Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Смертельная ошибка |
английское название: |
Tödlicher Irrtum |
год: | 1970 |
страна: |
Германия (ГДР)
|
режиссер: | Конрад Петцольд |
сценаристы: | Гюнтер Карл, Рольф Рёмер |
видеооператор: | Эберхард Боркман |
композитор: | Вильгельм Нееф |
художники: | Хайнц Рёске, Марлен Вильман, Гюнтер Шмидт |
монтаж: | Теа Рихтер |
жанр: | вестерн |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 июля 1970 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Необычный фильм. Неэластичный. После совершенно ядерного зачина, когда и белые и краснокожие остервенело носятся туда-сюда и радостно вопят, ожидается нечто легкое и веселое. Первая мысль: никак бледнолицые, наконец, нашли с индейцами общий язык. Но нет, все как обычно. А вообще привыкайте: данная картина крайне умело манипулирует вашим сознанием, а сюжетные ходы назвать предсказуемыми язык не поворачивается.
Что характерно, главный герой здесь не Митич, а некто Крис (Армин Мюллер-Шталь), который СЮРПРИЗ оказывается метисом, а Черный Барс (Митич) — его краснокожим братом. И подобных неожиданных решений в «Смертельной ошибке» много. Вы не глядите, что повествование идет обыденно и даже рутинно — оно себя раскрывает по полной программе, а недостаток стрельбы, погонь и мордобоя столь милого сердцу советского ребенка компенсируется совершенно адовым мочиловом под конец ленты. Ради этих нескольких сцен уже стоит смотреть.
Вообще как ни странно «Смертельная ошибка» больше всего напоминает детектив. Особенно первое время, когда зрителю еще неизвестно, что из себя представляет Крис (по поводу него вообще даже возникают некоторые подозрительные мысли и всякие сомнения). Ставший помощником шерифа Крис втихаря сотрудничает с братом с целью предотвратить резню между ни в чем ни повинными мирными горожанами и индейцами, которые чувствуя, что местные «нефтяные олигархи» их обманывают, пытаются саботировать нефтедобычу. Ну, и по совместительству наши герои по всем канонам жанра выявляют «подлого предателя» в рядах друзей.
Ах, да — в фильме неплохая музыка. Не то чтобы ее много, но она местами выдержана в традиционном индейском звучании, да и вообще атмосферу задает.
Так или иначе, но несмотря на заезженность темы «страданий краснокожих» эта лента в принципе может удивить и современного зрителя (правда не очень избалованного), поскольку дает принципиально новый вклад в развитие жанра восточногерманский вестерн, т. е иначе говоря истерн, и наглядно демонстрирует, что «не одной пальбой сыты». Во многом такому впечатлению поспособствовал хороший подбор актеров. Особенно понравился Крис; будем откровенны: фильм именно о нем, а не о Митиче — наш всеми любимый «вождь» здесь на вторых ролях. Крис — мужик во всех отношениях привлекательный: смекалистый, отчаянный, с хорошим чувством юмора, но при этом осторожный и преисполненный глубоким чувством справедливости.
Впрочем, даже герои второго и третьего плана ведут себя вполне убедительно. Финал по обыкновению ДЕФЫ неоднозначен: реалистичен и печален, и лишь разъяренный Митич стоит перед глазами, в последний момент пощадивший посрамленных врагов, тем самым показав в очередной раз, что дикарь благороднее «цивилизованного белого человека».
8 из 10
18 июля 2015
Извечный бой между индейцами и желающими установить мировое правительство и получить все деньги мира капиталистами продолжается. На этот раз последним необходима нефть, ибо нефть — это огромные деньги. На пути же капиталистов опять встают индейцы, которые, однако, уже закалённые в прошлых боях, стали немного юридически грамотными. Но и это их не спасает, ибо капиталист и в этом случае найдёт уловку и вывернется из правовых сетей. Как? Да очень просто — путём физического устранения подписавших договор. Собственно, это одна из интриг фильма, а таковых в фильме достаточно и все они вполне смотрибельные и даже интересные. Например, кто подстрелил в начале фильма индейца и ковбойца, которые везли деньги индейцам в качестве платы за использование их земель для добычи нефти, тем самым некоторым образом спровоцировав определённые толки в обоих лагерях? Удастся ли заполучить капиталистам документы на землю, которая просто-таки изобилует нефтью ? А к концу фильма выясняется также и родовая связь одного из бледнолицых (помощника шерифа) с племенем индейцев, к тому же не просто родовая, а братская — с Чёрным барсом (Гойко Митичем) (а с виду не скажешь!). К тому же комиссия по расследованию того, чем же тут на самом деле занимаются капиталисты и есть ли у них вообще разрешение на осуществление работ на индейской земле, вот-вот к концу фильма должна подъехать и устроить разнос. В целом в фильме достаточно интересных ходов и заготовок, не дающих зрителю заскучать. А иногда они и вовсе близки к детективам. При этом стоит отметить глуповато-безумное начало фильма, когда индейцы и капиталисты находят нефть и радуются как сумасшедшие, валяются в этой самой нефти, хлопают в ладоши, обнимают друг друга, употребляют алкоголь и вообще похожи на детей.
Достаточно интересны сцены экшена, по крайней мере их не тошно смотреть (как например в Сыновьях Большой Медведицы). Однако этих сцен на так уж и много, но в целом они заставляют напрячься ввиду грядущих разборок. Очень хороша музыка (жаль её тоже немного — в начале, в преддверии каких-то важных событий, ну и в конце). В качестве музыкального сопровождения можно иногда слышать аутентичные индейскоподобные игрища на ударных инструментах.
