Зеленый сойлент
Soylent Green
6.6
7
1973, ужасы, фантастика, триллер
США, 1 ч 37 мин
В ролях: Чарлтон Хестон, Ли Тейлор-Янг, Эдвард Г. Робинсон, Дик Ван Паттен, Ричард Стерн
и другие
2022 год. Земля перенаселена, в одном только Нью-Йорке проживает более 40 миллионов человек. Загрязнение окружающей среды привело к парниковому эффекту, в результате чего исчезли большая часть водных ресурсов, животные и растительность. Дабы хоть как-то накормить людей, корпорация «Сойлент» производит некий питательный продукт в виде разноцветных брикетов. Расследование неожиданного убийства члена правления корпорации приводит полицейского детектива Торна на фабрику, где он узнаёт страшную тайну «зелёного сойлента».

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Зеленый сойлент

английское название:

Soylent Green

год: 1973
страна:
США
слоган: «What is the secret of Soylent Green?»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: ,
видеооператор: Ричард Х. Клайн
композитор:
художники: Эдвард С. Карфаньо, Пэт Барто, Роберт Р. Бентон, Джордж У. Дэвис
монтаж:
жанры: ужасы, фантастика, триллер, драма, криминал, детектив
Поделиться
Финансы
Бюджет: 4000000
Мировые сборы: $3 600 000
Дата выхода
Мировая премьера: 18 апреля 1973 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 37 мин
Другие фильмы этих жанров
ужасы, фантастика, триллер, драма, криминал, детектив

Видео к фильму «Зеленый сойлент», 1973

Видео: Трейлер (Зеленый сойлент, 1973) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Зеленый сойлент», 1973

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Зеленый сойлент», 1973

Обозримое будущее

Экранизация романа Гарри Гаррисона вышла ужасающе прекрасной и доходчивой. Мир будущего, где проблема перенаселения никак не может найти решения, погряз в стоге зелёного дыма. Лента изначально передаёт уныние и печаль, показывая разделение на богатые и бедные районы. При этом ярый монополист – компания «Зелёный сойлент» – пытается справиться с проблемой голода и перенаселения. Запасы питательных веществ исчезают. Загрязненная атмосфера уничтожила почти всю природную фауну, оставив людей на произвол судьбы. Весьма яркая демонстрация того, что может возникнуть в будущем.

В этом опасном месте главенствующая, упомянутая выше компания, вселяет надежду на спасение. Режиссёр передаёт кадры огромных масс людей, которые дерутся за синтетические батончики. Ночлежки для бездомных? Что тут говорит, если люди спят прямо на улицах, а укрываются от непогоды в обветшалых подъездах. Это картина одновременно ужасает и восхищает своей проблемой, которую Ричард Флейшер буквально преподносит зрителю на блюдечке.

Убийство, которое изначально затронуло первый акт повествования, начинает расследовать обычный государственный полицейский, также ютившейся в скромной комнате на пару со старым архивариусом компании. Нас погружают в скрытые мотивы убийства и наглядно передают разницу между бедняками и богачами. Острая социальная драма показывает нам через детектива Торна, сыгранного Чарлтоном Хестоном, всю разницу выживания в этом загнивающем в отходах мире.

Детектива нельзя назвать «белым рыцарем», так как он приспособился к выживанию и старается из всех возможных случаев не упустить своё. Так нас подводят к одной из самых грустных и проницательных сцен – приёму пищи. Зрителю сразу дают акцент, что детектив и архивариус не едят продукцию корпорации, они добывают себе более-менее съестные припасы. Сцена с открытием давно утерянных продуктов будоражит, потому что старик то ещё знает вкус ягод, овощей, фруктов, а вот детектив уже не застал это время.

Картина постепенно подводит нас к разгадке убийства, но, к сожалению, повествование само себе создаёт препятствия. Только мы что-то узнали о том, какую тайну раскрыла жертва, как сюжет меняет свой тон. Вроде бы и допросы, и сбор улик, и опрос богатых знакомых жертвы, но мы не продвигаемся. Фильм в процессе расследования подготавливает зрителей не к самому мотиву убийства, а к раскрытию главного секрета компании. Понятное дело, что одно вытекает из другого, но когда правительственная верхушка обеспокоена тем, что какой-то жалкий, бедный детектив копается в их в делах, то ты ожидаешь от кульминации большего.

Безусловно, лента демонстрирует, как местное самоуправление борется с перенаселением, как толпы голодных людей готовы убить друг друга за еду, при этом не замечая явного истребления. Жестокие кадры наведения порядков ужасают. Но это не одна мера воздействия. Что делать с теми людьми, которые уже не могут жить такой жизнью? Гуманные способы релаксации и комфорта передают нам ужасающие последствия.

Самым шокирующим является кульминация, которая и раскрывает главный секрет, завязанный в экспозиции. Признаюсь, что подобный приём был ожидаем, но роман экранизировали в 1973 году, когда зритель был ещё не таким искушённым. Определённый всплеск эмоций лента смогла передать всего за пару минут, повергнув в шок и детектива, и зрителей.

