Рейтинг фильма | |
IMDb | 5.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
5 женщин для убийцы |
английское название: |
5 donne per l'assassino |
год: | 1974 |
страны: |
Италия,
Франция
|
режиссер: | Стельвио Масси |
сценаристы: | Vincenzo Mannino, Джанфранко Клеричи, Роберто Джанвити, Винченцо Маннино |
продюсер: | Карло Майетто |
видеооператор: | Серджо Рубини |
композитор: | Джорджо Гаслини |
художник: | Серджо Пальмиери |
монтаж: | Мауро Бонанни |
жанры: | триллер, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 декабря 1974 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Журналист и писатель Джорджо Пизани возвращается из командировки и из аэропорта сразу звонит любимой жене Эрике, которая скоро должна родить. Жена говорит, что роды уже начались, в доме никого нет и ей очень страшно. Джорджо вызывает на дом врача-гинеколога Лидию Франци, жену брата Эрики, и едет домой, прихватив еще одного доктора. Дома он узнает от Лидии, что у его родился сын, но супруга умерла. Джорджо убит горем, сына забирают в больницу. Навещая его, Джорджо видит на столе Лидии свою медкарту, из которой узнает о том, что он бесплоден, а значит жена была неверна. Для него это стало еще одним потрясением. Вскоре в городе начинают находить вскрытые тела беременных молодых женщин, на которых убийца вырезает знак анкх, древнеегипетский символ плодородия. И все эти женщины были знакомы с Джорджем. Полиция начинает расследование, подозревая его. А он тоже пытается найти убийцу, так как не помнит, чтобы он кого-то убивал.
Режиссер Стельвио Масси снял, наверное, самое необычное джалло в истории этого жанра. И необычность его в том, что на первый взгляд, это типичное джалло, со всеми характерными его признаками. Закутанный в черный плащ убийца, его руки в перчатках, сжимающие нож, искаженные ужасом и болью лица жертв, много красивых и обнаженных женщин, много крови, подозреваемых и подозрительных людей, часть из которых — обманки. А также обычные для джалло и триллеров ляпы, нестыковки, абсурдности и мелкие ошибки. Не это только на первый взгляд. А на второй, если чуть изменить угол зрения, уделить внимание деталям, то фильм вдруг заиграет яркими красками блестящей пародии, где все эти ляпы и погрешности совсем не случайны, они — подарок для любителей жанра. Дивертисмент, предлагающий вместе с режиссером посмеяться над штампами джалло, виртуозно высмеяв их. Масси снял пародию, искуссно спрятав насмешку в тени широкополой шляпы, задрапировав юмор складками черного плаща. Стельвио Масси рассказал эту историю так, как рассказывают анекдоты профессиональные юмористы, с совершенно серьёзным лицом, что ещё больше подчеркивает комические моменты, то тут, то там разбросанные по сюжету.
Ну не может серьезный и опытный режиссер, успешно и много работавший в жанрах спагетти-вестерна, приключений, комедий, триллеров и боевиков делать такие ляпы в своем фильме, как, например, диагноз Джорджо, который он читает в своей карте: наследственное бесплодие. Как он на свет то вообще появился с таким страшным диагнозом?! Ведь, судя по всему, его отец и дед, а, возможно, и прадед, не могли иметь детей. Масси умело нагнетает обстановку тайны и страха, вводя многих персонажей -загадок, оказывающихся мыльными пузырями, например, незаконными, сводными братьями жертв, как представился один из них. Масси первый высмеял знаменитые «руки в перчатках» тем, что реальной жизни перчатки бывают серийного производства и их можно купить в любом магазине. В его фильме одинаковые перчатки носят несколько человек, включая убийцу. И нам показывают их руки в перчатках, запутывая зрителя разными версиями, как и положено в хорошем джалло. В фильме действует бравый детектив и его недалекий помощник по фамилии Поломбо, отсылая нас к его знаменитому почти однофамильцу Коломбо. Правда он далеко не так сообразителен, путает новую модель телефона с электробритвой и вообще вносит нотку юмора в напряженный сюжет. Тоже вполне знакомый штамп. Как и тайны разной степени глубины, которые скрывают в своем прошлом разные персонажи, на которых по очереди падает тень подозрения.
