Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ленни |
английское название: |
Lenny |
год: | 1974 |
страна: |
США
|
слоган: | «Lenny's Time Has Finally Come!» |
сценарий: | Джулиан Бэрри |
продюсеры: | Роберт Гринхат, Дэвид В. Пикер, Марвин Ворф |
видеооператор: | Брюс Сёртис |
композитор: | Ральф Бёрнс |
художники: | Джоэль Шиллер, Николас Дж. Романак, Альберт Вольски |
монтаж: | Алан Хайм |
жанры: | комедия, драма, биография |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 ноября 1974 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 51 мин |
Ленни Брюс – чертовски популярный стендап-комик, поражающий публику скабрезным, но одновременно и остро-социальным юмором, который явно напрягает несколько пуританские власти Америки первой половины 60-х. Впрочем, Ленни умел ловить волну зрительского успеха, и был на вершине эпатажа. Он даже жену себе подобрал соответствующего формата – грудастую стриптизершу, которую сам же подсадил на наркоту. А вот последнее до добра еще никого не доводило. Даже парняг с изощренным чувством юмора.
Ленни Брюс – это специфический продукт для внутреннего пользования Америки, который оставил весьма спорное после себя наследие. Да и вообще, наследие ли – вопрос открытый. Да, парняга одним из первых хохмил на грани, часто переступая черту. Но его публика – это мелкая субкультура кабаков, где фразочки вроде «сосал член» считалось «борьбой с ханжеством», а не вульгарным невежеством. Как это все повлияло на что-либо в Штатах? Сложно сказать. В американских фильмах 50-60-х это имя не встречается вообще. А ведь кодекс Хейса отменили в 1967-м. Сиськи уже показывали. Полупорно в фильмах категории А, тоже. Инцесты. Все что угодно, но скабрезного юмора Ленни до этой конкретной картины никто не упоминал. И лично я очень сильно сомневаюсь, что скетчи Ленни были талантливее чем, скажем, Боба Хоупа или Дэнни Кэя.
Все это вступление о личности Ленни Брюса не просто так подано. Боб Фосси снял кино об одном из узнаваемых персонажей недавно прошедшей эпохи. Скажем, о местном Иване Урганте или Гарике Харламове. Ну да, талантливый парняга. Не без недостатков – наркота. Но в целом, почему бы и не снять о таком байопик? Но метода подачи от Фосси лично на меня не произвела вообще никакого впечатления. Псевдодокументальная черно-белая стилистика, в которой «знавшие Ленни» рассказывают о его чудачествах. Дальше идут обильные врезки самих выступлений Ленни, которые совершенно не смешны и не интересны. Ну и сами чудачества главного героя, которые заточены или на мелкие извращения, вроде группового секса, или на проблемы с полицией.
Да, Дастин Хоффман старался. Этот парень в 70-е вообще плохо не умел играть. Но его герой неинтересен. Он – мелок. Он не показывает эпохи. Мы видим просто острого на язычок наркомана, который скатывается к естественному концу. И, конечно же, я считаю, что очередная оскаровская номинация для Хоффмана вышла шальной. Хотя еще более непонятно за что номинировали 31-летнюю Валери Перрайн, исполнившую проблемную жену главного героя. Да, стриптиз от Перрайн на высоте. Она ведь и была до кино-вояжа взаправдашней стриптизершей. Сиськи – тоже высший пилотаж. Но опять же, Перрайн завсегдатай журнала «Плейбой». Но где там была игра на «Оскар» - не поймешь.
Шальной и очень переоцененный байопик о человеке, который, возможно, прожил более интересную жизнь, чем ее изобразил Боб Фосси. Ну а строить страдальца из вульгарного наркомана – это уже вопросы к режиссеру и сценаристам.
6 из 10
28 марта 2022
Не скрою, не все видел у Боба Фосса: руки так и не дошли до «Милой Чарити», о чем жалею, да и «Звезду 80» не смотрел, но честно говоря и не хочется, учитывая, какое неприятное впечатление оставил «Ленни». Дело в том, что «Ленни», как и «Звезда 80» — не мюзиклы, на которых Фосс набил руку, выдав два киношедевра в этом жанре. Испытывая глубочайшее отвращение ко всему что делает российский «Камеди клаб» и возлагая на него главную вину в порче современной комедии в России, все же даже я был шокирован степенью отвратительности американских аналогов этих «Камеди клабов». Ленни Брюса можно считать одним из пионеров современного пошлого, туалетного юмора, который только непритязательные к чувству вкуса фанаты, считают сатирой.
