Тень
7.9
7.5
1971, фэнтези, комедия, мелодрама
СССР, 1 ч 31 мин
6+

В ролях: Олег Даль, Владимир Этуш, Сергей Филиппов, Зиновий Гердт, Анастасия Вертинская
и другие
Учёный по имени Христиан-Теодор приезжает в незнакомую волшебную страну, где встречает принцессу и влюбляется в неё. Он просит свою тень отыскать девушку. Тень, покинув своего умного и доброго хозяина, превращается в лживое, изворотливое и жестокое существо по имени Теодор-Христиан. Тем временем, ученый заболевает. А Теодор-Христиан решает жениться на принцессе и стать правителем этой сказочной страны. Но для этого нужно рассорить своего бывшего хозяина с принцессой.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Тень

год: 1971
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: , ,
видеооператор: Константин Рыжов
композитор:
художники: Валерий Доррер, Владимир Костин
монтаж:
жанры: фэнтези, комедия, мелодрама, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 18 сентября 1971 г.
Дополнительная информация
Возраст: 6+
Длительность: 1 ч 31 мин
Другие фильмы этих жанров
фэнтези, комедия, мелодрама, драма

Постер фильма «Тень», 1971

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Тень», 1971

Тень с гениальным Олегом Далем

В Советском Союзе кинематографисты часто обращались к взрослым сказкам, чтобы передать зрителю притчи о самом актуальном. Как правило большая часть этих историй касалась взаимоотношений с властью. В этот список подпадает и фильм Надежды Кошеваровой 'Тень'.

Это история о мужчине, который вошел в конфликт со своей тенью. То есть, происходит разделение личности. И одна персона завоевывает власть, а вторая - оппонирует ей. Так мы получаем диалоги подлеца со своей совестью и наглядное пособие по внутренней борьбе 'Добра со Злом', которая происходит в каждом человеке: 'Тебе за мной не угнаться! А я могу стелиться по полу, скользить по стенам, заглядывать в любое окно. Способен ты, на такую гибкость? Ты живёшь в мире солнечных зайчиков. А я вижу всю теневую сторону вещей!

И вот я на троне, а ты в тени!'.

Повествование разбивается на множество выразительных эпизодов. Это и страстный танец Олега Даля в белых перчатках на столе, и эффектное выступление на сцене от Юлии-Джули (Людмила Гурченко), и практически каждая фраза от министра финансов. Как позабыть его выдающиеся цитаты: 'Лакеи! Предайте мне позу, располагающую к лёгкой, остроумной болтовне'; 'Лакеи! Позу крайнего удивления'; 'Лакеи! Обнять её! Да, не вы, болваны. Я! Я! Я сам хочу её обнять'.

Но в целом эта лента на меня не произвела впечатления. Возможно причиной тому неудачно исчезающая голова. Но после зажигательного знакомства со странным сказочным городом действие как таковое практически прекращается. События разворачиваются неторопливо, а авторам куда важнее не рассказать эффектную историю, а показать во всеоружии каждого персонажа. И это неспроста - в главных ролях целая россыпь актеров. Только в женских ролях сразу Людмила Гурченко, Марина Неелова и Анастасия Вертинская. Кажется, что им в предложенном пространстве тесно. Вместо того, чтобы вместе блистать - каждая из этих актрис могла бы устроить бенефис, они оттеняют друг друга.

Еще одна деталь - кроме взаимоотношений тени со своим хозяином, ни у кого из персонажей нет развития. Нам показывают достаточно плоский образ исполненный выдающимся актером и ограничиваются этим. Андрей Миронов, Зиновий Гердт, Сергей Филиппов, Георгий Вицин. Каждый из них хорош в этой ленте по отдельности. Вместе они не образуют цельной композиции.

Замечу, что у этой ленты был большой потенциал. Тут можно было выдать нечто кафкианское, глубинное.

5 из 10

30 марта 2024

Долой тень!

Этот фильм - экранизация пьесы Шварца, который, в свою очередь, адаптировал сказку Андерсона, добавив персонажей и счастливый конец.

