Начало
8.1
7.7
1970, комедия, мелодрама, драма
СССР, 1 ч 26 мин
12+

В ролях: Инна Чурикова, Валентина Теличкина, Татьяна Степанова, Леонид Куравлёв, Нина Скоморохова
и другие
Девушка из провинциального русского городка мечтает стать актрисой, а пока самозабвенно играет Бабу Ягу в городском клубе. Вот там-то и находит ее режиссер, который намерен снять фильм о Жанне д'Арк. Сбывается мечта: ее приглашают на главную роль, и у нее начинается совсем другая жизнь, полная настоящих творческих мук и озарений.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Начало

год: 1970
страна:
СССР
слоган: «...the film that was nominated to open the 1971 New York Film Festival»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Дмитрий Долинин
композиторы: ,
художник: Марксэн Гаухман-Свердлов
монтаж:
жанры: комедия, мелодрама, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 12 октября 1970 г.
на DVD: 18 мая 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 26 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, мелодрама, драма

Видео к фильму «Начало», 1970

Видео: Фрагмент (Начало, 1970) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Начало», 1970

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Начало», 1970

Там впереди будет новое начало

В начале этого года не стало великой советской актрисы Инны Чуриковой, а позавчера ушел из жизни режиссер Глеб Панфилов. Они прожили в браке больше 50 лет, а поженились как раз на съемках картины «Начало». Чурикова стала музой Панфилова, он снял её в десяти своих фильмах, но ярчайшей их общей работой считается именно эта драма о мечтательной девушке Прасковье.

Не очень приметная и не очень эффектная Паша (Прасковья) работает ткачихой и в свободное время ходит на танцы и играет в местном театре Бабу Ягу. Однажды её жизнь резко меняется — она с первого взгляда влюбляется в Аркадия (Леонид Куравлёв) и получает приглашение на главную роль в фильме о Жанне д’Арк. Но путь к счастью, как это часто бывает, тернист и полон разочарований, ведь возлюбленный оказывается женат, а играть в большом кино невыносимо сложно.

Главное, что поразило меня в этом фильме — работа Инны Чуриковой. Её невероятный талант пронизывает каждую сцену и наполняет её новыми красками. Паша в её исполнении настолько интересна, самобытна и уникальна, что ты веришь ей беспрекословно и проживаешь с ней все радости и горести. Более того, по сути мы видим три её ипостаси, так как структура фильма состоит из трех переплетающихся частей: жизни Паши, съемок фильма и самих сцен из фильма о Жанне д’Арк.

Настоящая жемчужина советского кино, оцененная критиками и зрителями, но незаслуженное подзабытая в современности. История, о том, что каждый без исключения красив и талантлив, надо лишь найти человека, который это увидит и раскроет.

8,5 из 10

28 августа 2023

СССР; конец 60-х годов XX века

Прасковья /Инна Чурикова/ - начинающая актриса, получившая большую роль Жанны Д`Арк в кино; отзывчивая, открытая, искренняя девушка

Аркадий /Леонид Куравлёв/ - познакомился с Прасковьей на танцах, женат, но в семье несчастлив, поскольку жена сварлива и авторитарна

Валя /Валентина Теличкина/ - соседка и подруга Прасковьи, красивая и эффектная, часто ходит на свидания, оставляя Прасковье своего маленького сына от первого брака

Павлик /Михаил Кононов/ - сосед и друг Прасковьи, часто обращающийся к ней с просьбой, чтобы та пустила его с девушкой в свою комнату, а сама «ушла погулять»

Фильм я смотрела несколько лет назад, сейчас пересмотрела. Удовольствие я получила ровно то же, как и в первый просмотр. Чудесная лента с такой трогательной героиней, глядя на которую хочется обнять её или заплакать.

Удивительно, что в советском фильме так свободно показали отношения Прасковьи и женатого мужчины. Жена у него, конечно… любой бы от такой сбежал. Однако я не о том. Снято всё так легко, так…буднично что ли. Нет, скорее, естественно, да. Что смотрится всё без назидательно-морализаторского настроения. А героев просто жалко, что Пашу, что Аркадия, обоих.

Безумно мне здесь нравится Валентина Теличкина. Какая же она красивая! И как же она органична в роли подруги Паши, которая пользуется добротой своей приятельницы, немного ей завидует, но при этом совершенно искренне переживает за неё.

Что касается линии с актёрской работой над фильмом про Жанну Д`Арк, то мало что могу сказать существенного. Почему-то мне кажется, что Глеб Панфилов что-то глубокое во всё это вкладывал, а я увидела только историю личных взаимоотношений Паши: не хватает мне знаний о кино, я думаю.

Но вот чего совершенно невозможно не заметить, так это колоссального таланта Инны Чуриковой. Какая же она разная в одном этом фильме: и трогательная Прасковья, и зажигательная Баба Яга, и преданная всеми Жанна… В каждом образе ты видишь того человек, которого играет Чурикова, но никак не саму эту великую артистку, которая совсем недавно ушла.

В общем, фильм потрясающий. Чурикова бесподобна. Панфилов талантлив. Я могу писать эти три предложения о каждой их совместной работе, ибо каждая из них великолепна.

25 июля 2023

Фильм о восходе звезды. Или нет?

Скромная рабочая девушка Паша живет в коммуналке и мечтает стать знаменитой актрисой, но вынуждена довольствоваться ролью Бабы-Яги в местном клубе. И вот жизнь вроде налаживается: сначала появился мужчина, а потом и роль в кино предложили... Ага, сейчас. Мужчина оказывается безвольным женатым подкаблучником, а играть главные роли в большом кино гораздо сложнее, чем Бабу-Ягу на полулюбительской сцене. И далеко не факт, что все вот так пойдет в гору... А параллельно нам показывают сцены из этого самого фильма о Жанне Д'Арк. Казалось бы, толку от них немного, чисто забить экранное время. На самом же деле эти сцены не менее важны, чем основная сюжетная линия - они показывают, как именно эволюционировала Жанна, а вместе с ней и актриса, ибо в любого героя актер всегда добавляет свои черты. Ну, и талант Инны Чуриковой эти сцены тоже раскрывают. Она играет двух совершенно разных героинь - провинциалку, которой на голову вреде как упало счастье, и воительницу, которая старается не сломаться. Но в какой-то момент осознаешь, что в чем-то эти сюжетные линии переплетаются: Паша олицетворяет восход и надежду на лучшее, а Жанна - то, что остается, когда надежды уже почти нет. Две стороны одной героини в потрясающем исполнении Чуриковой.

В обычной жизни Паши тоже все показано хорошо. Персонажи вроде бы простые - слабовольный мужик, его жена-пила, несколько подруг и режиссер, готовый на все, чтобы вытрясти из девушки героиню своего фильма. Но за счет актерской игры они обретают выпуклость и оживают. А ведь половина актеров - непрофессионалы, хоть и работающие в большинстве своем в кино! Даже эпизодический помреж Степан Витальевич, сыгранный врачом, выглядит убедительно. И даже толпа, в которой задействовали простых местных жителей, ухитряется играть.

Украшает все это пиршество операторская работа, которая в тогдашнем СССР радовала каждым кадром. Композиция выставлена до миллиметра, и даже посредственная мыльная пленка не мешает наслаждаться зрелищем.

'Начало' - прекрасный фильм. А заодно и мощное высказывание на тему напрасных надежд в целом и киноиндустрии в частности - не такое пронзительное и горькое, как, например, 'Бульвар Сансет', а все-таки оставляющее надежду на лучшее, хоть и без гарантии. Эта история - начало долгого и тяжелого пути, на котором может произойти всякое.

