Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.8 |
IMDb | 5.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Бен |
английское название: |
Ben |
год: | 1972 |
страна: |
США
|
слоган: | «Teamed up to Tear 'em up!» |
режиссер: | Фил Карлсон |
сценаристы: | Гилберт Ралстон, Стивен Гилберт |
продюсеры: | Морт Брискин, Джоэль Брискин, Чарльз А. Прэтт |
видеооператор: | Расселл Метти |
композитор: | Уолтер Шарф |
художники: | Роллан М. Брукс, Рэй Харп, Мина Миттелман, Энтони Монделло |
монтаж: | Гарри В. Герштад |
жанры: | ужасы, триллер, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 июня 1972 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 34 мин |
У мальчугана Дэнни осталась одна забава – пальцы в рот и веселья свист… Хотя нет, все еще хуже. Дэнни стал разговаривать с крысой Беном, а последняя не просто себе грызун, а предводитель целой банды крыс, убивающей людей на этой же улице. Крыс ищут пожарные, ищут полиция, ищут фотографы, но не могут найти. А у Дэнни все схвачено. Парнишка поет своему крысенышу песенки, играет в кукольном театре, и в целом, строит обширные планы на свое будущее. Чудный ребенок-дурачок.
Оно, конечно, забавно, что 14-летний Майкл Джексон спел чудесный хит Ben, взобравшийся аж на первое место Billboard Hot 100, ну а песня прозвучала конкретно в этом фильме, по итогом чего и появилась для него оскаровская номинация. Но все же кинопремия «Оскар» - это в первую очередь киноотбор, и тянуть всякое откровенное говно в конкурсную программу – это очень специфический подход. Киноакадемики точно также могли, например, номинировать на «Оскар» и «Глубокую глотку», вышедшую в том же славном 1972 году, в которой также звучали вполне интересные музыкальные композиции. Или что не так? Сиськи и письки, проникающие в другие письки? Ну а как же «чистота искусства», как же наличие «красивых песен»? В общем, киноакадемики заметно облажались с этим фильмом в 1973-м.
Что особо смешно, номинацию получил вообще сиквел годом ранее снятого фильма ужасов «Уиллард», все о тех же крысах-убийцах и чудесном идиоте, сумевшем их приучить и даже сдружиться. Более того, главного героя той предыдущей части убивают как раз в начале этого фильма. Т.е., зрителю, далекому от всех этих хоррор-перипетий, вообще будет по первым минутам сложно въехать, что вообще происходит на экране. Хотя режиссер Фил Карлсон даже и не фильм ужасов снимал в классическом смысле. Горемыка-режиссер попытался снять «драму о дружбе» между маленьким толстым мальчиком и маленькой толстой крысой. Ну да, где-то там на фоне убивали каких-то людей. Но, во-первых, мало убивали, а во-вторых, это же не повод прощаться двум одиночествам, правда?
Впрочем, проблема даже не в саблезубом сюжете, а в идиотской манере съемок от режиссера и откровенно слабой актерской работе. Фил Карлсон к началу 70-х был уже старичком за 60. Снимал в жизни много, часто, но в основном дерьмо категории «В». В 50-е любители нуара отмечали его жесткую манеру съемок, но в целом, гордиться ему особо ничем не приходилось. И что особенно примечательно, в следующем году Карлсон снимет низкобюджетный боевик «Широко шагая» о копе, херячащем бандюков битой. И вот это вот эксплуатационное кино неожиданно на фоне негро-эмансипации понравится селюкам Юга, картина станет хитом в прокате и Карлсон спокойно уйдет на пенсию долларовым миллионером. Вот так всю жизнь в поте и без признания, а тут р-раз – и пенсия обеспечена. Молодец. А с «Беном» не молодец. Снял скучное говно, балансирующее между разными жанрами. Но опять же, умудрился единственный раз со своей работенкой быть выдвинутым на пусть и второстепенный, но «Оскар».
По большому счету, практически любой низкобюджетный ужастик категории «В» того же Роджера Кормана на фоне поделки Фила Карлсона будет смотреться высокохудожественным шедевром. Но удачная песенка пока еще не стесняющегося своей черной кожи негритенка Майкла Джексона затянула откровенное дерьмецо на праздник кинематографической жизни. Вдумайтесь только, тут где-то по соседству зачитывают среди номинантов «Крестного отца», и тут же со своими крысенышами затесался «Бен».
5.5 из 10
3 октября 2021
После операции на сердце мальчик Дэнни редко выходит из дома, тщательно опекаемый своей старшей сестрой, жертвующей юношескими увлечениями ради выздоровления брата, занимающего свободное время разыгрывая в гараже кукольные представления театра марионеток, без малейшего представления о панике, охватившей население его маленького посёлка, терроризируемого полчищами наглых крыс, вырвавшихся на волю из дома своего дрессировщика вместе со смышлёным вожаком по кличке Бен, ведущим серую братву на штурм жилищ и супермаркетов, в ответ на что власти разворачивают карательную операцию, стремясь ликвидировать свалившуюся на их голову напасть.
Вот Дэнни и невдомёк, что заявившийся к нему на порог крысёныш — предводитель бандитствующей стаи хвостатых. Ослеплённый одиночеством, он видит в зверушке плюшевого приятеля, впуская его в дом и заводя с ним доверительные отношения, без тени неприязни к происхождению и внешности своего компаньона, нежданно отвечающего крысиным добром на симпатию паренька.
