| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.3 |
IMDb
|
6.2 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Конец Любавиных |
| год: | 1971 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Леонид Головня |
| сценаристы: | Леонид Головня, Леонид Нехорошев, Василий Шукшин |
| видеооператор: | Борис Брожовский |
| композитор: | Николай Каретников |
| художники: | Иван Пластинкин, Борис Царев |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
27 марта 1972 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 36 мин |
- Марья, ну ты замуж собираешься? Он хочет тебя взять. Он хороший человек
Вот тут вселенная Шукшина оживает во всем своем величии. Перед нами двадцатые годы прошлого века. Скромный и забытый всеми городок вдали от 'большой' жизни. Но и тут происходит настоящая борьба за власть. Секретные сотрудники стремятся перевернуть все, заставить людей понять, что в уклад каждого из них пришел советский закон. И это очень непростой процесс.
Перед зрителем проносится галерея образов далеких от романтических революционных идеалов. Это простые люди, полные противоречий. Многие из них обладают особой ранимостью, широким размахом и внутренним душевным благородством. Но далеко не все справляются с жизненными испытаниями. Зрителю предстоит узнать как справятся с непростыми временами семьи Байкаловых и Любавиных, Поповых и Колокольниковых...
И эти образы настолько естественны, будто действительно жили. Тут и простой героический оперативник Василий Платонович в исполнении Вацлава Дворжецкого, и суровый бородатый Емельян Любавин, которого блестяще исполнил Георгий Жженов (отказавшись от всех своих прежних актерских клише), и простые парни Егор и Кузьма, оказавшиеся по разные стороны. Выделяется своими несколькими появлениями в этом фильме и Армен Джигарханян. Он вроде исполнил роль отрицательного персонажа. Но его Закревский при всех своих недостатках полон и обаяния. Иначе он и не получил бы одобрения, не возглавил бы банду. И он с цинизмом использует свое влияние на людей. Как ловко он настраивает своих: 'Власть властью, а как бы с этой властью не пропасть'. А как выразительна его доброжелательная улыбка с которой он глядит на Марью Попову, по сути уже замужнюю женщину. Без особых пояснений можно вполне понятную историю домыслить. Вот он идеальный злодей - внешне донельзя доброжелательный, манерный и учтивый, умело скрывающий свои дела.
В исполнении Марьи Поповой блеснула Марианна Вертинская. Здесь все внимание уделено ей. К ней ходят свататься, о ней зло отзываются ('голь перекатная'). В ней есть яркость и импульсивность Настасьи Филипповны Достоевского. Такие героини всегда интересны своими противоречиями.
Для Шукшина в этой истории было много личного. Из его воспоминаний становится понятно, что роман о Любавиных он готовил основательно. Общался с очевидцами событий тех лет, стремился передать дух того времени. Были и другие личные аспекты. Не для кого не секрет, что одного из центральных персонажей фильма зовут Макаром (ровно как и отца писателя), а девичья фамилия его матери Мария Попова соответствует фамилии одной из основных героинь.
Нельзя пройти мимо и представленной в ленте словесности. Тут нет ничего письменного - все живой. Язык лаконичен и точен, при всей суровости и жесткости некоторых моментов. Зрители что чувствуют, тем и делятся. И это по-своему прекрасно. Так мы получаем и оправдательный код 'Не виноватый он', и обыденно-философское 'Женитьбы дело серьезное. Тут подумать надо', и обличительное рассуждение: 'Он – змей подколодный, не иначе. Стрелял картечью', и провокационное 'Не верил апостол. Нарожает длинненьких, тогда заживешь'. Ну а невинные фразы 'Ягодки перебираешь' и 'Попал так не чирикай' получат в этой ленте совсем иное, почти зловещее значение.