10 из 10

24 октября 2021

Для меня «Начало» — это прежде всего фильм о женщине, снятый до того, как это стало мэйнстримом. И взгляд на главных героинь, Жанну и Пашу, здесь очень правильный. Это не взгляд мужчины, регулярно воспроизводимый классической культурой, когда автор рисует нам свой идеал, рисует женщину, которую хотел бы встретить в своей жизни. И это не взгляд современного феминистского мэйнстрима на правильную эмансипированную женщину. Паша реальна и обычна, как и Жанна. Она не такая, какой должна быть, а такая, какая есть, похожая на обыкновенных женщин из жизни, а не из идейно правильного кино. Такая же, как многи из нас, как наши мамы и бабушки, как современницы Жанны. Пашина голова забита кучей патриархальной дряни. Она терпеливо ждёт, когда на неё обратят внимание на танцах и радуется любому мужскому вниманию, она влюбляется в первого попавшегося мужчину, она окружает его заботой, подстраивая всю свою жизнь под его привычки и капризы и не замечая его убожества. Даже её поход против общественных устоев в конце концов обусловлен стремлением соответствовать общественному идеалу: пусть жить с женатым мужчиной, но всё-таки быть не одной, быть замужем. И при всём при этом она сильная и талантливая. Она личность, а не привлекательный объект, она может позволить себе быть искренней, неизящной, самой собой, а не просто радовать глаз зрителя. Удивительно правильный с гендерной точки зрения фильм. Правильный и своей идеей, и расстановкой акцентов и тем, что это не фильм-манифест, а просто правдивая киноповесть, казалось бы, совсем о другом.

Ведь действительно, это фильм совсем даже не о женской эмансипации, а о начале. И здесь акценты тоже проставлены верно. Это не мотивирующая история о том, как провинциалка покоряет столицу, о том, как она добивается всего своим талантом и побеждает все козни завистников, получая в конце успех и любовь. Здесь тоже все почти как в жизни. Нет коварных завистниц, есть бюрократы и собственное неумение, которое надо преодолевать не одним только талантом, но и трудом. Но есть в фильме дух правильного начала, когда понимаешь, что на верном пути, когда и страшно, и интересно, и никто не знает, что там впереди. Может, будут у Паши хорошие роли, а может и нет. Может, будет у неё любовь, правильная и настоящая, в которую она войдёт уже самостоятельной, уверенной, знающей себе цену и готовой к здоровым отношениям, а, может, и нет. Но что-то впереди будет, это точно. И мы прощаемся с Пашей в самом начале её пути.

Для меня «Начало», наверное, самый близкий панфиловский фильм. Здесь нет ощущения рутинности бытовухи. Повседневность здесь уютна и светла. Уютен старинный город с остатками старой крепости и маленькими улочками, по которым проезжает переполненный автобус, уютен старый парк, где проходят танцевальные вечера, уютны маленькие деревянные домишки и новостройки-пятиэтажки. Кажется иногда, что эту провинциальную идиллию вовсе даже и не Панфилов снимал.

А вот Инна Чурикова верна себе и в этой вредности необычна. Да, снова сильная героиня с чудинкой — и опять другая интерпретация близкого этой актрисе образа, новая, не похожая на другие и интересная.

31 мая 2021

Глеб Панфилов: от революционного кино к экранизациям Солженицына (часть 2)

За свою богатую творческую жизнь Глеб Панфилов снял, не считая работ для телевидения, всего лишь девять полнометражных кинокартин (в 90-е он вообще не работал как режиссер-постановщик), но никакая другая его лента не имела такого успеха среди зрителей, как «Начало» — подлинный художественный триумф всего съемочного ансамбля, одно из вершинных кинематографических достижений «оттепельного» гуманизма. Смотря этот фильм первый раз еще в отрочестве, я влюбился в него на всю жизнь, с течением времени потускнело и забылось из него почти все кроме восхищения и зрительской благодарности. Смотря его теперь глазами, надеюсь, опытного синефила, могу признаться в том, что не только не разочарован, но восхищен еще больше.

Прежде всего прихотливостью, новаторством, сложностью структуры «Начала», прихотливым переплетением смешного и грустного, комического и драматического, тщательной проработкой даже самых эпизодических персонажей, дыханием молодости, которое сквозит в каждом кадре и каждой эмоции. Если «Застава Ильича», на мой вкус, отдает тяжеловесностью замысла и еще больше — исполнения, а «Июльский дождь» и «Долгая счастливая жизнь» — антониониевской минорностью, то «Начало», хоть и снято на излете «оттепели», но наряду с «Я шагаю по Москве» Данелии — наиболее полное выражение чаяний и иллюзий этого великого времени, прекрасной, светлой страницы в истории советского искусства, равновеликой по художественной ценности разве что экспериментальным 1920-м.

Трудно удержаться, чтобы прямолинейно не калькировать судьбу Паши Строгановой на жизнь самой Инны Чуриковой, особенно тогда, когда Паша уверенно говорит, что станет великой актрисой, что у нее — большое будущее. Не просто актерское мастерство, редкое и уникальное в среде советских кинокрасавиц, но сама женское обаяние Чуриковой заставляет забыть о ее внешности, более того лучащееся улыбкой лицо, кокетство, пластика, ум и эрудиция, читающиеся в ее глазах, делают эту великую актрису уже в начале е пути столь привлекательной, что писанные, но пустые дивы советского экрана (Теличкина, например, приглашенная в фильм для эстетического противовеса) сияют глянцевой пустотой.

Сложность замысла Панфилова так и не была разгадана цензурой, к счастью для «Начала», ведь суд над Жанной — это не просто заготовка к нереализованной ленте, это еще и символическая симметрия для бытовых, реалистических сцен из жизни Паши. Общественное мнение советских нравственных пуристов и ханжей легко могли бы легко осудить Пашу за ее влюбленность в женатого мужчину, настоящее ничтожество в блистательном исполнении Куравлева, я бы сказал даже самоироническом, пародирующем его амплуа. За ее борьбу за свою любовь, за двусмысленность ее поведения с ним, и тем более могло бы осудить режиссера за почти нескрываемый сексуальный подтекст первых сцен с участием Аркадия и Паши.

Именно для них и сняты сцены суда и казни Жанны, чтобы через эту историю ханжи узнали самих себя в образах судящих ее церковников и в то же время — широту и глубину характера Паши, подлинной героини своего времени, одного из символов «оттепели», цинично погубленной «застоем» и ресталинизацией. Эпизоды с участием Жанны дАрк резко контрастируют с интерпретацией ее образа Дрейером и Брессоном, для последних суть ее конфликта — в диссонансе искренней веры в Бога и институционализированного, схоластического Его понимания. Для Панфилова Жанна — прежде всего гуманистка, она верит не в Бога, а в человека, потому, может быть, именно сцена молитвы у Паши так не получается (этот эпизод, раскрывающий кинокухню, должен войти в учебники как блистательное раскрытие механизмов кинопроцесса).

Именно гуманизм и вера в красоту человека, которая всегда перевешивает его гнусные дела и грехи, отличало «оттепельное» мировоззрение от официозного марксизма, для которого человек — просто лагерная пыль. «Начало» — это не просто зарисовки из жизни талантливой актрисы, трагикомические эпизоды, в которых колоритно выражена противоречивость жизни, это еще и мужественное обвинение-спор со всеми концепциями и мировоззрениями, унижающими человеческое достоинство (а марксизм-ленинизм в его прежде всего сталинском выражении — как раз такое мировоззрение). Фильм Панфилова сложен именно потому, что решает сразу несколько задач, комплексно выражая мироведение целого поколения, он защищает и обвиняет, он спорит с тоталитарной ницшеанской апологией сверхчеловека и видит глубину и духовную высоту в «маленьком человеке», как и все искусство «оттепели» возвращает советское искусство в лоно русской классической традиции.

