Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Штамм Андромеда |
английское название: |
The Andromeda Strain |
год: | 1970 |
страна: |
США
|
слоган: | «Rated G...But May Be Too INTENSE For Younger Children» |
режиссер: | Роберт Уайз |
сценаристы: | Майкл Крайтон, Нельсон Гиддинг |
продюсер: | Роберт Уайз |
видеооператор: | Ричард Х. Клайн |
композитор: | Джил Мелл |
художники: | Борис Левен, Уильям Х. Тантк, Руби Р. Левитт, Хелен Колвиг |
монтаж: | Стюарт Гилмор, Джон В. Холмс |
жанры: | фантастика, триллер, детектив |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 6500000 |
Сборы в США: | $12 376 563 |
Мировые сборы: | $12 376 563 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 марта 1971 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 11 мин |
Нельзя сказать, что было большое желание писать об этом фильме, но в течение суток после просмотра не покидало ощущение, что не рассказать о нем будет тоже неправильно.
Прорывной, наверное, фильм для своего времени. Впечатлила музыка. Она очень необычна, в ней много электронных звуков, что революционно. Да и придумать подобное было сложно. Она и сейчас выглядит очень необычно.
Сюжет полностью повторяет книгу Майкла Крайтона с одноименным названием. И это хорошо. Но, если книга читается интересно, то фильм по ней выглядит скучным. Локации выглядят бедновато, хотя, скорее всего, отражают то, что должно было бы существовать в реальности.
Информация для зрителей в начале фильма должна была сильно их удивить и повысить градус. В литературе приводится информация о том, что создатели фильмов часто используют оговорки из разряда 'основано на реальных событиях', чтобы привлечь больше внимания к к своей продукции и, как следствие, заработать побольше денег.
Речь актеров в фильме выглядит очень странно. Сложно сказать, как это воспринималось публикой на момент выхода фильма. Актеры будто бы оторвано от событий фильма декларируют текст: с чувством, с тактом, с расстановкой. Театрально и оторвано от реальной жизни. Все-таки в кино ждешь большей достоверности.
Экспериментальный прием с множественными окнами на экране исторически не прижился в кино. И понятно - почему: смотреть на это довольно тяжело.
Фильм рекомендуется к просмотрю людям, изучающим кинематограф и находящимся в поиске чего-то необычного.
4 октября 2021
«Штамм Андромеда» тихо-мирно готовился справить свой — вполне заслуженный — 50-летний юбилей в следующем году, однако оказался нежданно востребованным уже в нынешнем, 2020-ом. Это становится объяснимым, если взглянуть на фабулу фильма: группа мозговитых учёных — медиков и биологов — призвана определить смертоносного агента, ответственного за смерть жителей американского городка и предотвратить тем самым катастрофу глобального масштаба.
В слове «научно-фантастический» две составляющих, и кино неизбежно тяготеет ко второй, куда более зрелищной. Тем отрадней увидеть триллер «про заражение», в котором реальный научный процесс занимает центральное место. Здесь нет привычных нам сцен массовой паники (хотя «посмертные» эпизоды в городке весьма зловещи), да и умирает в кадре разве что подопытная обезьянка (очень жалостливым образом). Не стоит удивляться, ведь в основе — роман Майкла Крайтона, дипломированного доктора (правда, оставившего профессию вскоре после публикации книги). Достоинство фильма неминуемо превращается в его же недостаток — в заключительной трети становится уже настолько утомительным наблюдать за людьми с микроскопами и в скафандрах био-защиты, что сюжет для компенсации «выстреливает» чрезмерно адреналиновой концовкой (зато теперь знаем, откуда эти таймеры самоуничтожения с обратным отсчётом!). Два находки режиссёра Роберта Уайза, без сомнения, пережили своё время: это решение не привлекать звёздных исполнителей (отсюда эффект настоящих, некиношных персонажей) и инноваторский дизайн декораций подземной лаборатории. Где ещё sci-fi выглядел так восхитительно-улётно?! Только в легендарной «Космической Одиссее 2001», что уже говорит о глубине подхода к делу.
Крайтон ушёл от нас 12 лет назад, но наследие его живо, как никогда: «Парки юрского периода» множатся как велоцирапторы в инкубаторе, а дорогущий «Мир Дикого запада» пошёл на четвёртый сезон (с обратно пропорциональным качеством). Что опять же, закономерно, ведь сквозная тема — люди изобретают технологию, чтобы после ей противостоять — едва ли скоро утратит актуальность. В наши дни вирус неясного (гм!) происхождения мигом разнёсся по планете, и армия специалистов в разных странах ищет пути борьбы с ним. Со «штаммом Андромеды» четыре умные головы сладило за 96, пусть и крайне напряжённых, часов. Кто-то скажет, «это лишь кино!», а мы возразим: их пример — другим наука.