Эти герои стали очень реалистичными и близкими нам. У одного человека есть две ипостаси. Первая - добрый, наивный, альтруистичный идеалист Учёный. Вторая - злобный, коварный, лживый двойник Тень. И кто из них будет главным, решаем мы сами. В реальной жизни тень не убежит от нас, но она все так же может делать пакости, и далеко не мелкого масштаба. Здесь гениально перевоплотился Олег Даль, иногда кажется, что это братья-близнецы.

Очень интересны здесь женские образы. Первый - недалекая и глупая Принцесса. Она вроде бы и не злая, но она никакая. Учёный её идеализировал, вот все неприятности на него и посыпались. Её сыграла Анастасия Вертинская.

Второй - гламурная и модная артистка Юлия Джули. В ней есть ещё что-то человечное, однако стоит пригрозить, что певица потеряет свои платьица и туфельки, она тут же встает на стезю зла. Она судит о людях по степени их популярности. Творчество у неё поверхностное, оно не учит чему-то правильному: это глупые песенки о бабочках, стрекозах и лужайках. Её сыграла Людмила Гурченко, и это её роль. Вот только у меня в голове все сидел комический образ Раисы Захаровны, вот незадача:)

Третий образ - простая и добрая Аннунциата. Её не назовешь раскрасавицей, однако она заметно отличается от всех жителей города. Аннунциата, будучи служанкой, не сразу обращает на себя внимание Учёного. Только потом он осознает, кто на самом деле его любит и ценит. Она же спасает нашего героя от смерти, и потом уходит с ним из гнилого королевства. Эту героиню показала нам Марина Неёлова.

Очень показательна здесь судьба Доктора. Это добрый человек, однако он разочаровался в жизни, и теперь ему все равно на всех. Пример Учёного, Христиана-Теодора, возможно, вдохновит его на подвиги. Здесь Георгий Вицин отошел от привычного ему амплуа Труса, и показал драматического персонажа, давно разуверившегося в победе добра.

Об остальных скажу так: наверняка вы знаете парочку Пьетро, работающих оценщиками в городском ломбарде, и парочку журналистов под условным именем Цезарь Борджиа, которые заботятся не о правде, а о том, как бы собрать побольше сплетней в своих статьях.

Этот фильм больше не для детей, а для взрослых и для подростков, начинающих выходить в свет. Здесь и о том, почему нельзя все идеализировать, и о том, что нельзя смотреть на все сквозь пальцы, и что жалкие Тени не смогут жить без настоящих людей, и что добро никогда не будет побеждено злом, даже если будет убито, оно обязательно вернется.

8 из 10

31 октября 2023

Самая мудрая из всех сказок

У каждого из нас есть свой темный спутник — Тень. Она следует за нами, не отставая от нас ни на шаг. А вы верите, что Тень может от нас отделиться? Вот в сказке это проще простого! Как же так? Сейчас объясню. Добрый, слегка наивный, но честный до конца молодой ученый Христиан-Теодор (Олег Даль) приехал в сказочный город. В него, судя по всему, влюбилась красавица Аннунциата (Марина Неелова) — дочка жадного и агрессивного Трактирщика (Владимир Этуш). А молодой человек любит принцессу (Анастасия Вертинская) — и отправил он за нею свою Тень (ее тоже играет Олег Даль). Тень сразу же влюбила в себя Принцессу и толкнула Ученого на малодушный поступок — подписать отказ от принцессы. Но нашёлся мудрый и осторожный Доктор (Георгий Вицин), посоветовавший Ученому магическую фразу «Тень, знай своё место»… Но заклинание останавливает зло только на минуту! Это первая в советском кино юнгианская сказка с примесью темы двойничества, используемой в литературе романтизма.

Если кто-то читал мудрую книгу Джонсона «Как овладеть своей тенью. Глубинные аспекты темной стороны психики», то там в предисловии рассказывалась любимая легенда Юнга о живой воде, источник которой забил из-под земли и люди стали пить из него. Но его захотели заиметь жадные люди, огородили источник… но тот исчез и появился в другом месте. Вот в «Тени» с «живой углекислой водой» было так же. Пока воду не использует в добрых целях добрый человек и не исцелит/воскресит такого же доброго человека, которого сам любит, то она исчезнет навсегда. А доктор не мог оживить казнённого Христиана — он его предал! Только Аннунциата смогла. Принцесса стала просить у Христиана прощения, но тот ее не слушал — ушёл с верной ему Аннунциатой. Только сказала Юлия Джули (Людмила Гурченко): «И все-таки он… победил!» А сейчас…

Приходит пора. Раз, два…

Приходит пора. Раз, два…

Приходит пора неизбежной развязки,

И сказочник к новой дороге готов.

