Комиссар полиции обвиняет
Un comisar acuzã
7.2
7.5
1974, боевик, триллер, драма
Румыния, 1 ч 54 мин
12+

В ролях: Михай Адриан, Маня Александру, Нита Анастасе, Мирча Ангелеску, Ион Апахидяну
и другие
1939 год. В королевской Румынии установлена диктатура генерала Антонеску. Легионеры из карательной группировки «Железная гвардия», тайно мечтавшие о захвате власти нелегально расправляются со своими политическими противниками. Так, в тюрьме «Верага» ими был устроен кровавый расстрел опасных для них оппонентов-заключённых. Но об убийствах в «Вераге» становится известно общественности. Дабы отвести от себя подозрение легионеровская верхушка решает спихнуть свои грехи на коммунистов и «доверяет следствие» нейтральному в политике комиссару Микловану, полагая, что это развяжет им руки. Но опытный следователь быстро соображает, что ему подсунули заведомо дурное дело и расследует его не «по заказу», а по профессиональной совести, чем бросает вызов своим нанимателям. Начинается открытая охота разъярённых легионеров на несговорчивого комиссара и его родственников. Но ловкий стрелок Миклован оказывается куда более «крепким орешком», чем предполагали его вчерашние «работодатели». Война между отважным следователем-одиночкой и легионерами разгорается с каждым днём...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Комиссар полиции обвиняет

английское название:

Un comisar acuzã

год: 1974
страна:
Румыния
режиссер:
сценаристы: , , ,
продюсер:
видеооператор: Санду Дэвид
композитор:
художники: Марсель Богос, Олтеа Ионеску, Teodor Frncu
монтаж: ,
жанры: боевик, триллер, драма, криминал
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 1 апреля 1974 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 54 мин
Другие фильмы этих жанров
боевик, триллер, драма, криминал

Постеры фильма «Комиссар полиции обвиняет», 1974

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Комиссар полиции обвиняет», 1974

Спагетти-политический детектив

В советские социалистические (народно-демократические, если говорить о Восточной Европе) времена одним из самых популярных жанров в прокате был политический детектив, обычно итальянский или французский. Во-первых, он был выгоден с пропагандистской точки зрения, во-вторых, привлекал массового зрителя из-за своих жанровых особенностей. Немудрено, что в странах восточного блока стали возникать свои «вариации на тему» — по аналогии со спагетти-вестернами, их можно назвать спагетти-политическими детективами. В Румынии ярчайшим представителем жанра стал Серджиу Николаеску.

Все приметы «спагетти» видны сразу, уже с названия — «Комиссар полиции обвиняет» явно придумано по ассоциации с «Признанием комиссара полиции прокурору республики» Дамиано Дамиани. Названием, разумеется, дело не ограничивается. Нужна политическая интрига? Есть политическая интрига! Причем, как и в «спагетти-вестерне», глубинные причины поведения сторон никого не интересуют — понять, за что выступали «железные гвардейцы», и чем они отличались от противостоявших им коммунистов, решительно невозможно. Отчасти это объяснялось внутрирумынскими причинами — некоторые элементы идеологии «Железной гвардии» были прямо позаимствованы Чаушеску. Впрочем, ясно, что политическая составляющая Николаеску совершенно не интересует, и вставлена в драматургию для проформы, чтобы одни были «плохими», а другие — «хорошими». Зато другая отличительная черта «спагетти» — непрерывный экшн в виде погонь и перестрелок, а также гор трупов (как сказал когда-то Питер Богданович, «итальянский вестерн — это не менее 100 убийств») в фильмах Николаеску присутствует с избытком.

Если же проводить более конкретные сравнения, то, увы, по режиссерскому мастерству Николаеску до Серджио Леоне очень и очень далеко — если он и может быть сравним, то разве что с Серджио Корбуччи. Сама режиссерская манера, понимаемая в расширительном смысле, выглядит достаточно старомодной (в СССР так снимали на Одесской киностудии) и застрявшей где-то в 1950-х годах. Тем не менее нужно признать, что, как и в лучших «спагетти-вестернах», действие никогда не провисает, а исторический фон выглядит достаточно правдоподобно. Еще одно достоинство, роднящее итальянские спагетти-вестерны и румынские спагетти-политические детективы — прекрасная музыка. Правда, в итальянских картинах она была «родная» (Эннио Морриконе), в то время как румыны предпочитали использовать мелодии зарубежных исполнителей (например, «Спейс»).

«Комиссар полиции обвиняет» стал первой лентой из длинной франшизы, включающей, помимо спагетти-политических детективов, спагетти-полицейские фильмы («Чистыми руками») и даже спагетти-вестерны («Капкан»). По своему уровню они различаются — так, сиквел «Реванш», заметно превосходит «Комиссара…» по масштабности и по глубине обрисовки персонажей. Однако в целом, в сравнении с первоисточниками (теми же картинами Дамиани) это вполне среднее кино. Сейчас его интересно смотреть разве что из исторического любопытства. Каких-то особых новшеств в плане режиссерских приемов, или драматургии, или подходов к раскрытию типовых характеров жанра ленты Николаеску не продемонстрировали. Повторюсь — это отнюдь не Серджио Леоне, хотя — тоже спагетти.

