Рейтинг фильма | |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Наш ребенок |
английское название: |
El niño es nuestro |
год: | 1973 |
страна: |
Испания
|
режиссер: | Мануэль Саммерс |
сценарий: | Мануэль Саммерс |
продюсер: | Антонио Куэвас |
видеооператор: | Хосе Луис Алькайне |
композитор: | Антонио Перес Олеа |
художник: | Хосе Альгеро |
монтаж: | Пабло Гонзалес дель Амо |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 39 мин |
Дилогия Мануэля Суммерса «Прощай, аист, прощай» / «Это наш ребенок» стала одним из первых в мире и первым в Испании полемическим фильмом о половом просвещении подростков. Созданная в начале 70-х еще при режиме Франко, она вызвала в свое время огромный зрительский интерес в родной стране и даже была приобретена для мировой дистрибьюции концерном «Columbia Pictures».
Собственно, само появление подобной ленты в корпоративно-католическом государстве, каким была Испания времен каудильо, свидетельствовало о намечавшихся идеологических переменах в стране, в которой на самых разных уровнях начинались споры сторонников либерализации общественной жизни и консерваторов. Совсем молодой на тот момент, выросший в артистической семье и прошедший воспитание в католическом колледже Суммерс, в полной мере на себе ощутил эту двойственность, тяготея душой к художественной свободе и одновременно ностальгируя по раз и навсегда заведенному интернатскому порядку. Эту двойственность в той или иной степени несут в себе все фильмы режиссера, значительная часть творчества которого посвящена проблеме подросткового взросления и инициации. Не избежала ее и дилогия о приключениях юных Паломы и Артуро, неожиданно обнаруживших, что они стали родителями ребенка, сами еще оставаясь детьми.
Фабула сюжета требовала от режиссера серьезного разговора, драматического напряжения и решительных выводов. Но та самая двойственность отношения Суммерса к навязчиво интересовавшей его проблематике (ей же, кстати, был посвящен и дебютный фильм автора — «От розового к желтому») заставляла его искать другие подходы, которые оставляли бы зрителю самому судить о том, что правильно и неправильно. Не давя на «жалость», не выжимая сентиментальные слезы, не оправдывая детей и не осуждая взрослых. Возможно поэтому и была выбрана форма лирической комедии семейного формата, которую подростки могли бы посмотреть вместе с родителями. А делать выводы из увиденного уже предстояло взрослым, которым наверняка предстояло услышать от своих отпрысков немало вопросов.
Сегодня, конечно, это кажется наивным и невероятным, но 13-летние испанцы 60-х действительно не имели понятия, откуда берутся дети. И наивная игра главных героев в подсмотренные у взрослых «обнимашки» заканчивается беременностью вовсе не потому, что они испорчены с юных лет, а просто в силу незнания элементарных вещей о сексе. Здесь Суммерс просто экстраполирует собственные подростковые воспоминания на протагонистов рассказываемой истории. И начинает с этого занимательный квест: «Роди ребенка».
Приключения Паломы, Артуро и их друзей по подготовке родов (в первой части дилогии), и по сохранению за собой права воспитывать своего сына (во второй), конечно, кажутся невероятными. Но если и была здесь заложена в сценарии некая ловушка, режиссер счастливо ее избежал, обращая свой фильм в первую очередь детям, которым не так уж и интересна правдоподобность сюжета, зато головокружительные приключения заставляют не отрывать глаз от экрана. Поэтому и не выглядит экспедиция подростков в возрасте от десяти до пятнадцати в детский приют за спрятанным там непонятливыми взрослыми малышом чем-то из ряда вон выходящим. Она вполне укладывается в рамки детского кино. А то, что попутно учит маленьких зрителей ответственности и самостоятельности — так в этом и заключается его предназначение.
При этом Суммерс ни на минуту не позволяет забыть, что за головокружительными приключениями героев лежит та самая неприятность: из-за своей полной наивности они стали родителями в 13 лет. И когда веселая братия детей и подростков совершает налет на книжный развал в поисках литературы по сексологии — это, конечно, забавно. Но это и упрек взрослым. Ведь в той же франкистской Испании подобных случаев были сотни. Просто потому, что мальчикам и девочкам никто не удосуживался хоть что-то объяснить, а инстинкты оставались инстинктами. И придумывая для своих персонажей все новые и новые задания (как спрятать беременность, как узнать основы акушерства, как окрестить ребенка, как бороться с детскими болезнями, как отстоять свое право быть родителями…), Суммерс в игровой и легкой форме пытался донести до детей элементарные представления о сексуальной культуре. А до взрослых — понятие о том, что нельзя прятать в песок голову и ждать, что оно все как-нибудь само рассосется.
Спустя несколько десятилетий идеи Суммерса (остающиеся вполне в рамках христианско-католической парадигмы и не претендующие на сокрушение основ) кажутся само собой разумеющимися в большинстве стран мира. Но как ни странно, общество продолжает генерировать противоположные мнения, которые постоянно пытаются стать моральной доминантой. Так что картинам испанского режиссера еще долго не суждено потерять актуальность.
23 сентября 2018