В процессе просмотра возникали вопросы к действиям главного героя, который не сколько расследует дело, сколько старается наслаждаться возможностью приобрести различные блага. Сначала это путает, но после того, как нам показывают, в каких условиях живёт Торн, то тут ты понимаешь – если есть возможность получить где-то как-то выгоду, её надо использовать.

Повествование завершается на открытой ноте. Кажется, что вот мы раскрыли основной секрет, но где же развязка этой проблемы, где же действия на устранение опасности. Этому не бывать, потому что мир в «Зелёном сойленте» уже не исправить. Спасителя и открывателя тут быть не может, потому что, рассудите сами, ну расскажете вы людям правду, что от этого измениться? Проблемы жителей в перенаселённом городе меньше не станет. Жестокая правда, которая из фантастики постепенно переходит в реальность.

22 августа 2024

Видение будущего из 1973 года

'Зелёный сойлент' 1973 г. по праву считается одной из лучших антиутопий, слава которой с течением времени лишь нарастает.

Фильм основан на романе Гарри Гаррисона и рассказывает нам о Нью-Йорке 2022-го года. В этой версии будущего мир столкнулся с перенаселением - в одном только Нью-Йорке проживают 40 млн. человек. У многих нет жилья и они спят прям на ступеньках. У многих нет работы. И абсолютное большинство страдает от недостатка еды и воды.

Перенаселение обернулось экологической и технологической катастрофой. Люди питаются сойлентом - смесью соевых бобов и чечевицы. Очереди за пищей постоянно перерастают в жестоко подавляемые противостояния с полицией.

Однако главные герои 'Зеленого сойлента' живут не так уж и плохо. Торн работает в полиции детективом, а его престарелый помощник живет вместе с ним. По сравнению с многими вокруг у них все хорошо.

История начинается с убийства богатого и влиятельного мужчины. Когда жертва понимает, что видит перед собой своего убийцу, он покорно принимает свою участь и говорит, что так нужно Богу... Расследовать это убийство поручают Торну и вскоре он раскроет жуткие тайны о людях, которые руководят многомиллионной массой Нью-Йорка и ежедневно снабжают людей едой, несмотря на то, что природные ресурсы практически уничтожены.

Навряд ли современного зрителя удивит концовка фильма, все-таки 'Зеленый сойлент' - лента изрядно устаревшая и не способная конкурировать с хитросплетенными триллерами и тем более с современными фантастическими картинами.

Однако 'Зеленый сойлент' более чем достойная просмотра картина. Она умело перемешала в себе детективный сюжет с антиутопией. Продемонстрировала жуткий и действительно запоминающийся образ деградировавшего социума будущего. А приземленность истории, сконцентрированной на простых людях, являющихся лишь незначительными пешками в большом-большом городе, мастерски передает хрупкость и незначительность человеческих судеб.

8 февраля 2023

Единственный по сей день экранизированный Гарри Гаррисон, потому что писатель-фантаст был недоволен переработкой своего романа о перенаселении «Подвиньтесь! Подвиньтесь!». Да, многое в экранизации изменено до неузнаваемости, усилено, доведено до логического конца, благодаря чему сюжет фильма стал намного жёстче, чем в книге, и картина в целом смотрится как захватывающий триллер о самоуничтожении человечества, а не пропаганда ограничения рождаемости, не вскрывающая сути глобального построения — то есть как более глубокое, талантливое произведение. Здесь и визуальная роскошь кошмара антиутопии, и стрёмный побег, на который способны немногие. Мрачность и нехватка почти всего, что мы считаем самим собой разумеющимся, являются отличным фоном для партнерства между детективом Торном и стареющим полицейским аналитиком Солом, уроком которого является то, что в этом вымышленном мире, который больше не ценит человечество, оно по-прежнему является самой важной ценностью.

К сожалению, многие поражаюшие воображение в книжном оригинале детали не были отражены, как, например, апокалиптические пейзажи в гаванях с термитникоподобными поселениями азиатов, гротескные натиски профессиональных клиентов соцобеспечения. Хотя брошенные автомобили, ставшие квартирами без удобств, уже достаточно красноречиво показывают обратную эволюцию в массовом потреблении технологий из-за дефицита энергоресурсов. Согласно подробностям книги, обычные люди из-за дороговизны электричества вместо Интернета, мобильной связи и телефона уже вовсю пользуются телеграфом, а в фильме персональные компьютеры, нормальные квартиры, клубничное варенье и т. п. вещи доступны только очень обеспеченным людям.

Параллельно полным ходом идёт откат от феминизма к закабалению женщин, которые прикрепляются к арендуемой жилплощади, подобно мебелировке. Почти полное отсутствие футуристических штрихов… Но не это самое страшное, а то, что финальное возззвание, олицетворяющее всеобщее гуманитарное банкротство, может вполне реально прозвучать в ближайшем будущем:

- Не дайте себя разводить, как скот!

18 сентября 2019

Зеленый сойлент дает жизнь, но требует смерть.

