Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Бумбараш |
год: | 1972 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Абрам Народицкий, Николай Рашеев |
сценаристы: | Евгений Митько, Абрам Народицкий, Аркадий Гайдар |
продюсер: | Владимир Князев |
видеооператоры: | Борис Мясников, Виталий Зимовец |
композитор: | Владимир Дашкевич |
художник: | Роман Адамович |
монтаж: | Елизавета Рыбак |
жанры: | комедия, мюзикл, приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 мая 1972 г. |
на DVD: | 27 апреля 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 15 мин |
Со своей стороны хочу сказать, что данный фильм для меня настоящим открытием!.. «Бумбараш» — это великое кино! Даже не понимаю отсутствия внимания. Картина про одного человека. И на его фоне происходит всё то безумие, которое пережила страна с 1916 года. Ну, в смысле, для нас, для зрителей история начинается с конца Первой мировой войны.
Как раз тогда и определяется жанр. Лично я сам для себя его определил как трагикомедию. Фильм постоянно играет на контрасте. В одной сцене может уместиться целый спектр эмоций. Ну, вот, например, Бумбараша отправляют на воздушном шаре в разведку к немцам. Тот же в своё время как-то дуркует, чем доводит до исступления командира и сослуживцев, а зрителей до замешательства: вроде и сцена серьёзная, а её преподносят как хохму.
Ну а потом… А потом!.. Звучит та самая знаменитая песня в исполнении самого Валерий Золотухина, который, собственно, и сыграл роль Бумбараша в этой одноимённой картине. «Наплявать, наплявать, надоело воевать». Это когда уже, пожалуй, после революции Бумбараш возвращался домой на паровозе…
…А вот уже мы вместе с главным героем наблюдаем, что его объявили погибшим и его в деревне никто уже не ждал. Его любимая Варя вынуждена была выйти замуж. Да к тому же, как бы, за главного антагониста Гаврилу. И только друг Яшка был рад видеть Бумбараша. Всё это сыграет не последнюю роль в этой истории.
Кстати! Для меня стало большим открытием (ну, видимо, в школе я плохо учился), что кроме белых и красных были ещё зелёные. По сути, это те, кто против всех. Проще говоря, бандиты. К ним можно отнести как раз Гаврилу. К ним, к бандитам, немного погодя присоединится одна особа в исполнении Екатерины Васильевой. Да не просто, а с претензией на руководителя. Ну да Бог с ними, с этими зелёными… Хотя, они здорово будут влиять как на сюжет, так и на историю в целом.
В принципе, развитие сюжета и истории в целом мы видим как бы через переживания самого Бумбараша. Мы как бы переживаем всё происходящее вместе с главным героем, который немало был вынужден прятаться.
Но главное, что цепляет в этом фильме, что Бумбараш не сразу-то видит ситуацию таковой, что красные — это непременно добро и благо. Его к этому подталкивают события. Да, здесь можно заявить, что это ж советский фильм. А в советском фильме красные — это есть единственно верное, разумное, вечное. Но от этого фильм беднее не становится.
Ну и… здесь прямо крутые баталии. Если, например, в трилогии про Неуловимых мстителей мы видели окраину гражданской войны, то Бумбарш сражается в самом пекле.
Фильм рекомендую абсолютно всем, хоть он будет и непривычен для тех, кто воспитался на голливудщине. Здесь замечательные актёры и роли. Про Золотухина и Васильеву я уже сказал. Гаврилу сыграл Юрий Смирнов. Варвару — Наталья Дмитриева. Рыжего красного — Роман Ткачук. Ну, рыжий красный — это тот, в смысле, который так и норовил сдать Бумбараша под трибунал (там была история, уже незачем это пересказывать).
Это потрясающая история. Мне осталось пожелать приятного просмотра и откланяться!
10 из 10
4 февраля 2018
Кто то ругает фильм за его не естественность, наигранность актеров, фарс… Оно и понятно, со временем привыкаешь к незамысловатым фильмам (в основном голливудским, но и наши сейчас к этому стремятся), вот хорошие, вот плохие, тут нужно плакать, тут смеяться, все разжевано, все понятно, зачем думать, а компьютер вообще такой реализм сделает, что никто и не догадается, что из реального там только актеры, и то может и не все, еще и объем прикрутят. Но именно в нереалистичности и самое главное в этом фильме скрывается. Вспомним события, мировая война, перерастает в гражданскую, в стране твориться не пойми чего, белые, красные, зеленые, бандиты, дезертиры рабочие, крестьяне интеллигенты, дворяне, все перемешалось, кто то власть делит, кто то выжить пытается, а кто то за идею умирает. Где хорошие, где плохие, одни придут грабят, другие придут, то же грабят, а третьи вообще могут всех попереубивать. Сын против отца, брат против брата. Вот представьте себе это, ну ни как не возникает реалистичной картины, все это кажется каким то бредом, все это странно и нелогично, не естественно, и что самое странное, все это было в реальности. Это не документальный фильм, не должен он реальный мир показывать, зато своей странностью и наигранностью он прекрасно передает дух тех событий!
Да и Золотухин в роли Бумбараша убедителен более чем! Он обычный человек, не супер герой, да даже и на просто героя он не тянет. Он человек который мечтает о мирной жизни, о счастье, о своей любимой. Человек который просто пытается спрятаться, убежать от своих проблем. А убежать то не получается. Сам герой говорит, «испугался я в кустах.» Не так то просто заставить человека действовать. Честно, в тот момент с кустами так и ждешь, по привычке, что сейчас ГГ как выпрыгнет из кустов, да с голыми руками, и всех разом и… Но этот фильм гораздо ближе к действительности чем многие «реалистично» снятые.
