Как закалялась сталь
7.7
6.3
1973, драма, история
СССР
12+

В ролях: Сергей Иванов, Антонина Лефтий, Антонина Максимова, Федор Панасенко, Эльза Радзиня
и другие
Здесь край городка. Тихо и грустно. Легкий лесной шелест и весенняя прель возрожденной земли. Здесь мужественно умирали братья, для того чтобы жизнь стала прекрасной для тех, кто родился в нищете, для тех, кому самое рождение было началом рабства. Рука Павла медленно стянула с головы фуражку, и грусть, великая грусть заполнила сердце. Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-нибудь трагическая случайность могут прервать ее. Охваченный этими мыслями, Корчагин ушел с братского кладбища.' Экранизация одноименного романа Н.Островского, в которой воссоздаются героические страницы борьбы советского народа против немецких интервентов на Украине в годы гражданской войны...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Как закалялась сталь

год: 1973
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператор: Александр Итыгилов
композитор:
художники: Эдуард Шейкин, Виктор Жилко
монтаж:
жанры: драма, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 3 ноября 1973 г.
на DVD: 30 сентября 2008 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Другие фильмы этих жанров
драма, история

Видео к сериалу «Как закалялась сталь», 1973

Видео: Фрагмент (Как закалялась сталь, 1973) - вся информация о сериале на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры сериала «Как закалялась сталь», 1973

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о сериале «Как закалялась сталь», 1973

Служение не себе

Избыток революционного пафоса дает повод пренебрежительно отзываться о фильме как о поделке советской пропаганды. Но если посмотреть внимательно, то суть фильма, конечно же, не сводится к восхвалению советской власти.

Фильм – пример служения стране и народу, а по большому счету – идее гуманизма.

Подвиг строительства железной дороги. Отношения с товарищем Димой Цветаевым и его вытаскивание из мещанского болота. Будучи ослепшим и обездвиженным, рывок на литературное поле борьбы. Весь фильм Корчагин показывает пример служения идеалу. Не деньгам, не карьере, не тщеславию, а стране, народу и идее гуманизма.

- Признаться не ожидала увидеть тебя таким. Неужели ты у советской власти ничего не заслужил? Я думала, ты комиссар или что-нибудь в этом роде. Как же неудачно сложилась у тебя жизнь…

- Что ты понимаешь в моей жизни!

Да, Тоня честно признается, что это выше ее понимания. Это другой тип жизни. Скажите, что в нем плохого? По мне, так это образец настоящей жизни – не для себя. Этой жизнью жил Христос. И ею живет Корчагин.

Сводить фильм к пропаганде – значит, не желать видеть в нем эту идею служения не себе. А не видеть ее можно, только когда очень хочется быть тем мещанином из 5-й серии, усиленно грызущим сахар.

23 августа 2024

Бедный Павка

Что мы увидим, если аккуратно снимем слой советской пропаганды? Страшную, трагичную историю о судьбе молодого человека. Фанатичного молодого человека, бескомпромиссного и принципиального, с бешеной энергией и несгибаемой волей. Но история о Корчагине пропитана советскими установками и наставлениями, за всем этим сложно разглядеть историю о самом человеке, о сильной личности. Больно осознавать, что человек — это букашка в мире войн, революций и идеологий. «Пушечное мясо», «милая говядинка», которую вечно куда-то ведут, наставляет и вдохновляют на вечные подвиги. Ведь тут суть даже не в военном или рабочем подвиге! Жизнь Павла Корчагина — это подвиг воли. Именно несгибаемая воля главного героя вдохновляла миллионы советских читателей. Главная победа — это победа не над «врагом», а над собой.

Павла Корчагина вдохновляли не только любовь к Родине с партией и преданность революции. Откуда же азарт и энтузиазм, силы? Просто от огромной любви к жизни во всем ее многообразии. Как писал Лев Николаевич Толстой: «Надо жить, надо любить, надо верить». А еще бороться с обстоятельствами, искать себя, никогда не сдаваться и побеждать. Экранизация не совсем передает книжное настроение. Но прекрасно подобраны актеры и песня-лейтмотив «Там вдали за рекой».

Да, с высоты положения можно осудить фанатизм и горячую преданность коммунизму (какой бы то ни было идее), но людей, подхваченных течением революции, осуждать, наверное, нельзя. Или можно? Роман и экранизацию я вижу сквозь призму своего либерального восприятия. Поэтому не вдохновляет меня эта история, не воодушевляет. Тошно мне от нее, страшно, плохо. И мнение у меня сумбурное, противоречивое. Ведь история не терпит сослагательного наклонения, поэтому не хочется выражать свое мнение по поводу последствий революции. Павка положил свою жизнь на алтарь идеи, но ведь он и убивал во имя этой идеи. Можно ли сказать, что для своего времени он прожил жизнь честно? Можно, наверное. Мы все — дети своего времени. Сейчас идеалы Корчагина кажутся безнадежно устаревшими, а его судьба вызывает не восхищение, а жалость. Может, за такие слова на меня обрушится шквал критики, но пожалеть человека — не самое подлое дело.

25 ноября 2016

Гвозди бы делать из этих людей: крепче б не было в мире гвоздей

«Там вдали за рекой загорались огни, в небе ясном заря догорала. Сотня юных бойцов из будёновских войск на разведку в поля поскакала.»

