Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Как закалялась сталь |
год: | 1973 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Николай Мащенко |
сценаристы: | Николай Островский, Александр Алов, Владимир Наумов |
продюсер: | Николай Злочевский |
видеооператор: | Александр Итыгилов |
композитор: | Игорь Шамо |
художники: | Эдуард Шейкин, Виктор Жилко |
монтаж: | Александра Голдабенко |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 ноября 1973 г. |
на DVD: | 30 сентября 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Избыток революционного пафоса дает повод пренебрежительно отзываться о фильме как о поделке советской пропаганды. Но если посмотреть внимательно, то суть фильма, конечно же, не сводится к восхвалению советской власти.
Фильм – пример служения стране и народу, а по большому счету – идее гуманизма.
Подвиг строительства железной дороги. Отношения с товарищем Димой Цветаевым и его вытаскивание из мещанского болота. Будучи ослепшим и обездвиженным, рывок на литературное поле борьбы. Весь фильм Корчагин показывает пример служения идеалу. Не деньгам, не карьере, не тщеславию, а стране, народу и идее гуманизма.
- Признаться не ожидала увидеть тебя таким. Неужели ты у советской власти ничего не заслужил? Я думала, ты комиссар или что-нибудь в этом роде. Как же неудачно сложилась у тебя жизнь…
- Что ты понимаешь в моей жизни!
Да, Тоня честно признается, что это выше ее понимания. Это другой тип жизни. Скажите, что в нем плохого? По мне, так это образец настоящей жизни – не для себя. Этой жизнью жил Христос. И ею живет Корчагин.
Сводить фильм к пропаганде – значит, не желать видеть в нем эту идею служения не себе. А не видеть ее можно, только когда очень хочется быть тем мещанином из 5-й серии, усиленно грызущим сахар.
23 августа 2024
Что мы увидим, если аккуратно снимем слой советской пропаганды? Страшную, трагичную историю о судьбе молодого человека. Фанатичного молодого человека, бескомпромиссного и принципиального, с бешеной энергией и несгибаемой волей. Но история о Корчагине пропитана советскими установками и наставлениями, за всем этим сложно разглядеть историю о самом человеке, о сильной личности. Больно осознавать, что человек — это букашка в мире войн, революций и идеологий. «Пушечное мясо», «милая говядинка», которую вечно куда-то ведут, наставляет и вдохновляют на вечные подвиги. Ведь тут суть даже не в военном или рабочем подвиге! Жизнь Павла Корчагина — это подвиг воли. Именно несгибаемая воля главного героя вдохновляла миллионы советских читателей. Главная победа — это победа не над «врагом», а над собой.
Павла Корчагина вдохновляли не только любовь к Родине с партией и преданность революции. Откуда же азарт и энтузиазм, силы? Просто от огромной любви к жизни во всем ее многообразии. Как писал Лев Николаевич Толстой: «Надо жить, надо любить, надо верить». А еще бороться с обстоятельствами, искать себя, никогда не сдаваться и побеждать. Экранизация не совсем передает книжное настроение. Но прекрасно подобраны актеры и песня-лейтмотив «Там вдали за рекой».
Да, с высоты положения можно осудить фанатизм и горячую преданность коммунизму (какой бы то ни было идее), но людей, подхваченных течением революции, осуждать, наверное, нельзя. Или можно? Роман и экранизацию я вижу сквозь призму своего либерального восприятия. Поэтому не вдохновляет меня эта история, не воодушевляет. Тошно мне от нее, страшно, плохо. И мнение у меня сумбурное, противоречивое. Ведь история не терпит сослагательного наклонения, поэтому не хочется выражать свое мнение по поводу последствий революции. Павка положил свою жизнь на алтарь идеи, но ведь он и убивал во имя этой идеи. Можно ли сказать, что для своего времени он прожил жизнь честно? Можно, наверное. Мы все — дети своего времени. Сейчас идеалы Корчагина кажутся безнадежно устаревшими, а его судьба вызывает не восхищение, а жалость. Может, за такие слова на меня обрушится шквал критики, но пожалеть человека — не самое подлое дело.
25 ноября 2016
«Там вдали за рекой загорались огни, в небе ясном заря догорала. Сотня юных бойцов из будёновских войск на разведку в поля поскакала.»
