Иванов катер
7.2
7.6
1972, драма
СССР, 1 ч 32 мин
6+

В ролях: Пётр Вельяминов, Валентина Талызина, Афанасий Кочетков, Игорь Пушкарев, Евгений Лебедев
и другие
В тесном кубрике катера, капитаном которого давно ходит Иван Бурлаков и где матросом работает Еленка, вовсе не в шутку называемая им женой, появляется новый работник — помощник капитана Сергей. Внешне энергичный и открытый, он быстро добивается любви Еленки. И также быстро — увольнения Ивана...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Иванов катер

год: 1972
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Михаил Якович
композиторы: ,
художники: Николай Емельянов, Эмма Малая, Андрей Валерианов
жанр: драма
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 6+
Длительность: 1 ч 32 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзывы критиков о фильме «Иванов катер», 1972

Оба неправы и спасибо за ТАКУЮ Талызину!

Фильм представляет нам два взгляда на общественные взаимоотношения - ну, как это видится из 'окопа' представителей культурной среды. Оба жизненны и достоверно воплощены на экране. Один, представленный Просоловым, о построении своих координат, не обращая внимание на окружающих. Второй, Бурлакова, построен на понимании взаимодействий с окружающими. И авторы однозначно становятся на точку зрения последнего, всеми приёмами показывая ущербность позиции персонажа Юрия Орлова. Но единственное, что могут 'предъявить' ему творцы это само-обеляющий выпад на суде, всё остальное существует только в словах и ощущениях окружающих. Но Просолов, по сути, совершив, вполне бурлаковский поступок - повёз пассажиров в город, посадил, не по своей вине, катер на мель подвергся общественной обструкции, а герой Вельяминова при выполнении опасного манёвра, искалечив члена экипажа, считается героем! И речь Просолова принята зрителем была бы по иному проговори он подводку к обличению Бурлакова - что я сделал отличного от того что делает Иван? А ещё стоит упомянуть об общественных ресурсах - топливе, которое расходуется на различные 'личные' нужды и даже тоннами ликвидируется по ненадобности. Девятнадцатью годами ранее поехали бы ёлки валить и Сергей, с его личной системой координат и Иван сотоварищи, как расхитители. Или вот - попробуй сейчас сходить на катере не по работе или скосить чужое - расправа будет быстрой и однозначной, без сантиментов. Но время выхода фильма другое - в искусстве материализм ушёл на третий план уступив неясным ощущениям, чувствам и понятиям. А без объективной картины социума, контроля со стороны коллектива понятия быстро превращаются в 'понятия' и следует быстрая деградация общества до 'семей', 'группировок' и 'блатных'. Так, что персонаж Орлова враг лишь себе - никто не любит не гибких в общении людей, а капитан Бурлаков это коррозия разъедающая социум. Но деятели искусства находясь внутри этого общества и имея такие же пятна разложения лишь лакируют их оправдывая себя, выставляя на показ как достоинства. Это всё происходит от недостатка понятийного научного аппарата и культивируемых чувственных ощущений у деятелей культуры.

Чего же не понимали авторы? Возьмём мат. сторону вопроса - по невозможность такой траты общественных ресурсов 19 лет назад, в связи с чётким контролем и пропагандой ответственности основанной на понимании того что народное выше личного, уже понятно. А как бы решались вопросы с инвалидом, сеном, проездом в город? Как и теперь - деньгами, только помощь шла непосредственно от предприятия, из дополнительных фондов появляющихся от повышения производительности труда, ну от уменьшения простоя с обучением радистов, хотя бы. И всё так и было ещё четырнадцать лет назад до создания фильма.

А как же решить, казалось бы, неразрешимый конфликт между главными героями, между которыми, как между крайностями, мечется невозможно женственно-чувственная Еленка - героиня Талызиной? Только в коллективе можно примирить эти два видения взаимоотношений и применить их для пользы делу. Месткомы, парткомы, собрания коллектива, товарищеские суды всё это работая должным образом способствовало выработки конкретных законов по взаимоотношениям в группе людей - писаных законов, изменяемых в соответствии с ситуацией(есть пароход в город/нет его, есть или нет тёлочка и т.п.). Такое решение предлагалось государством, освещалось в творческих работах, опять же, ещё за 14 лет до выхода данной картины. Но государство ушло из этой сферы отдав его на 'откуп' 'тонкочувствующим' но смутно понимающим.