Стоит также отметить довольно качественную игру некоторых актёров и их колоритных персонажей: Чёрный барс (Гойко Митич, хотя он не исполняет главной роли и в большей части остаётся на заднем плане) — действительно создаёт впечатление последовательного, умного и мужественного вождя, самый главный капиталист Эллисон вполне отвечает своему архетипу — полноватый, безжалостный и деловой мужчина. И множество других интересных персонажей: помощник шерифа Крис Говард (одна из главных фигур фильма), ковбоец Бен, красивые женщины (особенно Кэролин) и. т. д.
Декорации фильма также особых нареканий не вызывают: природные просторы, деревянные помещения домов и построек, улицы городка. Очень колоритно смотрится в конце фильма одинокая постройка посреди равнины. Интересны костюмы персонажей, создающие впечатление не один год ношенных на жаре (особое внимание стоит обратить на костюмы двух персонажей: у одного имеется чёрно-белая жилетка видимо сделанная из шкуры коровы или что-то вроде этого, в целом она белая, но с чёрными пятнами — очень специфичная накидка; у второго (ближайшего друга помощника шерифа) имеется спереди обычная ковбойская одёжка, но сзади она сшита из каких-то цветастых не равных по размеру лоскутов.
Фильм интересен, интересен сюжет, не оставляющий равнодушным, интересны персонажи, некоторые из которых весьма колоритны, интересны и ненавязчивы декорации, на уровне игра актёров, большинство диалогов не вызывают отторжения. В фильме можно встретить сцены, в которых зритель действительно может напрячься. Но в фильме не так много экшена, однако это не умаляет его достоинства (кроме того в некоторых сценах этот самый экшен можно квалифицировать как стэлс-экшен, что также выглядит интересно). Как отмечалось на очень качественном уровне музыка. В целом фильм стоит смотреть, не худший вариант из когорты фильмов об индейцах и ковбойцах.
14 июня 2009
'Смертельная ошибка» — выдержанный в извечном жанре «вестерн» кинофильм, который смотрят в мире уже бессчётное количество лет, который не надоедает и не становится приевшимся. Завоевания, белые, индейцы, — всё это является неотъемлемой частью данного жанра, а уж, тем более, если в картине принимает участие Гойко Митич, то все вопросы и излишние рассуждения просто-напросто отпадают в сторону, оставляя лишь эту гремучую смесь динамики, интриги и интереса со стороны зрителя. Что там говорить, — даже многие современные фильмы не способны затмить, быть лучше этих, уже классических и действительно шедевральных картин.
Знакомый по другим картинам-вестернам, Гойко Митич, исполняющий, как правило, роль индейца, и на этот раз достаточно искренне, убедительно и полностью вошёл в свою роль. Да и, стоит заметить, что сам фильм рисует перед зрителем целостную и реалистичную картинку Америки прошлых времён, времён 19 века, когда индейцы отстаивали своё законное право на владение и пользование своей землёй, защищали её, однако, под напором бледнолицых, вынуждены были отступать и, скрепя сердце, отдавать земли, на которых многие века жили их предки…
Данная картина, как и многие другие картины про индейцев, раскрывает суть, главную мысль, в основе которой лежит вторжение и изгнание индйцев с их земель, геноцид, массовое их убийство европейскими переселенцами. Как правило, сила и огневая мощь во владении белых, но и индейцы со своим мастерством, интуицией и помощью духов не сдаются, дерутся, сражаются и ложатся костьми, дабы спасти себя, свою культуру и сохранить дальнейшее процветание своих племён. К сожалению, тщетно. Вот и в «Смертельной ошибке», наглые, жестокие и хитрые господа «Старого мира» буквально за бесценок скупают земли и качают нефть — чёрное золото, обманывая индейцев и оставаясь, тем самым, в выигрыше. Однако и среди коренных жителей находятся свои герои и храбрецы, которые, несмотря ни на что, противостоят, борются и изобличают самонадеянных бледнолицых.
Не всё так хорошо и у хитрых гостей, ибо на месторождение, где незаконно добывается нефть, в скором времени должна приехать следственная комиссия, которая компетентна и запросто способна арестовать наглецов-обманщиков. В то время, тщеславные переселенцы пытаются подставить индейцев, и поджигают нефтяную вышку — мол, это результат диверсии местного племени, а мы тут не причём. Не тут то было, — отважные представители в лице вождя Бритой головы и его брата-метиса Криса спокойно закручивают и побеждают плохих ребят, однако, вражеская пуля всё-таки попадает в Криса…
Реалистичная история, история о чести и достоинстве, а также о лжи и предательстве, всей красой предстаёт перед жаждущим зрителем, и, надо отметить, с лёгкостью оправдывает доверие и ожидания сидящего по ту сторону экрана, ибо яркость, стремительность и непредсказуемость описывамых в фильме действий налицо. Более того, отменная игра актёров позволяет погрузиться, прочувствовать и оценить атмосферу вражды, тот быт и те времена, когда шла открытая вражда коренных жителей Америки и жадных переселенцев. Результат мастерства и таланта каждого из членов съёмочной команды данной картины представлены как нельзя отлично, а вот отдельные похвалы, слова благодарности хотелось бы адресовать исполнителю одной из главных ролей — Гойко Митичу, отличному актёру, точь-в-точь похожего на индейца (хотя сам он из Югославии), да и просто яркому и открытому человеку, который нашёл своё «Я» в этом мире.
Собственно, что ещё сказать, разве что, только посоветовать многочисленным зрителям обратить внимание на эту картину и не без радости, не без вдохновения, с превеликим удовольствием и благоговением ознакомиться с данной лентой. Могу уверить каждого из Вас, что пожалеть Вы явно не сможете, ибо картина стоит
Итак, смотрим?!
10 из 10
17 мая 2009