Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Анискин и Фантомас |
год: | 1973 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Михаил Жаров, Владимир Рапопорт |
сценарий: | Виль Липатов |
видеооператоры: | Анатолий Буравчиков, Владимир Рапопорт |
композитор: | Владимир Шаинский |
художник: | Петр Пашкевич |
монтаж: | Лидия Жучкова |
жанры: | комедия, семейный, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 мая 1974 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 9 мин |
«Я осталась ждать привета, ждать привета твоего. Наступило третье лето, получила три привета. За три лета — три привета, ну, а больше ничего…» («Три привета»)
Виль Владимирович Липатов в представлении не нуждается. Даже тот зритель, который не совсем «родом из СССР» хорошо знаком с его прозой и фильмами, среди которых «середнячков» нет. Виль Владимирович в 1952 году окончил исторический факультет Томского государственного педагогического института и с 1951 по 1956 год проработал журналистом и заведующим промышленным отделом томской областной газеты «Красное знамя». Затем — Асино, Чита, Брянск, а с 1967 года работа в Москве специальным корреспондентом газет «Известия», «Правда», «Литературная газета». Годы и годы корреспондетнской работы, когда мимо тебя проходят десятки, сотни людей. Людей разных: хороших и плохих, злых и добрых, ярких и «тусклых». Людей, которые нашли своё второе рождение в произведениях Липатова.
Повесть «Деревенский детектив» написана в 1968 году. На основе её Виль Владимирович создал киносценарии трилогии о деревенском милиционере Анискине: «Деревенский детектив» (1968), «Анискин и Фантомас» (1974), «И снова Анискин» (1978), а также малоизвестный короткометражный телеспектакль «Развод по-нарымски» (1972). И вот уже больше четырёх десятков лет тетралогия радует зрителя, с головой погружая в мир иронического детектива, виртуозно написанного Липатовым. Главную опасность своего времени Виль Владимирович видел в возникновении типа бездуховного «потребителя», жизнь которого посвящена лишь достижению материальных благ. Фраза эта применительно к ленте «Анискин и Фантомас» совсем не выглядит высокопарной, потому что при всей кажущейся «детскости», фильм затрагивает очень глубокие проблемы.
Режиссёр Владимир Рапопорт пригласил для съёмок, без преувеличения, звёздный состав. Благодаря известнейшим и талантливым актёрам, картина не теряет своей прелести вот уже пятый десяток лет. Центральная фигура, разумеется, — Михаил Жаров. Его старший лейтенант милиции Фёдор Иванович Анискин, при всей своей кажущейся простоте и даже наивности, на самом деле — человек крайне проницательный: от его взгляда не укроется ни одна мелочь, а аналитический ум сумеет связать воедино, казалось бы, несвязуемое. Наблюдать за тем, как Анискин распутывает дело — чистое удовольствие. Сколько иронии, сколько остроумия, сколько колорита в его фразах! Разговаривая то с одним персонажем, то с другим, герой Жарова постепенно складывает мозаику преступления в единую картину. И когда она уже почти сложена, выясняется, что детскими шалостями здесь и не пахнет.
Кто в конце 70-х не увлекался таинственным Фантомасом? Это сейчас можно без всякого труда найти информацию, что Фантомас — вымышленный персонаж, гениальный преступник, скрывающий своё лицо, один из наиболее известных антигероев французской литературы и кино. Как персонаж Фантомас создан французскими писателями Марселем Алленом и Пьером Сувестром в 1911 год. Он ппоявляется в 32 романах, написанных Алленом и Сувестром в соавторстве, и в 11 романах, написанных Алленом после смерти Сувестра! В России Фантомас наиболее известен по полукомедийной кинотрилогии Андре Юнебеля: «Фантомас», «Фантомас разбушевался» и «Фантомас против Скотланд-Ярда» с Луи де Фюнесом в роли комиссара Жюва и Жаном Маре в роли Фантомаса и журналиста Фандора. Именно они породили настоящую волну подражательства у детей и подростков. Правда, далеко не все использовали «Фантомасию» для совершения преступление.
«Анискин и Фантомас» — кино многогранное. Оно построено таким образом, что рядовое расследование позволяет приоткрыть множество тайн в такой спокойной, казалось бы, деревне. Но стоит лишь копнуть поглубже, «растрясти» человека, и за внешней показной оболочкой может оказаться совсем другой человек. Фильм невероятно мелодичный благодаря музыке Владимира Шаинского. Она создаёт настроение, она успокаивает и убаюкивает. Но только там, — где это нужно. За лёгкой иронией главного героя скрывается его любовь к односельчанам и тревога, выраженная фразой: «Раньше мальчонки в Чапаева и Красных Дьяволят играли, а теперь — в Фантомаса?..» Конечно, мир не стоит на месте. Всё течёт, всё изменяется. Но хотелось бы, чтобы не оскудело российское кино яркими, добрыми, живыми персонажами. Такими — как неподражаемый Анискин…
«Месяц свои блёстки по лугам рассыпал, стройные березки, стройные березки что-то шепчут липам. Травы, травы, травы не успели от росы серебряной согнуться. И такие нежные напевы, ах, почему-то прямо в сердце льются…» («Травы, травы», слова И. Юшина, музыка В Шаинского)
8 апреля 2016