Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Малолетка |
английское название: |
Wildwechsel |
год: | 1972 |
страна: |
Германия (ФРГ)
|
сценарий: | Франц-Ксавер Крёц |
продюсеры: | Герхард Фройнд, Рольф Дефранк |
видеооператор: | Дитрих Ломанн |
композитор: | Пер Рабен |
художник: | Курт Рааб |
монтаж: | Теа Эймеш |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 550000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 декабря 1972 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 42 мин |
Показ фильма, созданного изначально для немецкого телевидения, вызвал большой скандал в связи с жестокостью темы.
Если заглядывать в фильмографию Фассбиндера на IMDb, то периодически в ней можно обнаруживать новые творения. Это говорит о том, что до сих пор неизвестно, сколько же всего он наснимал. Главная сложность составления фильмографии Фассбиндера — это его эксперименты с театрами и телевиденьем, которые он создавал между кинофильмами. В нынешнее время, в интернете начали всплывать оцифрованные записи с видеокассет — так народ получил возможность ознакомиться с прежде неизвестными шедеврами. И один из них я рассмотрю фильм «Малолетка».
Это социальная драма из подростковой жизни. Тема запретной, точнее сказать — нестандартной любви — молодой человек и несовершеннолетняя девушка влюбляются друг в друга, заканчивается их роман беременностью, а это уже повод для осуждения их отношений со стороны родителей и общества…
В какой-то степени, Ханни напомнила мне Лолиту, только чересчур пошлой и жестокой. Она чувствует себя достаточно взрослой, чтобы вступить в сексуальные отношения с 19-летним Францем. А он понимает, что Ханни еще мала, но она настаивает. Единственные люди, которые не понимают, что Ханни — сексуальное существо, являются ее консервативные родители. Папа, который превосходит себя нацистом, провоцирует трагедию, обвиняя свою дочь в разрушении их жизней. Но кто бы мог подумать, что маленький и злой человечек подстроит перед людьми Звериную тропу?..
Фассбиндер заставляет аудиторию чувствовать себя виновной в том, что наблюдала за голой 14-летней девочкой (хотя мы знаем, что ее роль исполняла 18-летняя актриса Ева Маттес), занимающейся сексом. Фильм очень эмоционален, хотя не дает сочувствовать ни одному из четырех персонажей…
7,8 из 10
1 мая 2012
Один из самых малоизвестных фильмов Райнера Вернера Фассбиндера рассказывает о вечном: проблема взаимопонимания отцов и детей была, есть и будет одной из самых острых для человечества. Известно, что у самого режиссера было весьма сложное детство, и воспитывался он матерью, которая позволяла себе приводить в дом юных любовников, кроме того, уже в юные годы будущий гений познакомился с криминальным миром Мюнхена. В своих воспоминаниях Фассбиндер рассказывал о том, что в идеале, дети «должны расти как цветы», но реальность, как известно, была далека от идеала.
К каким цветочкам отнести главную героиню этого фильма, 14-летнюю Ханни, решать зрителю, но ближе всего она к опасным разновидностям ядовитых растений, которые обвивают свою жертву и начинают ее жалить. Но пока что она мирно живет с родителями, совершенно обычной семьей, не очень богатой, не очень счастливой, консервативной, в общем, крайне среднестатистической.
Все меняется, когда первые желания не по годам созревшей Ханни воплощаются во Франце, на заднем сидение мотоцикла которого она, кажется, находит понимание и счастье. Остается маленькая проблема — ее собственный возраст, однозначно определяющий данные отношения как нелегитимные. Против современных Ромео и Джульетты добропорядочное немецкое общество выступает практически единым фронтом, и во главе — отец Ханни, но та не желает подчиняться отцовским наказам и начинает двойную, а то и тройную игру.
Вообще в этом фильме, пожалуй, положительных героев и нет, а самым отрицательным является провокаторша Ханни, даже внешне довольно далекая от образа юной нимфетки. Ханни одновременно воплощает в себе все худшее от взрослых и детей — она жестока, капризна, легкомысленна, но уже обладает опытом и умеет манипулировать людьми. И это совсем не дева Мария, настойчиво мелькающая в кадре, это скорее дитя Сатаны, который явно приложил руку к этой истории. Поэтому крест, висящий на шее главного героя — не более чем жестокая насмешка над зрителем.
Фильм содержит намеренно откровенные сцены, которые подчеркивают аморальность событий и вызывают скорее неприятное ощущение, чередуясь с картинками мясоперерабатывающей фабрики, где трудится главный герой. Подобные приемы Фассбиндер не раз проделывал с аудиторией, мучая ее то долгими неподвижными планами, то отсутствием декораций. Здесь нас ждут испытания подростковым эротизмом и семейными сценами.
Конфликты периодически происходят, и во время одного из них, как долгожданное следствие, отец сильно бьет Ханни. Она ему это не прощает и ступает на ту самую «звериную тропу», а именно так дословно переводится немецкое название фильма. И конечно, искреннее возмущение вызывает тот факт, что цель в данном случае тем более не оправдывает средства, ведь у главных героев вовсе не любовь, а лишь гормоны, влечение, которое быстро проходит. Но последствия легкомысленных поступков могут быть поистине страшными…
Какая в итоге мораль? Все нужно делать вовремя, воспитывать детей в том числе, хотя чаще всего бывает уже слишком поздно. В основном поэтому впечатления от фильма в целом очень тяжелые, что, к счастью, не отменяет великолепный стиль немецкого режиссера.
8 из 10
29 марта 2010