Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дьявол в мозгу |
английское название: |
Il diavolo nel cervello |
год: | 1972 |
страны: |
Франция,
Италия
|
режиссер: | Серджо Соллима |
сценаристы: | Сузо Чекки Д’Амико, Серджо Соллима |
продюсеры: | Маурицио Лоди-Фе, Бьянка Латтуада |
видеооператор: | Альдо Скаварда |
композитор: | Эннио Морриконе |
художник: | Энрико Джоб |
монтаж: | Серджо Монтанари |
жанры: | триллер, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 апреля 1972 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 46 мин |
Итальянские триллеры 70-х находились в особой идеологической взаимосвязи с литературными работами Вильгельма Райха. Многие его предположения и задумки выдавались за желаемое в сравнительно большом количестве. А ведь он еще и занимался вопросами психоанализа. Фильм Серджо Соллима построен строго на основе известных теорий, с использованием теоретической научной прослойки.
Вот, если не особо вдаваясь в подробности взять и наложить на сюжетную канву фильма классические этапы психоанализа, то будет тождество. Начало ленты действительно напоминает методологию «свободных ассоциаций». Соллима талантливо смешивает факты и домыслы, стараясь спрятать правду как можно глубже от зрителя. Это создает впечатление совершенно сюрреалистическое, ибо нам рассказывают о банальном вроде бы убийстве богатого и достопочтенного отца семейства (в исполнении Мориса Роне). Но режиссер лукаво и осторожно переводит все повествование в набор «ярких пятен», вспышек памяти и якорей внимания.
Потом, не особо предупреждая зрителя о своих планах Соллима переходит к толкованию первоисточников конфликтов. Подноготная приоткрывается и зритель попадает в странное подобие «Расемона», где факты, правда и истина кружатся в странном танце не приходя к согласию.
Дождавшись наступления точки, когда самый лояльный зритель уже мог бы «вскипеть», Соллима фиксирует в истории вопросы «сопротивления» и «переноса», закручивая по ходу финал так, чтобы главное противоречие было проработано героями. Таким образом, логическая проработанность финала симметрична начальной нелепице.
Приятно удивляет подбор актеров. Известный по «Космической одиссее» Кубрика Кейр Дуллеа и не нуждающаяся в дополнительном представлении Стефания Сандрелли выдают вполне самодостаточное исполнение. Их герои кажутся полностью сбитыми с жизненного пути, а оттого разобрать где актеры переигрывают, а где «попадают» в точку невозможно. Им просто веришь. Равно как и всем другим актерам.
«Дьявол в мозгу» — фильм очень не ровный. Он виляет от детектива к giallo, потом в арт-хаус, а оттуда в простую и понятную драму, которая может претендовать на особый философский подтекст. Ведь герои тут настолько архетипичны, что нельзя не провести параллели между смертью отца и Эдиповым комплексом, неизвестным преступником и Другим, холодной и доброй матерью и мучимым виной ребенком, которому приходится оправдываться за насилие. Как в калейдоскопе все. Чуть изменится угол взгляда, сдвинется трубка просмотра и перед нами окажется заурядный и скучный триллер. Противоречиво и глубоко все получилось, значит достойно просмотра и последующего обсуждения.
8 из 10
22 июля 2015
В эпоху расцвета джалло на итальянских экранах нет-нет, а появлялись триллеры совершенно иного направления, лишенные эффектной внешней атрибутики (сакраментальной триады «перчатки / горло / нож»), назойливого эротизма и нагромождения смертей. Взамен зрителю предлагался углубленный психологизм в сочетании с какой-нибудь насквозь заковыристой загадкой, над решением которой было настолько увлекательно ломать голову, что не требовалось иных внешних раздражителей: как пример можно привести классический фильм Альдо Ладо «Короткая ночь стеклянных кукол», в котором над загадкой своей собственной смерти бьется протагонист, в состоянии искусственного паралича помещенный в холодильник морга.
«Дьявол в голове» Серджио Соллимы столь радикального подхода к интриге не предлагает, но тоже на поверку оказывается весьма и весьма необычным фильмом для детективного триллера. Хотя бы уже потому, что на всем протяжении картины главный герой пытается ответить на один практически неразрешимый вопрос: труп есть, убийство совершено, а подозреваемые в его обозримом окружении отсутствуют. И как, скажите, из этой ситуации выбираться? Чтобы и оригинальность сохранить, и непротиворечивость действия с интригой, да еще, чтобы зритель в накладе не остался, проскучав полтора с лишним часа у экрана. В конце концов, главной задачей перед Серджио Соллимой стояло развлечь публику, а не заставить ее задуматься над какими-то более-менее серьезными вещами. То есть сделать ему предстояло то, чем занимались и авторы обычных джалло.
И с этой задачей режиссер справился пусть и не на все 100 процентов, но вполне успешно, заставив в финале просто восхититься невероятной комбинацией, объясняющей все мыслимые и немыслимые загадки, поставленные смертью старого друга главного протагониста фильма Оскара Минно, о которой он узнает, случайно встретив вдову убитого Сандру (Стефания Сандрелли). Вот только та никак не реагирует на своего знакомого. Оказывается девушка потеряла память, став свидетельницей того, как ее малолетний сын случайно застрелил ее мужа. Оскар с помощью друга-психиатра решает помочь Сандре обрести себя, но врач, обследовав маленького Рикки утверждает, что ребенок не убивал своего отца. Но кто тогда? Молодой человек в ужасе начинает подозревать молодую вдову, которая только-только начала пробуждаться к жизни, но быстро убеждается, что она тоже не могла совершить убийство. И что же делать? Ведь подозреваемых просто нет. Неужели авторы в нарушение всех законов детектива назначат убийцей «человека со стороны», ни разу не появлявшегося в кадре?
Надо сказать, что психологическая игра со зрителем синьору Соллиме, без сомнения, удается. И даже неизбежная при таком сюжете затянутость интерес к этой игре нисколько не понижает. К тому же американский актер Кир Дулли солирует в кадре на протяжении всего действа так, что не только не дает заскучать, но и отодвигает на задний план великолепную Стефанию Сандрелли, которая в этом фильме, чего греха таить, мало напоминает свои лучшие роли. Но что делать, если режиссером двигала одна, почти маниакальная цель — Интрига! Ради нее он был готов поступиться мелочами, в том числе и достоверно прописанными характерами. Стефано повезло больше, Сандре — меньше. Остальные вообще присутствуют в кадре для массовости, в том числе и юный Рикки, который выглядит классическим evil child. Что совсем не мешает (а скорее помогает) авторам фильма создавать интригу, которая ближе к финалу сгущается в кадре так, что, кажется, ее можно нарезать на куски. А что еще нужно для хорошего триллера! Саспенс и харизматичный главный герой — этими своими составляющими «Дьявол в голове» мог бы поделиться еще с десятком картин подобного жанра.
К сожалению, получилось так, что несмотря на все свои достоинства, в кильватерную струю джалло фильм Серджио Соллимы не попал. Добавьте к этому не самую удачную работу в нем такой звезды, как Стефания Сандрелли, которая вполне способна была перечеркнуть многие достоинства ленты. Вот и получилось, что при перечислении знаковых жанровых фильмов эпохи «Il diavolo nel cervello», как правило, не вспоминают. Может быть, и правильно. Что совсем не мешает получить удовольствие от просмотра.
9 ноября 2011