Кстати, Бумбарашка далеко не дурачок, хоть и может показаться таким если смотреть на него поверхностно, на самом деле он больше напоминает героя русской народной сказки, этакий Емеля или Иванушка-дурачок.
Да, и забыл сказать, одной из главных необычностей фильма является смешение смешных ситуаций и трагичных. Создается необычная, даже не совсем понятная атмосфера, то ли смех сквозь слезы то ли слезы со смехом. Но разве жизнь в России не таковая?!
Бумбараш — это сказка для взрослых. А в каждой сказке есть доля реальной жизни.
Отдельно хочется отметить музыку, музыка не просто сопровождает фильм, песни несут добрую половину смысла, и звучат они великолепно! А песня про коней, и песня бумбараша полностью весь фильм характеризуют. По сути фильм начинается песней бумбараша, и плавно перетекает в трагичную песню про коней.
Оценка: Великолепно! Хотя и не для всех этот фильм подойдет.
20 ноября 2010
Лично видел в учебнике истории такую приписку к фотографии. На снимке — эшелон с отвоевавшими своё солдатами, а сам раздел посвящался сепаратному Брестскому договору и окончанию Первой мировой войны… Правда, спокойствия это не принесло, ибо началась война Гражданская, а её я склонен считать самой жуткой вещью, какая может выпасть на долю государства и живущих в ней народов. Бумбараш, наверняка, со мной согласится.
Сложное впечатление осталось от фильма. Местами это чуть ли не комедийный мюзикл, но после забавного эпизода (с рядовым-Феноменом) тут же наступает серьёзная, трагическая развязка. И да, я читал произведения Аркадия Гайдара, отмечу, что пишет он весьма путано, пытается найти весёлое в грустном и наоборот. Однако, его легче читать, чем Шолохова, поскольку «Тихий дон» я осилил из-под палки только по приказу школьного руководства. «Бумбараша», наверное, взялся бы изучать сам, да томик, между первым и третьим не нашёлся — отдали кому-то почитать и всё…
Повесть о мирном человеке, о мирной жизни, и о том, что когда вся страна разорвана надвое, таких людей и такой жизни быть не может. Кто бы ни приходил в деревню — белые, красные, анархисты, как бы они ни маршировали, хорошего от них не ожидали. Если прикрыть глаза на некие признаки геройства, то легко заметить, что люди в любой форме, с красными звёздами или без, убивают, воруют и несправедливо поступают. Скрыть это попросту невозможно, но удаётся неплохо замаскировать, ибо пацифист Бумбараш берётся за оружие после убийства друга-красноармейца белыми бандитами.
В плюс картине идёт актёрская игра вполне узнаваемого Валерия Золотухина, сыгравшего не первую для себя главную роль, но вполне значимую. Да, до уровня «Неуловимых мстителей», пробудивших интерес к Гражданской войне, кавалерии в кино и «Дикому Востоку», лента «Бумбараш» определённо не дотягивает, но песни из неё в народ тоже пошли. «Ходют кони», спетую Валерием Золотухиным, на разные голоса повторяют без малого четыре десятилетия. Забылось уже, откуда песня, но не её простой «деревенский» текст. А обычные разговоры, как показывает фильм, могут вестись и в парном танце, с периодической сменой собеседников.
Также оригинально смотрелась Екатерина Васильева. В советском кино днём с огнём не сыщешь злобных особ с маузером наперевес, а тут эта изюминка присутствует и даже, наподобие императрицы, ведёт белый сброд в последний бой. Может быть, странно это звучит, но финал тоже неплох. Всё-таки надо оставаться реалистами — война подчас забирает у человека всё, иногда лишь пара ног есть, чтобы идти, да пара рук, способных револьвер держать. А самого человека, считай, что нет, умер он, сначала на бумаге, потом и в душе. Такая печальная истина у двухсерийного фильма.
8 из 10 [Малые средства, малое количество людей, но смешные диалоги, сочетающиеся с атмосферой, предвещающей беду. «Адмиралъ» даже рядом не валялся, не знаю уж, хорошо это или плохо]
21 сентября 2009
Слабовато, прямо скажем. Так совпало — взялся перечитывать Гайдара, а тут и фильм по ТВ решили показать. Ну как не посмотреть! Правда, сам первоисточник еще не имел удовольствия читать, так что вначале будет фильм.
Не понравилось. Явная постановочность сюжета, переигрывающие в своем большинстве актеры, абсолютная искусственность происходящего — фарс, одним словом. Полное отсутствие реальности происходящего. Это при том, что людей в фильме убивают довольно часто и, причем, не самых (по сюжету) плохих. Золотухин не впечатлил — в роли дурачка (а именно такое впечатление производит его герой) я его совсем не вижу. Разочаровала и Е. Васильева. Совершенно нелепый персонаж. Куда больше понравились А. Хочинский и Л. Дуров — их герои получились яркими и запоминающимися.
Что характерно, недостаток картины совсем не в том, что правота «красных» преподносится как аксиома — к этому быстро привыкаешь, и читая рассказы Гайдара, и смотря советские фильмы о гражданской войне. Проблема в том, что у картины нет четко выраженного жанра, а это мешает восприятию. Смешение стилей не позволяет оценить фильм высоко. Показная веселость на самом деле таковой не является, но зато наделяет некоторые, и без того немногие серьезные моменты эффектом позерства, бравады и показухи. И, тем самым, окончательно всё портит.
6 из 10
2 марта 2009