6 из 10

23 мая 2019

Городской вестерн

Трудно что-то добавить к сказанному до меня. Отменный боевик о предвоенной Румынии, основанный на подлинных исторических событиях.

Отменно продуманный образ комиссара Миклована (Молодована) как носителя идей справедливости, честного слуги закона, эдакого добра с кулаками вне всякой политики, волею случая оказавшегося на пути рвущихся к власти румынских фашистов-легионеров.

До сих пор фильм смотрится отменно.

Ближайшие ассоциации — «Борсалино» с Делоном и Бельмондо, но работа Николаеску сделана на гораздо более высоком уровне, в фильме есть нерв.

Совет — в оригинале фильм был цветным, но лучше смотреть его в чёрно-белой советской прокатной версии — в таком виде он больше соответствует изображаемой в нём эпохе. И конечно же, дубляж был выполнен отменно.

Примечание.

В оригинале Николаеску создал два сериала — о комиссаре Молдоване («Комиссар полиции обвиняет», «Реванш», «Дуэль» [Комиссар полиции обвиняет]), «Выживший») и о комиссаре Микловане («Чистыми руками», «Последний патрон»), однако в отечественном прокате и у отечественного зрителя (да видимо и у румынского зрителя тоже) все они слились в единый эпос о приключениях Миклована.

10 октября 2013

Бойцы «Железной Гвардии» (они же «Легион Михаила Архангела») устраивают кровавую бойню в тюрьме, куда приехали «как бы с проверкой». Акция прошла не совсем гладко и теперь необходимо как-то отчитаться перед руководством страны. Расследование поручают комиссару Молдовану, человеку честному и абсолютно аполитичному. Но легионеры не учли, что комиссар человек не такой глупый и не купится на те фальшивые доказательства, которые ему настойчиво навязывают.

Отлиный ретро-боевик. Очень динамичный, с обаятельным комиссаром Тюдором Молдованом в исполнении Серджиу Николаэску. Единственный минус — сценарий. В плане сценария самым удачным, на мой взгляд, был фильм, вышедший первым — «Чистыми руками», после которого, собственно, «всё заверте…» Там авторы не торопились выкладывать сразу все карты на стол, и напряжение сохранялось до самого конца. Здесь же Молдован относительно быстро раскрывает дело, и последние полчаса целиком отданы погоням-перестрелкам, пусть и снятым довольно зрелищно, — создаётся ощущение, что режиссёр пытается впихнуть побольше эффектных сцен (как например сцена с телефонной будкой) и всё не решается поставить, наконец, финальную точку. Но поставить её всё же придётся, и Николаэску сделает это мастерски.

Фильм до сих пор смотрится неплохо и вполне даже может служить ещё образцом (хотя Николаэску и сам многое явно позаимствовал из американского гангстерского кино, что-то взял у Мельвилля) для многих современных «мастеров».

8 из 10

7 августа 2009

Культовое кино 70-х из серии приключенческих «социалистических» боевиков «про комиссара Миклована (в оригинале — Молдована)'. Очень стильное и, как ни странно, при всех условностях и жанра, и самого фильма, достаточно правдивое и очень профессиональное.

Тщательный подбор музыкальных фрагментов. И не только Ошаницкий. Даже Гленн Миллер из приемничка в отеле… Насчет Джона Ву — честно говоря, не сравнивал. Надо повнимательнее посмотреть его фильмы. А вот то, что Николаеску кое-что сам взял из итальянских полицеских боевиков того вемени — очевидно. Даже звуки выстрелов его револьвера — точная копия револьверных «бахов» спагетти-вестерна.

В общем, отличное кино. 10-ка!

А еще у Николаеску был очень неплохой фильм «Бессмертные» (1974), который можно рассматривать как продолжение «Михая Храброго».

16 сентября 2005

Странно, что такой культовый боевик советских времён как «Комиссар полиции обвиняет», сейчас предан киноманскому забвению. Румынский режиссёр (и по совместительству актёр) Серджиу Николаеску был в у себя в стране таким же влиятельным премьером национального кино, как Сергей Бондарчук при брежневском Советском Союзе. Он снимал и снимался (в своих режиссёрских фильмах) планомерно и азартно.

Сначала Николаеску добился успеха в жанре исторических крупнобюджетных картин, таких как «Даки» (1966) и «Михай Храбрый» (1970). А начиная с 1971 года его потянуло в жанр предвоенного кинокриминала, где его ожидал ещё больший зрительский успех. Николаеску придумал и великолепно сыграл роль «револьверного супермена» комиссара Тудора Миклована, который вступал в неравное вооружённое противоборство то с послевоенными преступными кланами (как в первом фильме «Чистыми руками», 1971), то с предвоенной бандой легионеров из реакционной политической партии «Железная гвардия» (как в разбираемом детективе). Фильмы о Микловане имели бешеный успех в СССР. Подростки часто подражали крутому и меткому полицейскому в «борсалиновской» шляпе.

