Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Иванов катер |
год: | 1972 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Марк Осепьян |
сценарий: | Борис Васильев |
видеооператор: | Михаил Якович |
композиторы: | Борис Соколов, Евгений Бачурин |
художники: | Николай Емельянов, Эмма Малая, Андрей Валерианов |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
Фильм представляет нам два взгляда на общественные взаимоотношения - ну, как это видится из 'окопа' представителей культурной среды. Оба жизненны и достоверно воплощены на экране. Один, представленный Просоловым, о построении своих координат, не обращая внимание на окружающих. Второй, Бурлакова, построен на понимании взаимодействий с окружающими. И авторы однозначно становятся на точку зрения последнего, всеми приёмами показывая ущербность позиции персонажа Юрия Орлова. Но единственное, что могут 'предъявить' ему творцы это само-обеляющий выпад на суде, всё остальное существует только в словах и ощущениях окружающих. Но Просолов, по сути, совершив, вполне бурлаковский поступок - повёз пассажиров в город, посадил, не по своей вине, катер на мель подвергся общественной обструкции, а герой Вельяминова при выполнении опасного манёвра, искалечив члена экипажа, считается героем! И речь Просолова принята зрителем была бы по иному проговори он подводку к обличению Бурлакова - что я сделал отличного от того что делает Иван? А ещё стоит упомянуть об общественных ресурсах - топливе, которое расходуется на различные 'личные' нужды и даже тоннами ликвидируется по ненадобности. Девятнадцатью годами ранее поехали бы ёлки валить и Сергей, с его личной системой координат и Иван сотоварищи, как расхитители. Или вот - попробуй сейчас сходить на катере не по работе или скосить чужое - расправа будет быстрой и однозначной, без сантиментов. Но время выхода фильма другое - в искусстве материализм ушёл на третий план уступив неясным ощущениям, чувствам и понятиям. А без объективной картины социума, контроля со стороны коллектива понятия быстро превращаются в 'понятия' и следует быстрая деградация общества до 'семей', 'группировок' и 'блатных'. Так, что персонаж Орлова враг лишь себе - никто не любит не гибких в общении людей, а капитан Бурлаков это коррозия разъедающая социум. Но деятели искусства находясь внутри этого общества и имея такие же пятна разложения лишь лакируют их оправдывая себя, выставляя на показ как достоинства. Это всё происходит от недостатка понятийного научного аппарата и культивируемых чувственных ощущений у деятелей культуры.
Чего же не понимали авторы? Возьмём мат. сторону вопроса - по невозможность такой траты общественных ресурсов 19 лет назад, в связи с чётким контролем и пропагандой ответственности основанной на понимании того что народное выше личного, уже понятно. А как бы решались вопросы с инвалидом, сеном, проездом в город? Как и теперь - деньгами, только помощь шла непосредственно от предприятия, из дополнительных фондов появляющихся от повышения производительности труда, ну от уменьшения простоя с обучением радистов, хотя бы. И всё так и было ещё четырнадцать лет назад до создания фильма.
А как же решить, казалось бы, неразрешимый конфликт между главными героями, между которыми, как между крайностями, мечется невозможно женственно-чувственная Еленка - героиня Талызиной? Только в коллективе можно примирить эти два видения взаимоотношений и применить их для пользы делу. Месткомы, парткомы, собрания коллектива, товарищеские суды всё это работая должным образом способствовало выработки конкретных законов по взаимоотношениям в группе людей - писаных законов, изменяемых в соответствии с ситуацией(есть пароход в город/нет его, есть или нет тёлочка и т.п.). Такое решение предлагалось государством, освещалось в творческих работах, опять же, ещё за 14 лет до выхода данной картины. Но государство ушло из этой сферы отдав его на 'откуп' 'тонкочувствующим' но смутно понимающим.
6 из 10
2 октября 2021
«Второй фильм режиссера Марка Осепьяна, получившего к тому времени известность по фильму «Три дня Виктора Чернышева», был запущен в производство в 1970, а в августе 1972 после многих переделок был завершён. Бесконечные споры с администрацией студии и сценарно-редакционной коллегией Госкино СССР завершились тем, что в марте 1973 режиссер получил официальное письмо от Председателя Госкино СССР Ермаша Ф. Т. о прекращении каких-либо действий по отношению к фильму. Картине была установлена четвертая группа по оплате (197 копий), что явилось официальным основанием ее «замораживания». Показы 1974 года, тем не менее, собрали 1,0 млн. зрителей. В 1987 году фильм был восстановлен и выпущен на экран» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИНО.
У фильма очень и очень непростая судьба. Но почему? И снимал её успешный режиссёр, и актёрский состав весьма внушительный. Тогда откуда такое отношение тогдашних госчиновников?.. Ответить можно по-разному. Конечно, секундный эпизод с обнажённой грудью Валинтины Тализиной — это не причина. (Могли просто вырезать и забыть.) Дело здесь гораздо глубже. На протяжении всего фильма неоднократно проскальзывали реплики, содержание которых можно трактовать двояко: это и слова о прогульщице («У нас — все добренькие!»), и разговор о судьбе парализованного матроса («Судиться надо с государством!»), и «левый» рейс катера, и т. д.
Но и это, наверное, не главное. Разговоры — лишь фон, на котором Марк Осепьян показывает историю «перекати-поля» — Сергея Прасолова. Человека, для которого собственное «Я» превыше всего остального. В сугубо личных интересах, он будет и говорить и действовать так, чтобы поиметь максимальную выгоду от окружающих. Отсюда и его якобы «обличительная» речь на собрании. (Лучший способ защиты — это нападение.) Получается, что такой вот антигерой — подлец и подонок — Сергей Прасолов — это и есть «главный строитель коммунизма», потому что он больше всех заботится об интересах государства! Но парадокс в том, что такой «строитель» никому не нужен.
Замечательный актёрский состав лишь придал этой истории и глубины и выразительности. «Проходных» персонажей здесь нет. Все они одинаково значимы. И Иван Бурлаков — неподражаемый Пётр Вельяминов, снявшийся в этом же году в «Командире счастливой «Щуки», и Еленка — Валентина Тализина — девушка с очень непростой судьбой, и Николай Николаевич — Афанасий Кочетков — друг детства Ивана, и «сказочный» Евгений Лебедев в роли Игната Григорьевича, и, конечно, Сергей Павлович Прасолов в исполнении Юрия Орлова, к сожалению, снимавшегося в кино так недолго.
И в заключении. Фильм снят по повести Бориса Васильева «Иванов катер» — очень интерсном произведении, в котором тема, поднятая в фильме, даётся и с «прологом» и с «послесловием». Поэтому заинтересовавшемуся зрителю я бы посоветовал прочитать повесть, тогда многие моменты фильма прояснятся за счёт глубины авторского текста: «Он был немолод. От хромоты в левой ноге чуть сутулился и при ходьбе привычно выносил вперед правое плечо. Морщины избороздили до черноты загорелое лицо, и особенно много их набежало возле глаз, словно человек этот всю жизнь смотрел против ветра.» Б. Васильев ИВАНОВ КАТЕР
17 декабря 2013