Именно эту в полной мере гадкую фигуру американского китча и выбрал Фосс для байопика, он сделал из Брюса (во многом усилиями Хоффмана, работающего как всегда на грани и за гранью гениальности) почти трагическую фигуру, сражающуюся с цензурой и своими страстями. Снятая в эру порношика, депрессивных 70-х лента Боба Фосса по-особому выражает безнадежные настроения своего времени: в крайне левацком духе режиссер амбивалентно трактующего порок «Кабаре» на этот раз сокрушается о недостаточной либерализации американского общества, которому вечно не хватает свободы.
Ленни Брюс, с этой точки зрения, — почти рыцарь свободы, атакующий консерватизм прежде всего религиозных кругов Америки, которым тогда оставалось доживать считанные десятилетия вне социальной резервации. Хоффман показывает его как озлобленного на весь мир маргинала с неустроенной личной жизнью, да к тому же еще и обсессивного. Боб Фосс не идеализирует Брюса, но он идеализирует его «творчество», которое мы неоднократно слышим в кадре: это чудовищные в своем безвкусии шутки, пошло-вульгарные, сортирные, измывающиеся над своим врагом по-настоящему гадко.
Важно, что для полчищ либералов (как российских, так и зарубежных) именно Ленни Брюс в исполнении Хоффмана и в интерпретации Боба Фосса стал символом борьбы за свободу слова — сами того не понимая, они свидетельствуют против самих себя. Ведь, если шутки Брюса были именно такими, как показано в фильме, то цензура по отношению к этому комику выполняла роль художественной санитарии, а значит борцы за свободу слова, как и сам Брюс, не отличаются эстетическим вкусом. «Ленни» Боба Фосса — типичное кино 70-х, мрачное, депрессивное, выбирающее борьбу с цензурой в качестве материала для борьбы с цензурой.
Однако, в отличие от подлинных шедевров того времени, таких, как «Последнее танго в Париже», «Ночной портье» или «Большая жратва», поединок с цензурой становится для «Ленни» самоцелью, которую фильм компрометирует самим своим материалом. Остается только удивляться, что Михаил Идов, избравший конфликт фильма Фосса в качестве перелицованной основы для «Юмориста», снял кино куда более глубокое и серьезное, чем автор «Ленни». А ведь Идов — дебютант, а Фосс — мастер кино. Обидно.
8 июня 2020
Впервые я услышала о Ленни Брюсе благодаря сериалу «Удивительная миссис Мейзел», где он присутствует как «побочный» герой. Немного спустя уже благодаря другому сериалу «Фосси/Вердон» я узнала, что Ленни Брюс был реальным человеком, который оказал немалое влияние на современную поп-культуру.
Фильм рассказывает о жизни Ленни с момента его встречи с будущей женой и до самого конца. Здесь показаны все его взлёты и падения, за которыми только и надо что поспевать, а это, поверьте задача не из легких. Черно-белая картина вовсю пышет откровенностью и издёвкой над устоями того времени. Устоями которые погубили человека. Устоями которые сегодня абсолютно ничего не значат.
По сути перед зрителем разворачивается настоящая история развития личности, которая от желания заработать медленно и верно движется к острой политической и гражданской сатире, которая оказывается не всем по душе.
Одна из тех вещей, которые цепляют в этом фильме, — это стиль повествования. Биография перемежающаяся с острыми порой откровенно похабными, но при этом очень смешными выступлениями.
Дастин Хоффман едва ли похож на реального Ленни Брюса, но несмотря на это каждая сцена в этом фильме отыграна на высшем профессиональном уровне, достойном заветной статуэтки.
Это достаточно тревожный фильм. Грязный. Неприличный. Но вместе с этим среди всех прилагательных обязательно будет слово гениальный.