«Начало» — это прежде всего бенефис Инны Чуриковой, без нее, без ее обаяния, мастерства в передаче тончайших нюансов мышления и поведения Паши Строгановой, без многозначности этого образа замысел Панфилова не состоялся бы, потому она — полноправный соавтор этого фильма, как и Евгений Габрилович — соавтор сценария «Начала», как и «В огне брода нет», позже часто работавший с еще одним мастером нашего кино, Ильей Авербахом, о котором еще не написаны те хвалебные статьи, которых он достоин.

Второй полнометражный фильм Глеба Панфилова — это расшифровка и замысла «В огне брода нет», который кому-то мог показаться классовым и революционным, на самом деле, «Начало» показывает, что и дебют Панфилова, как и его последующие ленты были сделаны с позиции «оттепельного» гуманиста, а не апологета социального людоедства. Именно поэтому не только в фильме о Романовых и экранизациях Солженицына Панфилов вошел в прямую конфронтацию с марксизмом, с советским киноофициозом он сражался и в следующих за «Началом» своих лентах 1970—1980-х годов.

4 июня 2020

Натяжки и истерики

Фильм с нетривиальной композицией, но с использованием довольно лобовых приемов. В частности это касается подачи характеров персонажей. Второстепенные персонажи — плоские, карикатурные. Они выполняют чисто сюжетную функцию: полнее обрисовать характер героини. Кроме того, режиссер старается выдавить из зрителя эмоцию: обильно используются шутки, комичные сцены, в которые попадает главная героиня.

Фильм поделен на 2 части, которые разнятся стилем подачи. Первая часть — юмористическая, о жизни девушки-простушки Паши, вторая — трагическая, об истории Жанны Д`Арк и процессе съемок фильма о ней.

Паша и Жанна — антиподы. Если первая ведомая и ее используют друзья, то вторая — сильный характер, который ведет за собой воинов. Общее в них лишь то, что их играет одна и та же актриса. Идея перевоплощения Паши в Жанну не вызывает у меня доверия: на протяжении фильма Паша не проявляла глубины характера. Да, эмоциональная, да, пластичная, но для перевоплощения в другого человека этого недостаточно. Для этого еще требуется хорошее воображение и кругозор (начитанность, наслышанность, богатый жизненный опыт). С этими двумя составляющими у Паши сложновато. В своей жизни она никогда не проявляла сильного характера, у нее нет такого опыта, а потому все попытки сыграть сильную личность в реальной жизни выглядели бы карикатурными.

Оттого красиво продемонстрированный диапазон актерской игры — это скорее относится не к возможностям Паши, как должно бы было вытекать из сюжета, но скорее является лишним подтверждением таланта Инны Чуриковой, в котором, конечно, сомнений нет.

5 марта 2020

«В одном из неснятых фильмов…»

На сей раз буду немногословен. Смысл названия ясен всем. Всё только начинается. Всё впереди. Цель достигнута, мечта сбылась — пришло время мечтать о чём-то новом, стремиться к чему-то большему!

Воплотив мечту в жизнь, достигнув вожделенной цели, помни: это только начало. В любом возрасте, в любой момент своей жизни. Каждое продвижение по карьерной лестнице — твоё новое начало. Поступил в вуз — учись, закончи его! Нашёл работу — держись за неё, работай! Самореализовался — береги репутацию, соответствуй! Ты в ответе за всё, что создал, чего достиг. Всегда и везде. Дай бог в жизни каждому больше новых начал!

Начало — это утро, вечер предвещает новое начало. Заминусуй мою рецензию, если я вплотную не подобрался к ответу ни много ни мало на вопрос «В чём смысл жизни?»

Вот на какие размышления сподвигает простой, незатейливый фильм о провинциалке, которая добилась успеха. Пережила (мело)драму, преодолела трудности, переборола себя… Да мало ли таких фильмов! Включи любой канал: «Пятый», «Россия», «Домашний» — всё, как я написал. Шаблон-то до безобразия во всех смыслах замылен, вот только «Начало» в своём роде единственное.

Может быть, потому что впервые на экранах. Может быть, за счёт гениальной актёрской игры. Может быть, просто волшебный эффект мотивационного фильма (много ли их было снято в СССР?). Но скорее всего, просто всё в совокупности — ювелирная, безукоризненная работа Глеба Панфилова.

Глеб Панфилов снял кино в кино, чтобы ты мог смотреть кино, пока смотришь кино. Да не мало того! Инна Чурикова сыграла роль, как её героиня сыграла роль, чтобы ты искренне переживал за Жанну Д`Арк в исполнении Паши Строгановой в исполнении Инны Чуриковой. Пишу на полном серьёзе, не вижу здесь ничего комичного. Заминусуй мою рецензию, если есть хоть капля иронии в словах моих!

Скажу напоследок: даже если бы это кино снималось сегодня, а не почти полвека назад, его всё равно следовало оставить чёрно-белым. Совершенно не представляю себе его в цвете. Хотя нет, представляю: «Пятый», «Россия», «Домашний» — писал уже выше.

И в самые счастливые моменты жизни в моей голове звучит музыка из этого фильма.

10 из 10

P.S.: а в каком ещё-то советском фильме название появляется на экране только в конце перед финальными титрами?

3 октября 2019

Инна Чурикова в роли Жанны Д’Арк. Без проб.

Драма Глеба Панфилова «Начало» — это история начинающей провинциальной актрисы, характером не уступающей великой Жанне Д’Арк. Прасковья Строганова — скромная провинциальная девушка из маленького городка Речинск. Она трудится ткачихой на местной фабрике и участвует в местном драмкружке. Правда, из-за неказистой внешности берут Пашу только на роль Бабы-Яги. В личной жизни ей тоже не везёт, но, несмотря на периодические неудачи, она упорно ходит в свободное время на танцы, надеясь, что когда-то ей повезёт. Однажды судьба всё-таки улыбается девушке. На танцах она встречает Аркадия, в которого немедленно влюбляется, да ещё и один столичный режиссёр, впечатлённый её игрой в драмкружке, предлагает ей главную роль в своём фильме, открывая девушке дорогу в большое кино. У неказистой Паши намного больше общего с её героиней Жанной Д’Арк, чем кажется на первый взгляд. Она будет бороться за своё счастье и призвание.

Это классика советского кино. Очень интересно смотреть за молодой Инной Чуриковой, она такая забавная. Это шедевр. Нет сомнений в этом! Невероятная история, а точнее задумка изложения истории! Столько событий, всё путается, потом ещё сидишь два часа и думаешь, как и что произошло! Вызывает бурю эмоций, очень неординарный фильм. Мелодраматичная комедия «Начало» оставляет только самые тёплые воспоминания после просмотра. Конечно, приятно осознавать, что в жизни всё прекрасно, сравнив её с той, которую проживает главная героиня.

