Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Молчание доктора Ивенса |
год: | 1973 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Будимир Метальников |
сценарий: | Будимир Метальников |
видеооператоры: | Владимир Бондарев, Юрий Сокол |
композитор: | Эдуард Артемьев |
художник: | Леонид Перцев |
монтаж: | Роза Рогаткина |
жанр: | фантастика |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 апреля 1974 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 22 мин |
«Молчание доктора Ивенса»
СССР, 1973. Режиссер Будимир Метальников
Можно выделить два принципиальных отличия советской фантастики 60—70-х от американской. Во-первых, советская фантастика, говоря о будущем и показывая будущее, практически всегда представляла его в духе ранних Стругацких в виде счастливого вселенского коммунизма, царства свободы, любви и справедливости («фантастика» Тарковского «Сталкер», «Солярис» — достаточно редкое исключение). Американская фантастика тех лет сделана в жанре милитаристского хоррора, вездесущей «войны миров», будь то война с инопланетянами, или мировая война с коммунистическим Советским Союзом. В советской фантастике есть нечто наивное и исполненное оптимизмом; американская пронизана пессимистическим страхом за будущее. Второе отличие заключается в том, что в отличие от американских фантастических фильмов, где широко используются последние достижения в области спецэффектов и технологий, сделан акцент на зрелищность, советская фантастика похвастаться этим не могла. Поэтому многие советские фантастические фильмы «берут» философичностью и притчевостью. Именно к таким незрелищным притчевым фильмам относится «Молчание доктора Ивенса».
В фильме хорошо отражена социальная проблематика. Роль в современной жизни спецслужб, возможность с их стороны тотального контроля за жизнью любого человека и их по-существу всемогущество показано, может быть не так ярко и зрелищно, как хотелось бы, но достаточно достоверно. Единственный способ борьбы с подобными структурами (хотя борьба эта, конечно же, для одиночки заканчивается всегда печально) с предельной ясностью озвучен доктором Ивенсом: «Они всегда хотят действовать тайно, поэтому наше оружие — гласность».
Фильм по идейной направленности сделан в духе модных сегодня идей глобализма и модных в 70-е теорий конвергенции. Моралистический и идеологический пафос очень прост: отказаться от оружия массового поражения; нравственность должна цениться выше. Не случайно, более развитые в интеллектуальном (они обладают способностями телепатии и телепортации) и физическом (они мутанты) плане инопланетяне, встречаясь с землянами, спрашивают их о Первом законе Земли. Предполагается, что у объединенного, а не разобщенного человечества, этот нравственный закон имеется.
На первый взгляд, кажется, что в фильме все замыкается на социальной проблематике. Однако поднимаются здесь и другие (философские, религиозные) вопросы. Как определить, жив ты или умер? Если старость это лишь функция организма, можно ли отодвинуть старость? Как продлить жизнь? И надо ли человечеству продлевать жизнь? Достойно ли оно этого? Что значит быть одиноким? Можно ли лишать человека памяти? Память — это часть нашей личности; лишить памяти — бесчеловечно.
Прекрасная игра Сергея Бондарчука, конечно, не спасает фильм от того, что он насквозь пропагандистский и несколько растянутый. Однако все то, о чем там говорится, очень верное и правильное. Вот такой парадокс!
Посмотрела с удовольствием, хотя фильм показался мне очень печальным. Что подтверждается и иронией создателей фильма о «старике Канте».
8 из 10
14 января 2018
С этим фильмом я познакомилась, как и с многими другими хорошими вещами, случайно. Про него рассказывали на вечере, посвященному такому музыкальному инструменту, как терменвокс (можете про него прочитать, очень интересная футуристическая штука). Если сразу говорить об аудиоформлении, оно не только само по себе самобытно, но и отлично поддерживает атмосферу.
В центре повествования — учёный Мартин Ивенс. В результате авиакатастрофы он выходит на контакт с внеземной формой жизни, более развитой и избавленной от многих пороков, присущих человечеству. Как и полагается хорошей научно-фантастической ленте, основная проблематика здесь всё же не связана с далёким и прекрасным. С помощью фантастических вещей режиссёр говорит с нами о самом важном и простом: о нравственном выборе, о чести и честности, о любви человека к человеку и природе.
