Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Гроссмейстер |
год: | 1972 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Сергей Микаэлян |
сценарий: | Леонид Зорин |
видеооператор: | Евгений Мезенцев |
композитор: | Вениамин Баснер |
художник: | Борис Бурмистров |
жанры: | драма, биография, спорт |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 августа 1973 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Как так могло сложиться, что этот прекрасный фильм так и не получил признания? Его не вспоминают. Будто и не было. Нет и больших призов.
И виноваты в этом вовсе не талантливый режиссер Микаэлян и гениальный артист Мягков. Причиной послужил отъезд из СССР шахматиста Корчного, сыгравшего одну из ролей. После чего фильм сняли с проката и дружно позабыли. Это очень несправедливо, ибо картина авторская, личная, добрая.
Микаэлян умудрился вместить в полтора часа экранного времени драматическую историю жизни человека для которого шахматы стали единственной пружиной, поддерживающей жизнь, спасительным стимулом. Уже сразу, с самых первых минут появления его отца (блестящий эпизод Солоницына) нас вовлекают в сложную психологическую комбинацию. Далее — с каждым разом узел будет затягиваться все туже.
Взаимодействие героя с его роковой дамой Еленой будет «смикшировано» с его непростыми шахматными размышлениями. И каждый последующий момент будет отсылать нас к раннему детству героя. Сможет ли он преодолеть тормозящие его сбои?
Так что фильм получился глубоким и мощным, одновременно и холодным, и трогательным. Ну а я, как зритель могу восхищенно вспоминать каждый фрагмент с Виторганом (уж слишком интересным и откровенным получился персонаж) и моменты матча, каждый уход Мягкова в себя получился изящным экзерсисом. И еще, Микаэлян сумел показать шахматы динамичным времяпровождением. Это не так уж и просто.
9 из 10
21 февраля 2021
Значение шахмат для советских людей трудно переоценить. Надо понимать, что во времена СССР уличных шоу не было, ну разве что только митинги 7 ноября. Не было ни гей-парадов, ни всяких концертов «Бони М» на Красной площади, ни пикников «Афиши». Поэтому народ собирался и вместо концертов и шоу смотрел на огромные шахматные доски, на которые в реальном времени проецировались партии между Алёхиным и Капабланкой, Карповым и Фишером и другими мастерами спорта. И это казалось таким увлекательным, что тысячи людей по полдня мокли под дождём, пялясь на дебюты и эндшпили.
Соответственно, и фильмы про шахматы были весьма популярными; «Гроссмейстер» — не исключение.
Главный герой в исполнении Андрея Мягкова — гроссмейстер, который играет ради процесса, а не ради победы. Если есть альтернатива — уныло выиграть турнир или красиво проиграть, он проигрывает и скачет-радуется как дурак.
Но это до поры до времени. Вскоре наш герой женится на главной стерве-интеллектуалке советского кино Ларисе Малеванной, а у той эти красивые проигрыши вызывают исключительно раздражение — ей нужен самец-победитель, а не заумный эстет. С эстетом она отказывается иметь дело и предаваться плотским утехам.
Что же выбрать — шахматные эксперименты с конями и слонами или постельные эксперименты с Малеванной? Для нас, людей, далёких от шахмат, ответ очевиден. Но для настоящего гроссмейстера — увы, нет.
20 декабря 2018
Снятая по сценарию Леонида Зорина и получившая не одну награду, хорошая спортивная драма.
Не самая лучшая, но вполне удачная роль Андрея Мягкова. Кроме него задействованы прекрасные актеры Михаил Казаков, Эммануил Виторган, Лариса Малеванная. В качестве камео в фильме снимались известные советские шахматисты М. Таль, Ю. Авербах, А. Котов, М. Тайманов, Пауль Керес. Роль тренера главного героя, на мой взгляд, очень хорошо сыграл В. Корчной. Печальная судьба фильма связана с тем, что после невозвращения Корчного в 1976 году фильм был снят с проката.
Скорее всего, не случайна фамилия главного героя — Хлебников — которая ассоциируется с чем-то мягким, податливым, теплым. Уж никак не с холодным рассудком шахматной партии. И в фильме герою Мягкова удалось показать искреннюю и теплую любовь к шахматам. Одновременно это и фильм о творческом росте, о преодолении самого себя и о том, как все-таки остаться самим собой, не изменить себе.
Понравилось:
- Явно хороший сценарий. В фильме охвачены и раскрыты все необходимые линии человеческой жизни: детство и юность; любовь; недостатки характера и его преодоление; взлеты и падения профессиональной карьеры.
- Хорошая завязка фильма и, в частности, сцена с отцом героя.
- Насыщенные диалоги с философским подтекстом.
- Главный герой — реальный человек со своими сильными чертами и недостатками. Хороший воодушевляющий фильм для тех, кто надолго «застрял» в неудачниках.
Не понравилось:
- В фильме неадекватно показана физическая подготовка (а, точнее, ее полное отсутствие) советских спортсменов к соревнованиям союзного и международного масштаба.
- При всей логичности, последовательности и полнокровности сюжета, в фильме все-таки чего-то не хватает. Он оставляет среднее впечатление.
Вердикт:
Очевидно, что такие фильмы нужны. Благодаря таким фильмам в стране, где в шахматы играли в каждом дворе и в каждом парке, у нас были Алехины, Ботвинники, Смысловы, Тали, Карповы и Каспаровы.
7,5 из 10
20 августа 2017
К сожалению, фильм снят на ту самую плёнку, которая почему-то вся трещит, переливается царапинами, всякими закорючками. Но тем не менее, этот фильм про шахматы и шахматистов.
Фильмов про шахматы в советское время сняли всего два. Это очень мало. Помимо «Гроссмейстера» есть ещё «Белый снег России», повествующий о жизни четвёртого чемпиона мира Александра Алёхина. Может быть, есть и ещё советские художественные фильмы о шахматах, но наиболее известные эти два. Это мало, учитывая, что в советское время чемпионами мира становились сплошь советские же гроссмейстеры. Были впереди планеты всей.
Фильм «Гроссмейстер» не откроет для зрителя какой-то глубокой драмы. В центре кинокартины шахматист, идущий к званию гроссмейстера. Слегка невнимательный, где-то невезучий, но целеустремлённый и трудолюбивый. Кроме его побед и поражений на шахматной арене показываются его отношения с женщиной. Она так и не убедила себя в том, что её место в его жизни всегда будет только под номером «2» после шахмат. А он так и не смог водрузить на первое место что-то кроме шахмат. Ей нужен только победитель. Ему нужно только играть и пусть даже не всегда выигрывать. В общем, они разные и об этом тоже расскажет фильм.
Думаю, стороннему человеку, не очарованному древней логической игрой, вряд ли будет интересно смотреть этот фильм. Но тем, кто интересуется шахматами, посмотреть стоит.
7 из 10
9 марта 2013