«Моя плоть трепещет при мысли о смерти. Но моя душа, она вам неподвластна!» — отважно заявляет, окружающим её членам суда инквизиции, хрупкая большеглазая девушка Жанна. Зритель почти сразу понимает, что девушка — Жанна Д’Арк (Инна Чурикова). Чуть позже станет ясно, что это съёмки кинофильма о легендарной Орлеанской деве. И то, что для девушки, играющей Жанну, почти что реальность, для съёмочной группы всего лишь рабочие будни. Отсняли эпизод, надо пообедать, сделать передышку. И девушка «Жанна» уходит подальше от всей этой суеты…

А затем авторы фильма переносят зрителей в совсем другую реальность. Танцевальный вечер в провинциальном городке. В девушке, стоящей в ряду других девушек не узнать «Жанну». Разве что в больших её глазах светит то же отчаяние и надежда. Что пригласят танцевать, что, может быть, что-то изменится в её скудной жизни. И ведь позвал. Не смог устоять перед этим взглядом Аркадий (Леонид Куравлёв) во время танца, и пошёл приглашать большеглазую. Познакомились — Паша, т. е. Прасковья Ивановна Строганова (Инна Чурикова). Простая фабричная девчонка, ткачиха и актриса самодеятельного театра. И до финальных кадров зритель будет наблюдать съёмки фильма про Жанну Д’Арк и сопереживать Паше не только её творческие муки («руки мешают!»), но и её любовную драму в родном Речинске с Аркадием. Так уж получилось, что Паша была одарена не только актёрским талантом, но и талантом любви. Финал картины очень неоднозначный. И хочется верить, что у этой милой девушки всё в жизни получится. Слишком уж «специфическая внешность», как объясняют Паше в актёрском отделе киностудии… Но с Пашей всё будет хорошо. И фильм завершается титром «Начало».

И тут приходится в очередной раз поблагодарить режиссёра Глеба Панфилова, который выбрал своей музой Инну Чурикову. Даже подумать немыслимо, что отечественный кинематограф мог лишиться Тани Тётькиной «В огне брода нет», Паши Строгановой «Начало», Елизаветы Уваровой «Прошу слова», Вассы Железновой «Васса», Саши Николаевой «Тема» и многих глубоких женских историй, когда Инну Михайловну приглашали сниматься другие режиссёры. Один из лучших фильмов советского кинематографа. Как же он мне нравится. С каждым годом всё больше и больше! Моменты в нём совершенно уникальные — и грустные, и смешные, и очень смешные, трагические, лирические. Столько всего в одной картине собрано! Ну и актёры — это просто уникальный ансамбль!

Этот фильм хочется смотреть и пересматривать. Одно лишь его название способно вызвать в памяти ностальгические чувства и воспоминания: «Ты танцуешь? — Да. -А я пою». И грустный взгляд Чуриковой, такой что сердце сжимается и плакать хочется. Незабываемый лирико-драматический дуэт Инны Чуриковой и Леонида Куравлёва. А как хороша Чурикова в роли Жанны Д» Арк! А Михаил Кононов в роли Павлика! Отличный фильм! Посмотрев его, всегда получаешь огромное удовольствие. Спасибо режиссёру и артистам! Чудный фильм, великолепный, смотреть можно бесконечно. Трогательная, смешная, талантливая Прасковья — таких героинь больше нет в нашем кино, как говорила её подруга Катя: «Уникально!».

Этот фильм, образец нашего классического «чистого кино». Является классикой и одной из жемчужин советского кинематографа. Это Кино удивительное, потому что здесь показан отрезок нашей жизни конца 60-х… Ну а музыкальное сопровождение фильма, выше всяческих похвал… браво создателям.

9 из 10

29 мая 2019

Параллельная жизнь

Девушка Паша неопределённого возраста и сомнительного экстерьера работает на фабрике по пошиву демисезонной верхней одежды. Древние тёмные инстинкты дремлют в ней ровно до того момента, пока на деревенском дискаче она не встречает Куравлёва, который в фильме выступает в своём традиционном амплуа скользкого эмо-кобеля.

Как следует поколбасившись с Куравлёвым под лучшие песни вокально-инструментального ансамбля «Поющие гитары», Паша наглухо импринтингуется и с бараньим упорством и пугающей непосредственностью начинает его преследовать, пытаясь отбить у законной жены.

Параллельно развивается другая сюжетная линия — дело в том, что наша Паша не только швея-передовик, но и играет в местном драмкружке Бабу-Ягу, подумывая, конечно, о том, чтобы выйти за тесные рамки народного фольклора и быть «как Доронина». Судьба ей предоставляет такой шанс — заезжий режиссёр Фёдор Василич Коган предлагает Паше роль в своём новом фильме про Жанну Д’Арк, благодаря чему всё заканчивается триумфом главной героини и её полной, до последней косточки, творческой самореализацией через роль Орлеанской девы.

20 декабря 2018

Одиночество героизма и искусства

Паша Строганова — ткачиха из небольшого городка Реченска, попутно играющая в клубе Бабу Ягу, неожиданно получает главную роль в фильме о Жанне Д`Арк…

Почти дебют Глеба Панфилова и Инны Чуриковой. «Почти», потому что был замечательный фильм о Гражданской войне — «В огне брода нет». Но народную популярность принесло именно «Начало».

Несмотря на кажущуюся простоту, как только начинаешь разбирать фильм по косточкам, тут же возникают проблемы. Например, жанр. Производственная драма? Мелодрама? Комедия? Историческая драма? Сюжетная конструкция — ещё искрометнее. Хронологию можно вычислить разве только по мелодраматической части. В остальном — явно нелинейный тип монтажа эпизодов.

С протагонистами и антагонистами — ещё круче. Все смешалось в доме Облонских — Паша и вправду чем-то напоминает Анну Каренину, вот только роль поезда играет сабля. А аморальность девушки, разбивающей семью, искупается чувственностью и естественной наивностью. Ещё один забавный круг, в котором после появления мужчины (Аркаши) не осталось места для друзей и подруг… Впрочем, и те были «совести у тебя нет» и по существу отказывали Паше в личном счастье — уж больно нестандартная она девушка. Правда, и на помощь пришли, когда нужно.

Но, конечно, главный сюжет — это сама Паша. Инна Чурикова — немного грубоватая и угловатая девушка из народа на наших глазах преображается в женщину и актрису. Вот только судьба актрисы — иметь успех, но остаться одинокой. Так же как и ее героиня — Жанна Д`Арк, тоже из народа, пожертвовавшая собой ради него. У Паши жертва попроще. Но кто сказал, что ей легче?

30 сентября 2017

«Мой король предал меня», или о двух небольших минусах на фоне большого плюса

Запоминающийся благодаря деталям фильм с банальной идеей. Не безответная, но неудачная любовь к женатому мужчине. В чём-то сильная женщина, в чём-то глупышка Паша, которую играет Инна Чурикова. И её, простую, не самую красивую, берут из театра в кино, сниматься в роли Жанны д`Арк. Исход картины понятен изначально, я даже не побоюсь об этом написать, зная, что выпиливают спойлеры из рецензий. Ибо ясно как божий день: с женатым — неудача, в карьере — достигнутые высоты.

В общем, идея банальна и предсказуема, но подана она хорошо. Так что это первый и небольшой минус, потому что раскритиковать можно любую идею, а в готовой работе нужно всё-таки больше смотреть на подачу.

В фильме есть юмор. Тот добротный, тонкий, не ниже пояса, а интеллектуальный юмор, которым так ценно отечественное кино прошлых лет. Более того — этот юмор учит. Приведу пример.

- Что будем делать?

- Кинопробы.

- Я и так согласна. Без кинопроб.

Здесь кинозритель учится тому, что можно согласиться на хорошее предложение, добиваться цели. И это можно, даже нужно делать в том числе с юмором, может, даже с толикой дерзости. Вот если бы героиня Чуриковой вела себя как-то угрюмо, стояла как каменная перед режиссёром, если бы до того хорошо не выступила, взяли бы её? Вряд ли. И ещё: за столом происходит разговор её и подружек, почему же не взяли кого-то из подруг, ведь они тоже простые, из народа («Мы с Жанной похожи. Я из народа и она из народа»). Потому что эти подруги не проявили себя перед режиссёром в тот момент, когда он искал актрису.