Шукшин учился на одном курсе с двумя Андреями - Тарковским и Кончаловским. Люди одного поколения. Творцы. Конечно их творчество перекликается. Если бы не творчество Шукшина, то большой вопрос возникли бы истории об Асе Клячиной и Андрее Тряпицыне. Если бы не 'Андрей Рублев', то возникли бы проекты у Шукшина об экранизации жизни Степана Разина? Ну и конечно неспроста Любавины так ситуационно сходны с 'Сибириадой' - взаимное влияние при всей творческой автономности авторов.
'Конец Любавиных' совсем не о гражданской войне и не только о Сибири. За лихой и увлекательной историей скрывается нечто куда более мощное. Тут рассказывается о преемственности поколений и о любви, рассказывается и о широте души. Это вечные вопросы делающие ленту значимой и сегодня.
8 из 10
16 апреля 2025
В этом фильме не снимался Шукшин, этот фильм не снимал Василий Макарович, но этот фильм снимали по его произведению и при этом старались использовать те методы, что были опробованы как раз для фильмов о сибирской стороне и о сельской местности. Во многих кинолентах по сценарию Василия Макаровича можно и не догадаться, что самого мастера здесь лично нет, но в любом случае, используя зарекомендовавшие способы, можно незримо прочувствовать его стиль, но здесь и новые варианты тоже не обошли вниманием.
Как обычно в таких фильмах очень много народного творчества. В основном музыкального. Песен спеты и весёлые и грустные. Большое количество сцен народного быта, и это не смотря на то, что фильм то в некотором смысле боевик или, как сейчас модного классифицировать — вестерн.
Да, слегка устарел, к тому же сейчас немного другие герои. НО. Даже с учётом тех времён и тогдашнего социального заказа это кино было несколько не форматным. Судите сами. Коммунисты здесь отнюдь не баловни судьбы, а бандиты отнюдь не такие линейные, как в более известных фильмах. К тому же у, скажем, тех же Любавиных или у белого офицера была харизма, а вот коммунисты получились, мягко говоря, скушноватенькими, за исключением может быть старичка.
О сюжете писать нечего. В подобном жанре вообще очень тесно. Законы жанра диктуют немногочисленные шаблоны, которые не способствуют разнообразию. Потому на первый план выходит реализация. А реализовать за некоторыми исключениями получилось.
По сути явных проколов три. Первый это любовные ветки, большая часть из которых были откровенно не продуманы, в результате фильм нет, нет, да и сваливался в какую-то «Санта-Барбару». Ладно бы если речь шла о мелодраме, здесь даже проблема не в том, что много навертели, а в том, что не довертели, из-за чего многие решения выглядели натянуто. Второе это тупиковые сюжетные ветки типа того же золота. Уж если за них взялись, то стоило доводить до ума. Третье — непосредственно образы врагов. Ну, тут уж против особенностей времени не попрёшь. Но даже те образы, которые нам были предоставлены, были всё же весьма разнообразны, и там была пара тройка человек, которые были-таки, проработаны отменно. Взять, к примеру, сыновей. Очень качественно.
Плюсы типичны для шукшинских фильмов, из неотмеченных в начале добавлю традиционный позитив, хотя здесь он довольно специфичен, всё же в фильме много смертей, в том числе и лишних, однако в смутное время большинство смертей — лишние. Но он — позитив, есть, просто его надо уловить.
Диалоги просты. Цитат и народных мудростей не много, однако, редкий крестьянин отличается древнегреческим красноречием. Если здешние люди начинали говорить, то слушалось приятно. При этом именно речь была одной из тех составляющих, которая отличала простой люд (в том числе и Любавиных), от белого офицера с его пафосом и громкими словами.
Любители старого советского кинематографа фильм оценят, хотя в нём не много боевитости, да и душевных терзаний можно было бы добавить, но как крепкий середнячок он не плох. Для меня главным откровением здесь было то, что шукшинский фильм можно было снять и без Василия Макаровича, хотя в некоторых местах его здорово не хватало.
9 июля 2010