«Ленни» — это фильм о том, как жестока бывает система и как слаб бывает человек. Это фильм, который я определенно рекомендую к просмотру, потому что Ленни Брюс, на мой взгляд является легендой стенд-апа как такового.
11 августа 2019
Удивительно как 100 с лишним минут, режиссер Боб Фосси емко, кратко и красиво передал сущность человека которого до этого и знать не знал, и вряд ли бы узнал, если бы не имя Хоффмана в титрах и 6 номинаций на Оскар.
Скажу сразу, что главный герой мне очень сильно симпатичен, со всеми своими недостатками, пристрастием к наркотикам, неэтичным поведением переходящие к не уважение к публике, неверность жене и т. д. Он яростно просит лишь справедливости по отношению к себе, и на 100% уверен в своей правоте!!! Однако жажда справедливости не находит отклика в глазах «беспристрастного» судьи. Отчаянье доводит Ленни Брюса до самоуничтожение.
Публика хочет слышать о политике, о холодной войне и сексе, Брюс говорит им и то и другое, да так говорит, что им становиться смешно сначала над своей страной, а потом и над самим собой.
Хоффман в роли Ленни, режиссерский ход Боба Фосси в виде псевдодокументального кино превратило картину в отличный биопик.
10 из 10
8 февраля 2014
Притом что Боб Фосс известен в мире главным образом благодаря «Кабаре» и «Всей этой суете», критики почти единогласно считают самым значительным его творением черно-белую драму «Ленни». Она отличается как прихотливым построением, так и личностью главного героя — легендарного комика-говоруна Ленни Брюса.
Выступая преимущественно в небольших ночных клубах, этот артист, тем не менее, смог занять важное место в американской культуре в 1950—60-е годы. Преждевременная смерть Ленни Брюса (1925—1966) не стала, однако, всеамериканской трагедией, поскольку осталась в тени кончин таких экранных идолов как Мэрилин Монро или Джеймс Дин.
Лишь спустя восемь лет благодаря Фоссу время, наконец, «догнало» человека, опережавшего свою эпоху. Взяв за основу документальную книгу А. Голдинга и Л. Шиллера «Леди и джентльмены, перед вами — Ленни Брюс!», а также сценический мюзикл Дж. Берри «Ленни», Фосс рискнул впервые отойти от традиций музыкального кино, явив миру жесткое документально-репортажное исследование эры Эйзенхауэра.
Именно тогда особенно остро встала проблема контроля над мыслями и чувствами свободных граждан Америки. Посредником и главным героем этого исследования как раз и стал Ленни Брюс — бунтарь без идеала, обреченный прослыть аморалистом во имя развенчания ханжества, почти тотально царящего среди соотечественников.
Выдавая в каком-нибудь ночном клубе очередную порцию скетчей перед маленькой и не всегда трезвой аудиторией, шут-философ (так и не удостоившийся своего короля Лира), не раз познавший на собственной шкуре цену демократии и свободы высказывания, не столько провоцировал неотступно следивших за ним полицейских, сколько стремился пробуждать в людях чувство достоинства, став одним из провозвестников контркультурной волны.
Дастин Хоффман, внешне мало похожий на Ленни Брюса, благодаря незаурядным способностям к перевоплощению, очень проникновенно передал трагическое мироощущение героя, спрятанное за шутовской маской. Ершистому комику, всякий раз создававшему определенный дискомфорт своими неприглаженными (часто с применением нецензурных выражений) репликами, или же просто вызывающим поведением — эдакими натур-перформансами, не нашлось места в своей эпохе, уход из которой он самолично ускорил наркотической передозировкой.
Как и сам Ленни Брюс, фильм в момент появления не был обласкан наградами. При шести номинациях на Oscar он не получил ни одной статуэтки. В этом смысле хоть какой-то компенсацией может служить приз за лучшую женскую роль, полученный на Каннском фестивале актрисой Валери Перрин, сыгравшей жену Ленни — стриптизершу Хани Харлоу.
15 августа 2012
«Ленни» — псевдодокументальный фильм Боба Фосса о легендарном комике 50—60-ых годов Ленни Брюсе.
