Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Саперы в Ингольштадте |
английское название: |
Pioniere in Ingolstadt |
год: | 1971 |
страна: |
Германия (ФРГ)
|
сценарий: | Мари Луизе Фляйсер |
продюсеры: | Клаус Хелльвиг, Курт Рааб |
видеооператор: | Дитрих Ломанн |
композитор: | Пер Рабен |
художники: | Gernot Kr, Бургхард Шлихт, Курт Рааб |
монтаж: | Теа Эймеш |
жанры: | комедия, мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 550000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 мая 1971 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 24 мин |
В обширной фильмографии Райнера Фассбиндера для меня — всё меньше белых пятен. В этот раз я взялась за картину, снятую где-то в первой половине творческого пути, но уже — с Ханной Шигуллой — «Сапёры в Ингольштадте».
Депрессивный немецкий городок 20-х годов. Жизнь Берты проходит будто в полусне и словно мимо: ничего не происходит, ни новых лиц, ни новых дел. За ней, по праву, должен бы ухаживать сын хозяина дома, где она прислуживает. По мнению отца семейства, такая интрижка подтвердила бы мужественность сына, да и вообще, была бы во всех отношениях приятней и безопасней связей на стороне. Но сын хотел бы автомобиль, а Берта хотела бы большой и чистой любви.
И вот, в город входят они: люди с погонами. Появление этого стройотряда, возводящего никому не нужный мост, где-то на окраине Ингольштадта, вносит приятное разнообразие в жизнь горожан. Кому-то оно даёт возможность подзаработать, кому-то — повод для злословия, кому-то — надежду на ту самую встречу.
Всё, что «пионеры», как называют отряд, дают городу, оборачивается разочарованием и утраченными надеждами. Деньги платят не все, любовь заканчивается унижением. Даже мост они, кажется, не достраивают.
«Сапёры» — фильм, в котором с самого начала предчувствуется горечь конца. Каждый из героев, по-своему разочарованный и одинокий, пытается доказать свою значимость, утвердиться за счёт другого. На таком фундаменте моста не построишь.
9 сентября 2018
История, описанная во многих произведениях, повторяется в Ингольштадте. В маленький баварский городок заехали солдаты. Называются они не абы как, а «пионеры», но на самом деле это низший из родов немецких войск, в мирное время занятый строительными работами, проще говоря, обыкновенный стройбат.
«В городке периферийном» делать им особенно нечего, кроме строительства маленького деревянного моста, про который совершенно точно известно только одно: мост этот никому не нужен. Таким образом, диспозиция такая: мирное время, вынужденное безделье, самодуры-начальники, дурацкий мост. Солдатам скучно. Им хочется развлечений, выпивки и женщин.
Местные фройлян представлены в ассортименте. Есть и потасканная Альма, и нечестная Фрида, но самое главное — на дворе начало 70-х, кино Фассбиндера, а значит, есть Ханна Шигулла. Уже не пионерка, но все еще девственница и в поисках большой любви. Как и когда-то в «Катцельмахере», Берта — хорошая, не такая, как все, но не напрасно ли она ожидает принца? Принцы в столице бывшего княжества не живут лет пятьсот, а если кто и притворяется оным, то надолго ведь все равно не хватает.
А время в Ингольштадте остановилось. Здесь средневековые улочки соседствуют с военной формой третьего рейха и незатейливым бытом немецких пивных. Здесь суровые отцы семейств, считающие каждый пфенниг, третируют своих великовозрастных отпрысков. Здесь общественное мнение однозначно решает относить прогуливающихся вечером женщин к проституткам. В общем, непростой для жизни город Ингольштадт, патриархальный.
И как же хочется любви девичьей душе, затырканной невеселым бытом, но возможна ли она к залетному солдатику, бунтарю-пионеру, печальному красавцу, далеко неспроста не добивающегося расположения Берты?
Фассбиндер исследовал волнующие его на протяжении всей его короткой и насыщенной жизни темы притеснения и насилия, и этот фильм не исключение: красавицу Берту унижает ее возлюбленный, того — фельдфебель, и так далее, пока круг не замыкается и не происходит несколько в разной степени неожиданных развязок.
«Пионеры Ингольштадта» — фильм цветной, но по стилистике мало отличающийся от черно-белых «брехто-годаровских» фильмов двух предыдущих лет с их минималистично медленным действием и своеобразной полулюбительской камерой. Также нужно отметить, что это уже девятый за два года фильм немецкого режиссера, и один из последних в раннем творчестве Райнера Вернера Фассбиндера.
8 из 10
5 марта 2010