Ну а самый смешной момент про мешающие руки. И вслед за юмором идёт интересная мысль. Кстати, не раз нахожу ей подтверждение в реальности: когда не думаю о проблеме, проблема решается. Я об этом диалоге:

- Руки мешают сейчас?

- Нет.

- Почему? Потому что ты о них не думала.

Хотя есть ещё смешнее, про Марию Стюарт:

- Ей голову отрубили.

- Как, совсем?

И, конечно, нельзя не заметить параллели, проведённой между героиней Чуриковой и Жанной д`Арк. Особенно во фразе «Мой король предал меня». А у Паши было предательство любимого человека.

Эта полудрама, полукомедия удивительна тем, что ненавязчива, легка для просмотра и из-за идеи может даже казаться банальной, но вполне есть над чем задуматься.

Хотя вот мне показалось минусом то, что Паша представляется только как сильная, страдающая женщина, которую надо пожалеть в любви, а за успех в кино похвалить. Где осуждение? Разве не нужно хоть немного осудить её? Любовь — это ладно, сердцу не прикажешь. Но ум должен быть. Мужчина её не обманывал. Паша узнала почти сразу, что он женат. И, зная, наступала на грабли. В общем, гула осуждения всё же не хватает.

8 из 10

13 июля 2015

Паша Д`Арк

«Начало» — один из тех советских фильмов, которых вряд ли можно назвать самыми известными для широкой публики, однако именно эта картина стала одной из самых важных киноработ в фильмографии чудесной Инны Чуриковой. Меня, откровенно говоря, перед просмотром несколько отталкивала тема Жанны Д`Арк. Не потому, что мне не нравится сей персонаж, как раз наоборот. Казалось, что фильм будет наисложнейшим для восприятия, а такие картины, согласитесь, надо смотреть под настроение.

Но… Мои ожидания не оправдались. Фильм, хоть и оказался глубоким, но какого-то психологического давления не вызвал, скорее — наоборот. «Начало» мне отдалённо напомнило один из любимых фильмов — «Я шагаю по Москве». Танцы, первые отношения, лёгкий флирт и прочие атрибуты советской влюблённости. В течение картины мы наблюдаем за историей взаимоотношенияй между некрасивой, но очаровательной Паши (Чурикова) и молодого красивого Аркадия (Леонид Куравлёв). Эта история несколько перекрыла основной замысел картины — мечту Паши стать актрисой — однако, в результате обе линии удачно друг друга дополняли.

О вставках со съёмок картины с Пашей о Жанне Д`Арк хочется сказать: немного затянуто. Особенно в самом начале картины. Единственный эпизод, который мне лично запомнился и очень понравился — эпизод, когда Паша не может сосредоточиться и сыграть небольшую сцену сама с собой. Мы видим контраст между решительной Пашей в любовных делах и нерешительной Пашей (Жанной) на актёрском поприще. Чурикова мастерски показывает одну героиню с разных сторон, поэтому работа актрисы в картине — одна из важнейших в её карьере, раскрывающая все грани таланта Инны Михайловны.

Фраза «Вы танцуете? А я — пою» стала, без сомнения, культовой. Ведь именно в этом фильме её произносит герой Куравлёва. Это изречение давно вошло в обиход многих советских и российских людей. А мелодия на дискотеке стала настоящей музыкальной классикой из советских кинофильмов.

В целом — добротно сделанный фильм, признанный критиками и зрителями, но не выше, чем

8 из 10

15 декабря 2014

Фильм уже при ближайшем рассмотрении оказывается чем-то большим, чем очередная советская комедия с именитыми исполнителями. Зрители, ожидавшие лишь появление задумчивой и неуклюжей студентки, будут удивлены вступительной сценой длиной в пять минут. Сюжет фильма можно условно поделить на две части, одну из которых еще на две составляющие. Начинается фильм с отрезвляющей сцены исторической драмы о французской героине Жанне Д’арк.

Создателям фильма удалось с интересом и интригой передать наиболее эмоциональные обрывки истории Орлеанской девы. По ощущениям, это красиво поставленный, костюмированный исторический эпос, где упор сделан на человеческих эмоциях. Тот факт, что весь фильм черно-белый, придает этим самым сценам определенной обманчивой убедительности. В переменку с этим, нам демонстрируют будни съемочной группы — в особенности отношения исполнительницы главной роли и руководства. Чего стоит только первая сцена знакомства с режиссерами, обставленная в атмосфере недоверия и сомнений.

Основное же повествование открывает нам историю простодушной девушки с необычным именем Паша, до, во время и после опыта работы в том самом большом кино. Это жизненная трагикомедия о любви, дружбе и о ценностях между людьми. Так, довольно долгое время добродушием главной героини пользуются окружающие ее люди, до начала становления нового человека, ожесточения характера, первых серьезных выводов из набитых обстоятельствами шишек.

При очевидном оригинальном подходе к подаче истории, отменном актерском дуете Чурикова-Куравлев, нельзя назвать фильм исключительно интересным. Здесь есть по-настоящему яркие и запоминающиеся сцены, как комедийные, так и романтические и, конечно, трагические. Однако сменяются они не слишком продвигающими историю диалогами, а в целом сюжет ограничивается коротким периодом жизни одной девушки — никаких социальных эпопей ожидать не приходится, за исключением ретроспективы в прошлое Франции. Просмотр оставляет достаточно приятных эмоций, чтобы вернуться к фильму снова.

7,5 из 10

21 ноября 2014

О приобретении своей собственной, подлинной жизни.

Фильм «Начало», снятый в СССР, сокровище из страны, которой уже нет. Картина рассказывает две истории, о двух женщинах находящихся в разных временных точках, но каждая из них прибывает в переломном моменте своей жизни.

Жила-была в начале 15 века во Франции девица по имени Жанна д`Арк, она очень помогла своему народу. Благодаря ей армия вступает в сражения и побеждает в них, а страна объединяется. Своей личностью она повлияла на ход истории, и сделала то, что до нее не было позволено делать женщинам. На экране мы видим Орлеанскую Деву в самый тяжелый период ее жизни, она в заточении, ее пытают, и несправедливо судят. Ее смелость и отвага, проявленные в сражениях, остаются с ней и в тяготах заключения, пытках, во время суда и ужасающей казни. Она не теряла присутствия духа и осталась преданной Франции, ее народу и себе.

А еще, жила-была, в этом фильме, в 20 веке, актриса с красивым именем Прасковья Ивановна Строганова, в народе больше известная как Паша, которая и воплотила для нас яркий образ французской героини.

И так, о Паше Строгановой, ткачихе и актрисе самодеятельного театра. Живет она в провинциальном городе, лет ей ниже средних, внешность у нее незаурядная. Паша человек талантливый, к тому же она добрая, и отзывчивая. Паша всегда согласная на все, посидеть с ребенком, уступить комнату молодому человеку и его подружке, влюбиться в первого попавшегося мужчину, который обратил на нее внимание, сыграть главную роль в кино, без проб.

Паша не испытывает иллюзий по поводу своей внешности, она вполне благоразумна и мудра, на каком-то своем житейском уровне, где главное достижение женщины, мужчина рядом с ней, хоть плохонький, хоть и придется делить с женой, да все равно, вроде как свой. Поэтому-то она и влюбляется в Аркадия, женатого, не первой свежести, с сомнительными моральными принципами мужчину.