Всегда были люди, которые открывали глаза на то, что и так известно. Скоморохи, петрушки, юродивые, писатели, журналисты, комики — они просто зарабатывали себе хлеб на жизнь. Тем не менее, всегда говорили то, что все боялись/не хотели увидеть/не замечали/скрывали. В этом их главная сила. И трагедия.
Ленни Брюс не был инакомыслящим и наказан был он не за то. Он говорил то, что знали все и этим он показывал, что люди не одиноки своих мыслях, проблемах, подозрениях. Он не шутил, он высмеивал. Он не смелся, он скрывал слезы.
Такова судьба всех, кто раскрывает рот, кто поверил в то, что есть свобода слова. Ленни Брюс — это поистине вечный персонаж, который был сотню лет назад и в пятидесятых, есть сейчас, и будет потом.
«Верх» медленно уничтожал комика, вновь и вновь забирая в полицию, но ореол «страдальчества» всегда привлекает внимание. Однако и сам Ленни убивал себя наркотиками, выпивкой. Неважно как — дело сделано.
Потрясающа режиссерская работа Боба Фосса (Bob Fosse) и актерское искусство (а здесь именно оно) Дастина Хоффмана, которым удалось воссоздать не жизнь Ленни, а его самого. Сюжетная линия, в которую аккуратно вплетены репризы, талантливо исполненные Хоффманом, представляет собой интервью с менеджером, женой и матерью Ленни и их воспониманиями-флешбеками. Черно-белая техника съемки не позволяет усомниться в реальности происходящего.
Кто был Ленни? Просто шут? Лицо эпохи? Боец за справедливость?
Глупый вопрос. Ленни был.
10 из 10
4 января 2012
Человек с абсолютным чувством вкуса, меры и ритма- Боб Фосси, снял не так много- всего пять кинокартин. Но четыре первые из их числа, стали постоянными завсегдатаями почти всех «мыслимых» рейтингов лучших фильмов в истории кино. Будучи бродвейским постановщиком мюзиклов, и пришедший в кинопрофессию уже в сравнительно зрелом возрасте, он и свои картины наделял той же темповой энергетикой танца…
В своей третьей режиссёрской работе Фосси обращается к пионеру жанра «стендап камеди» (юмористическому жанру- прямого диалога со зрителями, появившемуся в 50-е годы) Ленни Брюсу. Сам автор фильма не по наслышке знал эпоху становления шоу-бизнеса послевоенного периода, он по сути начинал в одно с Брюсом время. Поэтому все эти закулисные делишки и карьерные пертурбации, шли от автобиографического видения ситуации и не являлись, как в иных байопиках домыслами.
Фильм построен в форме интервью с менеджером Ленни и женой сатирика- Ханни(бесподобная в этой роли Валери Перрайн). Чередуя кадры выступлений комика(который наполнял свои скетчи биографическими фактами собственной жизни) с эпизодами бытовых реалий, режиссёр добивается удивительного по пластике повествования. Также удачно была выбрана чёрно-белая цветовая гамма ленты, придающая всему происходящему на экране элемент документальности. Великолепно выразительно показаны здесь эротические сцены, которые не скатываясь в коммерческое «ню», являются художественным изыском картины. И вообще, применительно и к этому кино, да и ко всем работам Фосси, будет уместно слово- шикарно! Взять хотя бы предпоследнюю сцену- выступление Ленни «под дозой»(в халате и одном носке), снятую непрерывным 20-ти минутным эпизодом. Да и весь фильм стал настоящим шедевром, при тонкой «хореографии» постановщика!
Дастин Хоффман здесь полноправный соавтор киноленты. Ровными основательными мазками, всей своей многогранной палитры таланта, вырисовывает он объёмный образ «живого человека», со всеми отрицательными и положительными чертами характера. Заставляя зрителя не одномерно судить его поступки, а вызывать к себе- и жалость, и отвращение, и восхищение. Именно в конце фильма пригодится фирменный Хоффмановский стиль- «дёрганого невротика», когда судебная система(а по сути «общественная мораль» и государство- в её лице) подавит героя так, что он будет вынужден искать утешение в наркотиках.