И стало быть нам до конца нашей сказки

Осталось не больше, чем десять шагов.

Нам десять шагов до конца нашей сказки,

Нам девять шагов до конца нашей сказки,

Нам восемь шагов до конца…

Семь…

Шесть…

Пять…-

Четыре…

Три…

Два…

Один! (Песня из фильма)

Итак, ставлю этой сказке все десять баллов -

10 из 10

20 августа 2020

Ловушка времени.

Вполне резонно предположить, что приступая к работе над « Тенью» Надежда Кошеверова надеялась повторить, а то и превзойти успех «Старой, старой сказки». Ей удалось собрать поистине звездный состав актеров, опыт экранизации Шварца, знаменитая «Золушка», тоже вселял надежду на очередную творческую победу. Но не получилось, — главным образом из- за оптимистического финала, который кажется совершенно чужеродным духу и букве всей остальной пьесы. Горька и безотрадна сказка Андерсона, но там трагедия в том, что Ученый предает себя сам, новый смысл, который вкладывает Шварц в старую сказку- почти все предают Ученого и склоняются ниц перед силой, только Ученый предпочитает погибнуть в неравной схватке со злом, чем подчинится ему — и этот трагический, но и одновременно героический финал вдруг сменяется цирковой буффонадой. Кажется, что Шварц написал пародию на свою еще не написанную вещь — « Обыкновенное чудо», где герои чудом избежали действия волшебного заклятья, но там они буквально выстрадали свое право на счастье, здесь же механизм победы добра над злом никак не прояснен (как отличается от этой невнятицы финал «Старой, старой сказки» — там Солдат попал в такое же пиковое положение, что и Ученный, но вышел из него совершенно понятным для зрителя образом).

Проблема финала волновала и создателей очередной попытке экранизации « Тень, или Может все обойдётся», но их решение её тоже спорно. Они проявили такт — и у них в финале не спускается, например, ангел с небес и останавливает зарвавшиеся зло, но они предпослали пьесе музыкальный пролог, которая и проясняет их трактовку происходящего — «…если Иисус улыбнется, может быть всё обойдётся…» — зло побеждено в финале исключительно по милости небес…

Парадокс, — когда пьеса была поставлена в 1940, она имела шумный успех, ее активно ставили многие театры страны — стало быть зрители отлично понимали, что идет на сцене. Больше, формально это пьеса для детской аудитории, но и для них не возникало загадок, которые теперь возникают у взрослых. Может быть это дает предположить загадку финала в своеобразной ловушки времени, не такой уж редкой в истории — когда последующие поколение полностью утрачивает знание- веру, которое было в свое время очень влиятельным и даже претендовало на почти непререкаемую истину(ключевым словом здесь является « утрачивает» — нет, о нем помнят, но в свете исторического опыта оно кажется таким смехотворным, что при попытке представить умонастроение тогдашнего народонаселения его невольно не принимают всерьез…).

Тут надо вспомнить, что «Тень» входит в так называемую антифашистскую трилогию, из которой выделяется в этом качестве « Дракон», в котором неприятие тоталитаризма любого разлива был настолько явственно, что привело к запрещению его на сцене.