Для начала хотелось бы сказать, что трейлер к данному фильму абсолютно ужасный. И дело не в том, что это 70-е, а в том, что он показывает практический весь сюжет, а также в нескольких кадрах и репликах закадрового голоса раскрывает основной сюжетный твист.

Что касается самой работы, фильм является прекрасным примером антиутопии, мир которой, в данном случае, не столь фантастичен, а более реальный и пугающий. Люди спят на улицах, стоят в огромных очередях и питаются неизвестно чем, так как другого выбора у них просто нет.

Сюжет не динамичен и не заставляет нас смотреть фильм на одном дыхании, но главный вопрос фильма «в чем секрет зеленого сойлента» не дает покоя на протяжении всего фильма. Просмотр данного фильма невозможно прервать, даже если вам не по душе актерская игра или другая характеристика этого кино.

Говоря об актерах, смело заявляю, что состав более, чем подходящий. Главный герой не самый положительный и располагающий к себе человек, но он и не должен быть таким в мире, который требует эгоизма. Чарлтон Хелстон справился с ролью более, чем хорошо. Главная женская роль также хорошо обыграна, пусть и не требовала от себя широкой гаммы эмоций. Сама же героиня привлекает своей внешность и поведением, но в то же время показывает насколько общество изменилось в реальности фильма.

В заключение хотелось бы сказать, что фильм стоит посмотреть, по крайней мере, людям, кто ценит классику. Если же вам нужно занять вечер с друзьями, то вон из 70-х!

8 из 10

13 декабря 2015

Зелёная тоска!

Я столько позитивного слышала об этой ленте, почему же надежды не оправдались, и сейчас, в XXI веке, она смотрится НАСТОЛЬКО плохо?!

Прежде всего бросается в глаза небрежность в подборе актёров. Игре их нет ни малейшего доверия: полтора часа экранного времени, а Сол Рот так и остался в моих глазах разочаровавшимся эгоистом, Торн — глуповатым мародёром с комплексом благородного разбойника, а Ширли — салонной проституткой без капли самоуважения.

А интрига? Так эффектно развязанная в начале, по ходу действия она постепенно сжимается-сжимается, и наконец совершенно уходит из вида, оказавшись в каком-то далёком, тёмном и недосягаемом уголке. Если честно, то ассоциации с клубком, закатившимся под диван. Кто были люди, пришедшие к соевому магнату, почему он так благосклонно отнёсся к их решению себя убить, и что богач такого натворил, что с ним без промедления расправляются?!! На все эти загадки в фильме ответов нет. Мне могут возразить, мол, тайна убийства отходит на задний план, ведь потом перед героем встаёт задача потяжелей — выяснение тайны зелёного сойлента. Возможно, в 73-м кинематографическое ружьё Флайшера и выстрелило, сейчас, в эру существования американской «Церкви Эвтаназии» и прочих нешуточно настроенных неомальтузианцев всех мастей, сама возможность такого античеловеческого зверства отнюдь не стоит под вопросом. Другое дело, как с этим безумием борются современники. В «Зелёном сойленте» эпифания сходит на Торна неубедительно, топорно, безумно и глупо, что и определяет финал и послевкусие от картины.

У Гаррисона один из героев недоумевает: «Как может мир существовать в таком виде ещё тысячу лет?» Легко! Ещё не одну: две, три, четыре тысячи лет, сколько угодно… Разве сейчас каждый из нас может заявить о комфортных условиях для работы и жизни, о прозрачности государственных решений, о личностной реализации?

3 из 10

Не ешьте пищу неизвестного происхождения…

31 августа 2013

Антиутопия — один из лучший жанров как литературы, так и кинематографа. Несмотря на присущую ему угрюмость и отстранённость, антиутопия одновременно вдохновляет. Демонстрируя уродливое лицо человечества и возможного будущего, она так же даёт воодушевление и надежду на изменения. Относится ли это к «Зелёному Сойленту»? Нет.

«Зелёный Сойлент» является экранизацией романа Гарри Гаррисона «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» снятый в 1973 году Ричардом Флайшером. Фильм повествует о событиях 2022 года в Нью-Йорке. Земля перенаселена, такие привычные для современного человека вещи как мыло, свежие фрукты и овощи, мясо и электричество в свободном доступе стали уделом богатых и привилегированных. Загрязнение окружающей среды привело к парниковому эффекту, в результате чего исчезли большая часть водных ресурсов, животные и растительность. Дабы хоть как-то накормить людей, корпорация «Сойлент» производит некий питательный продукт на основе водорослей и планктона в виде разноцветных брикетов. Главный герой — детектив Торн, берётся за расследование убийства одного из членов правления корпорации.

Главный герой, исполненный Чарлтоном Хестоном, является, на мой взгляд, удивительным персонажем. Будучи неприятным и просто нерасполагающим к себе человеком, который упрямо и, как видно в эпизоде в полицейском участке, часто, попросту, назло идёт к своей цели, он вызывает доверие у зрителя. Становится понятно, что у этого человека есть чувство долга и морали, что он добьётся своего, он лидер, за которым не всегда хочется идти, ввиду его характера, но понимаешь, что он знает куда идёт и на что идёт, и невольно следуешь за ним. Им восхищаешься, проклиная сквозь зубы.