6 из 10

2 октября 2021

Где он, мой берег?..

«Второй фильм режиссера Марка Осепьяна, получившего к тому времени известность по фильму «Три дня Виктора Чернышева», был запущен в производство в 1970, а в августе 1972 после многих переделок был завершён. Бесконечные споры с администрацией студии и сценарно-редакционной коллегией Госкино СССР завершились тем, что в марте 1973 режиссер получил официальное письмо от Председателя Госкино СССР Ермаша Ф. Т. о прекращении каких-либо действий по отношению к фильму. Картине была установлена четвертая группа по оплате (197 копий), что явилось официальным основанием ее «замораживания». Показы 1974 года, тем не менее, собрали 1,0 млн. зрителей. В 1987 году фильм был восстановлен и выпущен на экран» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИНО.

У фильма очень и очень непростая судьба. Но почему? И снимал её успешный режиссёр, и актёрский состав весьма внушительный. Тогда откуда такое отношение тогдашних госчиновников?.. Ответить можно по-разному. Конечно, секундный эпизод с обнажённой грудью Валинтины Тализиной — это не причина. (Могли просто вырезать и забыть.) Дело здесь гораздо глубже. На протяжении всего фильма неоднократно проскальзывали реплики, содержание которых можно трактовать двояко: это и слова о прогульщице («У нас — все добренькие!»), и разговор о судьбе парализованного матроса («Судиться надо с государством!»), и «левый» рейс катера, и т. д.

Но и это, наверное, не главное. Разговоры — лишь фон, на котором Марк Осепьян показывает историю «перекати-поля» — Сергея Прасолова. Человека, для которого собственное «Я» превыше всего остального. В сугубо личных интересах, он будет и говорить и действовать так, чтобы поиметь максимальную выгоду от окружающих. Отсюда и его якобы «обличительная» речь на собрании. (Лучший способ защиты — это нападение.) Получается, что такой вот антигерой — подлец и подонок — Сергей Прасолов — это и есть «главный строитель коммунизма», потому что он больше всех заботится об интересах государства! Но парадокс в том, что такой «строитель» никому не нужен.

Замечательный актёрский состав лишь придал этой истории и глубины и выразительности. «Проходных» персонажей здесь нет. Все они одинаково значимы. И Иван Бурлаков — неподражаемый Пётр Вельяминов, снявшийся в этом же году в «Командире счастливой «Щуки», и Еленка — Валентина Тализина — девушка с очень непростой судьбой, и Николай Николаевич — Афанасий Кочетков — друг детства Ивана, и «сказочный» Евгений Лебедев в роли Игната Григорьевича, и, конечно, Сергей Павлович Прасолов в исполнении Юрия Орлова, к сожалению, снимавшегося в кино так недолго.

И в заключении. Фильм снят по повести Бориса Васильева «Иванов катер» — очень интерсном произведении, в котором тема, поднятая в фильме, даётся и с «прологом» и с «послесловием». Поэтому заинтересовавшемуся зрителю я бы посоветовал прочитать повесть, тогда многие моменты фильма прояснятся за счёт глубины авторского текста: «Он был немолод. От хромоты в левой ноге чуть сутулился и при ходьбе привычно выносил вперед правое плечо. Морщины избороздили до черноты загорелое лицо, и особенно много их набежало возле глаз, словно человек этот всю жизнь смотрел против ветра.» Б. Васильев ИВАНОВ КАТЕР

17 декабря 2013

Драма Иванов катер появился на телеэкранах в далеком 1972 году, его режиссером является Марк Осепьян. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Пётр Вельяминов, Валентина Талызина, Афанасий Кочетков, Игорь Пушкарев, Евгений Лебедев, Владлен Паулус, Степан Крылов, Антонина Богданова, Вера Ивлева, Владимир Сергиенко, Надежда Семенцова, Борис Гитин, Александр Гречаный, Юрий Новиков, Юрий Прокопович.

Страна производства - СССР. Иванов катер — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 6 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.