруг фигуры режиссера, слишком разнопланового и не всегда удачливого для того, чтобы прослыть маэстро. Не менее странен и ореол культовости, приписываемый ленте некоторыми источниками. Это 68 минутная дипломная работа, вероятно замеченная на одном из фестивалей продюсером Джеком Харрисом и перемонтированная по его настоянию до полного метра. А поскольку согласно закону вселенского равновесия ни одно благое дело не должно оставаться безнаказанным, глубоко обиженный Карпентер отомстил досаждающему своими придирками продюсеру, послав его нефигуральным образом и поместив свое недвусмысленное послание на все мигающие терминалы в кадре.
Что получилось из подобной коллизии характеров догадаться не трудно. Cерьезная Sci-Fi, насильно пришитая к черной комедии, привела к диссонансу. Получилось аморфное нечто: рваное, без внятного начала и конца повествование, лишенное связующей силы между нагромождением добавочных эпизодов. За злоключениями неудачливого экипажа, кажущимися уморительными на первый взгляд, скрывается факт, который решительно невозможно проигнорировать. Сюжета, а если точнее, то движущей силы происходящего, в общем-то и нет. Персонажи просто неспешно слоняются от сцены к сцене, зачитывая диалоги. Не бог весть какое событие, откровенно говоря, но для сглаживания углов неплохо бы иметь в наличии внятные типажи или вменяемых актеров. А если типажей не нашлось (издержки стебного подхода к персонажам), то чтобы вдохнуть жизнь в плоский, бесхарактерный кусок сценария среднестатистическими актерами не отделаешься. Тут-то и кроется самый серьезный подвох — актеров тут нет как класса. По крайней мере, те ребята, из соседней общаги, читающие диалоги с пустыми, безжизненными лицами и стеклянным взглядом с любой натяжкой не потянут даже на статистов. По счастью их карьера ограничилась единственным выступлением, ибо наблюдать за их динамикой было бы невыносимо.
Так откуда тогда возникло повышенное внимание к этому весьма сомнительному продукту? Удивительно, но одна из сцен, добавленных по настоянию Харриса, невольно оказалась предтечей «Чужого». Инопланетный талисман, этот невзрачный газовый шарик на когтистых лапках, героически убитый Пинбеком (Дэн О’Бэннон) и летающий по комнате, что твой дракон, оказался прообразом для знаменитого ксеноморфа. Не менее ценна для потомков история искрометного препирательства с весьма язвительной бомбой, сравнимая по накалу абсурда с монтипайтоновским философским диспутом на предмет веса ведьмы. Впрочем, помимо нескольких удачных сцен картине определенно есть чем похвастать, хотя это уже и не исправит впечатления. «Темная Звезда» не зря была награждена премией Сатурн в категории лучшие спецэффекты. Пускай декорации большей частью состоят из кое-как наклеенной серебристой изоленты, криво нарезанной белой бумаги и подсвеченных изнутри кубиков. Пускай шлемы от скафандров взяли из детского набора юного космонавта и теперь они отказываются налезать на головы великовозрастных героев, а объяснить с разумной точки зрения нахождение на корабле импровизированного ксилофона из досок и стеклянных бутылок решительно невозможно. Главное, что сам корабль определенно произведение высшего сорта. Профессиональная работа аниматоров и блестяще сделанная модель звездолета, бороздящего просторы глубокого космоса, не побоится сравнения с «Чужими» или даже «Космической одиссеей».
Желание Карпентера поупражняться в остроумии, осмеяв идеалы романтико-героической фантастики, в целом заслуживало бы поощрения, если бы не заносчивость режиссера. Финальный кадр иначе как плевком в Лукаса (тот, как известно, любил цитировать свою раннюю работу) не назовешь. Заслужил ли Карпентер право насмехаться над более успешным конкурентом, отправляя одного из своих героев в последнее космическое путешествие верхом на «смывном бачке thx1138» с учетом того, что его собственный фильм не более чем паразитирование на идеях Кубрика? В любом случае будущее уже всех рассудило.
20 мая 2013
Юбилейная трехсот пятидесятая рецензия.
Режим кинокритика ВЫКЛ. Режим киномана ВКЛ.
