Единственный свидетель
1973, драма
СССР, 1 ч 53 мин
16+

В ролях: Ангелина Степанова, Лев Золотухин, Галина Калиновская, Владимир Муравьев, Луиза Кошукова
и другие
Академик Сабурова, известный хирург, решилась на очень трудную операцию по некогда разработанному ею же методу. Профессор Садовников открыл Сабуровой горькую правду: различные симпозиумы, совещания и встречи отдалили её от практической хирургии, и было бы правильнее поручить операцию другому врачу. Сильный по натуре человек Сабурова приняла совет коллеги как тяжкую обиду...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Единственный свидетель

год: 1973
страна:
СССР
режиссеры: ,
сценаристы: ,
видеооператор: Лев Бунин
композитор:
художник: Александр Урсин
жанр: драма
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 53 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзывы критиков о фильме «Единственный свидетель», 1973

«Учитель, воспитай ученика, чтобы было потом у кого учиться…»

Фильм-спектакль о нравственной победе над собой. Победе, которая не принесёт денег, не повысит статуса в обществе, за неё даже не станут больше уважать. Но именно ради таких побед человек и живёт. Фильм об идеалах, о совести, о честности по отношению к себе и другим. Иными словами, это кино на очень непопулярные, хотя и вполне современные темы.

Героями ленты являются врачи. Жизнь хирурга Мартына Николаевича Садовникова (Л. Золотухин), что называется, удалась: дом - полная чаша, жена-умница, ездящая по заграницам и ловко пробивающая для мужа нужные знакомства; любимая работа и перспектива получения звания академика. Чего ещё надо? Оказывается, вовсе не этого. Благосостояние и статус, нажитые за долгие годы, лишили героя чего-то более важного: возможности жить не так, как надо, а как хочется. Да, оказывается, это большая роскошь.

Робкий Мартын Николаевич решается на бунт. Первым его шагом становится разговор с начальницей и педагогом Сабуровой (А. Степанова), которая решила после долгого перерыва взять в руки скальпель и провести сложную операцию, разработанную когда-то ею же самой. Садовников открыто говорит властной, решительной и самолюбивой Анне Степановне, достигшей небывалых высот в научном мире, что, какими бы золотыми ни были руки его начальницы, они отвыкли от практики, и пусть она сама себе честно скажет, сможет ли провести эту операцию лучше других.

Надо отдать должное, Сабурова с достоинством выдерживает урок от своего ученика, хотя стоит ей это немалых сил. Когда человек достигает больших высот, ему кажется, что он уже не может быть не прав. Признаться в том, что отстал или не заметил чего-то и не опуститься до мелкой или крупной мести могут только действительно сильные натуры. Не зря главной героиней фильма является всё-таки Анна Степановна.

Вторым же шагом Садовникова в обретении свободы становится пересмотр его отношений с женой Викторией (Г. Калиновская).

Наблюдать за этой циничной мещанкой очень неприятно. Для неё успех - статус и деньги. Если человек отклоняется от этого курса, то он либо дурак, либо неудачник. 'Важно, чтобы люди зависели от тебя, а не ты от людей,' - говорит женщина.

Жизненные установки Виктории - максимы наших современников. К такому успеху сейчас идут, не разбирая дорог и не гнушаясь никакими средствами. Интересно, что там, наверху, беспринципные хозяева жизни начинают рассуждать о высоком (во времена Садовского - 'о сюрреализме, о Кафке, о театре абсурда'). А вот рефлексировать там не принято. Правы по умолчанию.

В фильме много интересных моментов. Но отдельного упоминания заслуживают диалоги, ведущиеся начитанными людьми на красивейшем русском языке. Когда Анна Степановна вспоминает пушкинские строки, а Садовников подхватывает, моё зрительское сердце переполняется неизъяснимым наслаждением. Сейчас люди очень редко привлекают литературный материал для того, чтобы лучше изъясниться, тем самым обедняя не только свою речь, но и мышление.

9 июня 2024

Слово идеал — устаревшее слово?

Какие конфликты и личностные трагедии! Столь не похожие на наши, сугубо мелко-меркантильные. Здесь принципиальное противостояние между системой людей устраивающими жизнь и людьми двигающих жизнь вперёд. Схватка проходит не между людьми, а на уровне идеалов внутри сознания каждого героя. И если часть из них окончательно поглощена этим предвестникам темноты душевной — сумерками рациональной корысти (и заметьте, как власть этой стороны жизни общества, объединяет и сплачивает людей в некое подобие корпорации, для монополизации выгодополучений — ресурсных юнитов по научному: званий, привилегий, власти, денег, шмоток, жратвы, престижных женщин и т. д. — в фильме «основной» набор представлен). То часть близких к этой «корпорации» людей только слегка тронута тленом этого существования. И вот в них-то и происходит конфликт между созидающим началом и потребляющим.

Внешне это представлено как реакция на критику коллег на потерю профессиональных навыков. А также в виде реакции болота мещанства на попытки жертв выбраться из него. Уже, к нашему большому несчастью, показано, что люди двигающие общество вынужденны бороться по одиночке (и это только 1973 год!) — каждый самостоятельно принимает решение, а также тактику и стратегию — нет содружества и только их огромная интеллектуальная и душевная полнота помогают им выйти из конфликта друг с другом и объединить усилия в творчестве и созидании. Но то полностью «гармоничные» сущности — а каково было остальным, видевшим «успешность» «корпорации» людей рациональной корысти? Вот и докатились в итоге, что дети в школе стали вести «бизнеса»…

Тем и прекрасен фильм, что напоминает нам о том, что мелкий меркантилизм ещё не последнее слово в жизни, а уж тем более не главное! Что есть ещё идеалы-идеи которые затрагивают такие струны сознания, которые способны вознести и человека и общество высоко над нынешним прозябанием.

А уж как точно передано мещанство актёрами — видно, что подобная среда им хорошо знакома или уже освоена. Кстати порадовал парофраз — появление поэта через балкон!

Шикарна сцена за праздничным столом. Столь напряжённая, сколь и открытая, насколько внешне незатейливая, настолько внутренне наполненная. А диалоги в этой конкретной сцене достигают высот Чехова по своему минимализму и значительности. Да и в общем разговоры настолько литературны и выверены — такой умный русский язык!

А замечательное отыгрывание эмоций и их оттенков актёрами, особенно актрисами и особенно Ириной Мирошниченко. Здесь вся палитра мастерства — от «держания» лица — что соответствует цельной личности, до постоянным подыгрыванием мини движением головы и мимикой, от смены чувств на лице, согласно внешним раздражителям, до принятия решения «про себя». И всё это многообразие просто раскрывает поры огромного древа удовольствия от просмотра, а плодами служат смыслы и идеи переданные авторами нам, зрителям.

8 из 10

4 марта 2019

Драма Единственный свидетель появился на телеэкранах в далеком 1973 году, его режиссерами являются Виктор Станицын, Мария Муат. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Ангелина Степанова, Лев Золотухин, Галина Калиновская, Владимир Муравьев, Луиза Кошукова, Ирина Мирошниченко, Виталий Беляков, Татьяна Махова, Геннадий Кочкожаров, Владислав Буш, Константин Чистяков, Константин Градополов, Глеб Плаксин, Вячеслав Жолобов, Юрий Ларионов.

Страна производства - СССР. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.