В « Тени» антифашистская подоплека более тщательно скрыта, но, редчайший случай, не из опасений перед цензурой. 1939 — 40, когда была написана и поставлена пьеса, было время пакта Молотова — Риббентропа, почти двухлетний период « дружбы» идеологически непримиримых режимов, когда мощная антифашистская кампания в СССР была мгновенно свернута. Но в искренность этого договора ни кто не то чтоб не верил, — нет, и власть, и народ знали, что это тактическое перемирие перед неизбежной войной. Идеологический порох надо было держать сухим, — и поэтому цензура пресекавшая открытую критику нацистского режима, всячески приветствовала и поощряла всякого рода « фиги в кармане» в этом направлении. Конечно это спорная трактовка о том, что Шварц в аллегорическом ключе изобразил события прихода к власти нацистов в Германии, но она имеет право на существование. Принцесса, которая должна выйти замуж по завещанию покойного короля за человека любого сословия, лишь бы он был безупречно честным, — это Германия периода Веймарской республики (самая демократическая конституция того времени которая почти ни кого не удовлетворяла и безумно раздражала, и элита, и народ ждали нового повелителя взамен утраченного кайзера). Поначалу шансы в борьбе за августейшую руку явно были выше у Ученого (разумеется его коммунистическая сущность замаскирована, на нее явственно указывает только реплика министра, — не вошедшая в фильм, — что вероятность брака Ученого с Принцессой заставила того срочно перевести свои сбережения за границу…), но тут в дело вступил лакей буржуазии (почти официальный титул Гитлера в СССР до договора с ним; впрочем, нацистская пропаганда отвечала зеркально: коммунисты — лакеи и прислужники еврейской буржуазии…) Тень, который хитростью, коварством, подкупом склонил принцессу на брак с собой, а над головой Ученого, не желающего пасть на колени перед тираном, сверкнула секира…

И вот здесь именно вступает в действие ловушка времени, очень влиятельный в то время идеологический штамп, в который одни верили, другие — очень старательно делали вид, что верят,- хотя Гитлеру временно удалось обмануть и запугать пролетариат Германии, но если он сделает самоубийственную ошибку и нападет на социалистическое отчество всех рабочих мира, то пелена обмана и страха падет с глаз немецких трудящихся, которые немедленно подымут в тылу всеобщее восстание, смертоносное для кровавой диктатуры…

Конечно произведенье Е. Шварца гораздо шире и глубже идеологической схемы, которую в качестве правил игры, он не мог игнорировать, но целью этой заметки и не является интерпретация в том или ином ключе фильма, снятого по пьесе, нет задача ставилась гораздо скромней — дать версию смыслового разрыва в финале фильма…

11 января 2020

Страшная, до мурашек в голове, сказка Шварца о писателе, потерявшем тень, отправившуюся вместо него к принцессе, в которую он влюбился, и взявшем власть.

Надежда Кошеверова — один из главных советских киносказочников, на счету которой Старая, старая сказка и, конечно, Золушка. Театральная декоративность, условность окружения, словно из брехтовского картонного театра, компенсировалась яркими, на грани гротеска и почти библейской святости характерами… Чего только стоят Мачеха и Золушка или солдат и принцесса.

Тень — произведение более сложное… Кто-то найдёт в делении человека и тени добро и зло, человека и совесть… Но, думается, это больше о прагматике и лирике человеческой натуры. Ну или о рациональности и чувственности как сторонах одной медали. И Шварц, и Кошеверова явно отдают предпочтение второй, составляющей фундамент личности… Раздвоение стало бенефисом для Олега Даля, который и непластичность и холодность тени, и доброту и мягкость писателя делает одинаково убедительными.

Слабых ролей нет — Миронов неожиданнен в роли Борджиа (!), Этуш обаятелен даже в маленьких и отрицательных ролях, Неелова стала романтичной Вертинской, а Вертинская капризной Нееловой, и вечно бурчащий антигерой-конформист Гердт…

И как вообще Шварц появился в 30—40-е гг. с такими философскими и неплакатными пьесами-шедеврами. Тень пугает и рефлексирует в чем-то сильнее даже Дракона.

8 декабря 2017

Он поправился. Слышите вы все: он поступал как безумец, шел прямо, не сворачивая, он был казнен — и вот он жив, жив, как никто из вас.