11 декабря 2020
Совсем забыл, что когда-то читал книгу по которой снят этот фильм; книга не сильно запомнилась, собственно, я не любитель Крайтона как автора. Но вот как основа для экранизаций его книги неплохи (вспомнить тот же «Парк юрского периода»)
Книга впечатлила средне; во первых устарела, во вторых Крайтон слишком слаб в художественных образах в книгах. Фильм намного лучше; т. к. очень дотошно проработаны декорации и то что в книге ты просто читал, тут видишь.
Зная историческую подоплеку, и дату выхода фильма (1971 год) особенно ценишь подход к правдоподобности. Так же, времена как раз — высадки на луну, и холодной войны: ядерное оружие, мысли о внеземной жизни. Фильм как раз на эту тему. Ну и сеттинг интересен — секретная суперсовременная лаборатория под землей, изучающая опасные организмы. Ну и потом все идет немного не так. Что любопытно, фильм во многом похож в этом плане на тот же «Парк юрского периода».
Что еще написать можно? Да собственно, ничего. Фильм для своего времени очень хорошо раскрывает тему страхов по занесению инфекции из космоса. Технически грамотно и новаторски для своего времени показан. Там даже сенсорные экраны есть и аппараты 3D визуализации.
Долго думал, какую оценку поставить. Субъективно больше семерочки не хочется, но по совокупности заслуг как первопроходца в жанре пусть будет
8 из 10
29 февраля 2020
Двое работников космо-метеостанции обнаружили, что все жители городка Пидман, куда упал их спутник-зонд, за которым они и приехали, мертвы уже несколько часов. Тела лежали в домах и на улицах, где застала их почти мгновенная смерть. Птицы клевали тела мертвецов, грозя заразить неизвестным вирусом всю округу, разнеся его на большие расстояния. А потом и всю страну, возможно, и весь мир, если не удастся выяснить причину заражения и найти способ борьбы с вирусом. Создается специальная секретная группа ученых, чтобы обследовать город и найти причину их гибели, работа будет вестись в секретной военной лаборатории. При обследовании города ученые нашли двух выживших: старика с язвой желудка и плачущего от голода младенца, недалеко от тела матери. Их увозят в ту же лабораторию, чтобы понять, почему выжили именно они. И почему погибли все остальные жители? Почему их кровь превратилась в порошок почти мгновенно? Что это за вирус, как он действует и как его победить, если это возможно? Ответы на эти вопросы ученые должны найти как можно скорее, пока эпидемия не распространилась по планете.
Это не первый фильм, где происходит вторжение на Землю из космоса. Но, в отличие от большинства подобных картин, это не ужасные монстры с длинными щупальцами, не слизняки, внедряющиеся в человеческие тела и управляющие ими, не зеленые человечки и не сгустки энергии. Тут на Землю вместе со спутником, столкнувшимся в космических глубинах с астероидом, проникли крохотные бактерии, микроорганизмы, которые можно увидеть лишь при многократном увеличении под микроскопом. Но этим они еще опаснее и страшнее. Монстров можно застрелить, сжечь, растворить в кислоте или даже воде, как во франшизе «Нация пришельцев». Тут же незримый инопланетный враг убивает в считанные секунды, стоит лишь приподнять стекло клетки с подопытной крысой или мартышкой. И как бороться с невидимым врагом? Как он убивает? Как проникает в организм? И почему не смог убить старика и ребенка? Они дышали тем же воздухом, но остались живы. В чем их отличие от остальных? Что это за вирус, как он действует и как его уничтожить?