Но не стоит забывать о второстепенных персонажах, которые прекрасно поддерживают атмосферу фильма.

Сол Рот — напарник и квартирант Торна, старый еврей, успевший застать счастливые времена до парникового эффекта. Будучи в прошлой жизни профессором университета, Сол разбавляет простоту и прямоту Торна. Его прошлое так же помогает в расследовании, делая дуэт Торн-Рот одним из приятных полицейских дуэтов в кинематографе.

Ширл — фурнитистка, проще говоря, проститутка, предлагающаяся с квартирой. Нежная, простая, аккуратная, чистоплотная, полная противоположность грязному, грубому и потному Торну. Ей хочется верить и оберегать, но боишься, что это всё ложь, которую она привыкла говорить в связи со своей работой.

«Зелёный Сойлент» является «уколом» острой иглой реалистичности происходящего. Что роман, выпущенный в 1966 году, что фильм 1973 года, отлично демонстрируют антиутопичное будущее. Угроза жары, голода, очередей и бедности пугают гораздо больше, чем угроза захвата мира компьютерами, машинами, роботами или инопланетянами, поскольку это самая реалистичная версия грядущего.

Моя оценка:

7 из 10

8 июля 2013

Антиутопии: одна из лучших в своём жанре

Торн — обычный полицейский, который живет в будущем. На первый взгляд, весьма простое и незатейливое убийство одного бизнесмена, позволяет Торну начать расследование, итогом которого станет постижение истины. Дело в том, что известная влиятельная корпорация скрывает от общества правду. Многие не могут поверить, другие — смирились.

В этой экранизации Гарри Гаррисона мы видим совершенно беспощадную для духовности, альтернативную реальность. Хотя, по правде говоря, никто еще на моей памяти, так и не рискнул сделать псевдо-разоблачительный фильм ужасов про «Кока-Колу» или «МакДональдс». А если поразмышлять задуматься о качестве еды, производимой корпорациями и ее составляющих, то и «Зеленый сойлент» покажется романтической комедией.

«Зеленый сойлент» позволяет поразмышлять на тему современной реальности. Действительно, ведь в наши дни, миллионы людей умирают от предотвратимых болезней, находясь в парадигме, навязываемой фармацевтическими гигантами. Фильм очень четко обрисовывает границы, в которых может быть осуществлено уже самое ближайшее будущее.

При этом, сам по себе фильм, по своей фабуле напоминает скорее «Мальтийский сокол» — это фильм расследование, по ходу которого мы все больше погружаемся в зловещие особенности «мира будущего».

Чарлтон Хестон в очередной раз, после двух «Планет обезьян» и «Человека Омега», сыграл в фильме-антиутопии. Это была одна из лучших ролей в его карьере. Несмотря на то, что большая часть фильма проходит в жанре детектива (а если точнее, то модификации нуара), именно игра Хестона добавляет фильму деталей, делая его настоящим шедевром.

Небольшая роль Эдварда Дж. Робинсона, прекрасно дополняет актерский ансамбль. Пожилой актер, сыгравший свою последнюю роль в кино, великолепно передал простые и вечные вопросы: наслаждение жизнью, потеря интереса к ней, смерть. Сцена последней беседы Эдварда Дж. Робинсона и Чарлтона Хестона, просто гениальна.

В итоге: конечно, сейчас, в особенности после «Облачного атласа», «Зеленым сойлентом» уже никого не удивишь. Но, я отношусь к этому фильму, как к одной из самых сильных и удачно экранизированных антиутопий за всю историю кино.

Эдаврд Дж. Робинсон, конечно заслуживал награды за лучшую второстепенную роль 1973 года (или хотя бы номинации).

9 из 10

16 апреля 2013

Когда то давно, я прочитал книгу «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» замечательного писателя-фантаста Гарри Гаррисона. И она мне очень сильно понравилась. Это был детектив в антиутопической оболочке, и с очень проработанной атмосферой. И когда я узнал, что по этой книге существует еще и фильм, то вопрос смотреть его, или нет, у меня не возникал.

Сюжет.

2022 год. Льды тают, суши становится все меньше, на земле начинается сильное перенаселение. Которое несет за собой и все вытекающие следом проблемы. Такие как нехватка продуктов, и воды. Нехватка жилплощади, и сильное загрязнение, нищета, и как следствие рост преступности. Единственным более или менее доступным продуктом является сойлент (твердые брикеты, сделанные из планктона и водорослей). Разумеется, что люди контролирующие данное производство сильно отличаются от остальной массы. У них есть вода в любых количествах (даже горячая!), свежие фрукты и овощи, и даже мясо. Одного из таких вот людей убивают в своей шикарной квартире, и полицейскому Торну, предстоит расследовать это дело, а заодно и узнать все тайны производства сойлента.