Обычно, такого участия удостоверяются шедевры, которые хочется оценивать исключительно как 11 из 10, но данный случай конкретно разрывает этот шаблон. Тяжело назвать фильм резким шедевром, так как он не схватил звезд с неба. О таком человеке, как Джон Карпентер я знаю еще до рецензий, давно мечтаю полностью ознакомиться с его фильмографией, и это дело окончательно близиться к началу, хоть и отсмотрено, уже не мало, но так получилось, что однажды кидается на глаза его дипломная работа. О существовании «Темной звезды» я знаю очень, очень давно, больше года точно (если не больше), но раньше им не хотелось интересоваться, пока однажды не наткнулся в интернете. И что в итоге? Возможно, это самый неожиданный фильм из посмотренных мною за последнее время, который хочется добавить в личный список «внезапок» за всю жизнь. Фильм абсолютно честно заслуживает почетного 350-ого номера лишь потому, что он выглядит совершенно резким и внезапным. Его хочется просто лишь поблагодарить за то, что он доставил это чувство, какое я лично очень давно на себе не испытывал, когда ты получаешь куда большее, чем недавно увиденный (грубо говоря) повседневный шедевр. А это чувство порой стоит дороже, чем посмотренный фильм с оценкой 11 из 10.
Подобая старой фантастике, первоначально «Темная звезда» выглядела несерьезной, вопреки всей серьезности Карпентера. В принципе, совершенно неудивительно, какая еще может быть реакция у нового поколения, которое смотрит «древнюю» фантастику с неестественной игрой актеров, смешными спецэффектами и декорациями, и так далее с ярлыками «дешево» и «смешно». Хоть и присутствует понимание к ленте, все ровно это не может не развлечь зрителя. Однако позже, фильм начинает всерьез интересовать и увлекать. Вообще, стилистка только придавала ленте красоты. Но в один момент, всё меняется, и «Темную звезду», которую хотелось до этого считать обычным началом великого режиссера, дешевеньким арт-хаусом, можно смело и без запинок назвать «бумом» фантастического жанра. Даже, кажется, что показанного на экране крайне мало, и хочется продолжить этот бал, который, несомненно, способен раскрыться больше. В глубине всей этой сумасшедшей атмосферы с забавными подобиями спецэффектов декорациями, скрывается смысл крупнейшего масштаба, и это при всей скромности.
Что можно ожидать от фильма, чью половину и без того мелкого хронометража, один из экипажа корабля работающего на ликвидации планет бегает по нему и ловит пришельца формой воздушного шара, а другой общается с эмоциональными бомбами и мертвым (но живым) капитаном, а также мысленно задается вопросом, что за хрень вообще происходит? Порой вспоминаешь «Космическую одиссею», которую невольно хочется сравнить с легендарными «Клерками» Кевина Смита, так как парочка диалогов дают о себе знать. В одни минуты даже представляешь, что Дэнни Бойл под трафарет для своего «Пекла» взял именно «Темную звезду». А иногда просто называешь ленту своеобразными «Чужими», но без самих чужих (цитируя своего друга Курта Коннорса). На вопрос, что всем этим хотел показать Карпентер, ответит исключительно тот, кто искренне всматривался в ленту. Не как какой-нибудь критик, а киноман. Фильм, который также по совместительству является комедией, признает отношение Карпентера к кинематографу не как ценитель, а любитель. Из-за чего создает вроде-бы типично дипломную работу, которая неожиданно является классикой жанра, также доказывающая, что талантами не становятся, ими рождаются. Совершенная развязка, какая буквально взрывает мнение о фантастике начала 70-ых, вышла чертовски потрясающей, также раскрывающая тот фактор, что лента не просто глубоко атмосферная, а также и душевная, пропитанная тончайшим описанием сюжетной линии, а также каждого её героя. Картина является, пожалуй, самым ярым примером для нынешнего Generation, что не стоит судить о подобных работах визуально. Хотя признаться, с каждой новой технологией, это придает им шарма. Просто, но со вкусом. Скромный, небольшой этакий шедевр, зато с огромным сердцем. Кажущийся слегка раздражительным и поверхностным, только с иной стороны, оставляет долгий осадок в голове, и неважно с какой стороны кино повлияет на зрителя, тем не менее, он сильно способен сделать так, чтобы каждый его посмотревший слегка изменил свое восприятие к фантастике тех годов, если не в целом к фантастике. Редкое счастье, все ровно доставляющее по одной наипростейшей как клетка причине, что мы подобное практически не замечаем и не видим. Типичная невидимка кинематографа, почему-то какую не видят вообще, хотя именно её смотреть и надо.
Итог: Каждый уважающий себя киноман, обязан хоть раз увидеть «Темную звезду». Давно я такого не говорил, и всё-таки, гарантирую, он настолько завлечет зрителя, после чего без всяких на это причин хочется влюбиться в эту симпатичную, увлекательную, острую, оригинальную, может неуклюжую, но почему-то крайне притягательную фантастику. В данный момент, хочется верить в слово «гарантирую», чтобы оно не звучало в итоге с переоценкой. Но эту ленту начинающего, но уже тогда крутого Карпентера, смогут по достоинству оценить лишь исключительно истинные киноманы или как принято сейчас говорить, задроты. Наверное, один из самых главных фантастических эталонов 20-ого века. Может фильм и не достоин высоких оценок, все же его хочется просто так любить всей душой. Лишь потому, что он неожиданно дает массу удовольствия, именно тогда, когда ты этого совсем не ждешь.