Его реплики часто цитировались в школьных и молодёжных компаниях. Конечно, в сценах эффектно снятых огнестрельных разборок одиночки- Миклована (он всегда предпочитал револьвер) и ватаги садиста-легионера Параепана (они всегда предпочитали маузеры и фашистские автоматы «фольмер») присутствуют много допусков и натяжек. Уж больно Миклован неуявим в разного рода перестрелках (как на кладбище, так и в театре), покуда в «засадном» финале (у монастыря) его не прошивают многочисленные автоматные очереди (визуально Николаеску придумал для своего героя маловерояную, но эффектную смерть). Однако при этом нельзя не отметить технически грамотное построение пиротехнических съёмок и стремление постановщика к жанровому качеству.

Также как и его умение выразительно обострить эпизод за счёт музыки (тема Ришарда Ошаницкого тогда многим запомнилась) и чёткого монтажного ритма. Скажу больше, после недавнего пересмотра «Комиссара…» и «Чистыми руками» у меня создалось впечатление, что культовый азиат Джон Ву многое подсмотрел у малоизвестного на Западе румына и выдал «николаевские» перестрелочные находки за свои собственные — тот же напор, та же манера заострять внимание зрителя на скорострельных пистолетных дуэлях и звенящих пулях! Так что штатовский киноиммигрант из Гонконга не так оригинален, как может показаться на первый взгляд. До него многие приёмы уже были явлены миру (правда социалистическому) тем же Николаеску-Миклованом. К тому же стилю популярного у нас румына в отличие от сверхжестокого Ву присуще большее чувство меры, т. к. он НЕ перенасыщает пиротехникой действие фильма. Скорее наоборот: пиротехника состоит на службе у сюжета и когда надо одинамичивает его.

Разумеется, прокоммунистическая идеологическая подоплёка микловановских боевиков (особенно «Реванша», снятого в 1978 г.) несколько смущает. Правда нельзя забывать, что эти фильмы делались во времена культа личности Чаушеску и положительное упоминание о коммунистах было своего рода «зелёной картой» для прохождения фильма через цензурные жернова. При этом приятно удивляет (по крайней мере меня, как верующего) факт наличия в данной остросюжетной картине достойно снятой СЦЕНЫ ПОГРЕБЕНИЯ убитой легионерами матери опального комиссара ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ОБРЯДУ (всё это показано строго, серьёзно и с чувством явного пиетета к церковным таинствам).

Шикарное впечатление оставляет советский дубляж фильма. Николаеску-Миклована блестяще озвучивал наш высокопрофессиональный «невидимка» Александр Белявский. В те годы он и внешне чем-то был похож на знаменитого румынского исполнителя. Чёткое попадание в артикуляцию губ, богатая палитра интонаций, звонкий голос, чёткая дикция — убеждают в том, что так и должен говорить опытный и отважный криминалист. Любопытно, что когда мне (извините за нескромность) удалось познакомиться с Белявским и спросить его о закадровой работе над 3-мя фильмами о Микловане, актёр с трудом вспомнил эти свои работы, назвав Николаеску «американизированным румыном». Правда по ходу вспомнил одну реплику Миклована,- «что мы сами должны хоронить своих родителей» (в фильме она звучала так: «Нет, своих родственников я должен хоронить сам»).

Режиссёром дубляжа этой киносерии (кроме последнего и самого слабого фильма «Комиссар полиции и Малыш», в оригинале «Дуэль»,1981 г.) был Б. Кордунов. «Очень требовательный режиссёр, он вседа пробовал на роли очень много актёров»- вспоминал тот же Белявский. Вероятно поэтому русские версии этих фильмов начисто лишены слабых мест. Все отечественные актёры — Вадим Спиридонов (Параепан-Георге Диникэ), Николай Граббе (коммунист Пырву-Амза Пелля), Владимир Ивашов (префект Наводяну- Ион Бесою), недавно умерший, превосходный Юрий Саранцев (мелкий жулик Лимбе-Жан Константин) — сливаются воедино со своими персонажами и показывают высочайший класс закадровой игры!

В общем, 10-ка. Выставить данной киносерии меньшую оценку мне (как бывшему завсегдатаю советских кинотеатров) не под силу. Хотя многие меня и не поймут. Но всё же…

13 сентября 2005

Боевик Комиссар полиции обвиняет появился на телеэкранах в далеком 1974 году, его режиссером является Серджиу Николаеску. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Михай Адриан, Маня Александру, Нита Анастасе, Мирча Ангелеску, Ион Апахидяну, Валериу Арнауту, Константин Балтарету, Ион Барбу, Ион Бесою, Андрей Бурсачи, Ion Bîrloiu, Benone Carmazan, Ioana Ciomârtan, Жан Константин, Думитру Грачюн.

Страна производства - Румыния. Комиссар полиции обвиняет — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.