Это старое кино развивает широко распространённую тему полярного положения сторон, когда одно из действующих лиц, являющееся врагом общества или кажущееся его противником, становится другом или сближается с благородным членом общины, внося раскол между индивидуальными и коллективными интересами, выливающийся в борьбу одних за уничтожение врага, а другого отправляющего на выручку друга, дающий несколько поворотов детективной интриги, которую вряд ли покажется напряжённой по нынешним временам.
Вчистую причислять картину к заявленным ужасам или триллеру будет, пожалуй, неосторожностью, поскольку лишь несколько её эпизодов могут иметь отмеченное этими терминами жанровое родство, но в большей части это классическая драма одиночества ищущего выхода через любую доступную связь, требуя главным образом сопереживания ребёнку с простроченной шрамом грудью, спускающемуся с визитом в логово своего товарища, кишащее тысячами крысиных душ, до того без зазрения совести перемоловших зубами несколько человеческих тел, где его жизнь повисает на тонкой нити доверия мохнатого бандита.
Такой же расклад, исключая мохнатость, по сути, был у персонажа Кевина Костнера в «Совершенном мире» Клинта Иствуда или в мультяшном «Стальном гиганте» Брэда Бёрда, так что, это кино, не слишком выделяясь, находится в том общем ряду, не представляя ничего особенного, кроме животного происхождения одного из дружеских партнёров, казалось, не делая больших открытий, кроме старта индивидуальной песенной карьеры Майкла Джексона, озвучившего своим хрустальным голосом одноимённую песню, под титры перепев её вслед за главным героем, чьё сердце бьётся в тон каждой прозвучавшей строке:
Бен, нам больше не нужно искать,
Ведь мы оба нашли то, что хотели, -
Теперь, когда рядом близкий друг,
Я никогда не буду одиноким,
И ты, мой друг, поймёшь,
Что на меня можно положиться
(Я тоже твой друг)
4 апреля 2015
Ужасы, триллер… Да бросьте! Этот фильм можно смотреть и детям. С некоторыми оговорками.
Т. к. фильм является продолжением фильма «Уиллард» (1971), то сравнивать буду именно с ним, а не с блестящим сиквелом.
Итак, если «Уиллард» рассказывал о полузаторможенном странном молодом человеке, который натренировал банду крыс, чтобы воплотить свои грязные мыслишки, то здесь рассказывается о трогательной дружбе маленького мальчика и герое фильма «Уиллард», крысенка Бена. Но не думайте, что фильм превратился в слезоточивую драму. Нет. Но он стал другим.
Если в первом фильме убийства крысами людей были ужасными, то в этом фильме выглядело как-то нелепо и даже немного комично, если не знать, что это ужасы.
Главный герой не психопат и не социопат, а наоборот. Бедный мальчишка, которому выпала тяжелая доля (за подробностями — в фильм) находит Бена и между ними завязывается чистая дружба. Вот только в отличии от невинного мальчонки Бен рецидивист со стажем.
Но что главное — фильм не смотря на наличие ужасов (которые не такие уж и ужасы, но и не комедия) не впадает в треш или показ типа «крысы жрут людей», как часто это случается у второсортных фильмах. Бен продолжает жить так, как он знает, а мальчик хочет найти свое место между запретом со стороны людей («это же крысы, они опасны!») и необычной дружбой с тем, кто стал жертвой охоты возмущенных жителей только потому, что он крыса.
Я не слезливая дева, выращенная на «Санта-Барбаре» и «Рабыне Изауре». Я люблю крепкие фильмы и сериалы, где сюжет и напряжение «сносит крышу», а ужас пробирает до нутра. Но даже я заметил, что хотел сказать режиссер в этом в некоторой мене наивном фильме.
И я вам этого не скажу. Сказать — значит раскрыть фильм. Значит взять и убить на корню всю драму, которой так не хватает профессиональной обработки (сиквел «Уилларда» от подобной обработки очень выиграл).
Я могу сказать лишь одно. Бен (как и в «Уилларде» 2003 года) предстает здесь как человек, как личность. Несмотря на наивность фильма (я уж подумывал его выключить), несмотря на ориентировку на более молодую аудиторию (это сразу заметно) Бен здесь не выглядит, как обычная крыса, но зато как это естественно получилось у съемочной группы!
А концовка фильма заставила меня поднять оценку сразу на два бала (было 4) и поставить 6 из 10. Больше не могу, идея идеей, а присутствие мэтров драматических кинолент и более продуманный сюжет добавил бы самое меньшее еще 2 бала. Когда я смотрел последние минуты, я тут же вспомнил похожие фильмы, правда в главных ролях были одни люди, крыс не было.
Жаль не могу вам расписать эти последние минуты, иначе будет спойлер. Но если вы знаете толк в драме, особенно если драма основана на ужасе и триллере, вы поймете концовку. Больше, к сожалению, добавить не могу.
Ах да, и еще. Песню поет маленький Майкл Джексон. Я не его фанат и никогда не имел его песен, т. к. он мне не нравился. Но Боже, как он красиво поет! Так даже не спел в музыкальном клипе к «Уиллард» (2003) исполнитель главной роли, хотя клип красивый. Но ставить оценку за песню не буду. Оцениваю только фильм. Поэтому
6 из 10
Спасибо, Майкл, за песню…
17 февраля 2013