Рейтинг сериала | |
![]() |
7.3 |
![]() |
7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мир на проводе |
английское название: |
Welt am Draht |
год: | 1973 |
страна: |
Германия (ФРГ)
|
режиссер: | Райнер Вернер Фассбиндер |
сценаристы: | Дэниэл Ф. Галуйе, Фриц Мюллер-Шерц, Райнер Вернер Фассбиндер |
продюсеры: | Александр Веземанн, Петер Мертесхаймер |
видеооператоры: | Ульрих Принц, Михаэль Балльхаус |
композитор: | Готфрид Хюнгсберг |
художники: | Хорст Гис, Уолтер Кох, Габриэль Пиллон, Курт Рааб |
монтаж: | Урсула Эллес, Мари Энн Герхардт |
жанры: | фантастика, криминал, детектив |
|
|
Финансы | |
![]() |
950000 |
Дата выхода | |
![]() |
14 октября 1973 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
ФРГ, вторая половина двадцатого века. Инженеры и учёные Института Кибернетики и Футурологии совершают самый настоящий прорыв: создают Симулякрон – машину, способную моделировать в реальном времени жизни тысячей «искусственных единиц» со своим разумом, волей, чувствами и эмоциями. Значение аппарата трудно переоценить, ведь с помощью него можно буквально видеть будущее! Представьте, люди становятся способными просчитывать, какие потребительские привычки возникнут у населения через несколько десятков лет, какие материалы будут в ходу, а необходимость в каких отпадёт и даже предотвращать возможные катастрофы и бедствия. Внезапно, главный учёный, отвечающий за корректную работу Симулякрона погибает при загадочных обстоятельствах, а единственный свидетель его смерти и вовсе исчезает без следа. Ответственным за проект становится Фред Штиллер, которому придётся столкнуться со множеством странных, иногда даже мистических событий, связанных с Институтом.
Первый фильм в жанре киберпанк от одного из самых известных представителей нового немецкого кино начинается многообещающе. Холодные строгие декорации, внезапные звенящие и прыгающие звуки, напоминающие колебания железного листа или пружины (прямо как у Артемьева!), тоскливая, тихая музыка на фоне, мертвенно бледные лица актёров, безэмоционально отчеканивающих свои реплики с отстранённым взглядом (прямо как у Лантимоса!) – каждый кадр явно говорит, что мне, большому любителю сюрреалистично-обыденного скандинавского кино с похожей атмосферой тревоги, которая передаётся напрямую зрителю, минуя персонажа, который ещё не успел понять, что вокруг него что-то не так, фильм очень понравится.
Интересно также показан и тот самый виртуальный мир Симулякрона: в противовес массивным, безлюдным и футуристичным помещениям института он представляет собой небольшой городок, населённый вполне обычными людьми, совершенно не подозревающими о своей искусственности. Даже цветовая палитра в кадре здесь сменяется с голубого и ледяного белого на более тёплые, желтовато-коричневые тона.
Завораживает в «Мире на проводе» не только его оболочка, но и, конечно же, сам сюжет. О пропаже учёного вдруг забывают все, кроме Штиллера, за ним следят странные люди в костюмах, пачка важных документов как будто растворяется в руках, а все окружающие попросту игнорируют его опасения. Весь фильм Герой будет балансировать на грани реальности и помешательства, а в конце клубок создавшегося напряжения запутается ещё больше, оставив нас в непонимании и растерянности вместе с вконец потерявшимся Штиллером…
И это всё было бы правдой, если бы вторые полтора часа фильма вырезали и не стали превращать детективный триллер в смесь сай-фай боевика и мелодрамы.
Серьёзно? Моему разочарованию не было предела. Доведя сюжет практически до логического конца, Фасбиндер видимо настолько был доволен картиной, что немного забыл что он вообще снимает и добавил ещё 90 минут несуразных сцен, ломающих вообще всё восприятие фильма.
Всё, о чём я говорил ранее: настроение, интересная актёрская игра, музыка и звуки работают только в закрытых киберпанковских декорациях Института. Такие замкнутые, можно даже сказать лиминальные, пространства в сочетании с вышеперечисленными приёмами давали совершенно потрясающий эффект нарастающей непонятной тревоги и постоянной слежки за героем. Чередование незаметной операторской работы и резких наплывов камеры наряду с внезапным раздражающим звукорядом лишь усиливало напряжение.
Но как только мы меняем декорации на что-то обыденное (улица, лес, дом) и добавляем в сцены динамики (побег от полицейских, взрыв хижины, непонятно откуда взявшаяся любовная драма) вся атмосфера рушится мгновенно и «Мир на проводе» от Фасбиндера превращается в «Мир на проводе» от Томми Вайсо. Своевольный интеллектуал Штиллер становится истеричным безумцем, постоянно носящимся по городу без какой-либо мотивации, а загадочные персонажи говорящими манекенами.
И после всего этого безобразия зрителя «одаривают» настолько глупой и нелогичной концовкой (посмотрите сами и убедитесь), что в какой-то момент захотелось поставить на паузу и проверить: «А не «Комнату» я всё-таки смотрю?
Хоть моя оценка всё же и негативная, я всё равно рекомендую ознакомиться с фильмом хотя бы ради действительно необычной, интересной и способной по-хорошему удивить первой частью.