Конечно, стоит делать поправку на советскую наивность. Здесь визуальные эффекты сделаны очень по-сказочному. Переливание цветов, ненавязчивые намеки. Очень тонко проделана работа по созданию образа инопланетян, они не выглядят как что-то конкретное. Во-первых, чтобы зритель с помощью фантазии дорисовал их образы сам, а во-вторых, чтобы показать, что эти эфемерные существа с присущими им технологиями — это метафора на нечто большее, чем какая-то форма жизни. Они — олицетворение прекрасной части человека.
27 июля 2017
Так случилось, что фильм этот я впервые посмотрел совсем недавно. Не припомню, чтобы эту картину часто крутили по ТВ. А между тем, фильм потряс своей актуальностью и глубиной затронутой темы — темы нравственного прогресса человечества. Отчасти перекликается с фильмом А. Тарковского «Солярис». Человечество усиленно делает научные открытия, работает над продлением жизни (а может быть, даже поисками бессмертия). Но пойдёт ли ему на пользу стремительный научный прогресс при отсутствии адекватного нравственного прогресса? Вряд ли. И жизнь это постоянно подтверждает. Этих вопросов даже сейчас редко касаются, и весьма удивительно, что коснулись в далёкие 70-е годы прошлого столетия, когда многие ещё верили в этот нравственный прогресс. В фильме инопланетянка (кстати, просто потрясающая роль Жанны Болотовой!) рассказывает доктору Ивенсу, как когда-то их далёкие предки дрались дубинами. А мы и сейчас дерёмся дубинами, разница лишь в том, что дубины стали ядерными, фугасными, бактериологическими и, что ещё хуже, информационными. Никакого прогресса, один регресс.
Грустный фильм с трагической развязкой и горьким чувством на душе. Но смотреть стоит. Хотя бы для того, чтобы просто как следует задуматься и взглянуть в глаза правде. Правде о нас самих.
10 из 10
7 марта 2014
Фантастический фильм — размышление. Хотя картину нельзя в полной мере отнести к авторской работе, но она близка к ней по духу.
Сюжет полностью подчинён гипотезе контакта с внеземной расой, и возможными последствиями для землян. Вторая идея, тесно связанная с контактом, это научная работа главного героя (профессора) над увеличением продолжительности жизни людей. Обе идеи не являются новыми, и им в литературе посвящено множество книг. Но если увеличение продолжительности жизни вплоть до бессмертия достаточно часто обыгрывается в фильмах, то контакт с пришельцами, как правило, в фильмах рассматривается с точки зрения войны с ними, причём пришельцы выступают в роли уродливых туш непонятного происхождения. Я так и не смог вспомнить другого фильма, где во главе угла был бы поставлен конкретный человек и конкретный пришелец, которые ищут совместный путь к пониманию без мордобоя, и взаимной ненависти.
Спокойная и интеллигентная манера изложения, настраивает зрителя на философский лад.
К выводу о невозможности контакта пришельцы приходят практически сразу, но не теряют надежды полностью, а вот главный герой — профессор, оказавшись под колпаком спецслужб, сразу же прекращает свои учёные изыскания, и просит пришельцев покинуть планету из — за агрессивности правительств всех государств.
Концовка фильма трагична, как и вся идея контакта разумов так далеко стоящих в своём развитии друг от друга.
В фильме вы не найдёте головокружительных трюков и спецэффектов, поэтому, с высоты наших компьютерных достижений, картина смотрится слегка наивной.
Актёры сыграли хорошо, хотя их игра выглядела немного театрально.
Музыкальное сопровождение, написанное композитором Э. Артемьевым полностью соответствует обозначенной тематике.
Вывод: рекомендую поклонникам фантастики, но если вы поклонник фильмов с экшн — сценами и спецэффектами, то этот фильм не для вас.
7 из 10
7 ноября 2011