Неисправимая мечтательница, Паша по своей то ли наивности, то ли малахольности, таки уводит мужа у жены. Так у Паши появляется своя личная жизнь, которая не устраивает ее друзей и знакомых, Пашей уже не так легко пользоваться. И наверное, это бы длилось годами, но Паше повезло, у нее было увлечение, в котором она была талантлива, и нашу Пашу столичный режиссер приглашает сыграть в кино Жанну д`Арк.

Но как это бывает в жизни, наше желание исполняется, а мы к нему оказываемся не готовы. Тоже случилось и с Пашей, она больше оказалась женщиной в отчаянных поисках мужчины, чем самой собой. Видимо, так уж устроен человек, только тогда он чувствует себя счастливым, когда считает себя любимым. Но, в этом случае, Паша живет иллюзиями, а иллюзиями себя тешить страшно, и это чуть не приводит к трагедии.

Все же, у Паши начинается новая жизнь, полная творчества и успехов, она начинает жить за себя, не держится за прошлое, и больше не придумывает людей, наделяя их качествами и мотивами, которыми те не обладают. Мы видим начало не только карьеры актрисы, а начало обретения героиней своей собственной, подлинной жизни, с ее будущим, с ее любовью, с ее переживаниями, и качественно новыми отношениями с близкими людьми.

Актуальная история, современный фильм, несмотря на то, что был снят в 1970 году. Авторы к каждому персонажу проявили уважение и понимание, и от этого фильм получился очень жизненным, с юмором, драмой, иронией, переживаниями.

Об Инне Чуриковой, исполнительнице главных ролей, она прекрасна, бесподобна и правдоподобна.

Этот фильм из той категории, которую можно назвать, шедевры для медленного просмотра, подумать, что называется за свою жизнь. Оставляет фильм после себя светлые и приятные чувства, с желанием еще раз его посмотреть.

10 из 10

17 октября 2013

Как в карьере можно найти спасение от любви

«Начало», пожалуй, одна из самых известных работ Глеба Панфилова. И то утверждение, которого некоторые могут придерживаться, что свою супругу в своём кино режиссёру желательно не снимать, ибо влияние семьи на работе может сказаться не лучшим образом, не сработало, потому что тандем Панфилов-Чурикова удивительно силён.

В данной иронической мелодраме мы знакомимся с героиней, пытающейся найти утешение от состоявшейся, но прерванной без шансов на продолжение любви, в призвании актрисы. Со стороны нашей сегодняшней реальности, где уже ничему не удивляешься, а над наивностью осталось только жестоко посмеяться, фильм становится похож на сказку. По крайней мере, первая его половина. То, как муж уходит от жены к другой девушке и у них складывается совместное полное счастье до момента, когда жена догадывается вернуть супруга в искомое гнёздышко, выглядит мило и по-советски дружелюбно. Впрочем, многие эпизоды веют этакой советской солидарностью: хоть в пример, вечеринка со знакомствами, на которой возможно было найти простую девушку, пригласить на танец без последующих обязательств, прогуляться с ней по парку… Эх, ностальгия возникнет даже у того, кому о таком только рассказывали родители.

Вскоре, главную героиню, разочаровавшуюся в своём суженом, замечает режиссёр, который осмеливается пригласить её, так сказать, представительницу народа, в свой большой проект на роль Жанны д’Арк. Представляете? Это вам не всю свою семью в кино проталкивать любыми способами, как у Михалкова получается. Так провинциалка начинает покорять ещё не вершины, но «подгорья» кинематографа.

Мораль: душевные раны излечиваются работой.

Такой вот получился светлый, интересный, чистый фильм с набором талантливых, великих актёров. Приятно наблюдать за игрой, обстановкой, комичными поступками, пропитываясь атмосферой искренности, прощения предательства. Можно его пересматривать с родителями и прародителями, не боясь неожиданной пошлой сцены (что было бы с современной комедией), а наслаждаясь ностальгией по прошлым временам и замечательным, пусть слегка заезженным сюжетом.

8 из 10

23 декабря 2012

Стою попрошайкой и милостыню предвкушаю: Вы так ослепительны, сударь, я Вас обожаю!

Я уже писала по поводу своего отношения к кинематографу Глеба Панфилова: что это, в первую очередь, кинематограф упадка — кто-то применил слово «деградация», но это не совсем верно. Это не деградация как таковая, это именно упадок — причем духовный, а не интеллектуальный, герои-то при этом всё прекрасно понимают, что происходит. Когда теряются и обесцениваются прежние идеалы, а новых пока не видать, иного кинематографа быть не может; и я не говорю, что это плохо — нет, это просто… логично. К тому же такая пусть неприглядная, пусть болезненная и уродливая честность куда лучше глянцевой лжи коммерциолизованных нулевых. По крайней мере Панфилов тут показывает то, что происходило тогда вокруг — это разочарованность во всех институтах сразу: в семейном, культурном, идеологическом… Кроме, пожалуй, религиозного — несмотря на то, что религия, в целом, не одобрялась ведущей линией партии, в семидесятых люди начали постепенно к ней возвращаться. Это и очевидно — ведь если в мире нет ничего, на что можно было бы положиться, всегда обращаешься к Богу. Или не к Богу, но в любом случае к какой-то сверхъестественной сущности, которая могла бы служить хоть каким-то оплотом надежности в этом насквозь лживом иллюзорном мире.

И не случайно героиня Чуриковой играет именно Жанну Д`Арк: мне кажется, дело не только в том, что это была единственная возможность протащить в кино так и не получившийся у Панфилова фильм — дело в самоощущении самой героини и мира вокруг него. На грани катастрофы. Незадолго до инквизиторского костра. Постоянное ощущение дамоклова меча над собой, за все свои грехи — отношения с женатым человеком, внутреннюю дисбалансированность, катастрофическую неустроенность в обществе… Она может быть сколь угодно чиста перед Богом (читай — перед зрителем), но она — иная. Как и Жанна.

И трагедия неизбежна, что у одной, что у другой. Такие люди просто не могут быть счастливыми, не могут жить в этой конкретной реальности. Им нужна точка опоры, чтобы полностью себя раскрыть, тогда как тут она ну совершенно невозможна…

Несмотря на то, что фильм объективно превосходен и заслуженно является классикой советского кинематографа, невольно приходит на ум цитата из книги Гончарова «Мои театральные пристрастия»: «Есть художники, в произведениях которых звучит мотив бессмысленности человеческого существования, безысходности и безнадежности. Если предположить, что театр — храм, куда люди приходят со свечой веры, то некоторые коллективы, которые я видел, кажутся мне сектой, где тушат эту свечу, где искусство — акт самосожжения».

В «Зеркале для героя» Хотиненко тоже нет никакой надежды, но есть добрая ирония и объективная картина, мазанная не только красками отчаяния и безнадёги. Это как фотография: ты знаешь, что все эти люди обречены, что нет у них будущего, умрут они на этой шахте, но они — счастливы, они — радуются такому труду. Тогда как счастье и радость априори чужды пафиловскому миру. Надежда, конечно, есть, но у наивных главных героинь, бьющихся, как рыба об лёд. С учётом того, что рыба находится на суше.

21 ноября 2012

Идеальное технически, но…

Наконец-то смог оценить данную кинокартину Глеба Панфилова. Мнение сложилось неоднозначное, однако то, что это весьма достойный представитель советского кино и оригинальный образчик жанра «фильм в фильме» в частности.

Начнём с хвалебных од. Работа оператора и режиссёра на высочайшем уровне, неудивительно, почему фильм входит во все учебники театральных вузов. Кадр выстроен просто филигранно, картинка, несмотря на черно-белую палитру, пылает жизнью и до сих пор выглядит очень современно. С точки зрения монтажа, все эти переходы из реальной жизни в жизнь киношную просто безупречны. Заслугой собственно, Глеба Панфилова, является ровность и увлеченность всего происходящего — нет желания ни прокрутить, ни оставить просмотр, оно завораживает.