Разбор.

Как только я начал смотреть фильм, он меня сразу затянул. На экране то и дело мелькали знакомые сцены из книги, и с атмосферой перенаселения тоже все было неплохо. Я даже закрыл глаза на то, что главного героя в книге, зовут Энди Раш, а никакой не Торн. Но потом, у фильма почти не осталось ничего общего с книгой. Нет, общая идея и атмосфера проработана неплохо, но вот сценарий, конечно, имеет лишь приблизительное сходство. В фильме, например, нет истории убийцы, которого ищет Торн. Любовная ветка главного героя совершенно не раскрыта, а ведь в книге, она занимает не последнее место. В фильме стоит невыносимая жара, хотя в книге была и настоящая зима, ну и еще много чего, включая конечно совершенно другую концовку.

Так фильм все же хороший или плохой?

Если позиционировать его как свободный от произведения, то однозначно фильм неплох. Хорошо проработанная атмосфера, неплохие сцены массовки во время бунтов, и распродажи воды и продуктов. Не самый плохой детективный сюжет. Вообще я считаю, что для своих лет, фильм выглядит совсем неплохо.

Если же смотреть на фильм, как на экранизацию произведения Гаррисона, то поклонников писателя могут разочаровать пустые персонажи (из-за вырезанных их историй), и нещадно переиначенный сценарий. Но в целом, смотреть можно.

6 из 10

13 декабря 2012

Смотреть и думать!

На фильм «Зеленый сойлент» наткнулся совершенно случайно, долго думал смотреть или нет, но все-таки склонился к первому варианту. Полтора часа, которые идет этот фильм, для меня пролетели очень быстро. После просмотра возникло сильное желание прочитать оригинальное произведение Гарри Гаррисона, по которому и снята картина, чтобы получить более детальное представление о мире, что описывается в ней.

В центре сюжетной линии фильма простой полицейский Роберт Торн, он всего лишь маленькое звено в сложном механизме тоталитарного общества. Расследование очередного убийства приводит его к сильным мира сего и к их заговору, направленному против всего остального общества, которое живет в бедноте, работая, чтобы получить заветную порцию еды. Самое время оставить пустую затею докопаться до правды, на этом настаивает и начальство, однако, у героя фильма другие убеждения и взгляды на жизнь. Несмотря на потери, один за другим умирают свидетели, на самого героя начинается охота, Торн решает идти до конца.

«Зеленый сойлент» режиссера Ричарда Флайшера — это классическая антиутопия с элементами фантастики. Снятая в 1973 году по роману великого фантаста Гарри Гаррисона, она и в наше время ничуть не потеряла актуальности, а по своему исполнению, на мой взгляд, превосходит большинство современных псевдофантастических высокобюджетных блокбастеров. Прежде всего, отлично продуманным сценарием, режиссурой и, конечно, великолепной актерской игрой одного из лучших актеров в истории кино Чарлтона Хестона.

10 из 10

4 ноября 2012

Грозит ли нам сойлент?

Этот фильм являет собой полицейское кино — антиутопию с очень характерным актером Чарлтоном Хестоном в роли главного протагониста. Собственно — сама тема загрязнения окружающей среды + действия капиталистов, которые получают деньги за прямой каннибализм — не так актуальна для Запада, как для России с ее проеданием советского капитала, повальным алкоголизмом и прочими проблемами. В ленте показана пиковая, крайняя ситуация — но варваризация общества не является чем-то фантастическим. И поэтому картину можно назвать ярко выраженным предупреждением.

Экшен занимает последнюю треть фильма — основная часть является полицейским расследованием и показом быта жителей этой жуткой футуристической трагедии.

С интересом я узнал, что «Сойлент» есть произведение автора «Стальной крысы» -

Гарри Гаррисона. Кстати — эпизодическую роль сыграл Джозеф Коттен — звезда

«Газового света» и массы иных фильмов.

Рекомендуется к просмотру всем, кого интересует жизнь Безумного Макса и тому подобных героев антиутопий и постапокалипсисов. Судьба полицейского в исполнении Хестона их тоже заинтересует.

10 из 10

2 июля 2012

Что такое сойлент?

Режиссёр Ричард Фляйшер — невероятно плодовитый и разноплановый режиссёр. Из-под его «пера» вышли такие картины, как «Доктор Дулитл» (1967 года), «Викинги» с Кирком Дугласом, жанровый шедевр «Тора! Тора! Тора!», триквел «Ужаса Амитивилля», а также «Конан-разрушитель» и многострадальная «Рыжая Соня». Однако в 1973 году он снял, пожалуй, самый неординарный фильм за всю свою карьеру — фантастическую картину «Зелёный сойлент».

