Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
У святого Михаила был петух |
английское название: |
San Michele aveva un gallo |
год: | 1972 |
страна: |
Италия
|
режиссеры: | Паоло Тавиани, Витторио Тавиани |
сценаристы: | Паоло Тавиани, Витторио Тавиани, Лев Толстой |
продюсер: | Джулиани Дж. Де Негри |
видеооператор: | Марио Мазини |
композитор: | Бенедетто Гилья |
художники: | Джанни Сбарра, Лина Нерли Тавиани |
монтаж: | Роберто Перпиньяни |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 мая 1972 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Лучше всего парадоксы эстетизации левого проекта выразили Паоло и Витторио Тавиани в своих фильмах «Петух святого Михаила» и «Аллонзанфан», снятых уже в 70-х, когда те из левых интеллектуалов и комбатантов, кто не ушел ни в легальную политику, ни в терроризм, находились в своеобразном духовном заточении, не имея возможности действовать, пытались сохранить иллюзию того, что политико-эстетический проект «новых левых» еще может быть реализован.
В фильме «Петух святого Михаила» режиссеры используют для обозначения этой ситуации точную метафору — Джулио (главный герой ленты) после провальной попытки организовать крестьянское восстание (события разворачиваются в середине ХIХ века) и, оказавшись в одиночной тюремной камере, — чтобы не сойти с ума — представляет себе, что он продолжает жить своей обычной жизнью: ходит на встречи с соратниками, читает, занимается научной деятельностью, хотя в реальности его окружают кирпичные стены. Этот прием построен на несоответствии видеоряда (четыре стены камеры) и якобы реальных звуков, производимых действиями персонажа (звуки шагов, шелест страниц и пр.), которые на самом деле плод фантазмов Джулио.
Тавиани строят структуру картины исключительно на символах: так, выбравшись из тюрьмы, Джулио плывет в одной лодке с карабинером и гребет (что символизирует сотрудничество с властью) и встречает лодку с молодыми революционерами, новым поколением, рассказывающих ему об изменениях, произошедших в обществе за время его заключения.
Так возникает метафора общественной ситуации после 1968 года: бывшие бунтари отрезаны от политической жизни, изолированы в интеллектуальном гетто, не способны найти общий язык с новым поколением. Горькой выглядит сцена в фильме, когда молодежь жестами просит Джулио заслонить карабинера, чтобы тот не увидел объятий юноши и девушки, а он воспринимает это как сигнал к побегу.
Тавиани начинают фильм со сцены, которая становится ясной лишь в русле всей концепции фильма: в детстве Джулио запирали в шкафу, где он пел песню о петухе святого Михаила — некий прообраз утопического сознания «новых левых», его наивной мечты о «меде с молоком» для всех.
На примере этого фильма видно, какое значение братья Тавиани придают воображению как составляющей левого сознания, именно воображение, грезы, мечты, деформирующие реальный образ вещей, создают ту ситуацию несоответствия желаемого и действительного, которая приводит к краху утопические проекты «новых левых».
30 ноября 2019
«Петух Св. Михаила» вряд ли может быть расценен как в своего рода предтеча следующего шедевра при всей схожести в судьбе центрального героя. В этой ленте как мало где братья выразились как поклонники изобразительного искусства — достаточно вспомнить построение кадров среднего плана на фоне старого городка или венецианских заливов. Краски, композиция, перспектива — все это вызывает массу ассоциаций с художественным наследием Аппенин. Броди не во всех фильмах так фактурен и выигрышно показан крупным планом. Нельзя не вспомнить «Овод», выглядящий на фоне истории и подтекста «Петуха» романтической безделушкой для подростков. Как примерно «Лавка древностей» сравнительно с романом Фейбера. И вместе с тем «Петуху» чего-то(самого малого) не хватает. М. б. фильм излишне рассудочен и производит впечатление слишком тотального авторского контроля за материалом: составные части — сценарий, картинки, пейзажи, образ сидельца не вполне заслужившего аплодисменты — как-то по отдельности сильнее целого. Не убежден, что финал при всей его эффектности не мог быть заменен на что-то более удачное. А так — ощущение навроде того, что братья устали и порвали пленку.
7 из 10
2 ноября 2011