Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.9 |
IMDb | 5.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Вид на жительство |
год: | 1972 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Омар Гвасалия |
сценаристы: | Сергей Михалков, Александр Шлепянов |
видеооператор: | Юрий Сокол |
композиторы: | Георгий Гаранян, Леонид Гарин |
художник: | Анатолий Брусиловский |
монтаж: | Эсфирь Тобак |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 октября 1972 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 29 мин |
Памяти советского и российского актёра театра и кино, педагога ВГИКа, профессора РАТИ, Народного артиста Российской Федерации Альберта Леонидовича Филозова, ушедшего из жизни 11 апреля 2016 года.
Любой фильм, если задаться такой целью, — можно «захаять». «Вид на жительство» в этом плане весьма и весьма уязвим, ибо сама тема подразумевает, как минимум, исключающие друг друга мнения. Никогда не осуждал тех, кто уезжал из Союза. Причины у всех были разные, и большинство — весьма обоснованные. Но далеко не все ехали «на Запад» по политическим мотивам. Ростислав Савельев — тоже «не политический». Для Альберта Филозова роль молодого врача-психиатра из Ленинграда стала настоящим подарком судьбы, ведь до этого, в его «кинокопилке» имелось всего три небольших эпизодических роли (1960, 1968 и 1969 годы). О том, как роль нашла артиста, стоит сказать подробнее. Альберт Филозов вспоминал:«Ассистент режиссёра картины «Вид на жительство» ходила по театрам, искала актёра «с ненадёжной внешностью» и увидела в фойе мой портрет, разыскала, пригласила на пробы. Я думал, что, как обычно, дело дальше фотопроб не пойдёт, но прямо с порога режиссёры переглянулись и в один голос произнесли: «Этот может». Оказалось, что мой персонаж — советский учёный, который едет за рубеж по туристической путёвке и там остается. Так меня сразу утвердили на роль. Самое удивительное, что чуть ли не все, кто делал эту картину, уехали из страны. А я до сих пор здесь и уезжать никуда не собираюсь». (Уехали: Виктория Фёдорова (в Америку) и Инна Сергеева (в Германию), Юрий Сокол (в Австралию) и Александр Шлепянов (в Англию), Александр Стефанович (во Францию), гражданином другого государства стал Омари Гвасалия, в шаге от эмиграции всегда был Анатолий Брусиловский… Остались верны Родине: С. В. Михалков, Л. Л. Оболенский, А. Л. Филозов).
После такого «экскурса» в историю, картина начинает «звучать» совсем по-другому. Получается, что в латентном состоянии желание уехать из СССР было у многих людей. Попробуем понять мотивацию на примере Ростислава Савельева. Остался он в «неназванной капиталистической стране» по причине «сугубо личного характера». Проще говоря — по любви, ибо встретил в Ленинграде очаровательную иностранку Хилари Кутасову (Виктория Фёдорова, позднеее уехавшая в США). Для любви законы не писаны, и вот молодой врач-психиатр, воспользовавшись туристической поездкой, «выбирает свободу» и остаётся за рубежом. Вроде бы пора ставить точку, ибо встретились два любящих человека, то да сё, однако на самом деле жизнь Ростислава Савельева совсем не выглядит «мёдом намазанной». Сомневаюсь, что авторы сценария Сергей Михалков и Александр Шлепянов намеренно собрали в истории весь возможный негатив. Скорее всего, они лишь систематизировали информацию по «невозвращенцам». Ведь зритель прекрасно понимает, что с распростёртыми объятиями «за бугром» ждут лишь тех, кто обладает либо политическим весом, либо владеет секретной информацией. Для таких, конечно, жизненная дорога «там» будет усыпана розами. А что взять с такого как Савельев? Ничего! Собственно на этом и построен фильм — он рассказывает историю «среднестатистического» человека из СССР. Показывает её от самого начала и до возможного конца. А между ними — «эволюция» того, кто получил долгожданную свободу. Альберт Филозов прекрасно справился с ролью, которая в определённой степени наложила «отпечаток» на его последующие роли в кино.
Ведь если внимательно просмотреть перечень его киногероев, то впору задуматься — многие роли, словно «калька» с Ростислава Савельева — неискренние, с внутренней «червоточинкой» персонажи. Однако злодеев и отрицательных персонажей всегда играть труднее и сложнее, нежели «рубаху-парня», и если после такого фильма чувствуешь внутреннее негодование по отношению к артисту, то это ему только «в плюс». История не терпит сослагательного наклонения: а что было бы если бы «Вид на жительство», как задумывали режиссёры и сценаристы, объединил на одной площадке Владимира Высоцкого и Марину Влади:'… тонкий психологический фильм о неприкаянности, о трагической необходимости расставания с родиной, в которой властвуют проклятые коммунисты. Это будет фильм о невостребованности таланта… Фильм о том, как затравленный диссидент Высоцкий бежит на Запад и встречает там свою любовь — Марину Влади, как они ностальгируют по России под песни, которые мог написать Высоцкий… То есть это была бы чистая гарантия того, что фильм посмотрит сто миллионов зрителей…» Но такого фильма нет. Зато есть картина, в которой Альберт Филозов сыграл свою первую главную роль. Сыграл талантливо и очень искренне. К тому же в фильме есть сцена, где Филозов читает поистине пророческие слова: «Ради имени твоего, Господи, прости моё преступление, ибо оно велико. Призри на меня и помилуй меня, потому что одинок и угнтён я. Бедствия расширили сердце моё. Сохрани душу мою…» (Псалтырь. Глава 24.)
14 апреля 2016