Рейтинг фильма | |
IMDb | 4.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Вор в ночи |
английское название: |
A Thief in the Night |
год: | 1972 |
страна: |
США
|
слоган: | «...and there will be no place to hide.» |
режиссер: | Дональд В. Томпсон |
сценаристы: | Дональд В. Томпсон, Рассел С. Доутен мл. |
продюсеры: | Дональд В. Томпсон, Херб Браун мл., Херб Браун, Рассел С. Доутен мл. |
видеооператор: | John P Leiendecker Jr |
монтаж: | Уэс Филлиппи |
жанры: | ужасы, фэнтези, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 60000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 марта 1973 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 9 мин |
«Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.» (2-е послание Петра 3:10)
«Как тать ночью» (или «Как вор в ночи») – первый из 4 фильмов цикла, под его названием теперь и известного – «A Thief in the Night series»:
A Thief in the Night (1973) – «Как тать ночью»
A Distant Thunder (1978) – «Далекий гром»
Image of the Beast (1980) – «Образ зверя»
The Prodigal Planet (1983) – «Блудная планета»
Из всей продукции компании режиссера и сценариста Рассела Доутена (Russell Doughten) «Mark IV», снявшей множество христианских фильмов в 70–80-ые годы, этот так и остался самым известным.
Поскольку между первым и вторым фильмом прошло аж 5 лет, подозреваю, что авторы поначалу не собирались снимать продолжения, но на «Вора в ночи» свалился такой успех, особенно среди американских христиан, а потом и за границей (по разным оценкам, его посмотрело от 100 до 300 млн чел.), что грех было не пойти навстречу зрителям.
Уже из названия видно, что основан он на библейских темах – это цитата из Евангелия про «последние времена»: «Придет же день Господень, как тать ночью...»
В центре сюжета – пресловутое американское «rapture» – «восхищение» (в старом, буквальном смысле) или «вознесение» – ставшее популярным в XX в. поверье, что перед самым концом света всех праведников – «истинных» христиан – заберут на небеса, а на земле останутся одни грешники, на голову которым и обрушатся все беды и катастрофы, предрекаемые в евангельском «Откровении». Для католиков и православных это – «неканон», что не помешало ему, однако, послужить сюжетом уже для многих «апокалиптических» фильмов – сейчас вспоминаются:
The Moment After (1999) – «Мгновение спустя»; продолжение: II – The Awakening (2006) – «Пробуждение»
Left Behind (2000) – «Оставленные» (у нас почему-то известен как «Формула Эдема»); продолжения: II – Tribulation Force (2002) – название адекватно перевести сложно – примерно «Отряд «Скорбных лет»; III – World at War (2005) – «Мир объят войной»
Apocalypse (1998) – «Апокалипсис»; продолжения: II – Revelation (1998) – «Откровение»; III – Tribulation (1999) – «Скорби»; IV – Judgment (2000) – «Суд»
Years of the Beast (1981) – «Годы зверя»
Six (2004) – «Шесть»
Но «Вор в ночи» если не самый первый, то один из них – причем из самых известных.
Как и большинство христианских фильмов, он малобюджетный, снимала местная студия в штате Айова – глубинка из глубинок – что чувствуется и по постановке, и по игре.
И все же сами «серии» довольно увлекательные, остросюжетные. Да и просто любопытно посмотреть на древнебиблейские темы на фоне ультрасовременной Америки.
На мой взгляд, первые два фильма из цикла – самые лучшие. В них прослеживаются судьбы трех молодых подруг, сходивших на концерт-проповедь христианской рок-группы: одна девушка пропустила все мимо ушей – как песню, так и проповедь; другая – тут же «вверила жизнь Иисусу»; а третья – осталась посредине: вроде и добрая и живет фактически по заповедям, но все колеблется и не решается полностью довериться Христу... пока гром не грянул...
Пэтти Даннинг (Patty Dunning) очень неплохо играет свою тезку – ту самую «теплохладную» Пэтти: она не хорошенькая «куколка», как напр., «истинная христианка» Дженни (Колин Нидей), но зато у ней получилась искренняя и живая «фома неверующая» – достоверно и прочувствованно показаны метания и искания этой беспокойной, сомневающейся души...
Причем и в реальности жизнь ее оказалась немного схожей с судьбой героини. Как она рассказывает в интервью, для нее эта роль поначалу была просто случайным заработком, т. к. особой религиозностью она не отличалась – но постепенно прониклась идеями фильма. По мужу она сейчас Райзингер (Risinger) и так и осталась жить у себя в Айове, придерживаясь консервативных, христианских взглядов. После этой «звездной» роли практически не снималась, а работает специалистом по реабилитации детей после травм и болезней... (Хотя сейчас, наверно, уже на пенсии – ей ведь 71 год...)
А вообще, этот фильм явно не одну ее «наставил на путь истинный» – многие вспоминают, что именно он заставил их задуматься о жизни и принять христианство...
Местами картина смотрится, конечно, наивно и простовато, но есть и сцены, врезающиеся в память – напр., «эпическая» погоня по плотине – причем у меня было мощное «дежа-вю», словно я ее видел в далеком детстве – но, конечно, не мог: таких фильмов – христианских – в советские времена не показывали. Может, где-то еще было что-то подобное? Или просто тогда показали отрывок в «Кинопанораме» – под какой-нибудь рубрикой «их нравы»?
Всколыхнуло и легкую ностальгию по 70-ым: все настолько проникнуто духом тех лет – напр., постоянно потертые голубые джинсы в обтяжку – как на мальчишках, так и на девчонках – расцвет эпохи «хипарей»...
Еще песня красивая – поют душевно, искренне... Слова простые, но западают в сердце – грустные и злободневные (особенно сейчас):
«Life was filled with guns and war,
And everyone got trampled on the floor...
I wish we'd all been ready...
Children died, the days grew cold,
A piece of bread could buy a bag of gold...
I wish we'd all been ready...»
А слова из припева:
«There's no time to change your mind,
The Son has come, and you've been left behind...»
послужили потом писателям Тиму Ла-Хею и Джерри Дженкинсу названием для их цикла книг «Left Behind» («Оставленные») – всё про то же «rapture». Они также были экранизированы – с Кирком Кэмероном, который в Америке сейчас больше известен уже не как актер, а как активный евангелист-проповедник.
Песня, кстати, потом перепевалась и в других «апокалиптических» фильмах: «Апокалипсис II» (1998) и «Оставленные» (2014, с Николасом Кейджем). Написал ее, вообще-то, еще раньше Ларри Норман – известный американский музыкант, поэт и композитор в жанре «христианского рока», но славу и популярность ей несомненно принес именно фильм «Вор в ночи».
1 декабря 2022