5 из 10
24 июля 2023
Нет, не тот дед из фильмов Вачовски. Это был культовый немецкий режиссер Райнер Фассбиндер в своем фильме «Мир на проводе», вышедшем в 1973 году, когда о киберпанке еще никто особо не задумывался (да и вообще панки только начинались). Но идея того, что компьютеры могут очень много, в фантастике уже прижилась.
В «Мире на проводе» с помощью компьютера в Институте кибернетики и футурологии моделируют виртуальную реальность. И почти сразу после ее запуска руководитель проекта погибает, а начальник службы безопасности бесследно пропадает. Разбираться во всем предстоит новому руководителю, доктору Фреду Штиллеру. Почти сразу о выясняет, что компьютер использует директор института для собственных корыстных целей. Но самое страшное открытие еще впереди…
Если вы видели «13-й этаж», завязка может показаться вам знакомой. Все верно, «Этаж» — голливудский ремейк «Мира на проводе». Если вы знакомы с одним фильмом, сюжет другого ничем вас не удивит. Ну, разве что подробности различаются. И у Фассбиндера их больше — хронометраж в три с половиной часа ими заполнен. Не так чтобы все это было необходимо — просто Фассбиндер был режиссером фестивальным и всю жизнь снимал артхаус, в котором повествование всегда было медленным и тягучим. Так что диалогов в «Мире на проводе» много, а спецэффектов и экшена мало (хотя они есть). А вот визуальный ряд неплох за счет декораций: холодная лаборатория, помпезно-красивый ресторан, квартира в модном стиле хай-тек… Зрелищностью голливудского блокбастера фильм похвастаться не может, но все равно красиво.
«Мир на проводе» показал людям киберпанк задолго до Уильяма Гибсона и Ридли Скотта. Так задолго, что к моменту появления жанра о фильме знаменитого немца почти забыли (главные работы у него все же другие). Его практически не упоминают в списках самых важных фильмов жанра или лично Фассбиндера. Но его влияние на мировую культуру чувствуется до сих пор. Мешает только чудовищная затянутость — все же три с половиной часа болтовни способны одолеть только сильные духом. Но важности фильма это не снижает.
7 из 10
31 мая 2021
Welt am Draht — первый и пока единственный фильм творца нового немецкого кино, который мне довелось посмотреть. «Тринадцатый этаж» я увидела раньше, но фильм не оправдал многочисленных рекомендаций, и захотелось обратиться к первоисточнику.
В первую очередь поразили 3 с половиной часа экранного времени, отведённые фильму: хронометраж «13-го этажа» почти на 2 часа меньше, а сняты оба фильма по роману Галуйе «Simulacron-3». Зачем режиссеру потребовалось столько времени, и не получился ли фильм затянутым? На чём он хотел заострить внимание зрителей?
Как ни странно, формат сериала оказался вполне уместным. Глупо было бы так быстро открывать все карты думающему и желающему докопаться до истины Фреду Штиллеру, и это происходит лишь через три часа. События не форсируются, и у главного героя есть время, чтобы осознать всю никчемность происходящего, тогда его переход в реальную жизнь выглядит заслуженным и долгожданным. Немало времени занимают и звуковые эффекты, доказывающие марионеточность существования Фреда, его зависимость от воли тех, что «наверху». Кроме того, мы видим, как Фред длительное время «впитывает» всю обстановку своего места работы: настороженно относится к Зискинсу и упрекает его в меркантильности, подозревает обезоруживающую Глорию Фромм, встречается с другом и ищет нужную информацию.
Режиссёрская работа Фассбиндера здесь достойна похвалы, несмотря на то, что кинокритики не выделяют Welt am Draht в числе его лучших фильмов. Примечательно и звуковое оформление картины, которое создаёт гнетущее впечатление и вызывает напряжение у зрителя в нужное время. Такой приём прямо противоположен тому, как в «2001: A Space Odyssey» Стэнли Кубрик некоторые ключевые моменты сопровождал полной тишиной. Очень порадовала музыка из титров (Fleetwood Mac — Albatross), она отсылает к возможному хэппи-энду и просто очень здорово расслабляет.
Подбор актёров, которых я также ни в каком ином фильме на сегодняшний день не видела, меня впечатлил. Клаус Лёвич — не только красавец-мужчина, но и актёр, способный создать фактурный и небезынтересный персонаж, вступающий в резонанс с окружающей его «действительностью». Маша Раббен в роли «дочери Генри Фолльмера», создающая образ самой роковой из роковых женщин, запомнилась не столько актерской игрой (она сыграла лишь в 7 фильмах, и это не было её основной профессией), сколько интересной модельной внешностью.
Рекомендую.
9 из 10
15 декабря 2014
Фильм снят по произведению Дэниэля Ф. Галуйе и как и римейк 1999 г. «13 этаж» очень близок к первоисточнику. Но hollywood сделал упор на любовный треугольник, а немцы — на проблеме виртуализации реальности.
Итак, перед нами поднимают целый спектр проблем цивилизации: от ответственности за новые технологии и их аморальной коммерциализации, от стирания границ между «виртом» и «реалом» и неизбежным конфликтом между сладким зазеркальем и суровой действительностью, до понятий «что значит быть» и «что составляет суть любви»…
Несмотря на отсутствие высоких технологий и спецэффектов, психологизм и драматизм картины не уступают тому же «Началу». Вообще, фильм явно перекликается с гениальным «Солярисом» Тарковского, снятым годом ранее.
Однозначно рекомендую всем ценителям фантастики!
12 июня 2011