Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Единственный свидетель |
год: | 1973 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Виктор Станицын, Мария Муат |
сценаристы: | Ариадна Тур, Петр Тур |
видеооператор: | Лев Бунин |
композитор: | Кирилл Молчанов |
художник: | Александр Урсин |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 53 мин |
Фильм-спектакль о нравственной победе над собой. Победе, которая не принесёт денег, не повысит статуса в обществе, за неё даже не станут больше уважать. Но именно ради таких побед человек и живёт. Фильм об идеалах, о совести, о честности по отношению к себе и другим. Иными словами, это кино на очень непопулярные, хотя и вполне современные темы.
Героями ленты являются врачи. Жизнь хирурга Мартына Николаевича Садовникова (Л. Золотухин), что называется, удалась: дом - полная чаша, жена-умница, ездящая по заграницам и ловко пробивающая для мужа нужные знакомства; любимая работа и перспектива получения звания академика. Чего ещё надо? Оказывается, вовсе не этого. Благосостояние и статус, нажитые за долгие годы, лишили героя чего-то более важного: возможности жить не так, как надо, а как хочется. Да, оказывается, это большая роскошь.
Робкий Мартын Николаевич решается на бунт. Первым его шагом становится разговор с начальницей и педагогом Сабуровой (А. Степанова), которая решила после долгого перерыва взять в руки скальпель и провести сложную операцию, разработанную когда-то ею же самой. Садовников открыто говорит властной, решительной и самолюбивой Анне Степановне, достигшей небывалых высот в научном мире, что, какими бы золотыми ни были руки его начальницы, они отвыкли от практики, и пусть она сама себе честно скажет, сможет ли провести эту операцию лучше других.
Надо отдать должное, Сабурова с достоинством выдерживает урок от своего ученика, хотя стоит ей это немалых сил. Когда человек достигает больших высот, ему кажется, что он уже не может быть не прав. Признаться в том, что отстал или не заметил чего-то и не опуститься до мелкой или крупной мести могут только действительно сильные натуры. Не зря главной героиней фильма является всё-таки Анна Степановна.
Вторым же шагом Садовникова в обретении свободы становится пересмотр его отношений с женой Викторией (Г. Калиновская).
Наблюдать за этой циничной мещанкой очень неприятно. Для неё успех - статус и деньги. Если человек отклоняется от этого курса, то он либо дурак, либо неудачник. 'Важно, чтобы люди зависели от тебя, а не ты от людей,' - говорит женщина.
Жизненные установки Виктории - максимы наших современников. К такому успеху сейчас идут, не разбирая дорог и не гнушаясь никакими средствами. Интересно, что там, наверху, беспринципные хозяева жизни начинают рассуждать о высоком (во времена Садовского - 'о сюрреализме, о Кафке, о театре абсурда'). А вот рефлексировать там не принято. Правы по умолчанию.
В фильме много интересных моментов. Но отдельного упоминания заслуживают диалоги, ведущиеся начитанными людьми на красивейшем русском языке. Когда Анна Степановна вспоминает пушкинские строки, а Садовников подхватывает, моё зрительское сердце переполняется неизъяснимым наслаждением. Сейчас люди очень редко привлекают литературный материал для того, чтобы лучше изъясниться, тем самым обедняя не только свою речь, но и мышление.
9 июня 2024
Какие конфликты и личностные трагедии! Столь не похожие на наши, сугубо мелко-меркантильные. Здесь принципиальное противостояние между системой людей устраивающими жизнь и людьми двигающих жизнь вперёд. Схватка проходит не между людьми, а на уровне идеалов внутри сознания каждого героя. И если часть из них окончательно поглощена этим предвестникам темноты душевной — сумерками рациональной корысти (и заметьте, как власть этой стороны жизни общества, объединяет и сплачивает людей в некое подобие корпорации, для монополизации выгодополучений — ресурсных юнитов по научному: званий, привилегий, власти, денег, шмоток, жратвы, престижных женщин и т. д. — в фильме «основной» набор представлен). То часть близких к этой «корпорации» людей только слегка тронута тленом этого существования. И вот в них-то и происходит конфликт между созидающим началом и потребляющим.
Внешне это представлено как реакция на критику коллег на потерю профессиональных навыков. А также в виде реакции болота мещанства на попытки жертв выбраться из него. Уже, к нашему большому несчастью, показано, что люди двигающие общество вынужденны бороться по одиночке (и это только 1973 год!) — каждый самостоятельно принимает решение, а также тактику и стратегию — нет содружества и только их огромная интеллектуальная и душевная полнота помогают им выйти из конфликта друг с другом и объединить усилия в творчестве и созидании. Но то полностью «гармоничные» сущности — а каково было остальным, видевшим «успешность» «корпорации» людей рациональной корысти? Вот и докатились в итоге, что дети в школе стали вести «бизнеса»…
Тем и прекрасен фильм, что напоминает нам о том, что мелкий меркантилизм ещё не последнее слово в жизни, а уж тем более не главное! Что есть ещё идеалы-идеи которые затрагивают такие струны сознания, которые способны вознести и человека и общество высоко над нынешним прозябанием.
А уж как точно передано мещанство актёрами — видно, что подобная среда им хорошо знакома или уже освоена. Кстати порадовал парофраз — появление поэта через балкон!
Шикарна сцена за праздничным столом. Столь напряжённая, сколь и открытая, насколько внешне незатейливая, настолько внутренне наполненная. А диалоги в этой конкретной сцене достигают высот Чехова по своему минимализму и значительности. Да и в общем разговоры настолько литературны и выверены — такой умный русский язык!
А замечательное отыгрывание эмоций и их оттенков актёрами, особенно актрисами и особенно Ириной Мирошниченко. Здесь вся палитра мастерства — от «держания» лица — что соответствует цельной личности, до постоянным подыгрыванием мини движением головы и мимикой, от смены чувств на лице, согласно внешним раздражителям, до принятия решения «про себя». И всё это многообразие просто раскрывает поры огромного древа удовольствия от просмотра, а плодами служат смыслы и идеи переданные авторами нам, зрителям.
8 из 10
4 марта 2019