«Зелёный сойлент» — это экранизация романа Гарри Гаррисона «Подвиньтесь! Подвиньтесь!». Единственная экранизация его прозы, несмотря на популярность писателя. Фильм рассказывает нам об относительно далёком будущем. 2022 год. Общество уже давно лишено среднего класса: существуют только баснословно богатые люди и беспросветно бедные. Богачи, само собой, могут позволить себе что угодно (настоящая клубника по $150 за стакан, мясо и овощи). Беднякам приходится довольствоваться исключительно искусственной продукцией. Наиболее популярный в силу своей дешевизны продукт — сойлент. Это разноцветные питательные пластинки неизвестного происхождения. На рынок поступает новый зеленый сойлент, а практически одновременно с этим происходит убийство богатого и влиятельного Уилльяма Саймонсона, расследовать которое берётся бедный, но честный и умный детектив Роберт Торн в исполнении незабвенного Чарльтона Хестона. И в процессе этого расследования Торн нападает на след, который приведёт его к разгадке тайны страшного и беспощадного заговора против человечества.

Фляйшер выбрал довольно специфический путь изображения будущего. По сути к 2022 году ничего не изменилось: технологии не развиваются, культура отсутствует, самое большое счастье для человека — кусок настоящей говядины, бутылка настоящего бурбона, кусок мыла и махровое полотенце. Торн, хоть он и честный коп, не чурается взять из квартиры погибшего несколько вещей — трупу-то они всё равно уже ни к чему. Торн — бедный коп, но у него есть квартира, которую он делит со своим престарелым напарником Солом. Многие вынуждены жить в церкви, куда их принимает сердобольный священник Пол, а некоторым приходится вообще ночевать на лестнице. Власть корпораций во главе с уже в который раз переизбранным губернатором Сантини пичкает людей своим сойлентом. Из чего же они его делают?

Снят фильм в целом невзыскательно, и многие сцены вызывают по меньшей мере недоумение. Вот Торн прибыл на место преступления, вот допросил фурнитурщицу и телохранителя Саймонсона, вот собрал знатный куш из еды и некоторых благ цивилизации… А вот Торн и Сол сидят дома и едят. 10 минут они жуют, кивают друг другу, улыбаются и постанывают от удовольствия, переигрывая и кривляясь под идиллическую музыку. С актёрами вообще вышла незадача. Те, кто играет хорошо, совершенно выбиваются из своих ролей, остальные играю плохо, а единственный по-настоящему интересный актёр Хестон просто откровенно халтурит.

Вызывает недоумение и цветовое решение фильма. Все интерьерные сцены имеют естественные тёплые тона, а вот натурные сцены «выкрашены» в кислотный тёмно-зелёный цвет. Будто смотришь на мир через зелёные очки.

В целом, гуманистический пафос картины размывается криминальным сюжетным стержнем, создавая несколько диковатый симбиоз из «Трёх дней Кондора» и «Бегства Логана». При этом сама интрига толком не прописана: непонятными остаются ни мотивации заговорщиков, ни их связи, ни собственно путь, по которому на них выходит Торн. Есть несколько кульминационных эпизодов, кое-как связывающих между собой эпизоды картины, подробности же остаётся додумывать.

Окончательно ставит в тупик неоднозначный финал. Всё становится на свои места, все карты раскрыты, каждый персонаж обрёл свою совершенно закономерную судьбу… И чего? Чего сказать-то хотели? И чем всё это по итогу закончится?

Строго говоря, нельзя не признавать важность «Зелёного сойлента» для мирового кинематографа. Это классика, изменившая многое в лице современной кинофантастики. Но вместе с тем, это и откровенный треш, затянутый, халтурный и непрописанный. Он оставляет ощущение недоделанности, словно это не готовая картина, а лишь черновой монтаж, которому только предстоит стать законченным художественным произведением.

7 из 10

7 июня 2012

Антиутопия, как предчувствие.

Страх перед неизвестным и неизбежным будущим породил множество фантастических рассказов. Наравне с научной фантастикой, показывающей расцвет человечества, особую популярность обрел жанр антиутопии. Объяснение столь высокой популярности жанра в литературе и кино лежит в глубинах человеческого подсознания. Как известно, человек гораздо лучше запоминает негативные ситуации, а жанр антиутопии основывается как раз на современных отрицательных тенденциях общества, возведенных в абсолют. Осознавая это, читателю кажется, что он получает вполне правдоподобную картину будущего, основанную на знакомых повседневных проблемах. Кинолента «Зеленый сойлент», являясь экранизацией романа писателя-фантаста Гарри Гариссона «Подвиньтесь! Подвиньтесь!», с несколькими изменениями повествует о голоде и перенаселении планеты, как превалирующей проблеме будущего тысячелетия.

