Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Лиза и дьявол |
английское название: |
Lisa e il diavolo |
год: | 1973 |
страны: |
Италия,
Германия (ФРГ),
Испания
|
слоган: | «Every corner of the soul is lost to the icy clutch of the supernatural!» |
режиссеры: | Марио Бава, Альфредо Леоне |
сценаристы: | Марио Бава, Альфредо Леоне, Джорджо Маулини, Романо Мильиорини, Роберто Натали, Francesca Rusishka |
продюсеры: | Хосе Гутьеррес Маэссо, Альфредо Леоне |
видеооператоры: | Сесилио Паниагуа, Марио Бава |
композитор: | Карло Савина |
художники: | Недо Аццини, Рафаэль Ферри |
монтаж: | Карло Реали |
жанры: | ужасы, триллер, фэнтези, детектив |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 1000000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 мая 1973 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Абсолютный сновидческий шедевр, родившийся из довольно невразумительной страшной истории. «Невразумительность» — в данном случае комплимент: разум отступает, спасительная рациональность растворяется в обволакивающей мистической дрёме.
Да, сюжетная канва не имеет значения. Зыбкое движение, леденящий ветерок потустороннего, тонкая ткань цвета, атмосферы, ракурсов, персонажей и антуражей — вот это впечатляет, вот это важно. Странное, чудовищное, зловеще красивое действие словно бы разворачивается на дне волшебного пруда. И этот пруд затягивает.
Морок над миром, как известно, соткан сатаной. Сатана и есть князь мира сего, посланного нам в испытание. Дьявол из фильма — именно такой князь, в силу имманентной глумливости прикидывающийся слугой.
В каморке слуги, однако, безжизненные куклы — души, обречённые на его повелевание. «Хозяева» — в их числе.
Он и повелевает, устав немного от однообразия и изобилия обречённых, и даже глумливость его ленива и покладиста. Когда очередная жертва попадает в ловушку, он насаживает её на крючок без злобы и азарта, не стараясь причинить страдания бОльшие, чем те, на которые она обречена. Вопреки правилам рока, он позволяет себе быть с ней по-своему добродушным; ведь эти страдания будут вечными.
Итого, в этом фильме видим лучшего, пожалуй, дьявола в истории кино, сыгранного безо всякой вычурности и экзальтации, с истинно дьявольским спокойствием.
Не попадайся в силки дьявола, Лизочек; ты, Лизочек, не верь сатане. А фильм Марио Бавы (не путать с позднейшей продюсерской переделкой!) с блистательным Телли Савалосом обязательно посмотри: предупреждена — значит, вооружена.
9 июня 2021
Трудно подобрать слова, чтоб пересказать сюжет фильма без спойлеров и ещё сложнее описать эмоции, полученные от просмотра. Попытаюсь во всем разобраться по порядку.
1. Сюжет достаточно закрученный, наверное, на момент производства идея была новаторской, но на сегодняшний день уже не новая. Красивая американка во время экскурсии по Испании отстала от группы и заблудилась в узких улочках города. Но заблудилась она не случайно. Ну, а дальше по ходу повествование загадок становится все больше. А отгадки оказываются очень зловещими.
2. Главный плюс картины — красивые и романтические локации, средневековый испанский город и роскошный древний дом. Актёры тоже очень хороши собой.
3. Немаловажную роль играет атмосфера фильма. Её можно даже назвать волшебной. Мы как будто вместе с главной героиней переносимся в прошлое столетие, во времена спящей красавицы (в фильме в общем-то есть к этому отсылка). Но в один прекрасный момент понимаем, что попали не в прекрасную эпоху, а мрачное средневековье.
4. Ну, а теперь о минусах. Фильм однозначно на любителя, не для широкой публики, а жаль ведь есть в нем и что-то прекрасное. Да, и идея есть. И интрига есть. Сюжет местами провисает, события разворачиваются медленно и весьма нелогично, местами неясно какую смысловую нагрузку несёт или не несёт вовсе то или иное действие. Поведение актёров излишне театрализованное, скорее всего так и было задумано, чтобы достичь большего экспрессивного эффекта, или даже усилить атмосферу прошлого.
Лично мне показалось, что Марио Бава снял фильм под впечатлением романа А. К. Толстого «Упырь», во всяком случае канва очень схожая. В обоих случаях туристы отдыхали в Испании, попадали в таинственный особняк и переносились в другую эпоху.
