Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Неисправимый лгун |
год: | 1973 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Виллен Азаров |
сценаристы: | Яков Костюковский, Морис Слободской |
продюсер: | Макс Гершенгорин |
видеооператор: | Марк Дятлов |
композитор: | Ян Френкель |
художник: | Семен Ушаков |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 мая 1974 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 16 мин |
Ой, и ни одного отрицательного отзыва! Надо срочно исправить ситуацию.
Действительно, в жизни иной раз сложно разобраться: где правда, а где ложь. Бывают абсурдные ситуации, рассказав которые, скорее прославишься вруном.
А что если эти абсурдные ситуации ты находишь каждый день и как правило, по пути на работу? Итак, перед нами сказка в чистом виде. Я не люблю смотреть сказки (в силу своего возраста), но мне так нахвалили этот фильм, что пришлось посмотреть.
Главный герой (Георгий Вицин) довольно таки убедителен. Он смотрится органично и безусловно верится, что он добр. Его поступки мотивированы. Но среда, в которой он находится, - другая. Он отказывается действовать 'как все', 'как принято' и поэтому он выглядит таким нелепым человеком, хотя и добряком.
Какие ценности транслирует фильм? Прежде всего не хочется походить на главного героя. Согласитесь, что распорядиться драгоценным портсигаром, который потерял принц Бурухтании можно эффективнее. Как, например, советовал старичок.
Герою было бы выгоднее соврать начальнику - быстрее бы пошёл на повышение.
Да, он мил, добр и честен, но мы понимаем, что в ситуациях, в которые он помещён, он выглядит как лопух. Складывается ощущение, что он и есть лопух. Но так как это сказка, то можно поставить героя в самые нелепые ситуации. Куда солиднее и прагматичнее на его фоне выглядит тот же старичок, который посоветовал грамотно распорядиться с портсигаром и начальник героя, который советовал грамотно врать.
Ещё в фильме неприятно резануло преклонение перед Западом. Это касается танцев. Да, модный танец, но ведь это уже не советская культура, это западная культура. Мальчик в парикмахерской просит подстричь его под Бобби Фишера. Своих шахматистов конечно в стране нет. Другой мальчик в парикмахерской пропускает свою очередь, потому что он хочет попасть к 'своему мастеру' понимаешь. Не рановато ли 'своего мастера' иметь?
Зачем эпизод с Эдитой Пьехой? Почему именно с этой певицей? А потому: 'В своих эстрадных выступления Пьеха заметно выделялась от других советских исполнительниц того времени — она первой стала активно общаться с публикой, по западной манере двигалась на сцене с микрофоном, использовала молодёжные короткие (выше колена) приталенные платья без рукавов, короткую стрижку и достаточно яркий, подчеркивающий глаза, макияж, а также имела глубокий тембр голоса и лёгкий иностранный акцент.' Кстати, у героя Вицина дома и оказалось для Пьехи именно 'короткое (выше колена) приталенное платье'. Её ножки смотрелись весьма эффектно. Советские гражданки! Обратите внимание на эту красоту! Зачем вам эти длинные платья? Вот вам высочайшие образцы 'прогрессивного' Запада. И читать книги у них уже не модно. И слушать классическую музыку у них уже не модно.
Ставь музыку с ярко выраженным ритмом и вихляйся себе (это танцем сложно назвать).
Такое впечатление произвел фильм.
28 июля 2024
Кто сегодня помнит этот фильм?.. Разве что зрители, у которых дома с утра до ночи фоном играют платные телеканалы с советским кино, такие как, например, 'Золотая коллекция'. Я сам такой, хотя мне нет тридцати. Фильм этот знаю прекрасно, смотрел много раз.
Что тут сказать... Фильм, конечно, не конкурент более известным советским комедиям. Сейчас много блогеров знакомят читателей с бытом СССР, акцентируя внимание на деталях классических фильмов из прошлых лет; разбирают персонажей, образы, конфликты - а я вот не могу вспомнить, чтоб этот фильм обсуждали и вообще поднимали бы эту тему.
Комедий в СССР было достаточно на любой вкус. Гротескный Гайдай, реалистический Рязанов, меланхоличный Данелия... Как будто бы этот фильм среди них затерялся? Хотя тут Эдита Пьеха сыграла саму себя, кстати, крупная роль у неё. Вроде бы все на месте: Вицин, Этуш, Сичкин и Прокопович (хе-хе, такой Гиммлер) - почему фильм-то не выстрелил?
