Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.6 |
IMDb | 5.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Смертный враг |
год: | 1971 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Евгений Матвеев |
сценаристы: | Михаил Шолохов, Арнольд Витоль, Евгений Матвеев |
видеооператор: | Эмиль Гулидов |
композитор: | Николай Будашкин |
художники: | Валерий Филиппов, Владимир Филиппов |
жанр: | мелодрама |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 декабря 1971 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 27 мин |
Михаил Александрович Шолохов начал писать рассказы с 1923 года. В 1925 году вышел сборник «Донские рассказы», где автор отразил весь трагический накал классовой борьбы на Дону, когда революция разделила казачество на резко полярные силы. В «Донских рассказах» Шолохов передал всю жестокость и противоречивость времени. В своих произведениях Шолохов неоднократно подчёркивает необходимость сохранения морально-нравственных «человеческих» качеств — благородства, благодушия и соблюдения этических заветов. Кровопролитная война больше поражает автора даже не своей жестокостью, а именно противоречием общепринятым нормам и правилам. В рассказах часто героями становятся родственники, разведённые войной, революцией или идеологическими взглядами по разные стороны «баррикад». Трагизм таких конфликтов состоит в необходимости выбора — или уничтожить и остаться верным своим идеалам (часто искусственным и надуманным) или отступиться от них, но сохранить святость родственных уз. В таком антигуманистическом ключе изображаемые события становятся еще более ужасающими и жестокими. В «Донских рассказах» Шолохов вырабатывает свою систему ценностей, основанную на гуманизме, которая несколько позже со всей силой реализовалась в рассказе «Судьба человека» (Валентина Х.)
Каждый выбирает героя рассказов Шолохова исключительно по своему вкусу. Каждому нравится свой герой его произведений. Это и понятно, ведь судьбы героев, проблемы, поднятые Шолоховым, в определённой степени созвучны и нашему времени. Писатель Шолохов — прямолинеен, честен, правдив. Правдивы и его «Донские рассказы». В них писатель выразил свое отношение к войне, явившейся трагедией народа. Она губительна для обеих сторон, приносит невосполнимые потери, калечит души. Писатель прав: недопустимо, когда люди, разумные существа, приходят к варварству и самоистреблению. Сама суть рассказов заставляет задумываться о жизни. Смысл их в том, что люди, дабы доказать свою преданность идеалам, переступают через жизнь и судьбу самых родных, близких людей. Брат должен убить брата, сын — отца. Почему же Шолохов не мог добавить счастья в свои произведения? Возможно он хотел хоть немного приблизить нас, читателей, к реальностям войны, когда нет ни единого счастливого человека. Евгений Семёнович Матвеев — советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог. Народный артист СССР — по-своему переосмыслил «Донские рассказы», и вынес на суд зрителей свой фильм «Смертный враг».
Честно говоря, впечатления от фильма далеко не однозначные. С одной стороны — великолепные актёрские работы, заставляющие по-новому звучать известных персонажей. А с другой — некое ощущение недосказанности, недораскрытости. Самый яркий и самый противоречивый образ у Анны Сергеевны Ящуровой. Жанна Прохоренко сыграла блистательно, хотя с обывательской точки зрения все её метания выглядят странно. Однако, нужно учитывать менталитет женщины той поры. Венчанная в церкви, она уходит к Клюквину только потому, что на мужа давно пришла похоронка. Живёт счастливо до тех пор, пока не возвращается законный муж. Душа Анны приходит в смятение. Ещё бы! Ведь теперь она — «двухмужняя». Любой на хуторе может ткнуть в неё пальцем и обозвать нехорошими словами. А тут ещё законный муж Александр (Александр Лазарев) поёт песни сладкие, что готов всё забыть, и начать семейную жизнь «с чистого листа». Вот и растаяло сердце Анны, и вернулась она к законному мужу. Но очень скоро поняла — разбитую чашку не склеить. И вновь чёрные тучи заволокли её сердце. Отчалив от одного берега, к другому она так и не причалила, остановившись ровно посередине перед ледяной прорубью: и назад пути не, и вперёд идти совестно…
На фоне эмоциональной трагедии Анны, Евгений Матвеев с его председателем поселкового коллектива Арсением Клюквиным выглядит несколько блёкло. Не хватает его персонажу «внутреннего горения». Как-то всё слишком просто и буднично: пришёл, сказал, растолковал. Да и чувства его к Анне явно проигрывают почти звериным эмоциям Александра Лазарева. В этой картине так уж получилось, что отрицательные персонажи выглядят ярче положительных. Станислав Чекан бесподобно сыграл кулака Ящурова. Во взгляде, в словах, в жестах, в поведении — лютая ненависть к Советской власти. Его сынок Александр такой же — взрывной, неуправляемый, жестокий. Прекрасные роли второго плана. Нехарактерная, но запоминающаяся роль у Гергия Вицина. Эмоционально сыграла Валентина Владимирова. Пронзительные эпизоды у Майи Булгаковой и Марии Виноградовой. При слабой главной сюжетной линии, второстепенные роли сильно поднимают уровень фильма, делая его ещё одной яркой страницей, демонстрирующей справедливость слов Нобелевского комитета: «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время» перед вручением Михаилу Шолохову Нобелевской премии по литературе 1965 года.
1 марта 2018