«Мы желаем вам удачи, ребята!»
16 марта 2012
«Темная звезда» заслужит внимание киноманов всего одним фактом, это дебютная работа Джона Карпентера, мастера ужасов и вообще очень талантливого режиссера. Причем самое удивительное, что снят фильм в жанре фантастики, а не в жанре хоррора, чего больше всего ожидаешь от Карпентера. Причем дебют безумно талантливый и душевный, во многом из за того, что создатели фильма вкладывали душу в свой фильм, и не пытались на нем заработать, в главных ролях сплошь друзья Карпентера, он же к слову и написал сценарий. Ну а бюджет всего 60000 долларов, сумма очень маленькая, а ведь на такие деньги получилось снять маленький шедевр.
В «Темной звезде» очень много достоинств, самое главное, что кино очень киноманское, то есть тут много цитат, отсылок да и вообще юмора понятного только избранным, другие же либо не поймут, либо будут раздражатся юмором. А на самом деле кино очень смешное, уже начиная от первой сцены послания с земли, монолог военно командующего настраивает на общий ироничный тон картины. Вообще кино это еще и стебное, стеб тут над космонавтами, и их обязанностями, например в «Темной звезде» герои просто взрывают неустойчивые планеты, так больше для развлечения. Кстати бюджет очень удачно распределен, начиная от хороших декораций, заканчивая новаторскими методами показа космоса и инопланетян (например на корабле живет очаровательный инопланетянин, который представляет из себя озорной, большой… воздушный шарик). Да и в остальном каждая сцена пропитана каким-то чувством душевности, как будто ты пробыл с героями очень долго, и знаешь их очень хорошо, что говорит о прекрасно прописанных персонажах, да и диалоги острые, тонкие и в какой-то степени остроумные, а самое главное многие моменты очень смешные, а еще замечаешь такую вот штуку, Карпентер уже в дебюте показал свой стиль, и во многом большую любовь к электронной музыке, из которой состоит саундтрек картины, он действительно напоминает мелодию к фильму «Нечто».
Очень хороша атмосфера, с этим фактором у Карпентера всегда хорошо, фильм затягивает и на удивление смотрится на одном дыхании. Да и в целом можно заметить двойное дно, которое режиссер умело припрятал под всей ироничностью и юмором постановки, на деле же мы видим драму главных героев, которые заперты на корабле, а каждый из них хочет чего-то более просторного, в итоге получается финал, который и счастливым не назвать, но уж и плохим тоже, в целом каждый получит что хочет, выстраивается на этом мораль, мол лучше делать что ты сам хочешь, но каждый найдет свою мораль в целом, конечно если копнет глубже, а не будет задерживаться на поверхности. И в итоге после просмотра, остается такое легкое чувство удовлетворенности киноманских потребностей в хорошем кино, на душе легко, да и вообще легче становится, даже особо думать над смыслом и вторым дном не приходится все приходит само собой, ах да есть там еще невероятно красивый финал, полный метафор.
Итог:безумно киноманский, смешной, умный, ироничный дебют мастера ужасов, который показал что способен снимать еще и фантастику. Прекрасный сценарий, отличные диалоги, шикарный саундтрек, и второе дно придают бодрости в оценке этого фильма, а вообще это кино из тех которые оцениваешь не головой а сердцем.
Большое спасибо Джону Картпентеру, за то, что подарил 80 минут чистого восторга.
PS. Если мне предстоит выбор, либо «Темная звезда», либо любой другой масштабный фильм про космос, я безусловно выберу «Темную звезду».
10 августа 2011
Для начала немного статистики. Бюджет данного фильма составил $60 000. Это в 200 раз меньше «Космической одиссеи» Кубрика, снятой 4 годами ранее. При этом «Темная звезда» вошла в 50 лучших научно-фантастических фильмов за всю историю кинематографа. Причем вошла вполне заслуженно. Казалось бы, ни спецэффектов, ни популярных актеров, ни социально направленного сюжета. Но есть в нем что-то особенное, что-то уникальное. Конечно же, это атмосфера. В своей дебютной работе Карпентнер вдоволь поиздевался над всеми штампами научной фантастики того времени. В частности, диалог между бортовым компьютером и бомбой или бомбой и экипажем очень тонко пародирует отношения астронавта с ХЭЛом-9000 из «Космической одиссеи».