'Не выстрелил' немножечко не то слово. Фильм не обижен вниманием, его видели все. И я, и вы, и кого угодно спросите: 'Смотрели 'Неисправимый лгун' с Вициным?', - вам ответят: 'Да, когда-то смотрели'. Но культовым он не стал. Все знают Вицина как Труса, как Хмыря, да даже как Бальзаминова - эту его роль никто не назовёт в числе первых. Дай бог фамилию-то персонажа вспомнят (Тютюрин), а имя? Или фамилию его начальника Мымрикова тоже, может, кто вспомнит, а имя? И то только потому, что фамилии говорящие. Не в них дело.
По общей атмосфере своей фильм добрый, смешной, и почему-то немножко грустный. Что начальник главного героя, что коллеги, что жена - каждый из них слышит только себя и видит только то, что желает видеть. Вот этим, кстати, меня, как ныне модно говорить, зацепил этот фильм - он об УСТАНОВКЕ! Установка человека первична в его мировосприятии, крах установок сродни краху системы ценностей. Как водой ледяной из подворотни будто бы окатило в костюме со шляпой - образ-то не случайный в конце, с отсылкой к началу действия.
Обычно на страничках советских фильмов на Кинопоиске в строчке 'слоган' указан прочерк, потому что в СССР такое слово просто не употребляли. (Кстати, слово 'камео', интересно, употребляли или нет? О роли Эдиты Пьехи). Вместо слогана в СССР был лозунг или даже девиз. В общем, этот фильм имел более полное название: 'Правдивая сказка с хорошим концом'. Потому что небожители вроде арабского шейха или Эдиты Пьехи к главному герою добрее, чем его близкие. Это и грустно, и сказочно, и... правдиво!
Но я хотел разобрать, почему фильм не стал культовым и, кажется, отвлёкся. Так вот. Какой реакции от зрителя ждал бы автор? Пока подождите, не начинайте отвечать, я попробую пояснить на примерах.
Гайдай хотел, чтобы зрителю было смешно от обыденных социалистических реалий, доведённых до абсурда и потому комичных. Это называется 'гротеск'.
Рязанов хотел, чтобы зрителю было смешно от обыденных событий, которые могли бы произойти с каждым из нас и которые каждый мог бы увидеть из дома в окно, на работе или в соседней квартире. Это называется 'реализм'. (Впрочем, Рязанов снимал и драмы, но об этом не здесь).
Данелия хотел, чтобы зрителю было смешно и одновременно грустно от стыда за героев. А в идеале, чтоб каждый невольно почувствовал бы в себе хоть частичку Бузыкина, или капельку Афони, или осколок зеркала Павла Васина - и призадумался, что может быть, так себя вести и не надо? Это я не знаю, как называется. Психологический трактат.
А теперь соизмерьте наш с вами фильм! Героя жалко, как Данелиевского - но он положительный. С героем случаются абсурдные ситуации, как с Гайдаевским - но жизнь проживает он самую обычную, как Рязановский. Да и комедии установок в СССР тоже были! Это культовые 'Джентльмены удачи' и чуть менее известная 'Ты мне - я тебе' от режиссёра Александра Серого - тоже далеко не со всесоюзно известным именем. Кстати, на одну и ту же, в общем-то, тему.
Так что дело не в режиссёре. И не в сценарии. И не в актёрах уж точно. Тогда в чём? А вот не скажу! Не потому что я вредный, а потому что не хочу расшифровывать секрет фокуса и уж тем более указывать на промахи иллюзиониста. Неблагодарное это занятие.
И нет, я не на что не намекаю, но сценарий-то писали авторы 'Операции Ы', 'Кавказской пленницы' и 'Бриллиантовой руки' - Костюковский и Слободской! Пофантазируйте: отдать бы такой сценарий Гайдаю, что могло получиться?
А может быть дело даже вообще и не в том...
P.S. Знали, что мальчишка, у которого мяч укатился - это Аркаша Маркин, который прославился в ранних 'Ералашах': про злоумышленника по Чехову, про фамилию Синица и др.? Он в 'Ералаш' в том числе благодаря и вот этому фильму попал.
2 февраля 2023
Один из тех фильмов, который наполняют тебя этаким жидким солнцем, которое по тебе разливается, точно хорошее терпкое вино. Не даром рифма — кино — вино.