Память дана человеку, чтобы помнить, а вовсе не для того чтобы время от времени вспоминать. И о романе Николая Алексеевича Островского «Как закалялась сталь» тоже нужно помнить. Помнить, как о произведении, написанном не «по шаблону» (потому что глаза уже ничего не видели), а потому, что он написан вовсе не словами — он написан сердцем — таким же ярким и пламенным, каким был сам Павка Корчагин. Приступая к съёмкам, Николай Павлович Мащенко прекрасно знал, чего хочет. Именно поэтому фильм «отличает яркость и неожиданность художественных решений, глубокое проникновение в богатый и сложный мир литературного первоисточника, умение органично сочетать на экране эпические эпизоды и пафос прямого публицистического обращения к зрителю с достоверным изображением глубоко личных, лирических переживаний и раздумий юношей и девушек легендарного поколения.» Деление картины на серии несколько условно, но всё же они достаточно чётко делят жизнь героя на этапы.

Первая серия: РОЖДЕНИЕ. «Они ехали долго в ночной тишине по широкой украинской степи.» «Смерть — последняя мобилизация.» Завязка фильма всегда интересна — первое узнавание актёров, первые впечатления. Безусловным ярким пятном является Тоня Туманова в исполнении Натальи Сайко — огромные, будто бездонные глаза, смотрящие на мир удивлённо и испуганно. Первые чувства, страхи, боль. И первое отчаяние. Для Павки — время, когда окончательно сформировалась главная идея всей его будущей жизни.

Вторая серия: ИСПЫТАНИЕ. «Вдруг вдали у реки засверкали штыки — это белогвардейские цепи.» «Ты святой в своей борьбе.» Константин Степанков просто изумительно сыграл матроса-большевика Фёдора Жухрая — несгибаемого большевика, честного, искреннего, справедливого человека, сердечного по отношению к товарищам, и решительно беспощадного в отношении врагов. Цельная яркая личность, способная и словом и делом увлечь за собой. Для Павки — непростое время, когда революционные идеалы не оставляют ему возможности подумать о себе, о своём личном счастье.

Третья серия: ПОДВИГ. «И бесстрашно отряд поскакал на врага, завязалась кровавая битва.» «Пять раз сдохни, а построить надо!» Эмоциональный пик фильм. Множество ярчайших эпизодических ролей, из числа которых хотелось бы выделить Владимира Талашко. Необыкновенно яркий актёр сумел своим Володей Окуневым сотворить двойственного персонажа: одновременно положительного: «Холодно, говоришь? Да жарко же!», и отрицательного: «Я здесь подыхать не собираюсь!»

Четвёртая серия: ОДОЛЕНИЕ. «И боец молодой вдруг поник головой — комсомольское сердце пробито» «Если ты не можешь, кто должен мочь?» НЭП. Болезнь едва отпустила Пашку, а он уже вновь рвётся в бой. Но теперь в открытую враги не воюют. Теперь — лишь из-за угла: по-бандитски, по-крысиному. Всего несколько эпизодов и весьма точно нарисована жизнь на границе. Днём вроде советская власть, а по ночам — власть обрезов и наганов. Отлично сыграл старшего сына кулака Ярошевского Лев Перфилов («За что кровь проливали?»)

Пятая серия: БОРЬБА. «Он упал возле ног вороного коня и закрыл свои карие очи.» «Я свой спор с судьбой закончил.» Борьба с внутренними врагами республики закончилась, но Павке предстоит новый бой — с болезнью, которая прогрессирует. Однако конармеец не сдаётся, успевая и с болезнью бороться, и с бюрократами (эпизод с «бритоголовым» (Алескандр Вигдоров)), и друга Дмитрия Цветаева (Юрий Мысенков) попытаться спасти от той пропасти к которой он сам себя подвёл.

Шестая серия: БЕССМЕРТИЕ. «Ты, конёк вороной, передай, дорогой, что я честно погиб за рабочих!» «Попробуй победить эту жизнь!» Когда тебе всего 23 года, а на тебе вся медицина «поставила крест», совсем непросто найти новые жизненные ориентиры. Особенно такому деятельному и кипучему человеку, как Павка Корчагин. Но в его жизни появляются новые люди, которые, кто добрым словом, а кто криком могут подстегнуть твою совесть, чтобы твоя правая рука не наделал глупостей. Ведь ты ещё жив. Ты ещё дышишь. В твоей груди ещё бьётся сердце. Так поделись им, как это сделал горьковский Данко, а до него — Прометей…

«Там вдали за рекой, уж погасли огни, в небе ясном заря разгоралась. Сотня юных бойцов из будёновских войск из разведки домой возвращалась.» («Там, вдали за рекой», текст Николая Кооля, музыка Александра Александрова, 1924 год)

27 января 2016

Драма Как закалялась сталь появился на телеэкранах в далеком 1973 году, его режиссером является Николай Мащенко. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Сергей Иванов, Антонина Лефтий, Антонина Максимова, Федор Панасенко, Эльза Радзиня, Владимир Талашко, Маргарита Кошелева, Юрий Мысенков, Владимир Яканин, Виктор Демерташ, Петр Миронов, Галина Самохина, Александр Вигдоров, Владимир Волков, Георгий Дворников.

Страна производства - СССР. Как закалялась сталь — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.