Ну, а теперь моё личное мнение о главной идеи фильма. Дьявол здесь показан в роли слуги человечества, который выносит трупы (как показано на фреске в начале фильма). Зло как таковое творит сам человек. Именно человек грешен, совершает убийства в порыве своих страстей, а дьявол всего лишь ему служит, вынося трупы прямиком в ад. Я долго думала для чего нужна была супружеская пара с шофером, пришла к выводу для того, чтоб показать, что времена прошли, но как и сто лет назад пороки остались те же. Что же до главной героини, то здесь прослеживается идея реинкарнации. Не спроста в прошлой жизни её звали Еленой аллюзия к Елене Троянской. Она представлена как виновница зла. Т. е. подкрепляется ещё раз идея о том, что сами люди виноваты в своих грехах. Дьявол даже их не подстрекает в этом фильме.
Не смотря на явные недочёты, фильм в общем и целом мне понравился. Понравилась визуальная сторона картины, понравились загадки, ну и главное достоинство фильма — он даёт пищу для ума. Не могу рекомендовать его к просмотру всем, он скорее для поклонников такого жанра.
P. S. Очень мне запомнился и понравился Телли Савалас, его дьявол был таким отталкивающим внешне и вместе с тем обаятельным и харизматичным. На данный момент лучший дьявол в кинематографе для меня.
28 июня 2019
Лиза Райнер давно мечтала посетить Испанию и однажды ее мечта об идеальном отдыхе воплотилась в реальность. Однако она даже не предполагает с каким ужасом ей придется столкнуться. Обыкновенный отдых превратится в бесконечный кошмар, полный страха и одержимости, спасения от которого нет.
«Дом дьявола» — один из последних и наиболее знаменитых фильмов классика итальянских фильмов ужасов и мистики Марио Бавы. Несмотря на приличный возраст фильма, картина не утратила своей прекрасной, сюрреалистичной, мрачной и стильной атмосферы, держащей в напряжении от начала и до конца. Опираясь на художественную традицию Уильяма Фридкина и его «Экзорциста», Марио Бава создал свой фильм, затронувший тему проникновения в наш мир сил Зла и невозможности спастись от них.
Актерская игра в фильме заслуживает наивысших похвал. Эльке Зоммер великолепно исполнила роль Лизы, ярко воплотив в своей героине ее дуалистическую природу. Прекрасно справились со своими ролями также Телли Савалас(колоритный Лехандро), Роберт Алда(Майкл) и Сильва Кошина.
Работа оператора Сесилио Паниагуа порадует глаз зрителей своей яркостью и мощным метафорическим рядом, а саундтрек Хоакина Родриго и Карло Савины умело нагнетает в фильме саспенс, пропитывая при этом его мелодичностью, характерной для большинства итальянских хорроров.
Я рекомендую этот классический мистический хоррор всем поклонникам жанра и, особенно, ценителям италохорроров.
10 из 10
12 октября 2012
Загадочный и мистический фильм ужасов немного с иной стороны знакомит зрителя с тематикой фильмов об экзорцизме. Действие с героями происходит будто в двух параллелях — современный мир со своими грехами, и темный мир в котором царят дьявольские посланники в обличии людей.
Положительные моменты:
1) необычно поданный сюжет тематики вселения дьявола в человека. Конечно первое, что воспоминается это «Изгоняющий дьявола / The Exorcist (1973)' Уильяма Фридкина. Но авторам ловко удалось словить не реалию, а перенести зрителя в мир дьявола, который развернуто и визуализированно раскрывает все секреты — зачем и почему он вернулся;
2) потрясающая игра актрисы Элке Соммер (по фильму: Лизы Райнер и псевдо-Элен) — главной героини. Ей великолепно удается сыграть как роль одержимой дьяволом в реальном времени, так и «потерянной» «ранимой» девушки в потустороннем мире!
Нельзя не отметить роль Телли Саваласа (по фильму лысый мужчина: Лехандро) — игривого, дерзкого, вечно доброго прислуги дьявола — снаружи… и бессердечного внутри!
Святой отец Майкл, которого отлично сыграл Роберт Алда — четко вошел в роль посланника божьего, борца с силами дьявола в современном мире, принявшего вызов самих нечистых сил!
Алессио Орано (по фильму: Максимилиан) — сыгравший молодого симпатичного юношу, по ходу развития сюжета постепенно сходит с ума, даже в потустороннем мистическом мире принадлежа эму и борясь с ним!