Лето, возможно уже конец лета. Дядя Лёша Тютюрин просыпается, идёт на работу, но тут мальчик, его знакомый, соседский, роняет мячик прямо около дороги, потом дядю Лёшу окатывает нервный водитель ассенизаторской машины… И вот так вот каждый день. Так всегда — когда что-то ответственное — всегда не везёт. Директор, тов. Мымриков должен подписать Тютюрину характеристику, чтобы затем назначить завзалом, мужским, и тут… ну что ты будешь делать? То мальчик плачет, то девочка, то Пьеха, то Бурухтан… Конечно, не только тов. Мымриков — никто не поверит в такие нелепости, которые всё же иногда случаются с каждым из нас. Слишком они круты, эти ситуации, в которые по своей доброте впутывается дядя Лёша.
Да, фильм обволакивает добром, в которое ты погружаешься, как в тёплое море. Ты отрываешься от реальности. И с грустью думаешь — а что же сейчас?
Представляю, что бы сказала моя начальница, если бы я рассказал, почему опоздал, что меня сбил, допустим, Дмитрий Нагиев. Или я отобедал с Кейт Мидлтон. Я бы тут же оказался на улице. Поэтому пришлось бы сочинять более правдоподобную байку. А тут — «Сначала научись, а потом ври! Иди работай!» Нет, вы что?! Кто щас будет церемониться с такими опоздунами? Уволят — это в лучшем случае! В худшем трудовую так испортят — в дворники пойдёшь.
Да и где сейчас найдёшь таких Дядь Лёш? Все карьеристы. Всем только до себя.
Посмотрев этот фильм, ещё больше сожалеешь, что не жил в ту эпоху — развитого социализма, где человек человеку друг товарищ и брат. Смотришь, и отчего-то веришь — все так жили! Все были добры друг к другу. А сейчас доброта — чуть ли не ругательное слово. Верю — когда-нибудь обязательно подобные времена в России наступят, жаль что я их скорее всего не застану.
10 из 10
Я бы 11 поставил!
8 января 2016
Комедия «Неисправимый лгун», которую я впервые посмотрел только сегодня, априори не тянет на какой-то признанный шедевр, однако ни капельки не жалею, что познакомился с картиной. Очень светлая, добрая, смешная, с прекрасным актёрским составом, она не может оставить равнодушным даже самого взыскательного зрителя.
Сюжет прост как пять копеек: главный герой, которому уже хорошо «за», и которого до сих пор зовут не иначе как «Алёша» (разве что не на работе) — довольно неплохой мастер парикмахерского дела. Он женат, имеет двух детей (которых, кстати, в фильме и не показывали), и всё ждёт, когда же его повысят на работе. В парикмахерской, где работает Алёша, на пенсию собирается заведующий мужского зала, и директор желает видеть на этом месте нашего героя, но… к великому сожалению, Алёша постоянно опаздывает на работу и директор ни в какую не хочет ему подписывать характеристику к повышению.
«Отмазки», которые выдумывает (как думает его директор) главный герой, действительно могут показаться довольно неправдоподобными. Ну, кто сможет поверить, что Алексей опоздал на работу потому, что его сбила сама Эдита Пьеха? А об обеде у знатного принца Бурухтана Второго-второго кто может догадаться?
Как может показаться из названия картины (и мне так показалось, синопсис не читал), что в фильме речь идёт о самом главном вруне. Но на деле выходит совершенно иначе. Алексей, с говорящей фамилией Тютюрин, не только не лжёт, он её просто не терпит. В этом мы можем убедиться в самом конце фильма, когда Алёша сначала поддакивает домыслам своего директора, а затем всё опровергает — врать-то не умеет!
Картина собрала замечательный актёрский ансамбль в лице всегда мягкого и доброго Вицина, одной из «девчат» Инны Макаровой, одного из моих любимейших актёров Владимира Этуша, ну и, конечно, участие в роли самой себя великолепной красавицы-певицы Эдиты Пьехи, чьё участие стало для меня особенным сюрпризом.
В общем, спасибо «Мосфильму» за такую ободряющую солнечную комедию. Думаю, что посмотрел её не в последний раз.
P.S. Эпизоды с Бурухтаном Вторым-Вторым — это что-то невероятное!
8 из 10
15 марта 2014
«Неисправимый лгун» — это один из моих любимых фильмов. Впервые я его посмотрел, когда мне было 8—9 лет.
Режиссёр Виллен Азаров снял замечательную и смешную комедию про лживого парихмакера. Над сценарием фильма работали Яков Костюковский и Морис Слободской. А ведь они до этого работали с Леонидом Гайдаем.
Георгий Вицин очень хорошо сыграл парихмакера Тютюрина. Он мне очень понравился своей игрой. Инна Макарова меня порадовала, как и Вицин. Ещё мне понравилось как играли Владимир Этуш и Эдита Пьеха.
