Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 5.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Папесса Иоанна |
английское название: |
Pope Joan |
год: | 1972 |
страна: |
Великобритания
|
слоган: | «Heresy ... or history ?» |
режиссер: | Майкл Андерсон |
сценарий: | Джон Брайли |
продюсеры: | Курт Унгер, Дэниэл Унгер, Леонард С. Лэйн, Джон Брайли |
видеооператор: | Билли Уильямс |
композитор: | Морис Жарр |
художники: | Аурелиу Ионеску, Норман Дорме, Джоан Бридж, Элизабет Хэффенден, Ортенсия Георгеску, Эллиот Скотт |
монтаж: | Билл Ленни |
жанры: | драма, биография, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 августа 1972 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 12 мин |
Через несколько лет после весьма достойной ленты 'Башмаки рыбака' Майкл Андерсон взялся за экранизацию про Папессу Иоанну. 'Башмаки' я безмерно уважаю. Он показал значимость церкви вообще и католической церкви в частности, предложил интересный сюжет на основе реальных историй и домыслил финал. Вышло возвышенно и вдохновенно. Можно было критически оценивать детали, но в целом, все, что было связано с религией было представлено в этом фильме позитивно.
Кардинальным образом все изменилось в 'Папессе Иоанне'. За основу была взята информация неподтвержденная. Не более, чем предание позволяло предположить, что папский престол в 872 году заняла женщина...
Соответственно нам показывают путь женщины, которая решила избрать церковь своим служением. Она сталкивается и с изнасилованиями, и с искушениями, и с многими другими испытаниями. Как итог мы получаем человека с железным характером, похожим на Макиавелли по принимаемым решениям. И все это вполне правдоподобно... Только вот все определяют нюансы.
Из искушений нам более всего показывают вопросы секса. Такие значимые вопросы, как гордыня и честолюбие будто исчезают.
Папа Римский Лев IV, предложенный Тревором Ховардом, более походит вовсе не на католика. Перед нами циничный англиканец, скептически оценивающий все происходящее вокруг него.
Подобная трактовка здорово обедняет ленту. Из всего спектра возможных парадигм развития выбираются самые примитивные, упрощающие характеры персонажей.
Особо следует отметить и вопросы актерской игры. Франко Неро уже имел определенный опыт в исторических лентах после 'Камелота' и вдохновенно исполнил роль не очень умного, но смекалистого властителя. Он строит свои отношения с Иоанной на противоречивом сочетании уважения к престолу и страсти. И подобное прочтение роли едва ли может вызывать какие либо вопросы.
Другое дело актерская игра Лив Ульман. От нее в этой роли требовалось сыграть нечто выдающееся. Уверен, что на бумаге сценарий этого фильма давал основания сравнивать ее персону с Жанной д'Арк. Это была большая возможность для карьерного прорыва актрисы.
Однако, Лив в большинстве значимых сцен просто зачитывала текст. Перед нами была техничная театральная артистка, но никак не монахиня.
В завершение ко всему, Максимиллиан Шелл, исполняющий роль его преданного товарища, кажется также был весьма отгорожен эмоционально от своего персонажа. Глуповатая улыбка, осторожные движения... А ведь и образа как такового тут и не было. Не было бесед об искушениях, добре и зле.
Таковы были буйные семидесятые. Сейчас столь смелая экранизация была бы немыслима. Продюсеры опасались бы негодования зрителей и судебных исков, связанных с достаточно однозначной оценкой религиозных вопросов.
Впрочем... Не увидел я в этой картине и проявления творческой свободы или исполнительского изящества. Скорее - обилие провокаций и показную ограниченность. И ведь подобный фильм был создан тогда, когда снимали Пазолини. В сравнении его работы выглядят будто с иной планеты
4 из 10
23 октября 2023
Не собирался писать про этот фильм, если бы не удивительный сюжет, а точнее его финальная часть.
Существует преинтереснейшая легенда, повествующая, что один из Римских Пап на самом деле был женщиной. На основе ее и сделано это кино.
И вот бедная девица начинает свой карьерный путь наверх. Начинает она с того, что удивляет окружающих умением читать будучи ребенком, и со своим отцом они показывают этот фокус в каждой таверне. Папанька ее миссионер, так что праведных речей ребенок наслушался вдоволь. Через некоторое время отец отправляется на небеса, что выливается для девицы Иоанны в немедленное изнасилование его помощничками. Долго ждали небось.
В общем пошла девица от такой жизни в монастырь, где через некоторое время останавливается проезжающий мимо, не кто иной как Карл Великий, со своими детками — Лотарем и Людовиком. Недолго думая вознамерилась наша героиня закрутить с последним интрижку, но вот беда — духу не хватило. Людовик (впоследствии Благочестивый) находит себе другую монашку. Иоанне же приходится довольствоваться мечтами о прекрасном принце в собственной келье.
Через некоторое время в монастырь приезжают какие-то язычники и режут-насилуют направо и налево. Фильм в целом оказался весьма мрачноватым, надо сказать. Чудом сбежавшая Иоанна понимает, что женская доля уж очень плоха, ну и переодевается в мужика. После определенной череды событий она уже личный секретарь Папы, затем выбрана единогласно новым папой Иоанном с роковым 13-м нумером.
Теперь то, к чему я все это. Новоиспеченный Император Людовик приезжает в Рим, где, в приватной обстановке распознает в главе католической церкви девицу Иоанну. Теперь нас ждет поцелуй двух главных героев, а именно: Императора Священной Римской Империи и его святейшества Папы Римского!. Я был просто в восторге от этого честно говоря.
Вот такое вот очаровательное кино раньше снимали. Не могу при всей бредовости сказать, что оно мне не понравилось. Фильм атмосферный, интересный, местами откровенно-жесткий, без лишних соплей. Актриса играющая главную роль отлично справляется с задачей превращения персонажа из затюханой девицы в волевого и сильного человека. Прямо загляденье.
8 ноября 2009