29 сентября 2017 года я посетил ПККИК и посмотрел спектакль по пьесе Е. Шварца «Тень», в котором рассказывается о молодом учёном по имени Христиан-Теодор, который приехал в маленькую южную страну, чтобы изучить ее историю. Как мы поймём позже, он попал не в сказку, а в мир людских пороков, где в роли оценщиков в ломбарде выступают людоеды, медицина бессильна, искусство «близоруко», а уличные торговцы предлагают яды и ножи. Эта пьеса о предательстве равнодушии и цинизме которые собраны в одном образе Тени. Если хоть один раз поступить не по совести, отвернуться от преданного и любящего тебя человека, то Тень сразу же возьмёт над тобой верх. Добро победило, но главному герою пришлось дорого за это заплатить: он потерял веру в людей, наивность и любовь «Он поступал как безумец, шел прямо, не сворачивая, он был казнён — и вот он жив, жив, как никто из вас». Меня поразила игра актёров: Христиан — Теодор (Евгений Абашев), Тень (Василий Швецов). Они идеально подходили под эти роли, создавалось ощущение что они проживали все эпизоды происходившие с ними. Говоря о световой атмосфере во время спектакля, мне очень понравилась задумка включать красный свет когда показывались людские пороки: насилие, жадность, власть и так далее. Музыкальное сопровождение идеально вписывалось в эту атмосферу. В целом постановка мне очень приглянулась, она была поучительная и целесообразна. Я бы посоветовал всем прочитать пьесу — сказку » Тень» Е. Шварца и сходить на этот спектакль.

30 сентября 2017

Нельзя не отметить, что в далёком 1971-м, вероятно подустав от киноэкспериментов 1950-начала 1960-х, Надежда Кошеверова обратилась к поискам новых форм, позволившим бы обогатить её творческую фильмографию, внеся в неё долю гротеска и абсурда. Стоит признать, что её творческие порывы в некоей мере увенчались успехом. Начав свою новую картину с незатейливой цитаты братьев Люмьер, Кошеверова предлагает нам любопытнейший образчик политического фарса, справедливо пользующийся популярностью даже спустя десятилетия.

Некий Учёный, полный сил и светлых помыслов, преисполненный обаяния и голубизны глаз, да и вообще Олег Даль, прибывает в некую, как мы поймём позже (а может и раньше) кап. страну, пороки которой обнажены настолько, что видны даже её обитателям (что уж говорить про зрителей действа). Здесь в роли оценщиков в ломбарде выступают людоеды, медицина бессильна, искусство близоруко и чуждо народу, бизнес на пару с журналистикой стремятся не только погасить светоч науки, но и помогают поработить народ, а министр финансов самостоятельно в фильме объяснит, что он из себя представляет. Вместе с тем светлоглазый светоч истины (конечно же я говорю об Учёном) невольно соблазняется лоском и блеском капитализма (сколь прекрасная и недоступная, столь недалёкая и туповатая Принцесса), да настолько что тёмная сторона его многогранной натуры уходит из-под контроля и, применяя всё мастерство и таланты, заложенные в нём, берет верх не только над самим Учёным, но и над этим ничтожным королевством. Учёный близок к гибели, но, право, не стоит голову терять, и вот уже в сопровождении прелестной и добросердечной девушки, которой столь чужда та среда, в которой она живёт, главный герой нашей поэмы бросает последний взгляд на карикатуру столь ненавистного ему кап. общества, вынося ему окончательный и неподлежащий обжалованию приговор.

Вердикт о фильме: сурово, безаппеляционно и бескомпромиссно.

30 мая 2015

Человек, наступающий на себя, чтобы сохранить свои башмачки и платьица

В пьесе Шварца и в этом снятом по ней фильме имеется персонаж, наступающий на хороших людей. И в конечном счете наступающий на себя. Это певица Юлия Джули, губившая Ученого. Шварц позаимствовал у Андерсена образ девочки, наступившей на святое (на хлеб), чтобы не запачкать свои новые башмачки. В «Тени» говорится, что девочка провалилась под землю, но потом вылезла. И продолжает наступать на хороших людей и на себя самоё, чтобы только сохранить свой имидж, материальное благополучие. И чтобы выглядеть блестяще с точки зрения принятых норм. Певицу заставляют участвовать в эпизоде, который скомпрометирует искреннего и бескорыстного Ученого. Юлия сопротивляется, пытается отказаться. И тогда министр угрожает лишить ее возможности выступать, сломать ее карьеру. Звучит и еще одна угроза, забавная для нас:«Завтра же газеты разберут по косточкам вашу фигуру, вашу манеру петь, вашу частную жизнь.» Но для Юлии Джули это не забавно, это страшное предупреждение. Потому что есть люди, для которых важно выглядеть, а не быть. И ради того, чтобы шикарно выглядеть в дорогой шубе, они лягут в постель с отвратительным стариком, будут восхвалять фашизм, предадут близких…