Шутки там отличные и смешные. Очень нравятся моменты, где Тютюрин ловил мячик на автомобильной дороге, где он встретился с Эдихой Пьехой и где он бреет мальчика.
В общем, «Неисправимый лгун» — замечательная советская комедия. Рекомендую посмотреть.
10 из 10
28 августа 2012
«Вымысел часто на правду похож,
Правда на вымысел часто похожа…» (с)
Каждый раз, посмотрев такие фильмы, я с горечью вздыхаю: «ну почему сейчас сложно снять хоть что-то похожее?» Сколько в этих фильмах доброты, улыбок, какие же они светлые и от этого не менее интересные.
Здесь главным героем для нас предстает Тютюрин — добрейший души человек. Он работает парикмахером, пытается стать заведующим мужским залом, но не всё в его жизни гладко. Будучи самым отзывчивым человеком, Тютюрин постоянно попадает в переделки и потому опаздывает на работу. В коллективе о нем уже сложилось мнение неисправимого лгуна, потому что каждая его правдивая история, так уж выходит, не уместнее другой. Но такой уж он человек, не может он соврать и отказать в помощи кому-то. Его ждут невероятные встречи и удивительные приключения…
Всё же меня удивляет, почему сейчас не снимают такие фильмы. Раньше комедии были действительно смешными, начиная от фамилий (Тютюрин, Мымриков) и заканчивая самыми нелепыми падениями, обрызгиваниями от проезжающих машин. Нынешнее поколение может не понять, что такое шутки не «ниже пояса», которыми сейчас усыпан буквально каждый современный фильм. Но я рада, что такие фильмы как «Неисправимый лгун» были в нашем кинематографе, такими фильмами можно (нужно!) гордиться. Это кино можно смотреть всем: детям, родителям, бабушкам, дедушкам… И если в вас есть что-то доброе и человеческое, вам обязательно понравится, вы обязательно будете смеяться, сопереживать герою… Такие фильмы заряжают своим светом. После них хочется стать добрее, никогда не лгать, не обижать никого. Таких старых добрых фильмов нам очень не хватает. Так давайте ценить то, что имеем. Будем смотреть, пересматривать хорошие советские киноленты, оставаться добрыми, отзывчивыми и честными, хотя бы с самим с собой.
8 августа 2012
Милая и добрая картина, волею судьбы практически неизвестная широким массам в нашей стране. По ТВ крутят нынче совсем другое кино..
Сюжет прост — Доброму и доверчивому парикмахеру (Вицин) давно уже никто не верит, когда он всякий раз, подробным образом оправдывается за свои опоздания на работу. Но с ним и вправду, действительно каждый раз происходит что-то необыкновенное…(Сценаристом выступил прославленный мастер — Костюковский, работавший с Л. Гайдаем, и приложивший руку к таким шедеврам как «Бриллиантовая рука» и «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»)
Вицин прекрасен как всегда — добродушная улыбка, и детская игривость прекрасно переливаются в лучах обаяния этого великого актёра, и очень сложного человека. Задействованы также, такие маститые профессионалы от советского cinema как: Владимир Этуш и Инна Макарова.
Не обойдётся и без заглавной песни, венчающей пространные монологи главного персонажа.
В общем и целом прекрасный памятник советскому кино, лёгкий, ненавязчивый и добрый.
Итог: Неисправимый лгун это кино, способное вызвать у вас детскую улыбку, Георгий Михайлович очень старался — не проходите мимо!
Вердикт:
7 из 10
4 августа 2011
Когда у меня нет настроения и когда его хочется поднять, я всегда смотрю этот киношедевр. Даже если не хочу, даже если случается это подсознательно. Прежде чем смотреть этот фильм, я вспоминаю мелодичные музыкальные композиции Яна Френкеля, звучащие там.
Когда мне было еще лет 15, я впервые полностью посмотрел «Неисправимого лгуна». Как говорится, впечатлений полные штаны! Сначала я думал, что сей фильм снял Гайдай или еще какой-нибудь известный режиссер — настолько знакома атмосфера легкости, лиричности и наивности! И еще я думал, что фильм снят где-то в середине 1960-х и по той же причине.
Я бы сказал, что «Неисправимый лгун» — не просто комедия. Это — самая что ни на есть современная сказка с легким оттенком притчи, это — редкий случай, когда комедия направлена не на то, чтобы, грубо говоря, ржать над главным героем, а на то, чтобы ему сочувствовать и понимать, что вот ты сейчас пойдешь рядом с ним, он попадет в интересную ситуацию (то в фонтане искупается, то у эмира Бурухтана пообедает), а когда герой начнет объяснять начальнику, этому Фоме неверующему, что вот так оно мол и было, а шеф не поверит, захочется пойти к этому самому начальнику и показать тому, что он не прав, что ты свидетель, что ты не будешь лгать и видел, что главный герой не стал бегать к соседке или с кем-то соображать на троих.