«Избавившись» от таких, как Ленни Брюс(эстрадника- ниспровергателя «официальной культуры», ставшего рупором общества), Америка станет способна на Вьетнам и Уотергейт…
9 из 10
14 декабря 2010
Видимо, уважаемые академики подумали, что одной награды Бобу Фосси хватит, и решили дружно его игнорировать, тем не менее уделяя внимание, то есть, предоставляя номинации. И ведь зря.
Накрывая с головой атмосферой злосчастных 60х, третья лента именитого бродвейского постановщика рассказывает нам о… Здесь стоит остановиться и подумать о чем, потому что хоть Ленни Брюс и является центровой фигурой фильма, и ему уделяется больше всего времени, эта лента не только о нем, как это часто бывает в биографических фильмах, ведь в своих монологах Ленни затрагивает очень острые темы, которые, надо отметить, остаются таковыми по сей день, хоть и не в той, возведенной в абсолют, степени. Благодаря этим монологам, проходившим за гранью добра и зла, Брюс многократно привлекался к ответственности, и, в конце концов, остался без гроша в кармане, спустив все на судебные процессы.
Роль Ленни Брюса не является для Дастина Хоффмана далеко не первой, и уж тем более не последней в карьере, более того, через шесть лет он получит первого оскара, а еще через девять второго. Однако, есть мнение, что именно эта роль остается лучшей в его карьере. Почему? Может быть потому, что возможно самого талантливого сатирика всех времен мог воплотить на экране только человек по мастерству не уступающий от первого?
Смешивая прошлое и настоящее, режиссер размывает границы времени, давая нам понять, что вклад, который главный герой внес в развитие таких разных вещей как политика, рок-музыка, или просто публичные выступления, продолжает жить вне зависимости от того, живет ли автор этого вклада.
Через много-много лет Эдди Мёрфи скажет: «Знаете, я хочу сказать кое-что. Думаю, может около тридцати лет назад была одна черная женщина, которая хотела петь, петь в опере. Как ее звали? Мэри Андерсон? И это место было закрытым, ее не пускали сюда петь, да? И она не могла петь в этом месте. И вот, мы, тут, уже не пятьдесят лет спустя, двадцатидвухлетний черный парень получает бабки за то, что на сцене держится за член. Боже, благослови Америку».
Ленни Брюс жив.
6 декабря 2010
Ленни Брюс! Скучный клубный комик или великий высмеиватель социальных устоев Америки? Что реальнее: его циничная сатира или его испещренная черными полосами жизнь? Над чем же смеётся его публика, над собой или над его шутками?
Фильм великолепного Боба Фосса с не менее великолепным Дастином Хоффманом рассказывает о знаменитом комике 60-х Ленни Брюсе, не упуская ровным счётом ни одного грязного момента из его непростой судьбы. Блеклое и неудачное начало карьеры в пропитанных виски и потом барах. Брак и семейная жизнь со стриптизершей Хани, плавно перешедшие в жизнь под героином, развод, воссоединение и снова наркотики. Постоянные судебные тяжбы в силу нецензурных колкостей на сцене. И даже последний выход на сцену в состоянии полного героинового упоения.
Сценарий фильма скроен так, что на каждое событие в жизни Ленни тут же накладывается его выступление на аналогичную тематику. Популярный комик в исполнении Хоффмана высмеивал себя, как часть общества. Высмеивал общество, которое видело в его сатире себя, и все смеялись. Ведь Ленни, он чертовски смешной.
Политика, расовое угнетение, этическая некорректность, безнравственность и различного рода прелюбодеяния. Как же злободневно это во все времена. Вспомните, что так модно и популярно у нас в России, что так смешит прогрессивную часть населения. Камеди клаб или КВН. Так вот такие камеди клабы были и будут всегда. В любой стране со свободой слова и в любое время. Но в разных проявлениях. И меняться будет лишь социальная окраска.
С точки зрения кинематографического искусства, «Ленни» — это фильм без слабых мест. Я бы даже сказал кино, подходящее под термин «классики». Очередной низкий поклон Бобу Фоссу, Дастину Хоффману и безусловно Валерии Перрин.
8 из 10
8 апреля 2009