Но и на солнце есть пятна, и в частности, это глубина и смысл всего происходящего. Фильм можно назвать биографией Инны Чуриковой — её своеобразная внешность закрывала перед ней множество дверей, но талант её неоспорим. И здесь она безупречно сыграла моральный рост Паши Строгановой и великую Орлеанскую деву. Другой вопрос — зачем. Довольно бытовая драма выглядит на фоне легендарной истории Жанны Д`Арк ещё бледнее, нежели задумывалось изначально. Помпезные декорации и массовки заглушают крик души хорошей, но «не эффектной» Паши. Её окружают не те люди, перед ней закрываются двери, но жизнь и смерть в средневековой Франции, умножают «современных» персонажей на ноль.

Оригинальный, великолепно снятый и хорошо сыгранный фильм, немного подпорченный отсутствием смысла и неестественностью ситуаций, но достойный внимания.

11 ноября 2012

«Жанна д`Арк Мценского уезда»

Чурикова почти всегда в кино играла роли сильных самодостаточных женщин. «Начало» не исключение. И сразу две героини: такие разные, и такие похожие…

Паша сильнее и мудрее многих других героев. Жанна спасала французский народ. Паша спасает всех своих друзей, она также готова отдавать всю себя всем вокруг.

И роман с женатым Аркадием. Это не пошлый адюльтер. Это любовь, та отчаянная и беззаветная. А он… он слабый и бесхарактерный. Король предает Жанну, Аркадий предает Пашу, будучи неспособным принять волевое решение…

И все-таки она поднимается и идет дальше к своей мечте, и живет… всем бедам назло. Такая же сильная. Нет, сильнее чем была.

Кино удивительное. Здесь показан срез жизни конца 60-х. Героини не столичные модницы, а провинциалки, которые тоже носят мини, ходят на танцы, делают стильные прически и ждут своего принца. Здесь герой-любовник вовсе не герой своего времени. И провинция выглядит хоть и захолустной, но доброй и по хорошему наивной. Насколько точно и искусно сыграны все характеры: и друзья Паши: Кононов и Теличкина выше всех похвал, и съемочная группа, и яркая работница киностудии… и конечно танцплощадка, где звучат нестареющие звуки The Shadows…

31 августа 2012

Отбросьте Жанну в сторону, не Жанна тут главная героиня. Вы посмотрите сколько горя в этой Паше. Она одинока и ее одиночеством очень удобно пользуются. Ее любят, но она любит еще больше и не за «услуги» (ключи от комнаты, с ребенком посидеть), а просто так. Ее чувства чисты. Много таких?

Даже хвастать она не умеет, а ее подруги — запросто. Там, где комично вроде, почему-то больно аж до слез. Она актриса, но в жизни не может быть собой. Она чиста и не вяжется с этим миром. Она другая, а другие счастливы не бывают. Кино для нее — работа, любимая работа. Казалось бы, отношения с Аркадием — верх безнравственности. Отнюдь. Она его и не зовет к себе до тех пор, пока не увидит, что брак Аркадия держится на материальном. Ей никогда не понять, как можно выгнать мужа, если не можешь без него жить. Она готовит для него все самое лучшее, то, что, быть может, и не готовила раньше. Но и любовь в ее жизни — такое особенное событие, редкое и, чего уж, на всю жизнь, что по-другому она не может себя вести. Она смотрит на Аркадия сверху вниз, не наоборот, она смотрит на него с любовью, а он на нее — с удивлением, а потом уже и любовью, не сразу.

Она хотела быть актрисой, пламенно, играла какие-то роли в театре, и нет ничего сильнее чистого желания, жгучего и неотступного… Исполнение его — как капля воды в пламень огня. Мы же знаем, что Аркадий к ней не вернется, но она будет ждать, ждать, ждать… попутно создавая киношедевры и не придавая этому важного значения.

10 из 10

8 декабря 2011

«Начало» вызывает двойственные чувства. Воспринятый с необыкновенным энтузиазмом в момент выхода как «этапный» фильм по прошествии времени выглядит простоватым. По состоянию на 1970 г. вышли более импровизационные фильмы Хуциева, давала знать европейская «новая волна» — «Начало» на этом фоне вполне себе традиционный фильм про дебют в кино провинциалки. Никто не отнимет заслугу Панфилова в раскрытии дарований Чуриковой, другое дело, что большая часть его фильмов в основном на Чуриковой и держится, при отсутствии чего-то оригинального кроме ее дарования. «Начало» в этом смысле и есть начало ряда — кроме образа героини Чуриковой и режиссер фильма и ее подруги да и Куравлев с женой — статисты. Всем запомнились фрагменты из неснятого фильма про Жанну и музыка. Известны и сетования Панфилова, что не дали ему возможность снять фильм про Жанну с Чуриковой, однако вставленные в фильм фрагменты на меня не произвели впечатления большой режиссерской потенции в снятии этого фильма — опять бы Чурикова тянула все остальное. По-настоящему запоминающаяся и личная сцена — съемки молитвы Жанны, когда персонаж зациклилась на руках. А вот следующая, где Чурикова подбадривает на скамейке Куравлева, проходная и плохонькая. Улыбающаяся Жанна на плакате — достойное ли завершение фильма? Не факт.

7 из 10

20 октября 2011

«Начало»

«Сумасшедшая ты, Пашка»…

Один из самых талантливых и действительно ключевых фильмов советского кино. «Начало» — также и первое отечественное «кино о кино», увиденное мною. Вспоминается удивительная кинематографичность фильма — стильные черно-белые кадры, хорошая музыка, превосходная игра актеров, в частности Инны Чуриковой.

«Начало» один из самых лучших представителей советской «новой волны». В отличие от того же «Июльского дождя», фильм более смотрибелен и доступен. История очень простая: девушка Паша из заштатного города мечтает стать актрисой и прославиться. Она играет Бабу-Ягу в местном клубе, где ее и замечает московский режиссер, снимающий свою версию «Жанны д`Арк». Паше предлагают сыграть главную роль, девушка естественно соглашается…

Фильм запоминается, прежде всего, непревзойденной операторской работой и сюжетом. Очень знакомым простым, но в то же время увлекательным. Еще чувствуется рука режиссера Панфилова, который умудрился снять свое авторское кино, не растеряв интереса публики. Героиня Инны Чуриковой в этом фильме — собирательный образ всех молодых девушек, мечтающих об актерской профессии и признании. Особенно концовка понравилась и пущенные в конце начальные титры фильма, вместо классического и набившего оскомину «Конец».

Оригинальная, в общем, картина получилась. Образец классического «чистого кино». Понравились периодически вставляемые Панфиловым отрывки из фильма «Жанна д`Арк». Потрясающий контраст возникал, хотя, на мой взгляд, Чурикова гораздо органичнее смотрелась в своем «реальном» образе, чем в образе Жанны. Существенных минусов в картине практически нет, и смотрелась она на одном дыхании. Еще звучала приятная музыка — The Shadows — Man of Mystery. Фильм превосходный и я поставлю ему:

10 из 10

30 января 2011

Этот фильм просто великолепен! Я получила огромное удовольствие от его просмотра. Такое кино не стареет и не выходит из моды, а наоборот, его хочется пересматривать. Настолько легкая и непринужденная игра Инны Чуриковой, что сразу же возникает желание пересмотреть все ленты с ее участием.

В этом фильме нет никакой знаковости и символики, простая сюжетная линия, но в то же время забавная, позитивная и легкая!