Над всеми этими вопросами четыре дня будут биться ученые, а зрители два с лишним часа будут наблюдать за их работой, опытами, слушать версии и обсуждения разных теорий. Ответ ищется методом проб и ошибок, а часто просто методом тыка, что позволяет держать зрителя в напряжении, всецело завладевая его вниманием. В фильме нет экшена с перестрелками, погонями, нет панорам ночного неба с инопланетными кораблями, зависающими над городом. Нет даже толп зараженных вирусом, обезображенных людей, бродящих по пустующим городам и дорогам. Почти весь хронометраж фильма приходится именно на лабораторию, полную разных установок и оборудования для опытов. В замкнутом пространстве подземной лаборатории идут исследования вируса, спорят и соглашаются друг с другом ученые. Даже любовных линий между ними нет, как и скандалов, и интриг. А смотреть на этот почти документальный по сюжету фильм все равно очень интересно. Потому что больше мы такого нигде не увидим, все в новинку и все удивительно и увлекательно. Не только сами исследования, но и система очистки и обеззараживания организмов ученых перед тем, как попасть на самый нижний уровень лаборатории. Дезинфекция идет почти на клеточном уровне, проходя в несколько ступеней, разными способами, на разном оборудовании. Наблюдать за всем этим интересно так же, как за всякими диковинными гаджетами Джеймса Бонда: никогда не знаешь, как что из них сработает, и каков будет результат. Сама лаборатория очень похожа на космический корабль, недаром декорации «Андромеды» были номинированы на Оскар в 1972 году. Кроме того, в фильме достаточно напряженных моментов, когда счет идет на секунды, нестандартных ситуаций хватает как в самой лаборатории, так и у военных, эти исследования курирующих, перепалки между ними, куда же без этого. Поэтому скучать зрителю действительно не придется.
Режиссер Роберт Уайз, к тому времени уже получивший два Оскара за «Звуки музыки» и «Вестсайдскую историю», умеет выстроить сюжет так, что зритель с удовольствием погружается в него. В жанре хоррора Уайз тоже не новичок. «Проклятие людей-кошек» (1944), «Похитители тел» (1945), «День, когда остановилась Земля» (1951) и несколько подобных фильмов, которые Уайз снял в начале карьеры, дали ему необходимый опыт в выстраивании действия, визуальной картинки, нагнетания саспенса и создании нужной атмосферы, который режиссер удачно применил. Номинация на Оскар за лучший монтаж этому ярчайшее подтверждение. Кроме того, необычный и тревожный саундтрек джазового музыканта и композитора Джила Мелла, также номинированный на «Золотой глобус», добавляет напряжения и действиям героев, и восприятию зрителей.
Работа актеров не вызывает нареканий: они действительно похожи на ученых, знающих, что они делают и почему они это делают. Особенно хороша актриса Кейт Рид. Ее персонаж — микробиолог, дама со сложным характером и бурным прошлым, но прекрасный профессионал, всецело занята наукой, умеет настоять на своем и не лезет за словом в карман. Но при этом вполне адекватна в решениях, не впадает в капризы и умеет правильно расставить приоритеты в своей работе.
Финал у фильма остался открытым. Как хрупка человеческая жизнь, как много опасностей подстерегает человека в среде его обитания! Многое остается неизученным, неисследованным. Насколько безопасен космос для нас, или мы для космоса? И какой следующий подарок, и когда, ждать нам из глубин Вселенной? Или из очередной секретной лаборатории, где не только умеют бороться с вирусами, но и успешно создавать их? Что-то участились в последнее время всякие зики, эболы, птичьи и свиные гриппы. Да и вирусы обычного гриппа все чаще стремятся выйти за пределы эпидемии, превратившись в пандемию. Вирусы очень малы, без тысячекратного увеличения вообще незаметны. Но по своей убойной силе никакая Годзилла не сравнится с ними. Наука — вещь обоюдоострая. Кто знает, что сейчас изобретают пытливые умы микробиологов? В наше то беспокойное время.
7 из 10
19 декабря 2016
По вине военных, искавших новое оружие, на Землю с метеоритом попадает вирус внеземного происхождения. Ученые запираются в лаборатории и ищут путь к спасению человечества… Один из популярнейших сюжетов в фантастике. Об этом в разных видах рассказывает и общеизвестная классика вроде «Обители зла», и подзабытые теперь фильмы вроде «Вируса» Киндзи Фукасаку. Но мало кто из зрителей (в основном фанаты жанра) может вспомнить первый по-настоящему масштабный фильм на эту тему — «Штамм Андромеда Роберта Уайза по роману молодого студента-медика Майкла Крайтона. В отличие от многих других фильмов об эпидемиях в Андромеде нет ни сходящих с ума толп, ни проповедников, вопящих о конце света, ни супергероя с иммунитетом к вирусу, спасающего весь мир. Есть только люди, спокойно и без паники делающие свою работу (можно допустить, что в какой-то мере Крайтона вдохновили романы популярного тогда Артура Хейли). Ученые в специально оборудованной лаборатории ищут способ устранения вируса. В более поздних фильмах такие ученые конфликтуют с фанатиками-военными, претендующими на использование вируса в своих целях, и друг с другом по самым разным поводам. В «Андромеде» же люди работают слаженно, без конфликтов и лирических отступлений вроде противостояния обезумевшим людям. Все четко, грамотно и профессионально, однако герои при этом остаются людьми, обозначенными гораздо четче, чем многие их коллеги из последующих фильмов. Четко показана и сама лаборатория, и действия ученых. Герои не просто смотрят на экран электронного микроскопа и разбалтывают что-то в центрифуге — их действия понятны даже самому некомпетентному зрителю. В общем, прекрасный образец твердой научной фантастики, оказавший огромное влияние на жанр.