Однажды я видела на телеэкране современную Юлию Джули. В передаче с участием Гордона обсуждался фильм «Юрьев день», были приглашены режиссер Серебренников и актриса, исполнявшая роль благополучной дамы, потерявшей сына и вставшей на жертвенный путь. Она поёт в церковном хоре, ухаживает за ранеными, заключенными, бездомными, превратившись в мать и святую покровительницу для чьих-то сыновей в надежде на то, что где-то другая женщина позаботится и о ее исчезнувшем сыне. Зрители, заполнившие аудиторию, фильм раскритиковали. Примечательно выступление одной из зрительниц, озвучивших свою позицию. Она сказала:«Ведь это певица! Ее ожидала карьера в Европе! И до такой степени ОПУСТИТЬСЯ…»

Это, наверное, то, что я ненавижу в современных людях больше всего. Наступить на хлеб, на человеческие страдания, даже на единственного сына. Только для того, чтобы сохранить свои новые башмачки, чулочки и платьица. Ехать и блистать в Европе, хотя сын потерян в одном из городов России. Не ждать его, не задуматься о собственных грехах и страданиях других матерей и сыновей. Стать сиделкой, санитаркой — для кого-то это синоним понятия «опуститься».

А Шварц, как всегда, четко обозначил и обрисовал явление…

8 из 10

5 февраля 2015

Теневая сторона вещей

Взаимная связь между светом и тьмой. Действительно, что может быть интереснее, чем поиск той едва заметной границы, когда чёрное становится белым, а белое — чёрным. Да и слова «день» и «тень» отличаются всего лишь одной буквой. Евгений Шварц превратил эту любопытную особенность в целую пьесу. Вторая часть политической трилогии оказалась существенно удачливее «Голого короля» и «Дракона», практически моментально запрещённых цензурой, имела грандиозный успех в театрах и ставилась по всей стране. Неудивительно, что история о несчастном Учёном, потерявшем свою Тень, капризной Принцессе, доброй Анунциатте и людоедах, работающих оценщиками в городском ломбарде, обрела и киновоплощение. И кто бы мог справиться с экранизацией лучше, чем Надежда Кошеверова, признанный андерсеновед и шварцелюб, совсем недавно снявшая «Старую-старую сказку». Та самая Кошеверова, в чью «Золушку» в далёком 1947 году влюбились все зрители, от мала до велика. Та самая Кошеверова, двадцать четыре года назад нашедшая свой рецепт успеха.

Игрушечный паровозик, бодро катящийся по рельсам, картонные домики, искусственные цветы. Смешной мостик над каналом, по которому величаво проплывают разукрашенные как свадебные торты гондолы. Уютный, такой простой и понятный мирок населяют такие же простые и понятные персонажи. Это же сказка, она предназначена для детей, и совершенно неважно, кем она рассказана, ведь для того, чтобы оживить её, достаточно волшебной хлопушки и крика «Мотор!» По мановению руки режиссёра всё задвигается, закрутится, завертится. Фарфоровые фигурки встанут на свои места, зазвучит непритязательная, но приятная музыка, и городок в табакерке покажется почти всамделишным, почти настоящим. Певица Юлия Джули будет кокетливо помахивать зонтиком и признаваться в своей близорукости, уличные торговцы — предлагать яды и ножи для убийц. Принцесса посмотрит в камеру так, чтобы сразу стало понятно, что это любовь, а паукообразная Тень Учёного вытянется во весь свой немаленький рост вдоль стены и убежит прочь, оставив бывшего хозяина метаться по пустым улицам в предчувствии необратимого. И эта сцена, конечно, будет чёрно-белой — для пущего драматизма и из необходимости хирургически точно отделить добро от зла, правых от виноватых, хороших от плохих и свет от тьмы.

