Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Табачный капитан |
год: | 1972 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Игорь Усов |
сценаристы: | Н. Адуев, Владимир Воробьев |
продюсер: | А. Тарасов |
видеооператор: | Александр Дибривный |
композитор: | Игорь Цветков |
художники: | Игорь Вускович, Валентина Жук |
монтаж: | Мария Пен, Татьяна Шапиро |
жанры: | комедия, мюзикл, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 31 декабря 1972 г. |
на DVD: | 12 марта 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 20 мин |
Необычный во всех отношениях проект. Исторический мюзикл отправляет нас на несколько столетий назад. Зритель увидит Петра Первого и его сподвижников. Нехитрая история о ленивом боярине и его сметливом и талантливом холопе — это лишь повод для того, чтобы подарить зрителю несколько доброжелательных и наивных песен и остроумные диалоги. Конечно нет никакого удивления в том, что холоп окажется куда более полезен стране, нежели боярский сын.
А вот куда острее станет то, что сюжет заведет нас в Амстердам, где очаровательная мадам Ниниш, будучи хозяйкой отеля «Лев и кастрюля», выдаст «ни единой жалобы — сервис отличный у нас для иноземцев комфорт и уют». Недолгое появление Людмилы Гурченко озаряет эту ленту. Актриса идеально вписалась в эту полушутливую излишне театральную историю.
Ну а когда в кадре не было Гурченко бразды правления брал статный Владлен Давыдов. Его Петр Первый был интересен, справедлив, простодушен и хитер. Когда он не знал, что ответить, то не стеснялся обращаться за помощью к советнику. Давыдов возвышался над всеми остальными участниками действа, направляя и поддерживая их.
Лента вышла на Новый год — 31 декабря. Как и у многих других новогодних проектов тут не было особых острот. Все решал непринужденный стиль, музыкальные номера и простота подачи. А вот интерьеры и костюмы не позволяли ленте вырваться из сопоставлений с обычным театральным костюмированным водевилем.
Даже финальные пикировки с Петром Первым в которых его несколько раз пытались «поймать за неловко брошенные слова» не создали ничего выдающегося. В памяти остается лишь бравый Давыдов, который на своей природной харизме и актерском таланте выдавал выразительные цитаты: «слово то я давал боярыня, да вот девица не согласна».
Наверное лента бы выглядела совсем иначе, если бы в ней был морской простор, настоящие корабли и парусники, море, маяки. В таком случае вышел бы действительно знаменательный мюзикл. Только представьте себе как выразительно бы выглядели весы взвешивающие холопа и табак на фоне Петропавловской крепости. Но это был бы уже совсем другой, куда более значимый, фильм.
4 из 10
30 марта 2024
Всё-таки очень мне к душе сложившееся в нашей культуре чуть идеализированное, романтизированное восприятие Петра. Понимаю, что реальный Пётр был неоднозначнее, но вот как он подаётся зрителю-читателю неизменно привлекает: юный Петербург, осуществляемое планов громадьё, возможность всегда пробиться таланту. Всё это есть и в «Табачном капитане», приправленное пафосом - как и положено, музыкой, гротеском. Всё это мило и ненавязчиво перетекает друг в друга. И совершенно здесь не напрягает камерность декораций, точнее, практически их отсутствие. В этом тоже есть свой стиль - здесь ведь не просто нарисованный флот, здесь флот, нарисованный в стиле эпохи. Более того, именно эта нарисованность, камерность, театральность и создают физиономию фильма, его самость - вот история о том, как минус может дать плюс.
… Помню, когда в детстве смотрела, мне больше всего запомнился эпизод с Гурченко - ну песенка без сложных для ребёнка слов, платьешко красивенькое - а сейчас понимаю, что при всей гротескной манерности мадам Ниниш получилась в итоге совсем не плоской, а даже вполне драматичной героиней - ещё одна милота в копилочку слитых граней между пафосом и водевилем, гротеском и драмой в этом фильме.
27 июля 2023
Фильм-мюзикл «Табачный капитан» специально был снят к 300-летию со дня рождения Петра Первого. А ведь его могло бы и не быть, поскольку высокое кинематографическое начальство в Ленинграде тогда посчитало, что один хороший фильм про Петра уже был (в 1937 году) и этого вполне достаточно. Создателям картины пришлось даже жаловаться в ЦК партии, и оттуда пришла бумага с указанием «Снимать!».
Изначально снимать «Табачного капитана» должен был опытный режиссёр мюзиклов Роман Тихомиров, привыкший всё делать с большим размахом. Вплоть до того, чтобы построить под фильм настоящий флот. Однако, узнав небольшой размер сметы, выделенной «Ленфильмом» на данный проект, Тихомиров решил отказаться. Таким образом, кресло режиссёра перешло к другому мастеру по созданию музыкальных кинофильмов — Игорю Усову, которого устраивал любой бюджет. А зачем флот строить, если его можно запросто нарисовать? Что и исполнил с графическим блеском заслуженный художник Игорь Вускович.
Режиссёр Игорь Усов собрал вместе целое созвездие знаменитых артистов советского кино — Гурченко, Вицина, Фатееву, Филиппова, Трофимова, Давыдова. А вот в роли холопа Ивана (он же и есть «Табачный капитан») дебютировал Евгений Шапин. Первая роль и сразу самая главная! По иронии, он единственный из главных персонажей, кто в фильме не поёт, хотя Шапин был настоящим оперным певцом, впоследствии блистающим на сценах Большого и Мариинского театров, и Берлинской оперы. И даже говорил Шапин не своим голосом — закадровый текст его персонажа в фильме озвучивал всенародный «Шурик» Александр Демьяненко.
Важно уточнить, что фильм «Табачный капитан» был снят не по пьесе, а именно по мотивам одноимённой пьесы Николая Адуева, написанной ещё в 1944 году. По мотивам, потому что первоначальный сценарий был сильно «почищен» режиссёром Игорем Усовым и замечательным поэтом Яковым Голяковым, ставшим, по сути, новым автором либретто и текстов всех песен. По горячим следам, сразу после выхода фильма, Яков Голяков подготовил сценарий уже для грамзаписи. Все вокальные номера, искалеченные киноцензурой, были восстановлены. Что нельзя было на глаз, оказалось, можно на слух. И в 1973 году на фирме «Мелодия» вышла пластинка с музыкально-литературной композицией по фильму «Табачный капитан», сейчас бы это назвали саундтреком.
Избалованного Голливудом и современными технологиями зрителя следует предупредить, что фильм «Табачный капитан» поставлен и снят в жанре телеспектакля. Поэтому и воспринимать его нужно не как художественный фильм, а как театральную постановку специально для ТВ.
13 декабря 2016