Отличный альянс режиссера и главной героини, впоследствии ставшей его женой в реальной жизни создает особую, неповторимую атмосферу. Казалось бы простая девушка из провинции, но с таким характером и силой воли, которые позволили добиться заветной цели, но сквозь разрушенную личную жизнь. Но даже этот факт кардинально не меняет героиню, а только наоборот закаляет и позволяет переосмыслить ценности.

Искренне всем советую посмотреть эту комедию, улыбка не будет покидать Вас во время просмотра!

10 из 10

9 октября 2010

С огромным удовольствием в очередной раз пересмотрела фильм, кинулась на сайт почитать восторженных отзывов, но как незаслуженно мало их. Хотя могу предположить почему — вероятно потому что об этом фильме очень сложно писать.. даже в самом казалось бы простом, например что есть ответ на вопрос «о чем этот фильм»? О юной гениальной актрисе, о Жанне Д`арк, о любви, о жизни, о времени советском, ныне также ставшем историей, о времени ещё на 550 лет раньше? Позволю себе обозначить всё это как — фильм о душе, чистой и светлой, в разных жизненных обстоятельствах и эпохах. Спокойно-распевное и одновременно нервное повествование, перемешивающее разные пласты, божественно восхитительная Чурикова.. и вот он закончился, а то что разбередил он, всё не успокаивается..

Звенит высокая тоска,

Необъяснимая словами.

Я не одна, пока я с вами,

Деревья, птицы, облака..

(Осенняя мелодия, Рузавина-Таюшев)

18 марта 2010

Из грязи в князи?

У-ууу…

Это я удачно его посмотрел по ТВ. А то всё никак. Прямо хоть бери да покупай. Надо же, в конце концов, «познакомиться». Это я так думал.

А сейчас мыслю, что смысла в жизни не прибавилось, удовольствия получено не было, в общем, ничегошеньки-то кино это не дало. Мне, во всяком случае.

Чурикова. То, что это ИМЯ, я знаю, слышал. Почему — вопрос куда более сложный. Что в ней увидели в ЭТОМ фильме, для меня вообще загадка. Боюсь, неразрешимая.

Глупая безнравственная тщеславная истеричка. Если коротко. Можно, конечно, и подробнее, но стоит ли? По-моему, и так всё ясно — каждое слово подтверждается поступками, словами и пр.

В этой связи вопрос: а «Начало» — чего? Окончательного падения, морального разложения и деградации? Ну, если так, тогда без вопросов. Но так ли?

Фильм не понравился. Вот вообще. Ничего я нем не увидел. Молодцы Куравлев, Кононов — это ясно, но они едва ли не в каждом своем фильме молодцы — что ж с того? Конкретно этой картине как это помогает? Да никак.

Я понимаю, что некорректно это прозвучит, но… на Жанну Д`Арк в исполнении Чуриковой смотреть же невозможно! Это же чудовище! Какая там м. б. актерская игра и пр. — чем это можно исправить — я ума не приложу. Баба Яга — да — сам бог велел, но не Орлеанская же дева?! Я уже молчу, что сцены (многие, во всяком случае) из «фильма в фильме» к основному сюжету, прямо скажем, за уши притянуты. Надо было чем-то «эфир» наполнить? Или как?

Не понял я, честно скажу. Что хотели сказать, что показать, зачем?! Не знаю.

5 из 10

18 мая 2009

Орлеанская дева

«…Я вижу в ней тогда знаменованье

Чего-то высшего, и часто мнится,

Что из других времен пришла она…»

/Ф. Шиллер. «Орлеанская дева» (перевод В. А. Жуковского).

Жанна Д’Арк как настоящая святая воскресала и снисходила на грешную землю несколько раз. В разные годы она находила себе самых разных «пророков». Французская героиня «шептала на ухо» и утонченной шведке Ингрид Бергман, и смешливой француженке Сандрин Боннер, и суровой «оголливуденной» украинке Милле Йовович, и, конечно же, драматичной русской — прекрасной Инне Чуриковой.

Не отрицаю прелесть прошлых и будущих Жанн, но отчего-то считаю, что настоящая Орлеанская дева была именно такой, коей ее изобразила Инна Михайловна — молодой, и потому немного трусливой, но в то же время решительной, благородной и великодушной, возвышенной и простой — то есть такой, в которой видно сие «знаменованье».

Невзирая на то, что история Жанны Д’Арк — лишь часть замечательного, непривычного по строению фильма Глеба Панфилова «Начало», я недаром потратил на ее описание два абзаца. Повесть об актрисе Паше Строгановой — тоже рассказ об Орлеанской деве. «Начало», соединившее в себе три вселенных, — предание о силе духа, о своеобразном подвиге одного человечка, о людской цели и ее достижении.

Казалось бы, что комичного и трогательного может быть в подобном громогласии? «Многое… Многое!» — ответит талантливый режиссер Глеб Панфилов, снимет свою будущую жену в главной роли и частично воплотит желание рассказать биографию Жанны Д’Арк. Он сложно сплетет истории личной жизни главной героини Паши, ее съемок в фильме и самого фильма, образовав тем самым дивную линзу, в хрусталике которой соединятся несколько миров, пестрящих и драматизмом, и курьезом; образовав бесценную коллекцию, в которой соберутся душа эпохи и этноса.

Картина Панфилова — не просто рассказ о карьерном старте, а философия нераскрывшегося, еще неизвращенного и не изуродованного зеленой мишурой прелестного бутона. «Начало» — это глоток свежего воздуха, позволяющий, подобно лукавому киносъемочному процессу, открыть новую жизнь, словно новую банку варенья, которую потом уплетет забавный мальчишка. Уверяю, сие трогательное кино запомнится вам на долгие-долгие годы. Запомнится неподдельной искренностью, с коей герой Михаила Кононова смотрит на Пашу; запомнится чарующей мелодичностью, с которой пошло-приземленный Аркадий будет подпевать одухотворенной Паше; запомнится добродушным гримом советской жизни; запомнится неземным счастьем, какое будут излучать в финале творцы; запомнится пророческим драматизмом, кое проявится в последней молитве Жанны… Запомнится, и надолго, подобно самому яркому событию вашего детства — вашего начала.

24 ноября 2008

Прасковья Строганова, она же Паша, простая жительница провинциального городка Речинск. Работает ткачихой, играет в местом клубе Бабу Ягу и ходит на танцы. На танцах Паша знакомится с Аркадием, который пригласил «неэффектную» девушку потанцевать…

На фоне этой истории развивается другой сюжет. Пашу приглашают играть в кино Жанну Д`арк…

Фильм состоит из нескольких частей: реальная жизнь Паши, съемки фильма и сам фильм про Жанну Д`арк. Иногда трудно угадать показывают ли нам съемки или историю про Орлеанскую деву.

Сам же фильм полон юмора, несмотря на некоторые «печальные нотки».

Фильм является классикой и одной из жемчужин советского кинематографа.

Блестящая игра Инны Чуриковой вне всяких похвал. К тому же в фильме звучит великолепная музыка.

9 из 10

30 октября 2008

Комедия Начало появился на телеэкранах в далеком 1970 году, его режиссером является Глеб Панфилов. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Инна Чурикова, Валентина Теличкина, Татьяна Степанова, Леонид Куравлёв, Нина Скоморохова, Юрий Клепиков, Геннадий Беглов, Вячеслав Васильев, Евгений Лебедев, Всеволод Соболев, Герасим Жуковский, Ирина Губанова, Людмила Аринина, Адольф Ильин, Татьяна Бедова.

Страна производства - СССР. Начало — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.