Хочется выразить благодарность всем, кто создал этот по-своему уникальный фильм, кто играл главные роли, да и вообще сказать «Спасибо» за то, что этот фильм есть, что он не пустое место и не дешевая штампованная халтура, спасибо за то, что он своими яркими летними пейзажами теперь уже исчезнувшей Москвы, прекрасной игрой Вицина, Прокоповича, Этуша и Пьехи радует глаз и вызывает улыбку даже у вечно хмурых детских и взрослых лиц Советской и современной эпох!
10 из 10
17 марта 2011
Старая добрая советская комедия. Кстати достаточно обделенная вниманием со стороны зрителей, особенно в наше время. По моему мнению, ее даже можно поставить на одну ступень со знаменитыми гайдаевскими комедиями, не хватает разве что масштабности и продолжительности по времени. А так, от начала до конца смотришь с упоением за происходящими событиями, тем более смотреть есть на что, точнее на кого. Отличный актерский состав, особенно Георгий Вицин и Владимир Этуш. Вицина за исключением роли Труса в комедийном жанре я видел не так уж и много, а в «Джентельменах удачи» он мне по правде говоря не понравился, он хороший актер, но роль уголовника ему не подходит, с таким то добродушным выражением лица. А здесь он нашел себя как нигде раньше, т. е. роль типичного и порядочного советского гражданина, с крепкими моральными ценностями, любящего свою работу и семью, искренне верующего в высшую справедливость. Это хорошо показано на примере того что, даже рискуя своим карьерным продвижением по работе, Тютюрин в исполнении Вицина не отказывает в помощи людям. Третий актер, который мне очень понравился, это Виктор Прокопович, исполняющий роль начальника Мымрикова, особенно шикарные эпизоды с его участием, когда он на свой лад фантазирует приключения Тютюрина. В данной комедии вообще много смешных моментов, которые можно пересматривать по многу раз, скажем тот эпизод, где Тютюрин выслушивает записанную на диктофон речь своей жены и отвечает в такт этого разговора. Владимир Этуш, исполняющий роль принца Бурухтании, как всегда великолепен, вживание в эту роль способствует его восточная внешность.
В общем и целом хорошее и доброе советское кино, которое можно рекомендовать к домашнему семейному просмотру.
30 января 2011
«Неисправимый лгун» — очень добрая и веселая комедия положений. Это, кстати, последний фильм режиссера Виллена Азарова. В общем-то у советских кинематографистов получалось снимать довольно-таки приличные комедии. Эта, в прочем не стала исключением.
Честно признаться, но мне этот замечательный фильм напомнил итальянскую комедию «Фантоцци», только в отличие от итальянского фильма в советском «Неисправимом лгуне» нет такой злобы и жестокости, которая все-таки присутствует у итальянцев. Одно время мне казалось, что наши кинематографисты попросту сделали адаптацию к советским реалиям, тем более, что эти все адаптации сейчас заполонили наше телевидиние. Но, к счастью, я ошибся. «Фантоцци» вышел в 1975, то есть на год спустя после «лгуна». Поэтому можно констатировать, что эти два похожих фильма появились независимо друг от друга. И, кстати, «Неисправимый лгун» понравился мне больше.
Основная заслуга в этом, конечно же, отличного актерского состава. Прекрасный актер и человек, незабвенный «трус» из знаменитой троицы, Георгий Михайлович Вицин исполнил в этом фильме главную роль парикмахера Тютюрина, попадающего в самые немыслимые ситуации, которые он откровенно излагает начальнику. Правда, откровенно сказочные ситуации, в которые попадает цирюльник, не вызывают доверия у начальства. Отсюда и многочисленные проблемы. Помимо Вицина, в фильме задействованы и такие звезды как Борис Сичкин, Владимир Этуш и Эдита Пьеха. Безусловно, все эти люди знакомы отечественному зрителю, и думаю, в отдельном представлении не нуждаются. Да и их актерские качества, в общем-то, сомнению не подлежат.
«Неисправимый лгун» — это замечательный фильм, который я рекомендую к просмотру всем любителям хорошей и доброй комедии…
9 из 10
P.S. Особенно мне понравился момент. когда Тютюрин начинает вместо стрижки, бритье школьника. Очень уморительно смотрится.
18 июня 2010