Стельвио Масси спародировал даже название фильма, имея ввиду его нарочитую загадочность и вычурность, модную тогда в самом названии. В середине 70-х жанр джалло в Италии был очень популярен, как и вообще длинные названия фильмов. А уж использование роковых чисел было особым шиком, придававшим налет страшной готической тайны. «Пять кукол для августовской луны», «Кошка о девяти хвостах», «Четыре мухи на сером бархате», «Убийца зарезервировал девять мест», «Три лика страха», «Семь нот в темноте», «Семь окровавленных орхидей» и другие. Режиссер тоже решил быть в тренде, назвав своё творение «Пять женщин для убийцы», вполне в духе своего времени.
Необычен здесь саундтрек от Джорджо Гаслини, представляющий из себя джазовые композиции, а не симфоническую музыку, как обычно. Это было похоже на музыкальное оформление «Ребенка Розмари», где сходящий с ума саксофон был созвучен больной психике героини, показывал её состояние, сомнения и метания. Так и здесь темой убийцы звучат саксофонные эскапады на грани нервного срыва, характеризуя нездоровую психику маньяка.
Тонкая ирония режиссера сквозит в сцене с Илоной Сталлер, более известной как Чиччолина, знаменитой в то время порноактрисой, а потом членом парламента, сыгравшей здесь иностранку Тиффани, случайную подружку Джорджо, впоследствии одну из жертв маньяка. Она говорит: «В Италии я познакомилась с деловыми людьми, футболистами, режиссерами, со священниками, актерами, и даже одним министром. А вот писателей у меня еще не было». И зрители в зале легко могли назвать фамилии перечисленных ею людей. В этом фильме разные женщины, почти все женские персонажи, произносят фразу «Я беременна», так часто, что это уже начинает вызывать улыбку, хотя практика показывает, что те, кто эту фразу произнес, уже не жилец. Вне зависимости от того, правда это или нет. И как это может быть связано с безумным маньяком? Ведь в джалло все маньяки — безумны. Режиссер дает подсказки зрителям, порой явные до абсурда, как во время покушения на Лидию, когда она показывает на окно и кричит, что убийца пытался влезть через окно. А мы видим стоящие на подоконнике в ряд цветочные горшки. Целые и нетронутые. Джорджо их тоже видит, чувствует, что тут что-то не так, но не может понять, что именно. Зритель в это время все понял и может себя чувствовать умнее главного героя какое-то время. Тем более что у режиссера заготовлен неожиданный финал, как и положено в триллере.
Лучше всего этот фильм характеризует фраза, произнесенная одним из основных персонажей фильма, профессором Альдо Бетти: «Это шутка, доведенная до абсурда». И режиссер постоянно прятал улыбку в уголках губ, рассказывая её зрителям.
8 из 10
20 сентября 2019
Не самая сильная картина данного направления кинематографа. Лента прежде всего триллер с потугами на джалло. Но это лишь на первый взгляд. Начинается картина вполне обнадеживающе и интригующе, но интересное начало это в принципе все за что можно похвалить эту картину.
Сама по себе постановка интересна, в том плане что кто этот таинственный убийца остается загадкой до последних кадров. Все остальное можно отнести к минусам данной работы. Это прежде всего касается сцен убийств неизвестного маньяка, они смотрятся попросту не интересно и в точности копируют одна другую, все они похожи как две капли воды. Если первая кровавая сцена еще хоть как то впечатляет, то остальные схожие совершенно не вызывают никакого страха и трепета. Шокировать ведь повторы не могут априори. Сценарий так же нельзя занести в актив, некоторые сцены вызывают вопросы, да и диалоги достаточны пресные и не имеют той силы которая способна заинтриговать.
Лента претендует и отсылает зрителя к жанру джалло, вроде есть достаточное количество обнаженки, есть убийства, неизвестный убийца с острым и сверкающим во мраке ножом. Но вот акценты в правильном направлении для того чтобы в полной мере претендовать картине на джалло, на мой личный взгляд, режиссеру Стельвио Масси расставить не удалось. Все канонические атрибуты джалло здесь не производят того мощного эффекта как во многих подобных картинах, пусть не топовых, даже среднего звена. Так что это прежде всего триллер с не самыми лучшими поданными элементами джалло.
Саундтрек от метра Джорджо Гаслини, как мне показалось, тоже не очень удачно вписался в постановку. Он совершенно другого направления и резко отличается от привычного саунда к таким лентам. Но опять же это дело вкуса, мне лично показался контраст между музыкальным фоном и тем что происходит на экране.
Актерская игра всех без исключения проста и невзрачна, выделить некого, будь то главный герой или второстепенный. Были бы здесь, к примеру, задействованы Б. Буше или Ядвига Фенек то может быть все могло бы быть по другому и картина смогла бы иметь совершенно другой оттенок. А так что есть то есть.
5 из 10
28 августа 2016