Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Льды уходят в океан |
год: | 1972 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Надежда Марусалова, Сергей Майоров |
сценарий: | Пётр Лебеденко |
видеооператор: | Олег Манохин |
композитор: | Евгений Птичкин |
художник: | Сергей Сафронов |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 36 мин |
«Льды уходят в океан. Они исчезают в нём, не оставляя следов. Но человек большой души идёт к людям и отдаёт им всю щедрость своего сердца, оставляя след своих добрых дел».
Во многих фильмах повторяется одна и та же тема: конфликт героя, стремящегося объединиться на уровне своей души с другими, и персонаж, который идёт в противоположном направлении — в сторону отделения себя от общества, живущего корыстными интересами, ради своего эго. Причём, сначала на короткой дистанции выигрывает именно эгоист, обладающий волей, пробивным талантом, хитростью и умением лавировать.
Марк пришёл в бригаду сварщиков-докеров. Бригада прославленная. О ней пишут в газетах. Бригадира Илью Беседина везде ставят в пример. Всегда на самых трудных заказах его бригада. И в заработках тоже впереди.
Как только появляется Марк, возникает конфликт, который меняет всю ситуацию в корне. Выясняется, что не так уж всё хорошо в бригаде. И моральный климат слабоват. И общности взглядов здесь нет. Бригадир ведёт себя как вожак в стае: всё и всех подчиняет своей воле, не терпит никакого неповиновения, никакого самостоятельного суждения. Заказы выбирает не по срочности и важности их для завода, для порта, а по выгоде для себя и бригады. В лице Марка он видит угрозу своей власти: Марк имеет квалификацию не ниже бесединской. И Марк сразу высказывает несогласие с политикой бригадира, когда тот отказывается от срочного ремонта танкера на плаву, который в море терпит бедствие. Работа не является выгодной для кармана бригады.
Илья Беседин готов много работать, перевыполнять план, работать сверхурочно, если ему будут хорошо платить, оказывать почести, и будет укрепляться его власть. Общее государственное дело его не волнует. Его не интересует как его работа согласуется с интересами завода. Потому что его территория заканчивается на уровне бригады. Он о своей бригаде заботится только потому, что это его территория, которая его кормит, его возвеличивает. Он старательно защищает эту территорию от посягательств других. Он волк-одиночка. Он живёт своими животными инстинктами. И любит читать произведения Джека Лондона.
Марк расставляет приоритеты по-другому. Танкер попал в беду. Его надо спасать. Это дело его, потому что он чувствует себя частью этого общества, этого государства. Для него благополучие государства важнее его личного, сиюминутного. И он мыслит стратегически. Если государство успешно развивается, то польза от этого всем и лично ему, Марку. Может быть, не всегда сразу, но общие усилия всех — это и благо для всех ныне живущих и будущих поколений. Наплевательское отношение к общему делу может дать сиюминутный выигрыш. Но потом, если каждый работает только на себя, общество начнёт деградировать, распадаться и проиграют все. Это как в трудный год съесть все запасы, ничем себя не ограничивая, а потом умереть от голода.
В душе каждого человека есть что-то большее, чем просто желание заработать. Есть естественная потребность ощущать своё единство с миром, с людьми. Но иногда это чувство спит. И просыпается только тогда, когда появляется на горизонте человек с большой щедрой душой. Не случайно, поэтому, говорят, что несколько святых могут спасти город. Святые — это и есть щедрые душой бескорыстные люди. И именно такие люди оставляют свой след в душах и сердцах людей. А льды уходят в океан, не оставляя следов. Щедрым быть выгоднее. Не так ли?
10 декабря 2015