Увы, но секрет «Золушки», прелестной в своём неподдельном трогательном наиве, оказался утерян. Достаточно чуть-чуть нарушить пропорции, чтобы волшебство исчезло, а сказка превратилась в ложь без всяких намёков, зато с чёткими, политически верными уроками. А может быть дело в том, что Шварц писал свою пьесу вовсе не для детей? Нарочитая театральность сыграла с фильмом злую шутку, превратив его в кукольную постановку, где всё заведомо понарошку. Талантливые актёры послушно исполняют свои роли, вовремя отходя на второй план, чтобы уступить место следующему по сцене. Они с аптекарской аккуратностью следуют букве литературного материала, но такие точные и хлёсткие фразы Шварца растворяются в воздухе, не оставляя и следа. В этой условности теряются смыслы и связи поступков, и уже совсем не удивителен товарищ Саахов, нацепивший пиратскую серьгу и бандану, или Учёный, не потерявший здоровый румянец и природный оптимизм после тяжёлой болезни. Впрочем, как утверждает тамошний Доктор, ничего, пройдёт. Главное — вовремя махнуть на всё рукой.

Говорят, что творец идёт, ориентируясь лишь на расплывающийся след на снегу. Этот след указывает ему путь, но направление он выбирает сам. Надежда Кошеверова отказалась от долгой прогулки, воспользовавшись давно протоптанной дорожкой. Нет ничего хуже равнодушия и неверия, а кто сделает персонажей реальными, если сам создатель не считает их существование возможным. Отсутствие авторского высказывания и осмысления материала, сделало «Тень» стерильной, превратив из творения в поделку. Редкие драматически сильные эпизоды, вроде сцены соблазнения Принцессы, удивительным образом подчёркивают неправдоподобие происходящего, сводя на нет узнаваемость персонажей. Их сознательная двойная жизнь, ведущая к перерождению, заменилась бессознательными подлостями, на которые, впрочем, способны только лица, назначенные отрицательными. Процесс превращения лягушек в принцесс замер где-то на середине, но условный положительный герой довольствуется и этим результатом. Ведь всё это невзаправду, понарошку. Андерсеновская мрачность и шварцевская грустная обречённость с тайной надеждой превратилась в пряничный домик. Он яркий и праздничный, щедро украшен карамелью, с сахарными коньками на крыше. Правда, заходить в него опасно для детей и бессмысленно для взрослых, но это, кажется, уже совсем другая сказка.

7 февраля 2014

Не останусь в королевстве богатых бездельников

Многие сцены здесь — точно по Шварцу. Когда-то мне казалось, что чем точнее экранизация — тем лучше, но…

Нет; лучше — когда есть связная и цельная режиссерская трактовка. Как во второй нашей «Тени», вышедшей в смутный год развала СССР. Многие любят эту, старую «Тень», можно понять — плеяда звезд. Даль, Неелова, Этуш, Вертинская, Гердт…

А мне нравится вторая, и эту не могу не сравнивать. Слишком дословная, и поэтому скучноватая. При том, что пьеса «Шварца» очень хорошая, но пьеса есть пьеса, а фильм должен быть фильмом. Единственное, что в старом фильме существенно, в разы лучше — трактовка образа Принцессы. Во-первых, ее играет прекрасная Вертинская, а во-вторых, тут она — искренне несчастная, на грани потери веры в людей, полюбила ученого, чтобы потом страшно разочароваться в нем и от отчаяния уступить Тени. Трагический образ, я ей искренне сочувствую. Той капризной жеманной дуре из «Тени» 1991 года до нее далеко.

Остальное же… отношения Тени и Ученого ровно такие же, как у Шварца. А ведь пьесу и фильм разделяет полвека. Стоило бы и продумать их глубже. Конечно, Гурченко — практически готовая Юлия Джули, ей и играть особенно было нечего, но мне она просто не нравится нигде, кроме как в «Любовь и голуби». Миронов в своем типичном амплуа бессердечного франта. Много прямолинейной идейности, вроде упомянутой мной фразы ученого. Шварцу вот хватило вкуса такого в свои пьесы не вставлять. Даль? Ну, Даль. Не самый интересный его образ… образы.

Опять же, декорации. Эта кукольность обстановки — фирменный знак Кошеверовой, но в «Старой, старой сказке» это куда уместнее. А в «Тени» хотелось бы больше остроты. Сделали же из «Дракона» сильный фильм, перетрактовав пьесу безжалостно, почти садистски. Собственно, второй фильм, Козакова, и есть то, что нужно. А это — переложенная на экран пьеса. Добротная, но без капли благородного безумия, постановка.