Память дана человеку, чтобы помнить, а вовсе не для того чтобы время от времени вспоминать. И о романе Николая Алексеевича Островского «Как закалялась сталь» тоже нужно помнить. Помнить, как о произведении, написанном не «по шаблону» (потому что глаза уже ничего не видели), а потому, что он написан вовсе не словами — он написан сердцем — таким же ярким и пламенным, каким был сам Павка Корчагин. Приступая к съёмкам, Николай Павлович Мащенко прекрасно знал, чего хочет. Именно поэтому фильм «отличает яркость и неожиданность художественных решений, глубокое проникновение в богатый и сложный мир литературного первоисточника, умение органично сочетать на экране эпические эпизоды и пафос прямого публицистического обращения к зрителю с достоверным изображением глубоко личных, лирических переживаний и раздумий юношей и девушек легендарного поколения.» Деление картины на серии несколько условно, но всё же они достаточно чётко делят жизнь героя на этапы.
Первая серия: РОЖДЕНИЕ. «Они ехали долго в ночной тишине по широкой украинской степи.» «Смерть — последняя мобилизация.» Завязка фильма всегда интересна — первое узнавание актёров, первые впечатления. Безусловным ярким пятном является Тоня Туманова в исполнении Натальи Сайко — огромные, будто бездонные глаза, смотрящие на мир удивлённо и испуганно. Первые чувства, страхи, боль. И первое отчаяние. Для Павки — время, когда окончательно сформировалась главная идея всей его будущей жизни.
Вторая серия: ИСПЫТАНИЕ. «Вдруг вдали у реки засверкали штыки — это белогвардейские цепи.» «Ты святой в своей борьбе.» Константин Степанков просто изумительно сыграл матроса-большевика Фёдора Жухрая — несгибаемого большевика, честного, искреннего, справедливого человека, сердечного по отношению к товарищам, и решительно беспощадного в отношении врагов. Цельная яркая личность, способная и словом и делом увлечь за собой. Для Павки — непростое время, когда революционные идеалы не оставляют ему возможности подумать о себе, о своём личном счастье.
Третья серия: ПОДВИГ. «И бесстрашно отряд поскакал на врага, завязалась кровавая битва.» «Пять раз сдохни, а построить надо!» Эмоциональный пик фильм. Множество ярчайших эпизодических ролей, из числа которых хотелось бы выделить Владимира Талашко. Необыкновенно яркий актёр сумел своим Володей Окуневым сотворить двойственного персонажа: одновременно положительного: «Холодно, говоришь? Да жарко же!», и отрицательного: «Я здесь подыхать не собираюсь!»
Четвёртая серия: ОДОЛЕНИЕ. «И боец молодой вдруг поник головой — комсомольское сердце пробито» «Если ты не можешь, кто должен мочь?» НЭП. Болезнь едва отпустила Пашку, а он уже вновь рвётся в бой. Но теперь в открытую враги не воюют. Теперь — лишь из-за угла: по-бандитски, по-крысиному. Всего несколько эпизодов и весьма точно нарисована жизнь на границе. Днём вроде советская власть, а по ночам — власть обрезов и наганов. Отлично сыграл старшего сына кулака Ярошевского Лев Перфилов («За что кровь проливали?»)
Пятая серия: БОРЬБА. «Он упал возле ног вороного коня и закрыл свои карие очи.» «Я свой спор с судьбой закончил.» Борьба с внутренними врагами республики закончилась, но Павке предстоит новый бой — с болезнью, которая прогрессирует. Однако конармеец не сдаётся, успевая и с болезнью бороться, и с бюрократами (эпизод с «бритоголовым» (Алескандр Вигдоров)), и друга Дмитрия Цветаева (Юрий Мысенков) попытаться спасти от той пропасти к которой он сам себя подвёл.
Шестая серия: БЕССМЕРТИЕ. «Ты, конёк вороной, передай, дорогой, что я честно погиб за рабочих!» «Попробуй победить эту жизнь!» Когда тебе всего 23 года, а на тебе вся медицина «поставила крест», совсем непросто найти новые жизненные ориентиры. Особенно такому деятельному и кипучему человеку, как Павка Корчагин. Но в его жизни появляются новые люди, которые, кто добрым словом, а кто криком могут подстегнуть твою совесть, чтобы твоя правая рука не наделал глупостей. Ведь ты ещё жив. Ты ещё дышишь. В твоей груди ещё бьётся сердце. Так поделись им, как это сделал горьковский Данко, а до него — Прометей…
«Там вдали за рекой, уж погасли огни, в небе ясном заря разгоралась. Сотня юных бойцов из будёновских войск из разведки домой возвращалась.» («Там, вдали за рекой», текст Николая Кооля, музыка Александра Александрова, 1924 год)
27 января 2016