10 из 10
7 сентября 2016
Для своего времени фильм просто потрясающий. К сожалению, не читал книгу Майкла Крайтона, поэтому с книгой сравнить не могу. Но сам сюжет небанален.
Действительно, большинство фильмов того времени, впрочем как и современные, посвящены нашествию инопланетян в виде «зеленых человечков» или подобных им гуманоидных существ. А что если внеземная жизнь попадет к нам в виде микроорганизма, которого без микроскопа и не увидишь? При этом он может оказать просто катастрофическое воздействие на всех живущих и даже поставить вопрос вообще о существовании жизни на нашей планете.
Собственно об этом и идет речь в данном фильме. Особое место в нем уделено героизму тех, кто вынужден лицом к лицу столкнуться с инопланетной угрозой. Сразу оговорюсь, что если Вы ждете от фильма погонь, драк, взрывов — здесь Вы этого точно не увидите. На первом месте здесь психологизм ситуации, а также четкая и логически выверенная обоснованность каждого научного факта. Исходя из современных представлений в области физики, химии, биологии, анатомии, ученые строят свои гипотезы, опровергают и подтверждают их.
Естественно фильм не лишен определенной политической подоплеки, что для того времени было вполне закономерно. Однако это не нивелирует, а наоборот придает определенный шарм данному произведению.
10 из 10.
27 июня 2011
Майкл Крайтон написал великолепное произведение. Это не просто очередной рассказ о внеземной жизни, пусть даже простейшей, это научное повествование, неоценимый кладезь информации для человека, мало знакомого с такими отраслями науки, как биология и химия. Автор рассказывает о принципах действия исследовательской техники, о принципах поведения микроорганизмов и многое, многое другое.
К сожалению, реализовать все вышесказанное кроме как в текстовой форме представляется практически невозможным. Фильм воспроизведен последовательности, идентичной рассказу, но в этом заключается и основной минус фильма: частая смена сцен, которая порой вводит в заблуждения относительно места и времени происходящего и лишь подойдя к основному моменту фильма, научно-исследовательскому комплексу, все в коей-то мере упорядочивается.
Фильм, в отличие от книги, проходит слишком быстро: новые факты относительно внеземного агента не успевают усвоиться сознанием и тут же сменяются другими. Некоторые факты относительно штамма, в частности, почему он мутировал, остались за кадром. Также упущена часть истории, повествующая о прибытии микроорганизма на Землю. Это же повлекло за собой и немного иную концовку фильма.
Для человека, прочитавшего рассказ, фильм не представляет особой ценности, во многом из-за жанра, но остальным непременно понравится.
5 марта 2011
Прежде чем смотреть научно-фантастический фильм, сначала стоит прочитать книгу. Книга М. Крайтона не отличается особенной художественностью, оно и понятно, сам Крайтон — микробиолог. Однако тема, затронутая в его произведении, весьма актуальна сейчас, в связи с появлением так называемых «птичьего» и «свиного» вирусов.
Сюжет фильма повторяет сюжет самой книги и разворачивается вокруг неизвестного штамма вируса, обладающего уникальными свойствами. Большая часть фильма — это лаборатории и что в них происходит. Несколько ученых в разных группах пытаются разобраться с вирусом и найти вакцину.
Однако фильм, как, впрочем, и книга заканчиваются весьма неожиданно, заставляя читателей и зрителей самим домысливать концовку.
9 из 10
23 мая 2009
Не читал книгу Майкла Крайтона, но фильм очень понравился! Много фильмов о том, как на землю попадает инопланетная жизнь, типа Ловца снов по Стивену Кингу или Фантомов по Дину Кунцу, но с Андромедой вряд ли сравнятся.
Оригинальность фильма в том, что сюжет обходится без стрельбы, инопланетян, бегающих за людьми и т. д. Место действия, в большинстве своём ограничено подзменой лабораторией в сердце пустыни. В которой светила науки исследуют инопланетный вирус, попавший на землю с космическим зондом.
Фильм понравится не каждому, из-за отсутствия тех же самых перестрелок. В основном, мы наблюдаем за самим исследованием вируса, и научной работой. Но его нельзя назвать документальным. В качестве триллера фильм состоялься. Есть моменты которые держат в напряжении.
9 из 10
15 января 2006