Итак, на дворе 2022 год. Необдуманное использование ресурсов и обилие выбросов вредных веществ привели к парниковому эффекту, вследствие чего вымерло множество растений и животных. Сельское хозяйство полностью подчинено монополизированному рынку продуктовых компаний. Главный герой, детектив Роберт Торн (Чарлтон Хестон) расследует убийство богача и члена совета директоров одной из таких компаний — «Сойлент», являющейся производителем синтетической пищи. В ходе расследования главному герою предстоит раскрыть страшную тайну, касающуюся производства главного продукта корпорации, «зеленого сойлента»…

Сам же писатель, который не имел никакого отношения к съемкам, в одном из интервью заявил, что удовлетворен кинолентой лишь на 50%. Понять причины недовольства не составит труда. Если поддать сюжет краткому описанию, то вполне можно обойтись четырьмя словами: перестрелки, погони и «мебельные» девушки. Последние взяты прямиком из первоисточника и представляют некую форму рабства, переходящие вместе с мебелью от старого хозяина квартиры к новому. Картонные персонажи не вызывают никакого сопереживания. Сюжетная линия, пытающаяся сохранять интригу до финала, проста и предсказуема, а используемые режиссером Ричардом Флайшером методы «утаивания» ограничиваются задумчивым взглядом и многократным повторением фразы «Боже мой!». Самое обидное, что разгадка лежит буквально на поверхности и любой зритель, имеющий IQ выше собачьего, сможет дойти до неё гораздо быстрее, чем это будет сделано по сюжету.

Когда писатель говорил о 50%, то практически с полной уверенностью можно сказать, что речь шла о воплощении мира будущего. Отсутствие спецэффектов в случае с «Зеленым сойлентом» идет только на пользу реалистичности, ибо декорации и детали, показывающие упадок человечества, являются столь свойственными человеческой натуре, что даже немного пугают своей правдоподобностью. Ни для кого не секрет, что зачастую люди осознают ценность вещей уже после их утраты. В «Зеленом сойленте» роль такого человека исполнил Эдвард Дж. Робинсон, для которого эта роль стала последней в его жизни. Помощник детектива Торна успел застать времена комфорта и непозволительной, по меркам фильма, роскоши, как мыло, шелк и клубничное варенье. И его воспоминания о старой, то есть нашей повседневной жизни, заставляют призадуматься над необходимостью сохранения окружающей среды. Или сцена бунта изголодавшихся людей, которые с голыми руками пытаются прорваться сквозь вооруженную охрану ради одного куска «зеленого сойлента». Бюджетность в такие моменты лишь помогает, потому как нет никаких преград для восприятия происходящего на экране. Весь фокус сконцентрирован на чувствах, безвыходности и таком обыденном желании поесть. Пускай описанные выше события происходят на фоне очередных погонь и перестрелок, очевидные выводы о важности сохранения окружающей среды напрашиваются сами собой.

Единственная экранизация из произведений Гариссона, «Зеленый сойлент» получилась весьма неоднозначной кинолентой. Воссоздав убедительный антиутопический мир, авторы не привнесли в него интересной истории, из-за чего интерес то угасает, как лампочка от ослабевающего электричества, то вспыхивает с новой силой. К сожалению, такую цикличность в интересе получилось оценить далеко не у всех, однако это не помешало найти отражение киноленты в реальном мире. Так, в 2011 году Parallax Corporation выпустила идентичные фильму зеленые пластины, содержащих планктонов, под маркой «Зеленый сойлент». Это служит доказательством того, что память о киноленте жива и такое отношение не может не радовать, поскольку богатство антиутопического мира этого заслуживает.

7 июня 2012

Вероятное будущее?

Фильм «Сойлент Грин» («Зелёный сойлент») — экранизация фантастического романа Гарри Гаррисона «Подвиньтесь! Подвиньтесь!». По сути это ярко выраженная антиутопия — в результате парникового эффекта всё живое на Земле на грани вымирания, человечество технологически и нравственно деградировало, находится в состоянии глубочайшего за свою историю кризиса, и хотя города перенаселены, трагический конец не за горами, но люди не сознают этого, так как иной жизни попросту не знают. Картина вышла в 1973 году, а её действие отстоит от времени создания фильма чуть меньше, чем на полстолетия. То есть почти что в наши дни… И когда смотришь её морозной февральской ночью, под заверения синоптиков, что таких холодов Европа не знала уже много лет, они рекордны, то задумываешься: возможно ли, чтобы то, что показано в фильме, стало реальностью. И если «да», то как много времени необходимо человечеству, чтобы забыть, что такое нормальная жизнь, и привыкнуть к полускотскому существованию. И ответ сам собой напрашивается, увы, невесёлый. Конечно, едва ли реальность будущего может оказаться столь ретроспективной — очень многое, включая одежду, напоминает конец 19- начала 20 века (особенно умиляют фабричные картузы героев), но понятно, что при тотальной гибели биосферы откат к примитивным технологиям неминуем.

Картина воспроизводит унылую действительность: перенаселённый мегаполис, где большинство людей — бомжи, плотно набивающие своими телами лестничные клетки домов. Чтобы выжить, люди используют продовольственные карточки, по которым выдаётся питьевая вода и питательные брикеты-сойленты. Социальные институты по-прежнему существуют, но не в привычном для нас виде. Церковь превратилась в огромную ночлежку для бездомных. Утешением для страждущих служат Дома — это некие заведения для эвтаназии и утилизации тел решивших добровольно расстаться с жизнью. Полицейские не носят форму, хотя у них есть оружие и они следят за порядком, при этом беззастенчиво обкрадывая окружающих. Этим немало грешит и главный герой фильма полицейский Роберт Торн (Чарльтон Хестон), готовый стащить всё, что плохо лежит. Он, кстати, неплохой парень, просто в этом мире выживает тот, кто ловчее. Торн расследует убийство члена правления мощной корпорации, производящей сойленс, и со временем узнаёт страшную правду. Гораздо более страшную, чем та, к которой он привык в своей обыденной жизни.