По жанру фильм можно определить как трагикомедию. Несмотря на очень смешные эпизоды и диалоги, становится по-настоящему жалко астронавтов. Ведь вряд ли они вернутся домой, вряд ли смогут даже увидеть хоть какого-то другого, кроме членов экипажа. Несмотря на все это, каждый из членов экипаж не унывает, а живет полной жизнью и надеется осуществить свою мечту. Удастся ли им это? Узнаем в финале.
9 из 10.
6 июля 2011
В первых строках сразу ответ на самый главный вопрос: Стоит ли смотреть этот фантастический фильм мохнатых годов прошлого века? Ответ: Разумеется! По нескольким причинам:
Первая причина, это несомненно, Джон Карпентер и его друг Дэн О’Бэннон, которые еще будучи студентами киношколы университета Южной Калифорнии сняли коротметражку «Темная звезда», ставшую основой данного произведения. Не лишенные амбиций, юмора и желания экспериментировать, и при этом лишенные больших средств они сделали очень хороший фильм. По меркам того времени. Сейчас, конечно многое смотрится нелепо, но здесь я не буду говорить о том, что не было технологий, и как уже сказала «лишних средств», тут все-таки лучше акцентировать внимание на юморе. Это заодно вторая, и может быть главная, причина для просмотра «Темной звезды». Юмор тонкий, интеллектуальный, философский отмечаю несколькими звездочками враз. Особенно дорогого стоит беседа одного из героев фильма с бомбой N20, желающей взорваться по расписанию (Эту сцену перематывала несколько раз получая неимоверное удовольствие). И все шутки-прибаутки на фоне скучной, унылой, однообразной жизни космонавтов, которые уже несколько лет бороздят просторы вселенной, выполняя некое бессмысленное задание по подрыву планет. Тут уже и причина номер три посмотреть эту картину, особенно, если вам тоже нравится наблюдать за поведением человека в замкнутом пространстве. Здесь, кстати, можно говорить о схожести с такими фильмами как «2001 год: Космическая одиссея», « Луна 2112» и т. п. естественно только когда речь об изоляции, ограниченности, тоске, скукотище. О вершинах, и даже серединах творчества Карпентера говорить, не приходится, тут самое начало, заря режиссера, которому еще лететь и лететь вперед.
P.S. Финал хорош.
7 из 10
22 января 2011
Дипломная работа легендарного Джона Карпентера, и по совместительству — его первый полнометражный фильм, в создании которого деятельное участие принял не менее легендарный Дэн О’Бэннон (он же — в роли Пинбэка). К сожалению, мне в руки попала «полная» версия, длящаяся более восьмидесяти минут, — притом, что в «оригинале» хронометраж фильма равнялся цифре 68. Это чувствуется: многие сцены явно лишние, многие растянуты до безобразия, и часто приходится откровенно скучать. Сценарий практически отсутствует: у «Темной звезды» нет ни логического начала, ни логического конца, действие возникает из ниоткуда, и заканчивается ничем. За что можно похвалить Карпентера и О’Бэннона, так это за редкий, но удачный юмор, множество комических ситуаций, хорошие диалоги и удивительно качественную работу начинающих актеров (а то и не актеров вовсе). Пожалуй, «Темная звезда» интересна лишь как артефакт начала 70-х (замечу, что спецэффекты соответствуют уровню дипломной работы стоимостью немногим более полусотни тысяч долларов), и как фильм, ознаменовавший собой начало творческого пути двух гениев от хоррора — фильм, который хоррором не является ни на йоту.
5 из 10
31 октября 2010
Я посмотрела Темную звезду совсем недавно — пару лет назад, когда начала разыскивать ранние фильмы любимого Карпентера. И была очень приятно удивлена тем, что уже дипломная работа режиссера была настолько хороша!
Звезда — это удивительный фильм: тут тебе и космическая фантастика, и комедия, и психологическая драма… Бюджет фильма настолько смехотворен, что на так называемые «спецэффекты» в нем невозможно смотреть без слез умиления… Конечно, эта дивная история абсолютно в них не нуждается, но все я же не могу не вспомнить картонный космический корабль, плывущий на фоне картонного же космоса… А инопланетный зубастый «помидор» на уморительных утиных лапках, сварганенный из надувного шара?.. И отдельной хвалебной песни, конечно же, достоин экипаж «Темной звезды» — поразительно обаятельная компания астронавтов-пофигистов, у каждого — свой яркий характер…
Финал Звезды очень грустен и красив…
10 из 10
5 декабря 2009