7 из 10

13 марта 2011

Нет, это не сон… Это сказка!

Сколько бы не прошло лет, сколько бы не сменилось поколений, этот фильм всегда будет вечен! Потому что добро — не умирает! Да, конечно «Тень» не блещет спецэффектами, нет вспышек, неизвестных существ и бойни, но в этом-то и прелесть! Этот фильм так искренен, как только может быть искренен маленький ребёнок. А как может быть иначе, если он создавался для детей, но не только для них, а для детей во взрослых! Ведь кто сможет, просматривая эту картину, не улыбнуться? Даже на лице самого ворчливого взрослого появится ухмылка, потому что это сказка! Она не может не вызывать эмоций.

Про игру актёров можно сказать: Великолепно! Благодаря их простоте и искренности, фильм превосходит все современные экранизации сказок. Олег Даль так умело разделился на две части, что я в детстве думала, что Христиана-Теодора и Теодора-Христиана играли два близнеца, потрясающее перевоплощение! Анастасия Вертинская — настоящая Принцесса, умело сыграла и гордость, и влюблённость. Марина Неёлова поразила своей девичьей наивностью и искренностью, вряд ли кто-то смог бы сыграть влюблённую девушку как она. Андрей Миронов — как всегда шикарен и бесподобен, что не говори, но он великолепен в любом образе, даже людоеда. Владимир Этуш — просто прекрасный комедийный актёр, украсил своим юмором весь фильм.

«Христиан-Теодор: Странно… Вчера вечером мне казалось что я приехал в страну сказок, но ваша страна увы похожа на все страны в мире…

Цезарь Борджиа: Сказки? Скучнейшая проза жизни, серые будни!»

Да, хотя сюжет и основывается на простой бытовой истории, предательство друзей, но сказка не теряет свою волшебность.

Вечная борьба Добра и Зла, как и подобает, заканчивается победой Светлых сил. Так и должно быть. В каждом из нас идёт такая битва, а фильмы, наподобие «Тени», помогают нам определиться.

За сказку:

10 из 10

7 декабря 2010

Один из самых добрых фильмов

Несколько месяцев назад я открыла для себя гениального актера Олега Даля. И тогда «запоем» посмотрела огромное количество фильмов и записей спектаклей с его участием, получив при этом невероятное эстетическое удовольствие. Этот фильм — для меня особенный. Если честно, я считаю себя человеком достаточно взрослым и любовь моя к сказкам осталась в безоблачном детстве. Но этот фильм — сказка для взрослых. Добрая, чудесная сказка для тех, кто в них уже не верит. Очень оригинальный сюжет. Замечательные, талантливые актеры. Олег Даль. Ученый и его тень. Две противоположности, исполненные настолько… не знаю даже, как правильно сказать… лично для меня высшая степень актерского мастерства — искренность. И она в этих образах у Олега Ивановича присутствует сполна.

Кроме Олега Даля, очень запомнился мне Георгий Вицин (доктор). Вроде бы и не главная роль, но такая опять-таки искренняя, такая яркая! Знаете, про этот фильм все-таки невозможно рассказать, хоть и хочется написать еще очень и очень много, но в таком случае потеряется волшебство в этой истории, потеряется зачарованность зрителя, который не в силах оторваться от происходящего на экране. Да и зачем отрываться? Давайте оторвемся от порой скучной реальности, где добро всегда побеждает зло только в теории, а порой и вообще нельзя различить, где добро, а где зло, и погрузимся в сказку, необычную, запоминающуюся, справедливую!

30 апреля 2010

Фэнтези Тень появился на телеэкранах в далеком 1971 году, его режиссером является Надежда Кошеверова. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Олег Даль, Владимир Этуш, Сергей Филиппов, Зиновий Гердт, Анастасия Вертинская, Светлана Мазовецкая, Людмила Волынская, Алексей Полевой, Оскар Линд, Константин Адашевский, Анатолий Королькевич, Анатолий Столбов, Анатолий Абрамов, Олег Хроменков, Жанна Сухопольская.

Страна производства - СССР. Тень — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 6 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.