Снятая в начале 70-х, картина неплохо смотрится и в наши дни, что в общем-то примечательно, ибо кинофантастика, как правило, морально устаревает гораздо раньше любых других жанров. Хорошая режиссура, актёрская игра и детальное реалистичное изображение созданного воображением Гарри Гаррисона мира привели к тому, что «Сойлент Грин» получил премии «Сатурн» и «Небьюла, и стал лауреатом фестиваля кинофестиваля в Авориазе.

8 из 11

28 апреля 2012

Печальное будущее

Данный фильм мне понравился прежде всего тем, что показывает печальные последствия необдуманного загрязнения планеты и эгоизм человека. Казалось бы таких фильмов много, но в данном случае все выглядит очень правдоподобно.

Если по порядку, то сюжет очень понравился. Я не читал произведения по которому снят Сойлент, но крепко жму руку сценаристам, они просто молодцы.

Актеры играют не очень то профессионально. Частенько проглядывают различные ляпы. Что касается режиссуры, то тут все довольно хорошо.

В целом Зеленый сойлент — фильм который стоит смотреть. И не смотря на все минусы:

9 из 10

21 сентября 2011

Несмотря на популярность писателя-фантаста Гарри Гаррисона, данный фильм является единственной экранизацией его произведений.

Проблема перенаселения, безусловно, является одной из актуальнейших проблем современности. Фантасты предлагают разные решения данной проблемы в будущем — одни отправляют людей в космос для освоения планет, пригодных для жизни, другие создают искусственные войны с целью сокращения популяции людей, Гаррисон предлагает зеленый сойлент (или soylent green). Все довольны, все счастливы — еды хватает на всех, но тут вступает в силу уже моральный аспект, о котором можно узнать, посмотрев фильм.

Будущий автор Конана-разрушителя и Рыжой Сони Ричард Флайшер создал вполне добротный фильм для своего времени, но в то же время и не самый выдающийся. Те же Темная звезда, Парень и его пес, Штамм Андромеда, снятые примерно в этот же период, оказали большее влияние на дальнейшее развитие научной фантастики в кинематографе.

В целом фильм заслуживает того, чтобы быть просмотренным, прежде всего ради необычного сюжета и того, что это единственная экранизация классика научной фантастики Гарри Гаррисона.

7 из 10.

10 июля 2011

голодное лето 1999-го

Единственная серьёзная награда англоязычной фантастики была вручена автору «Стальной Крысы» и «Мира Смерти» именно за этот фильм (1973, премия «Небьюла «).

Фильм снят по его роману «Подвинтесь! Подвинтесь!» Роман поднимает проблему перенаселения. Это необычное для мастера юмористической фантастики, блестящего острослова, предельно реалистическое описание социально-неустроенного общества. Тяжёлое, упадническое настроение книги отлично передано и в фильме. Всюду голод и множество людей, просто физически ощущается, как они заполняют экранное пространство, тяжело дышать и хочется уйти после просмотра куда-нибудь на простор. Единственное спасение для людей — Дом, в котором вы комфортно отправитесь в мир иной.

Женщины приравнены к мебели — живут в фешенебельных квартирах, являясь их придатками и передаются во власть хозяев-жильцов. Полицейский — отличная профессия, выпадает возможность ухватить в виде улик, или же просто умыкнуть из запасников богатых допрашиваемых свежих продуктов, мяса, варенья и даже спиртного! Остальные же довольствуются Сойлентами — красным, синим и новым зелёным — искуственной пищей из пластика.

Главный герой — полицейский, расследует убийство важной шишки из олигархической верхушки, влюбляется в «мебель» убитого и раскрывает загадку Зелёного сойлента…

Вообще, фантастические картины 60—70-х годов, помимо сюжета, интересны в первую очередь своим стилевым шармом — этакое винтажное (для нашего времени) представление о будущем. Ретро-футурология. Это не столько интеллектуальное, сколько визуальное пиршество.

27 мая 2008

Ужасы Зеленый сойлент появился на телеэкранах в далеком 1973 году, его режиссером является Ричард Флейшер. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Чарлтон Хестон, Ли Тейлор-Янг, Эдвард Г. Робинсон, Дик Ван Паттен, Ричард Стерн, Al Beaudine, Гвен Фаррелл, Эдна О’Делл, Джон Дэннис, Чак Коннорс, Брок Питерс, Паула Келли, Стивен Янг, Майк Генри, Линкольн Килпэтрик.

На фильм потрачено свыше 4000000.В то время как во всем мире собрано 3,600,000 долларов. Страна производства - США. Зеленый сойлент — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.