Также в фильме колоритные персонажи, как мама Макса, вечно наводящая ужас, семейка Лехар со своими «демонами» в голове и ряд второстепенных персонажей;
3) понравилось как в фильме воссоздан особняк в котором жила «нечистая» семейка — он то и дело нагоняет ужас, декорации не подвели;
Недостатки фильма:
1) сюжет уж слишком сказочный кажется к средине фильма, и начинает сказываться чрезмерная театрализованность происходящего;
2) некоторое диалоги сыграны достаточно не натурально, переиграны скажем так — поэтому их не воспринимаешь;
3) было ощущение что в фильме вот вот должно произойти нечто кровавое, но все как то успешно сглаживалось нелинейностью сюжета, некое чувство неудовлетворенности или недосказанности что ли;
4) много «увертываний» от сюжета, вовсе не несущие за собой никакого смысла;
5) смысл вселения, ни с того ни с сего, в девушку Лизу дьявола так до конца и не остается загадкой, по крайней мере для меня;
5) концовка совсем ничем не удивляет, опять же сложилось ощущение что Бава и сам до конца не понял как же закончить это мистическое безумие…
В целом получаем неплохой, больше мистический фильм, с элементами сюра, полный загадок и тайн — сюжет которого немного напоминает актеров которые крутятся на сцене исполняя некий поставленный спектакль, затуманивая зрителя и отводя от реальности в мир нечистых сил! Марио Баве и Альфреду Леоне частично удалось напугать или даже предостеречь зрителя, но осадок неполноты происходящего остался, из за этого не самые лучшие ощущения после просмотра.
Порекомендую лишь в том случаи, если Вам действительно интересно подобного рода раритетное кино!
8 из 10
9 марта 2011
Копая старых режиссеров, иногда не подозреваешь даже, что тебя может ждать. Первый фильм Бавы, взятый из ожидающей просмотра кучки навскидку, оказался картиной, содержащей более художественно-литературные задатки, нежели киноформы. Во время, когда этот фильм был реализован, видимо еще не было возможности сделать безумие контагиозным настолько, чтобы оно ожило на экране.
Хотя иногда не покидает ощущение, что вся эта кичащаяся своей угловатостью театральность сделана специально, чтобы оттенить мягкость переходов сценария, мистическую основу сюжета и сюрреализм происходящего. Сюжет фильм от и до, практически дитя голубой эпохи средневековой готики, возрожденной как и много другое в ренессансе. Молодая женщина на экскурсии видит ферску с дьявольским сюжетом, и отлучаясь на несколько секунд, внезапно теряется в угрожающих переулках городка. Долгое блуждание, встреча с лицом явственно напоминающим дьявола на фреске. Ночь, пара спутников и странный особняк с изыскано безумной семьей в последствии оборачиваются фантастическим ночным кошмаром с увеличивающимся количеством жертв больной психики и кукловодом-мистиком. Дьявол rules the game.
Картина напоминает теле-спектакль с картонными декорациями, ограниченными одной сценой, и сменяющимися в каждом акте, с актерами, выделяющими эмоции и свои действия с гротескными речами в духе Шекспира, с диалогами сменяющимися то борьбой двух персонажей, то глубокомысленными монологами. Литературно в большей степени, нежели кинематографично — читать сценарий, думаю было бы наслаждением, если бы его оптимизировали для печати! Поначалу цветастый (по обычаю) фильм кажется вялым и вызывает легкое раздражение, но следует отдать должное: если вы дожили до первой трети или половины, то дальше, картина начинает увлекать все более и более, и даже диссонансная с общим обликом концовка, не может ухудшить впечатление в итоге. Детективная, мистическая, романтическая линии связываются в одно бредовое, интересное путешествие.
В сухом остатке: фильм-спектакль с применением классических литературных и кинематографических приемов. На любителя, но вполне качественно.
30 ноября 2010
За довольно короткий промежуток времени посмотрел около десяти фильмов Бавы. Ни один фильм откровенно не разочаровал, где-то больше детектива, где-то мистики, саспенса, крови. Очень хорошо прослеживается исторический контекст и влияние на кино каждого отдельного фильма. Но, в общем, ленты довольно похожи между собой.
«Дом дьявола» (или «Лиза и дьявол», как фильм пришел к нам через американских прокатчиков) — зрелище куда более оригинальное. С первых кадров: американская туристка, фреска дьявола с мертвецом, человек с внешностью с фрески несет куклу и человека с внешностью куклы стает жертвой американской туристки. Все это для Бавы уж больно изыскано и закручено, но сделано прекрасно.
Но дальше, еще круче! Мастерская смесь «Слуга» Джозефа Лоузи, «Скромного обаяния буржуазии» Бунюэля и «Психо» Хичкока. Имеем абсолютно восхитительный сумасшедший психо-сюрр. Такого мастерства в подобном кино от Бавы я не ждал!
Мои
10 из 10
9 августа 2010